Пыльца крупная липкая по способу опыления
Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.
ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
У ветроопыляемых растений теряется много пыльцы, поэтому ее должно быть много, опыление идет до распускания листьев, чтобы они не мешали, а яркие цветки, нектар, запах нужны насекомоопыляемым растениям для привлечения насекомых.
В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрестному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трех признаков приспособленности. Ответ поясните.
1. ярусное расположение растений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы;
2. ветроопыляемые растения растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца);
3. насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар)
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3)Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4)Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
Идиоадаптации в эволюции растений:
(2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды.
(5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация — частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды.
Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют
Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика, конъюгация и кроссинговер идет во время мейоза.
Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется наличием в цветках нектара, яркого венчика.
Остальные признаки характерны для ветроопыляемых растений.
Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют
Оплодотворение — процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет.
Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика, конъюгация и кроссинговер идет во время мейоза.
Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
А,Б,В – приспособления к опылению ветром.
Приспособленность растений к опылению ветром характеризуется
А,В,Г – приспособления к опылению насекомыми.
Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) плодоношение и созревание семян
2) рост и развитие вегетативных органов
3) цветение и опыление
4) образование и формирование зародыша
5) прорастание семени
Семена прорастают, образуются вегетативные и генеративные органы, опыление приводит к образованию зародыша, семени и плода.
Хм.. А почему же не имеет место быть первым делом образование и формирование зародыша (4), а лишь потом прорастание семени и все последущее? Или семя считается семенем только уже со сформировавшимся зародышем?
Да, «семя считается семенем только уже со сформировавшимся зародышем» — семя орган размножения высших растений, развивающийся из семяпочки; состоит из кожуры, развивающейся из покровов семяпочки и ядра, образующегося из ядра семяпочки.
если учитель в пояснении согласился ,ответ все-таки другой?
С чем учитель согласился?
Ответ в критерии указан верно!
Во 2 не упоминается развитие генеративных органов, тогда получается что и цвести нечему
Ну так поэтому 3 после 2
Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
1) Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности,
2) приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
3) Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
Каким образом потомство растений приобретает новые признаки из-за опыления насекомыми?
Дарвин экспериментальным путём показал, что «перекрестное опыление», когда пыльца берётся с другого растения того же вида, даёт более многочисленное, более сильное и, в свою очередь, более плодовитое потомство. С этой точки зрения становятся понятны всякие сложнейшие приспособления для привлечения насекомых, ибо лишённая активной подвижности пыльца должна быть перенесена кем-нибудь или чем-нибудь в другой цветок, чтобы произвести перекрестное опыление.
А перекресное опыление в свою очередь обеспечивает ГЕНЕТИЧЕСКОЕ разнообразие.
Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени
Последовательность этапов: прорастание семени, появление вегетативных органов, появление цветков, опыление, оплодотворение и формирование зародыша, образование плодов и семян.
Установите правильную последовательность стадий развития семени цветкового растения.
1) прорастание пыльцевой трубки
3) проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение
4) развитие зародыша
5) образование зиготы
Последовательность стадий: опыление → прорастание пыльцевой трубки → проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение → образование зиготы → развитие зародыша.
Ответ верный. Но все равно выдал ошибку.
Значит оформили неверно.
Разве оплодотворение и образование зиготы не одно и то же?Если да,то зачем дан последний пункт?
Оплодотворение — это процесс слияния половых клеток. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка — зигота.
Слиянию половых клеток у покрытосеменных, в отличие от моховидных, предшествует
Для оплодотворения у мхов необходима вода (спермии переплывают к архегониям).
Опыление — процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В |
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А — биологический прогресс | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б — общая дегенерация | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих |
Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.
Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).
Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.
Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.
Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.
Источник
Пыльца крупная липкая по способу опыления
Видовой состав опылителей различных растений
Срок приема материалов с 5 до 30 сентября 2016 г.
У насекомоопыляемых растений в процессе эволюции выработалось много приспособлений для своих опылителей. Возможно, вы уже знаете такие особенности цветков. А если нет, то внимательно прочитайте и обратите внимание на эти признаки.
1.Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные.
2. Мелкие соцветия обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные.
3. Сладкий сок нектар, расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками — нектарниками.
4. Цветки могут иметь запах привлекательный для разных насекомых или пахнуть особенно сильно в разное время суток. Многие белые или светлые цветки особенно сильно пахнут вечером и ночью – их опыляют ночные бабочки. Пчёл привлекают сладкие, «медовые» запахи, а мух – запахи для нас часто не очень приятные: так пахнут многие зонтичные растения (сныть, борщевик, купырь).
5. Пыльца крупная, липкая, шероховатая легко прилипает к мохнатому телу насекомых.
За миллионы лет эволюции многие растения приспособились к опылению определенными группами насекомых. Первичные цветковые растения, видимо, не были специализированы по способу опыления, и энтомофилия у них была довольно примитивной. Примитивные цветковые растения не выделяли нектар, и приманкой для насекомых была только пыльца, которой они питались. Прогресс в развитии энтомофилии был связан с появлением нектарников и с выделением нектара в цветках. Нектар явился дополнительным к пыльце пищевым ресурсом, привлекавшим насекомых к цветку. И это вызвало коренное изменение состава опылителей. Если первоначальными опылителями были, вероятно, только жуки, то теперь большую роль в опылении стали играть высшие перепончатокрылые, двукрылые и чешуекрылые. Этот перелом в развитии энтомофилии привел к процветанию цветковых растений.
Какова сравнительная роль окраски и запаха в привлечении насекомых к цветкам?
Ученые считают, что эти факторы действуют совместно, но их значение неодинаково на дальнем и близком расстоянии. Дальнее действие вызывает прилет насекомого-опылителя к цветку, а действие с близкого расстояния влечет за собой посещение цветка. Прилет к цветку необязательно сопровождается его посещением. Иногда насекомое, подлетев к цветку, не посещает его, а как бы «отворачивается» от него.
Считается, что в большинстве случаев окраска — это фактор дальнего действия. Оно основано преимущественно на цветовом контрасте цветка с окружающей обстановкой .
Запах как фактор дальнего действия, за некоторыми исключениями, не играет существенной роли в прилете насекомых к цветку. Наоборот, он выступает как решающий химический фактор близкого действия, определяющий посещение цветков. Без воздействия запаха на близком расстоянии не происходит никакого или почти никакого посещения цветков. Опыты показали, что запах цветка на близком расстоянии действует сильнее, чем окраска его, как бы перебивая или заглушая ее действие . Таким образом, прилет насекомых к цветку и последующее посещение его определяются взаимодействием (игрой) оптического (окраска) и химического (запах) факторов на дальнем и близком расстоянии.
Однако в отдельных случаях запах является важнейшим фактором дальнего действия, вызывая прилет насекомых к цветку. К числу насекомых, ориентирующихся по запаху с дальнего расстояния, принадлежат, прежде всего такие, которые разыскивают пищу на экскрементах, падали и навозе и откладывают на них яйца. Сюда относятся многие двукрылые (мухи). Они ориентируются в прилете и посещении цветков с трупным запахом (у аронников, раффлезий, стапелий). Ночные бабочки также в основном ориентируются по запаху.
Изучив строение и особенности цветка, можно предположить, какие насекомые его опыляют. Основные опылители в наших широтах – это представители отрядов перепончатокрылых, чешуекрылых, жесткокрылых и двукрылых. Если вы еще не изучали зоологию, поинтересуйтесь, кто относится к этим отрядам.
У ряда растений нектар, доступен многим насекомым. На таких цветках можно увидеть и пчёл, и шмелей, и бабочек, и жуков.
Но есть растения, приспособившиеся к определённому опылителю. При этом они могут иметь особое строение цветка.
Цветки, опыляемые жуками
Считается, что жуки были первыми в эволюции опылителями цветков. Их привлекало большое количество вкусной пыльцы в древних цветках. Ряд современных видов покрытосеменных опыляется исключительно или преимущественно жуками. Цветки у таких растений либо крупные одиночные (как у магнолиевых, лилейных, шиповника), либо мелкие и собраны в соцветие, как у бузины, кизила, спиреи и многих зонтичных. У жуков обоняние развито гораздо сильнее зрения, поэтому опыляемые ими цветки часто белые или неяркие, но имеют сильный запах, обычно фруктовый, пряный или напоминающий неприятный запах брожения. Некоторые опыляемые жуками растения выделяют нектар, в других эти насекомые кормятся лепестками или пыльцой. В большинстве случаев семяпочки в этих цветках хорошо защищены завязью и находятся вне досягаемости жующих челюстей опылителей.
Цветки, опыляемые пчелами, осами и шмелями.
