- Язык живописного пятна
- Пятно как выразительный элемент декоративной живописи
- Презентация по ИЗО на тему «Изображать можно пятном»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Язык живописного пятна
Когда люди слышат слово «пятно», то первое, что приходит на ум — это какие-нибудь кляксы. Однако, в живописи под пятном художники подразумевают мазки краски или совокупность каких-то мазков, из которых формируется изображение на холсте. Пятно в живописи играет ту же роль, что и буквы в тексте. Из букв состоят слова, из слов составляются предложения, а из предложений — тексты. Некоторые художники сравнивают это с пазлами. Как картинка собирается из пазлов, так и живописное произведение составляется из маленьких фрагментов. При помощи живописных пятен «лепится» форма изображаемого предмета.
В качестве иллюстрации этой мысли я сделал подборку из портретов. На иллюстрации представлены незаконченный эскиз, готовый портрет и фрагменты из разных работ. Я выбрал именно портреты, потому что здесь хорошо видно, как отдельными мазками краски формируется четкое изображение человеческого лица. Большими мазками или пятнами лепится вся форма головы. Изображение складывается из этих пятен краски подобно тому, как картинка складывается из кубиков. На начальном этапе живописи работа пишется широко, т. е. большими мазками (это видно на иллюстрации в первом примере). Поэтому сначала живопись смотрится грубо и слишком обобщенно. Но при дальнейшем уточнении деталей, такая «угловатость» проходит. Уменьшение размера мазка позволяет написать подробности, например, глаза, нос, губы… Но мазки краски все равно остаются. Просто они становятся меньше и незаметнее.
Как видим, пятна краски соответствуют граням лица, граням носа, граням губ… Т. е. мазки краски — это не хаотичный набор пятен, это не мазня. Движения кистью должны быть продуманы. Хотя некоторая случайность здесь, конечно, присутствует. Чтобы так писать, нужно забыть про контуры предметов. То есть перестать думать, что есть контур, и что его нужно «заполнить» краской. Форма предмета в уме художника будет состоять не из контура и силуэта. Объемная форма в сознании художника будет складываться из отдельных фрагментов, соответствующим граням изображаемого предмета. Эти фрагменты или пятна сложатся в единый силуэт, и тогда зритель увидит реальный предмет. Объем этого предмета будет вылеплен этими пятнами, как скульптура вылеплена пальцами скульптора. Но для этого начинающие художники должны научиться думать, так сказать, на «языке живописного пятна». Тогда мазки краски не будут восприниматься ими как нечто нежелательное, а приобретут совсем другое значение. Они станут «кирпичиками» при строительстве «стены», а не «мазней» портящей «глянец» живописи.
Как я уже говорил выше, на начальной стадии работы мазки краски могут быть слишком грубыми. Однако, при дальнейшей проработке живописи неуместную грубоватость широкого письма можно убрать. Резкие грани можно сгладить. Слишком обобщенные места можно прописать подробнее. В итоге живопись приобретет законченный вид. Но в ее основе все равно будет лежать живописное пятно. На иллюстрации во втором примере можно посмотреть, как выглядит портрет на финальной стадии работы. Здесь уже не видно мазков краски на лице. Лицо написано гладко и реалистично. Однако, если приблизить этот портрет и приглядеться, то можно увидеть, как, вроде бы, гладко написанное лицо все равно состоит из отдельных пятен.
Этот пример показывает, что мазки кистью не портят живопись, а, наоборот, помогают сделать ее более выразительной. Поэтому начинающим художникам не нужно бояться мазков краски. Нужно научиться виртуозно работать кистью, чтобы живописное пятно было красивым и соответствовало изображаемому предмету. Если мазок краски положен удачно, то он не будет смотреться как ляп. Например, волосы девочки в первом примере написаны движениями кисти, повторяющими направление прядей волос. В отдельных местах используется полусухая кисть, поэтому гуашевая краска ложится на бумагу как бы в протирку. Это создает ощущение легкости волос, иллюзию. Здесь видно как пятно в живописи не только лепит форму, но и создает иллюзию реальности и передает фактуру поверхности. Поэтому нужно не просто «мазать», а постараться, чтобы мазок соответствовал изображаемому предмету. Если художник пишет траву в пейзаже, то мазки будут одни. Если складки бального платья — то другие. Можно передать материальность изображаемого предмета мазком, похожим на штрих. А можно писать широкими движениями мастихина.
В живописи существуют много разных техник. К примеру, можно писать гладко, лессировками. Но часто современные художники работают пятном. Да и в письме лессировками мы все равно увидим, как единое целое складывается из фрагментов. А значит, и в гладком письме будет действовать принцип ведения работы от пятна. Но чтобы эти пятна были профессиональными, нужно обрести навыки. Подобно жанглеру, художник должен виртуозно владеть кистью. Нужно научиться думать на «языке живописного пятна». Тогда любые мазки краски смогут «ожить» и выглядеть как реальный предмет, а живопись станет мастерской.
