- Способы управления и развития памяти
- Что такое рабочая память и как ее улучшить
- Три стадии памяти
- Почему рабочая память так важна?
- Факты о рабочей памяти
- Как улучшить свою рабочую память
- Используйте прайминг
- Избавьтесь от раздражителей и отвлечений
- Будьте организованными
- Научитесь вызывать в себе нужное состояние
- Объединяйте информацию в блоки
- Используйте модель рабочей памяти Бэддели
- Высыпайтесь
- Записывайте
Способы управления и развития памяти
Продуктивность деятельности тесно связана с возможностями памяти. Многие люди недовольны работой памяти, поскольку в нужный момент не могут вспомнить нужные сведения. Знание разнообразия способов улучшения работы своей памяти будет полезно каждому.
I.
Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.
Локальная привязка, или метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.
Метод словесных посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. Еще одна фраза используется жителями Петербурга для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Это соответствует званиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.
Облегчает запоминание и группировка — разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.
Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.
Припоминание слова зависит от того, насколько часто встречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово в значимую для человека категорию. Фамилии потому трудно припоминаются, что не входят ни в одну из категорий. Метод ассоциаций предполагает создание связей между элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом, чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.
Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени, — акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО, ООН, НАТО.
II.
Разнообразие приемов запоминания не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой. Особо важная и необычная информация может запоминаться с одного предъявления (поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти обменивается некоторым образом на продление времени циркуляции информации в нейронных цепях). Если же необходимо запомнить обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности. Правильно организованное повторение нельзя приравнивать к механическому заучиванию; нао6opот, оно способствует проникновению в суть материала.
Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.
Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — усвоить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.
Для эффективного использования установки следует тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого.
Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Активная умственная работа с материалом помогает развитию способности укрупнять и оптимально организовывать запоминаемые единицы. Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание. Обычно легко вспоминается примерно пять представителей каждого класса, поэтому чем больше классов создают испытуемые, тем больше элементов они запоминают.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа.
Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете.
Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей.
III.
Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.
Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает надежного запоминания. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Все это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендацию — в особо ответственных ситуациях повторять материал перед сном, тогда ничто не сможет помешать консолидации.
В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это.
Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаше жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы.
Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если он тогда был разозлен или огорчен вашей просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять, удается произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть, и тем самым укрепляет следы и облегчает воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании только мешает делу.
Источник
Что такое рабочая память и как ее улучшить
Независимо от того, отвечаете ли вы на сложный вопрос на экзамене, импровизируете ли на публике, анализируете сложные данные или выступаете с презентацией, способность быстро обрабатывать информацию — это жизненно важный навык. Если вы прочли первое предложение без запинок и сразу поняли, о чем в нем говорится, тогда с вашей рабочей памятью относительный порядок. В противном случае, нужно вооружиться некоторыми эффективными стратегиями и методиками, чтобы ее улучшить. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Рабочая память — это когнитивная система с ограниченной способностью, которая отвечает за временное хранение информации, доступной для обработки. Она очень важна для построения рассуждений, принятия решений и выбора поведения. Термин рабочая память был придуман учеными Миллером, Галантером и Прибрамом и использовался в 1960-х годах в контексте теорий, которые сравнивали ум с интеллектом компьютера.
Ее часто называют кратковременной, однако некоторые теоретики полагают, что они различны. Рабочая память позволяет манипулировать хранимой информацией, тогда как кратковременная относится лишь к краткосрочному хранению данных. Впрочем, они очень схожи и связаны, поэтому в этой статье мы не станем сосредотачиваться на разнице между ними.
Три стадии памяти
Существует некоторая путаница в определении и использовании термина «рабочая (кратковременная) память», даже среди экспертов. Чтобы понять это, нам нужно увидеть, как она вписывается во весь процесс памяти.
Многие психологи считают, что у нас есть одна система памяти с тремя отдельными стадиями — сенсорной, рабочей (краткосрочной) и долгосрочной.
Сенсорная память быстротечна, длится менее половины секунды. Этого времени хватает, чтобы «сфотографировать» в мозг изображение, звук или другое ощущение.
Информация из сенсорной памяти тут же переходит в рабочую. Рабочая память действует как фильтр, временное хранилище, а также позволяет оперировать информацией. Это то место, где сенсорные воспоминания обрабатываются и либо полностью забываются, либо перемещаются в долговременную память.
Долговременная (долгосрочная) память — это то «место», где информация хранится постоянно, потому что вы дали мозгу сознательно или бессознательно понять, что она очень ценная.
Почему рабочая память так важна?
Всякий раз при выполнении задач, требующих рассуждения, понимания и обучения, мы используем свою рабочую память. Она позволяет хранить важную информацию в мозге, в то время как мы одновременно делаем что-то еще.
Это кратковременный накопитель для мыслей и идей, которые можно обработать, организовать и интегрировать, чтобы:
- решить проблему;
- принять решение;
- найти объяснение;
- прийти к выводу;
- спланировать дальнейшие шаги.