Пчелы – важнейшая группа насекомых, посещающих цветки. Они опыляют больше видов растений, чем кто-либо еще. Пчелы собирают в цветках и нектар ( корм взрослых особей) и пыльцу – пищу для личинок. Поэтому ротовой аппарат, щетинки на теле и другие придатки — это специальные приспособления для сбора и переноса нектара и пыльцы. Цветки для пчел имеют ярко окрашенные лепестки, обычно голубые или желтые, часто с особым узором, по которому насекомые могут без труда их опознать.
Для «пчелиных» цветков типичны нектарники у основания трубки венчика; они часто погружены так, что доступны только для специализированных ротовых придатков пчел и недосягаемы для грызущего аппарата жуков. Такие цветки, как правило, имеют своего рода «посадочные площадки». Одни из наиболее обычных посетителей цветков в умеренном поясе – шмели. Такие растения, как клевер, живокость, люпин и иван-чай регулярно посещаются шмелями. Только шмели могут опылять льнянку, львиный зев: под их тяжестью нижние лепестки цветков отгибаются и насекомое, добираясь до нектара, собирает своим лохматым тельцем и пыльцу. Рыльце пестика расположено так, чтобы пыльца, принесённая шмелём с другого цветка, обязательно на нём осталась.
Цветки, опыляемые бабочками
Цветки, опыляемые бабочками, обычно бывают красными или оранжевыми.
У видов, опыляемых ночными бабочками, белые или бледно окрашенные очень ароматные цветки, как, например, у некоторых видов табака, причем их сильный сладкий запах часто проявляется только после захода солнца.
В цветках, опыляемых бабочками, нектарники часто находятся в основании длинной узкой трубки венчика или шпорца, откуда его могут достать только эти насекомые с их вытянутым сосущим ротовым аппаратом. Бражники, например, обычно не залезают в цветок, как пчелы, а зависают над ним, вставляя свой длинный хоботок в цветочную трубку. Соответственно эти цветки не имеют «посадочных площадок», ловушек и сложного внутреннего устройства, как наблюдается при опылении пчелами. Есть и менее специализированные виды бабочек-опылителей, которые посещают более мелкие цветки с относительно короткими трубками. Насекомые по ним просто ползают.
Цветки, опыляемые мухами.
Двукрылые посещают цветки ради пыльцы и нектара. В качестве опылителей наиболее важны цветочные мухи и жужжала. Посещаемые ими цветки имеют яркую желтую, синюю и фиолетовую окраску, причем и белая окраска не исключена. У жужжал резко выражено цветовое зрение, и они привлекаются к цветку издали оптически.
Цветки для мух часто имеют запах гниющего мяса или рыбы. Такие запахи свойственны початкам аронников, цветкам тропических паразитных раффлезий, многих видов кирказонов. Эти цветки опыляются мухами, привлекаемыми запахом падали. К тому же и окраска цветков у раффлезий имитирует разлагающееся мясо.
Итак, какие исследования вы можете выполнить:
Сначала определитесь, где вы будете проводить наблюдения за опылителями – в поле, на лугу, в своем огороде, на городских клумбах. Можно найти и другие варианты, в зависимости от того, где вы будете летом.
Варианты работы могут быть различными, для этого надо решить – вы выбираете цветки, которые могут опыляться различными насекомыми и изучаете их состав. Или вы наблюдаете за несколькими видами растений, которые должны по своему строению и запаху опыляться только, например, шмелями или бабочками и т.д. и проверяете, так ли это в действительности. Наблюдения надо вести в хорошую погоду и учитывать только тех насекомых, которые в данный момент сидят на цветке, пьют нектар, собирают пыльцу. Не надо подбирать слишком много разных растений, лучше ограничиться 5-7 видами, но провести детальные и достоверные наблюдения.
Растения надо фотографировать так, чтобы было видно и стебель с листьями, и цветки – это необходимо для определения видов. А можно собирать гербарий из этих растений, так у вас получится дополнительная работа. Понятно, что надо фотографировать и насекомых, сидящих на цветках, чтобы точно определить их систематическую принадлежность. Младшие могут ограничиться отрядами или семействами, старшим школьникам рекомендуем определение до рода или вида, если это будет возможно по фотографиям. Отлавливать насекомых для коллекции не нужно ( только , если учитель скажет, что это необходимо вашей школе). К сожалению, в последние годы число опылителей уменьшается. Вы понимаете, что от них зависит и само существование многих растений, и наши урожаи.
Записывайте все ваши наблюдения, опи¬шите не только форму и раскраску цветков, но и их запахи. Сделайте вывод о взаимных приспособлени¬ях цветков и насекомых, а также об участии разных групп опылителей в опылении разных видов растений.
Источник