Работа с литературой способы фиксации информации
Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.
1. Конспектирование
Конспект – краткая запись содержания прочитанного.
Принципы составления конспекта
1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.
2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.
3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.
4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.
5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.
2. Составление аннотации
Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:
Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …
Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:
В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;
– » – дается анализ (характеристика, описание); —» – приводятся результаты;
– » – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);
– » – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
предназначена для специалистов в области …;
Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.
Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.
Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.
3. Составление реферата
Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.
Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.
Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).
Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.
Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.
Структура монографического реферата
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:
Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …
Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:
Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);
4. Основное содержание.
Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:
Во введении указывается, что…;
В первой главе освещается …. Автор отмечает (указывает, делает вывод), что …;
Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;
В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.
5. Наличие иллюстративного материала.
Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:
Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т. п.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
Статья предназначена для специалистов в области …;
– » – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.
В качестве примера приведем реферат статьи.
ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)
Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. – № 8.
Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.
В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.
Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.
Монографический реферат должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, содержащейся в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.
Источник
Тема 10. Способы фиксации библиографической
Информации
Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью картотеки и рабочего списка литературных источниковпо теме исследования. В первом случае каждый источник записывается на отдельной карточке. Картотека ведется по предметному принципу, т.е. по разделам изучаемой темы. Содержательные пункты картотеки выделяются картонной карточкой. В случае если найденный источник относится к нескольким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. Помимо предметной целесообразно также параллельно вести картотеку по алфавиту. Это позволит найти нужные источники по автору. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического источника делаются краткие записи о его содержании.
Другой способ фиксации библиографической информации – это рабочий список литературы по теме исследования. Этот способ наиболее удобен с точки зрения написания обзора литературы по изучаемой теме. Рабочий список целесообразно вести по видам источников: 1) монографии, учебники; 2) статьи; 3) авторефераты, диссертации. На каждый вид источников резервируется определенное количество пустых мест (номеров) для записи найденных публикаций. Например, на крупную форму (монографии, учебники) закладываются 399 мест и резервируются номера с 1-го по 399-й. На мелкую форму (статьи) – 300 мест (номера с 400 по 699). Обычно статей бывает меньше, чем монографий и учебников. На диссертации, авторефераты, содержащие наиболее концентрированную научную информацию, можно отвести 100 мест (номера с 700 по 799). Диссертаций по теме исследования можно найти еще меньше, чем монографий, учебников и статей, таким образом, рабочий список литературы в состоянии охватить почти 800 источников, что достаточно для подготовки обзора для кандидатской диссертации.
При выполнении курсовой или дипломной работы объем рабочего списка можно сохранить, но заполнить гораздо меньше пунктов и оставить остальные места свободными.
Достоинство рабочего списка литературы заключается в том, что в нем каждый источник получает только один номер. В результате в дальнейшем при проведении просмотрового и изучающего чтения можно уже оперировать не таким громоздким полным библиографическим описанием литературного источника, а его номером.
Рабочий список литературы следует отличать от списка литературы, который приводится в конце начисто оформленного научного произведения. Первый заполняется по мере нахождения библиографических источников без учета алфавита и имеет смысл лишь в сочетании с информационно-поисковой системой по теме исследования. Можно сказать, что он является элементом исследовательской «кухни». Список литературы в конце оформленной научной работы приводится в соответствие с ГОСТом 7.1.-84.
Оформление списка источников и литературы.Данный раздел научной работы может иметь и другое название: «Литература», «Библиография», «Библиографический указатель» и др. Помещается он в конце работы, после «Заключения».
Вопросам оформления списка источников и литературы, прилагаемого к научной работе, следует уделять самое серьезное внимание. По библиографическому списку, составленному специалистом, можно судить, насколько автор осведомлен в литературе вопроса. Кроме того, списки литературы, приложенные к книге или диссертационной работе, представляют самостоятельную ценность как справочный материал для исследований. К группировке материала в нем надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы автором, документирует, в частности, все библиографические ссылки в тексте работы.
Рассмотрим отдельные этапы работы над библиографическим списком. Чтобы оформить библиографический аппарат курсовой или дипломной работы, диссертации, автор должен выполнить следующие процессы:
1. Составить библиографическое описание документов по вопросу.
2. Произвести отбор документов, необходимых для отражения в списке.
3. Надлежащим образом сгруппировать материал по схеме, отвечающей задачам работы.
Предшественником списка в процессе подготовки работы является рабочая картотека, состоящая из описаний всех проработанных автором материалов. Одно из главных достоинств карточной формы вспомогательного инструмента работы – возможность сравнительно легко изменить порядок расположения, быстро добавить недостающие описания цитируемой литературы или, наоборот, изъять избыточную информацию на карточках. Необходимость в этом особенно часто возникат по ходе подготовки и дальнейшего редактирования, например, дипломной работы или диссертации. В другой, некарточной, форме осуществить эти изменения крайне затруднительно.
Рассмотрим первый этап – правила библиографического описания научного документа. Любой форме записи должно предшествовать библиографическое описание литературного источника, т.е. своеобразная справка, которая характеризует публикацию по ее внешним признакам: авторству, названию, издательским данным.
Составление библиографического описания регламентируется государственными стандартами, по развернутой методике – «Правилами составления библиографического описания». Необходимо обратить внимание на основные принципы более сокращенных правил, которыми следует руководствоваться при составлении списка источников и литературы.
Библиографическое описаниечрезвычайно распространено. Оно применяется на каталожных карточках, издаваемых Всероссийской книжной палатой, а также в списках литературы, которые сопровождают диссертацию, монографию, статью, реферат, курсовую работу и т.д.
Подобным же библиографическим описанием должен пользоваться каждый, кто изучает литературный источник. Однако при этом необходимо использовать сокращенный вариант описания, которое дается в списках литературы.
В работе с литературой целесообразно прибегать к библиографическим описаниям в двух случаях.
Во-первых, перед тем, как осуществить ту или иную запись изученного источника, например, перед конспектированием (в той же самой тетради); другими словами, конспектирование следует начинать с библиографического описания.
Во-вторых, для создания личной картотеки прочитанных книг, журнальных статей и пр., построенной по определенному тематическому признаку. Подобная картотека может быть полезна не только при необходимости воскресить в памяти какое-либо научное положение, но и при разработке реферата (дело в том, что составленные планы, тезисы, конспекты чрезвычайно объемны, поэтому ими трудно пользоваться при систематизации материала; карточки в этом случае обладают неоспоримым преимуществом).
Все библиографические описания должны быть строго унифицированы, а следовательно, соответствовать общепринятым правилам.
Составление библиографического описания научного документа регламентируется государственным стандартом (ГОСТ 7.1.-84. – М., 1984. – 74 с. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). В нем установлены общие требования к описанию документа и правила его составления. Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания). Каждый из них содержит сведения о конкретном признаке издания, статьи и т.п. В профессиональных указаниях области отделяются друг от друга точкой и тире.
В библиографическом описании используются следующие условное разделительные знаки (УРЗ):
; точка с запятой
// две косых черты
Общая схема библиографического описания научного документа. В целом описание всех типов документов унифицировано, но не исключено, что при составлении записей на отдельные виды документов придется воспользоваться дополнительными правилами. Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в привденной схеме. Запись предполагает указание следующих сведений:
Фамилия и инициалы автора
Область заглавия и сведений об ответственности
Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.п.).
Сведения об ответственности (содержат информацию о редакторе, составителе, организации, от имени которых опубликован научный документ).
Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.).
Область выходных данных
Издательство или издающая организация
Область количественной характеристики
Объем (сведения о количестве страниц, листов).
Автор. Если вы нашли источник и по его названию поняли, что ваша жизнь в науке до этого не имела смысла, посмотрите, кто его написал. Дальнейший поиск можно вести по фамилии человека, который придал смысл вашей работе. В других сочинениях того же автора могут быть опубликованы списки литературы, где будут фигурировать, к примеру, его собственный научный «гуру» и т.д.
Название. Комментарии излишни, хотя иногда бывает, что название не вполне соответствует содержанию работы – потрудитесь прочитать и текст.
Сведения об ответственности (следуют за косой чертой после названия). В сборниках научных трудов обычно пишут фамилию составителя или редактора. Далеко не каждому доверяют редактировать или составлять научный сборник. Значит, составитель либо пользуется большим авторитетом в науке как ученый, либо он специалист, который знает исследуемый вопрос досконально. Поэтому аналогично пункту «Автор» изучите «досье» редактора. Кроме того, в сведениях об ответственности указывается та организация, которая отвечает за издание. Как правило, институты и исследовательские организации берут на себя ответственность только за то, с чем они работают, за свое направление. Поэтому, если вы энтомолог и занимаетесь бабочками, сборник «Баттерфляй», выпущенный институтом физкультуры и спорта или обществом театроведов, вам смотреть не стоит.
Ответственным лицом будет также и художник, оформивший издание, переводчик и т.д.
Место издания. Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города публикуют, как правило, труды признанных, авторитетных ученых, и попасть в такие издательства, по крайней мере, раньше, было непросто. Это не относится к трудам институтов и исследовательских организаций – у них статус, примерно одинаковый для всех уголков нашей Родины. Место издания (как и организация, ответственная за издание) поможет обнаружить наличие неформальной научной школы, работающей по вашему направлению, а также определить круг нужных имен.
Издательство. Чтобы эффективно использовать информацию об издательстве, вам необходимо знать авторитетные научные издательства (например, «Наука», «Высшая школа»), профильные издательства («Экономика», «Русский язык»), издания вузов и научно-исследовательских институтов вашей области науки. Зная «свои» издательства, можно легко ориентироваться в процессе поиска, когда название книги неоднознчно (или неинформативно) и отсутствует аннотация работы.
Год издания. Чем новее – тем «свежее», актуальнее информация. Однако иногда полезно обратиться к первоисточникам, так как в силу разных причин многие интересные и ценные идеи, высказанные ранее, были либо не развиты, либо развиты не в том направлении, либо известны только по комментариям. Поэтому классику необходимо читать в первом издании и по возможности на языке оригинала.
Серия. Название серии приводится в конце библиографического описания, в круглых скобках, и также может быть полезно в информационном плане. Согласитесь, книги с емким названием «Дюна», изданные в сериях «Библиотека фантастики» и «Занимательная география. Пустыни мира», – немного разные вещи.
Стоит надеяться, что внимательное изучение библиографических описаний сэкономит вам немного времени и сил.
Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, его заменяющие. Описание составляется под фамилией автора, если авторов не более трех, и под заглавием, – если авторы указаны не на титульном листе или их четверо и более.
Библиографическую запись целесообразно составлять на языке и, по возможности, в графике подлинника.
Библиографическое описание научного документа зависит от его вида. Приведем правила описания наиболее типичных, чаще всего встречающихся при проведении исследования научных документов. Для более редких случаев, количество которых достаточно велико, необходимо знакомство со специальной литературой, посвященной данному вопросу.
Правила описания наиболее типичных научных документов следующие:
Источник