Если вы отвечаете на вопрос при помощи импровизации, ваша рабочая память — это то, что позволяет загрузить то, что вы хотите сказать, в так называемую когнитивную очередь, одновременно с этим разговаривая.
При чтении книги или статьи, ваша рабочая память также играет большую роль. Понимание текста требует, чтобы вы:
- помнили информацию, которую прочитали раньше;
- усваивали то, что читаете сейчас;
- связали это;
- сделали вывод.
При написании статьи или эссе, человек также использует рабочую память. Например, он прочел что-то интересное о теме своего исследования в интернете и теперь должен держать это в уме, пока не запишет.
Во время спора или полемики вы также должны удерживать слова собеседника в памяти, чтобы оперировать ими и цитировать в случае необходимости. Один из излюбленных приемов манипуляторов состоит в том, чтобы бомбардировать нашу память огромным количеством данных. Важно понимать и это, чтобы не попадаться на их удочку.
Рабочая память также играет ключевую роль в концентрации и внимании. Она не только позволяет хранить соответствующую информацию в мозге, но и игнорировать отвлекающие мысли.
Это значит, что если вы развиваете свою рабочую память, то учитесь концентрироваться на долгие периоды времени, а также полностью погружаться в ту или иную тему.
Но есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, стрессовом мире, полном отвлечений, рабочая память ослабевает. Большинство людей страдает от информационной перегрузки из-за социальных сетей, СМИ или рекламы.
Нужно проявлять ментальные, сознательные усилия для того, чтобы понимать, какая информация является самородком, а какая — мусором. Беспокойство и стресс, вызванные раздражителями, также снижают способности рабочей памяти.
Вот некоторые частные случаи, указывающие на необходимость развивать свою рабочую память:
- Во время разговора вы хотите что-либо сказать, но к тому моменту, когда собеседник заканчивает свою речь, мысль полностью вылетает из вашей головы.
- Вы постоянно не можете вспомнить, куда дели ключи, кошелек или телефон, хотя только что держали их в руках.
- Вы часто забываете содержание разговора через минуту после того, как он закончился.
- Вас очень легко отвлечь.
- Вам нужно постоянно перечитывать абзац, чтобы полностью понять и сохранить в памяти информацию.
Факты о рабочей памяти
Текущие исследования в этой области демонстрируют, что рабочая память является динамичной и гибкой, а значит ее можно тренировать. Об этом мы поговорим позже. А сейчас — факты.
- По-видимому, ни одна часть мозга не отвечает напрямую за рабочую память; за эту когнитивную структуру отвечает несколько локаций.
- Это временное рабочее пространство, которое человек использует для обработки информации.
- Рабочая память характеризуется небольшой емкостью. Считается, что в среднем человек может удерживать в уме 4-5 элементов информации одновременно (существует также вывод Миллера о том, что таких элементов 7 ± 2).
- Осваивать новые навыки и обучаться тяжело именно по той причине, что рабочая память имеет ограничения в количестве элементов информации, которые можно одновременно держать в уме.
- Емкость рабочей памяти зависит от категории элементов информации, а также от их особенностей. К примеру, считается, что цифры лучше запоминаются, чем буквы, а короткие слова легче запомнить, чем длинные.
- Ограничения рабочей памяти можно преодолеть, если к ней подключить долгосрочную. Суть в том, чтобы формировать структуры высшего порядка из нескольких элементов. Таким образом, если вы будете объединять единицы информации в блоки, то сможете лучше оперировать данными.
- Новая информация в рабочей памяти является временной. Она либо кодируется в долговременную память, либо забывается или заменяется.
- Информация «держится» в рабочей памяти около 10-15 секунд, после чего заменяется другой, если не совершить сознательную попытку ее запомнить. Когда мозг не в состоянии выполнить эту работу, возникает когнитивная перегрузка.
- Чтобы перевести информацию из рабочей в долгосрочную память, требуется умственное усилие. Об этом мы поговорим далее.
- Между долговременной и рабочей памятью происходит непрерывный обмен информацией.
- Данные извлекаются из долговременной памяти в рабочую, чтобы понять смысл новой информации.
- Текущие исследования показывают, что индивидуальные различия в производительности рабочей памяти могут объяснять несходство в производительности задач обработки информации, таких как чтение и ведение заметок.
- Теория когнитивной нагрузки утверждает, что традиционные методики обучения могут перегружать рабочую память, поскольку они не учитывают внутреннюю и внешнюю нагрузку.
- При обучении важно выяснить свои индивидуальные особенности и узнать, какая когнитивная нагрузка на рабочую память будет уместной.
- Успеваемость по таким предметам, как математика и чтение, напрямую связана с рабочей памятью.
Как улучшить свою рабочую память
Используйте прайминг
Это метод, при котором воздействие одного раздражителя влияет на ответ на последующий стимул без сознательного руководства или намерения. Например, слово ХЛЕБ распознается быстрее после слова МОЛОКО, чем после слова ОДЕЯЛО.
Что это значит в практическом смысле? Определенные слова позволяют мозгу лучше настроиться на понимание и усвоение информации, чем другие.
Вы должны не только использовать правильные слова, но и избегать неправильных, которые препятствуют запоминанию информации. Таким образом, если вам нужно прочесть и запомнить что-либо, проговаривайте про себя те слова, которые относятся к данной тематике. Это позволит быстрее извлекать из памяти нужные данные и термины, после чего эффективно связывать их с новой информацией.
Вы наверняка подвергались подобному феномену, когда не могли что-то вспомнить, но перечисляя связанные с темой слова, добивались озарения.
Избавьтесь от раздражителей и отвлечений
Так как рабочая память имеет короткую продолжительность (10-15 секунд, как мы уже упоминали), следует избавиться от всего, что может нас отвлечь.
Неумолимые отвлечения могут также вызвать стресс и беспокойство, что вредит усвоению информации. Мешает все, что не относится к изучаемой теме: уведомления браузера, почта, телефон, звук телевизора или радио.
Установите таймер для работы над важной задачей. Не позволяйте своему разуму и телу отвлекаться на что-либо другое. Здесь крайне важна осознанность и полное игнорирование всего, что может помешать.
Будьте организованными
Этот совет частично относится к предыдущему, ведь если вы неорганизованны, то и оставаться собранными вам будет сложно.
Когда вы можете быстро найти то, что нужно для продолжения работы, то способствуете улучшению своей рабочей памяти. Таким образом, она постоянно используется по назначению.
Научитесь вызывать в себе нужное состояние
Проще всего вспомнить или запомнить информацию, когда вы находитесь в состоянии, аналогичном тому, в котором изначально ее изучали. Например, при изучении иностранного языка помещайте себя в одно и то же состояние, а также окружение:
- слушайте ту же музыку;
- сидите за тем же столом;
- по возможности вызывайте в себе схожие эмоции.
Объединяйте информацию в блоки
Эта техника, называемая по-английски Chunking, предлагает объединять отдельные единицы информации в более крупные блоки. Вероятно, наиболее распространенный пример этого метода касается запоминания номеров. Последовательность чисел 4-7-1-3-6-2-9-0-3 легче запомнить, если она будет разделена на 471-362-903.
Это очень полезный инструмент, когда вы, к примеру, ведете дискуссию. У оппонента может быть огромное количество доводов, все это в уме не удержишь, поэтому нужно распределять их в группы: финансовые, социальные, политические аргументы. Это позволит избежать когнитивной перегрузки и не дать себя одурачить.
Используйте модель рабочей памяти Бэддели
Центральный управляющий элемент является наиболее важным компонентом модели. Он отвечает за мониторинг и координацию работы подчиненных систем: зрительно-пространственного наброска, фонологической петли и эпизодического буффера. Затем отправляет переработанную информацию в долговременную память.
Фонологическая петля обрабатывает звуки и отвечает за речевую информацию. К примеру, она используется для того, чтобы пополнить словарный запас, решить проблему или математическую задачу, запомнить инструкцию. Любопытно, что память на словесный материал нарушается, когда людей просят сказать что-то неуместное вслух.
Это значит вот что: если вы говорите вслух что-то лишнее или ненужное, то с трудом будете запоминать нужную информацию. И наоборот: повторяя важные правила, сможете отложить их в долговременную память.
Зрительно-пространственный набросок — это обработка визуальной и пространственной информации. Развивается, в частности, решением логических задач и головоломок, сборкой паззлов, рисованием.
Эпизодический буфер — это место, куда временно помешается информация из фонологической петли и зрительно-пространственного наброска. Бэддели считает, что тренировать его можно при помощи осознанности, медитации, улучшения внимания.
Высыпайтесь
Нельзя не упомянуть и про важность сна в улучшении рабочей памяти. Вы наверняка слышали, что взрослый человек нуждается в 6-8 часах ночного сна. А также ощущали на себе, как влияет недостаток сна на память и концентрацию.
Поставьте простой эксперимент: на протяжении месяца за 2 часа до сна прекратите пользоваться смартфоном, телевизором и ноутбуком. Вместо этого читайте книги или общайтесь с близкими людьми. Вы сможете обнаружить, что подобная дисциплина улучшит концентрацию и позволит сосредотачиваться на сложных задачах в течение длительного периода времени.
Исследования доказывают, что хороший сон является одним из самых лучших способов улучшения рабочей и общей памяти. Он особенно важен, когда вы хотите обучиться какому-нибудь навыку.
Записывайте
Многие люди считают, что записывание вредит памяти, однако это совершенно не так. Известные люди прошлого вели дневники и записывали в них все, что могли забыть. Среди них — Томас Эдисон, Никола Тесла, Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Генри Форд, Марк Аврелий. А ведь они могли даже похвалиться своей памятью.
В идеале вести дневник и записывать в него все, что вы узнали в течение дня, нужно хотя бы раз в сутки. Это важно, потому что помогает переварить нужную информацию, ведь пишете вы наверняка медленнее, чем думаете, да и делаете это точно осознанно.
Источник