Рабочий план социологического исследования это способ решения

Методический и рабочий планы исследования в социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методический план исследования

Методологический план исследования — это такой план, который предполагает обоснование выбора методов сбора и обработки социологической информации, в соответствии с целями, задачами и гипотезами проекта.

Например, если в исследовании используется метод интервью, в методологическом плане указывается, для каких задач и гипотез он используется, какие блоки вопросов для интервью служат для их обоснования и развития.

Методологический план также устанавливает взаимосвязь между методами сбора первичной информации, с одной стороны, и ее обработкой и анализом, с другой. Итак, если мы используем метод опроса, мы заранее устанавливаем процедуры статистической обработки данных, которые будут получены с его помощью. Поэтому методологический план — это не просто перечень методов, а обоснование связи методологии с теоретической концепцией исследования и процессом обработки данных.

Каждое исследование требует разработки методологического плана в силу его специфики, принципиально уникальной, даже использование стандартных методик предполагает его создание, поскольку каждый новый объект исследования требует особого подхода к его изучению.

Рабочий план исследования

Рабочий план представляет собой последовательный список всех видов работ, которые будут выполнены во время исследования. Это самостоятельный документ, который составляется вместе со стратегическими и методологическими планами.

Рабочий план — это способ решения организационных проблем, а не методологических. Здесь в строгой хронологической последовательности описано, что, кому и когда делать: воспроизвести вопросник, согласовать условия проведения полевых опросов с конкретными организациями, учреждениями, местом, где он будет проводиться, организовать сеть предков и интервьюеров, при необходимости, отправлять некоторых сотрудников в командировки (если этого требует исследование), заключать соглашения с центрами обработки данных, определять сроки проведения исследований и подготовки отчетов и т. д. С помощью В плане работы решаются проблемы планирования и организации исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

В рабочем плане его основные части конкретизируют следующие этапы социологического исследования:

  • подготовка программы и инструментов;
  • обоснование методики, пилотаж;
  • сбор социологической информации (полевой этап);
  • подготовка сведений для обработки;
  • обработка сведений и статистический анализ, интерпретация и процесс логического анализа данных;
  • отчет.

Расписание сети является неотъемлемой частью плана работы. Он включает временные рамки для каждого элемента всего исследовательского процесса. Сетевое расписание — это своего рода метод контроля за выполнением работ. Время от времени проверяется во время обучения.

Основные процедурные меры социологического исследования, связанные с его осуществлением, отражены в его плане работы.

План работы шире, чем исследовательская программа. Его задача — организовать основные этапы обучения в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами.

Рабочий план дает возможность предвидеть и наиболее эффективно определять общий объем научных, организационных и финансовых затрат; его структурными составляющими являются этапы исследований, а также подробный перечень исследовательских и организационно-технических процедур и операций. Рабочий план также содержит подтверждающие документы, инструкции, подробный расчет организационно-технических, временных, материальных и других затрат в соответствии с действующими стандартами.

Структурные составляющие плана работы социологического исследования – его этапы, различные виды и формы исследования, организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их реализации.

Рабочий план исследования отражает основные виды деятельности и их последовательность. Грамотный и хорошо разработанный план научных исследований является необходимым условием для получения объективной информации и ее научной интерпретации. Это позволяет заранее прогнозировать и определять объем научных, организационных и финансовых ресурсов, задавать ритм и согласованность исследований на всех этапах его осуществления.

Разработка плана исследований основана на определенных принципах и правилах. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управления и исполнения.

В рабочем плане исследования все исследовательские и организационные и технические процедуры и операции сгруппированы в четыре раздела.

Первый раздел устанавливает порядок подготовки, обсуждения и утверждения программы и инструментарий социологического исследования. Он предусматривает формирование и подготовку группы сбора первичной информации (анкетирование, интервьюеры). В разделе исправлена проблема проведения пилотажных исследований, в которых будет показано, как «работает» инструмент.

Второй раздел, по сути, отвечает на вопросы:

  • что нужно делать;
  • где и когда;
  • в какие сроки.

То есть, он влияет на организационные и методологические типы работы. Он обеспечивает предварительное уведомление респондентов о цели, задачах и практической значимости исследования.

Третий раздел обычно посвящен планированию операций, связанных с подготовкой информации, которая была собрана в «поле» для обработки на компьютере. План предусматривает формирование такой группы специалистов, которые будут выполнять всю эту работу (выбор анкет, кодирование открытых вопросов и т. д.).

В четвертом разделе представлены все виды работ, которые связаны с анализом результатов обработки. После получения сводных таблиц цифр, процентов, исследователи готовят предварительный итоговый документ. Иначе говоря, готовится информация, информационная записка или отчет о проведенном социологическом исследовании, делаются обобщающие выводы, создаются какие-то рекомендации, которые можно применить на практике.

Читайте также:  Органик микс осенний эликсир способ применения

Итак, в обобщающем виде можно сказать, что план работы определяет основные этапы и подэтапы всей работы, характеризует размещение исполнителей (с учетом последовательности, в которой процедура предполагает использование определенных методик), связывает во времени различные действия, выполняемые членами исследовательской группы, и определяет элементарный сетевой график всей работы. Рабочий план фактически превращается в важный, как и программа, документ исследования.

Источник

План социологического исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Организация и проведение социологического исследования нуждается в тщательной подготовке. Подготовительный этап работы заключается в составлении программы и плана исследования.

Программа

Программа социологического исследования является изложением его теоретико-методических предпосылок (общей концепции), основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, осуществляемых процедур и инструментария.

На программу в социологическом исследовании возлагается ряд функций:

  • методологическая, позволяющая определить и сформулировать научную проблему, цели и задачи, основные принципы исследования;
  • методическая, заключающаяся в разработке логического плана исследования;
  • организационная, обеспечивающая четкую систему разделения труда, последовательность проведения главных этапов исследования.

Программа социологического исследования, как правило, включает в себя два раздела — методологический и методико-процедурный.

В первом, методологическом, разделе программы:

  • формулируются проблемы, определяются цели и ставятся задачи исследования;
  • определяются объект и предмет исследования;
  • интерпретируются основные понятия;
  • дается предварительный системный анализ объекта исследования;
  • формулируются рабочие гипотезы.

Во втором, методическом разделе программы:

  • составляется принципиальный (стратегический) план исследования.
  • определяется обследуемая совокупность.
  • приводятся наброски основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Программу обязательно должен дополнять рабочий план, в котором содержится информация об этапах работы, сроках проведения исследования, оценке ресурсов и т.д.

Стратегический план исследования

Стратегический план составляется согласно разработанным целями и задачами исследования, его гипотезами; он представляет собой исследовательскую стратегию.

Стратегический план исследования может быть:

Готовые работы на аналогичную тему

  • разведывательным (формулятивным) — уточняется проблема и формулируется гипотеза; применяется, если отсутствуют ясные представления об объекте исследования;
  • описательным (аналитическим) – строго описываются качественно-количественные особенности объекта; применяется, если имеющихся знаний об объекте достаточно для формулировки описательной гипотезы;
  • экспериментальным — устанавливаются причинно-следственные связи в объекте; применяется, если имеются достаточно высокие знания в изучаемой сфере, позволяющие выдвигать объяснительные гипотезы.

Рабочий план исследования

Главные процедурные мероприятия социологического исследования, которые связаны с его реализацией, находят отражение в его рабочем плане.

Рабочий план шире, чем программа исследования. Его задачей является упорядочение основных этапов исследования согласно программе, календарным срокам, материальным и людским затратам.

Рабочий план предоставляет возможность предвидения и наиболее эффективного определения всего объема научных, организационных и финансовых затрат; его структурные компоненты – это этапы проведения исследования, а также детальный перечень научно-исследовательских и организационно-технических процедур и операций.

Рабочий план содержит также вспомогательные документы, инструкции, подробный расчет организационно-технических, временных, материальных и других затрат согласно существующим нормативам. Нормативные показатели позволяют получить четкое представление о требуемом для проведения исследования времени, количестве анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, сроке ее сбора и обработки.

Источник

Социологическое исследование: описание, рабочий план, пример

Что такое программа социологического исследования

Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.

Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.

Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.

Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы. В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем.

Этапы исследования

Различают следующие этапы:

  1. Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
  2. Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
  3. Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.
Читайте также:  Легкий способ ощипать утку

Разработка программы социологического исследования

Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:

  • методологическое;
  • методическое;
  • организационно-техническое.

Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.

Определение проблемы

Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.

Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.

Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.

Предварительный анализ объекта

После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.

Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:

  • Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
  • Охватывают ли они основные предметы.

Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.

Характеристика цели и задач

Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.).

В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:

  • Составление опросника.
  • Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
  • Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).

Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:

  • Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
  • Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
  • Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
  • Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.

Подобный системный подход важен при составлении любого курса.

Интерпретация понятий

На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс».

Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.

При необходимости можно:

  • Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
  • Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.

Формулирование гипотез

На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.

Инструментом построения гипотез выступают:

  1. Теоретические концепции требующие проверки на практике.
  2. Результаты прежних исследований в данной области.
  3. Аналогии с похожими процессами.
  4. Интуиция исследователя.
  5. Наблюдение за окружающими событиями.

Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка.

Определение стратегического плана

Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:

  • Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
  • Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
  • Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
  • Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.

Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.

Составление плана выборки

На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.

Читайте также:  Способ применения дуста от клопов

Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:

  • Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
  • Лица с разной успеваемостью.

Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.

Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:

  • Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
  • Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
  • Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.

Описание методов сбора данных

В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:

  • Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
  • Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
  • Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
  • Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
  • Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.

Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.

Описание схемы анализа данных

Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.

Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.

Типичные проблемы социологического исследования

Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.

Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:

  1. С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
  2. С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).

Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.

Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:

  • Усложняет инструментарий исследователя.
  • Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
  • Уменьшает оперативность исследования.

Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:

  • Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
  • Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
  • Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.

Источник

Оцените статью
Разные способы