Источник
Пятно как выразительный элемент декоративной живописи
В данной статье делается акцент на более узком, но очень значимом вопросе: специфике и роли пятна в живописи, его общих и различных функциях в академической и декоративной живописи.
Фото с сайта gzhellux.ru
Разговор на языке художественной выразительности в декоративной живописи, как правило, начинается с главного элемента в цветовой композиции — многозвучного пятна, следа от кисти, передающего разнообразные возможности цветовых сочетаний, о возможностях декоративно-плоскостной (пятновой) живописи. Задание по декоративной живописи предусматривает создание гармоничной условно-плоскостной композиции на заданную тему (натюрморт, пейзаж, портрет, фигура).
Цветовой строй пятен (плоскостей) связан с раскрытием образного строя композиции. Такая гармония должна вызывать у зрителя определенные чувства. «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз» — писал Эжен Делакруа.
Г. И. Панксенов говорит: «Пятно — это изобразительный след на поверхности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет». К живописному пятну можно отнести пятна разного модуля в так называемой мозаичной живописи. Работы импрессионистов, пуантилистов наглядно демонстрируют этот прием.
Пятновая живопись строится в трех диапазонах — темная, средняя, светлая. Декоративная живопись стремится к максимальной плоскостности изображения. В отдельных случаях она имеет незначительную глубину или абсолютно плоскостна, условна, силуэтна. Также декоративная композиция может претерпевать сильные стилистические изменения, приближаться по сути к беспредметной или абстрактной. Выразительность в таких композициях достигается, опираясь на творческую интуицию, в сочетании с хорошими знаниями основ композиции и цветоведения.
Сочетание различных по конфигурации пятен (плоскостей) определяет изобразительные формы. Декоративность как особый прием работы заключается в поисках композиционных и колористических решений, для чего необходимо иметь знания основных законов и категорий композиции и видов цветовых гармоний. В реалистической живописи отношения строятся на основе мелкой нюансировки локальных пятен света, полутона, тени, рефлекса и передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. Плоскостной вид изображений создает условно-реалистические образы в условно-художественном пространстве.
Выразительная композиция может строиться исключительно на сочетании цветных плоскостей, отличающихся друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Такая техника широко распростроена в народных росписях, например в гжельских изделиях. Условно-плоскостные композиции с изображением пейзажа современного художника Тона Шультена построены на гармоничных сочетаниях плоскостей, они выразительны по цвету и отличаются оригинальностью решения. Конфигурация пятна, его цвет играет огромную роль для восприятия. Несмотря на возможную абстрактность, формальность, беспредметность, изображение влияет на зрителя опосредованно через цвет, форму, композицию и т. д.
Пятна, соприкасаясь между собой закругленными или ломаными краями, на контрастных или сближенных отношениях создают новый лаконичный образ, который несет в себе определенное настроение. Несмотря на родство многих видов искусств (живописи и музыки; живописи и архитектуры; живописи и литературы), язык живописи очень своеобразен, он имеет свои законы изображения и восприятия. Зачастую художника обвиняют в «литературщине» картины, т.е. В ней идет литературный рассказ в крайне невыразительной форме, пластическом выражении. В живописи в первую очередь создается образ, состояние и настроение при помощи композиционных и живописных средств: ритма, пластики, контраста, нюанса, цвета, колорита, характера письма и.т.д. В реалистическом искусстве пластическое начало подчиняется смысловому. Абстрактное искусство беспредметно, оно является либо манифестом (серия «квадратов» Малевича), либо несет определенный скрытый смысл, настроение, эстетику, например, композиции В. Кандинского, П. Мондриана, П. Клее, П. Миро. Такие понятия, как доми нанта, субдоминанта, тоника в цветовых пятнах важны и прорабатываются в реалистической живописи и в декоративно-плоскостной.
Использование основных закономерностей и принципов визуального восприятия в процессе создания декоративной живописной композиции дает возможность осознанно и эффективно применять основные выразительные средства. Живопись Возрождения построена на отношениях больших локальных пятен. Поздние работы Тициана, художника Высокого Возрождения, написаны трепетно мазково, своеобразна техника мазка английского художника Тернера.
Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый характер мазка художника, стихия мазка, то, на основании чего наряду с другими элементами мы безошибочно узнаем художника.
Пятно как прием используется в различных декоративных композициях: имприматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия, мозаика. Таким образом, можно сделать вывод, что в декоративной живописи цветовое пятно является одним из главных элементов, который обуславливает декоративный образ композиции и создает цветовую гармонию.
Источник
Презентация по ИЗО на тему «Изображать можно пятном»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер…
Пятно — место, отличающееся по цвету от остальной поверхности.
Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Татьяна Маврина художник — иллюстратор
Евгений Чарушин писатель – анималист (рисует животных)
Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.
Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все, что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке необыкновенного зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.
Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?
Я всё понял. Я молодец! Мне надо ещё поработать над этой темой.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 619 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-397545
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник