Пять способов производства по марксу

Содержание

Производство — понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит всё, что необходимо ему для жизни, — пищу, одежду, жилище и т. д. Производство, таким образом, есть вечное естественное условие человеческой жизни — основа всей человеческой истории.

Три элемента необходимы для производства любой вещи:

  1. предмет природы, из которого её можно изготовить;
  2. средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется;
  3. целенаправленная деятельность человека, его труд.

Производство всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями.

К. Маркс рассматривал общественное производство как единство материального и духовного производства, в котором материальное производство является определяющей стороной, основой развития общества. Материальное производство есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые производственные отношения. Поэтому производство материальных благ всегда является общественным производством. Производство имеет две стороны: производительные силы, выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения, которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. Производство, рассматриваемое как единство производительных сил и производственных отношений, составляет способ производства материальных благ, который определяет характер данного общества.

Производство в узком смысле органически связано с распределением, обменом, потреблением произведённого. Производство и потребление — два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни, составляющие диалектическое единство, поэтому можно сказать, что распределение, обмен и потребление являются моментами общественного производства в целом, взаимопроникающими и переходящими друг в друга. Действительно, производство является одновременно и потреблением (как рабочей силы, так и средств производства), а потребление — производством (производством человека).

Определяющим в этом взаимодействии между производством и потреблением является производство, которое не только создаёт предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением через распределение произведённого продукта, которое зависит от характера существующих производственных отношений. «Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно» [1].

В классово антагонистических формациях владельцы средств производства — рабовладельцы, помещики, капиталисты — присваивают себе прибавочный продукт, а порой и часть необходимого продукта, трудящиеся же массы (рабы, крестьяне, пролетарии), поскольку они полностью или частично лишены средств производства, вынуждены довольствоваться минимальной долей ими же произведённого богатства. Социалистическая революция устраняет эту несправедливость. С утверждением коллективной собственности и ликвидацией эксплуататорских классов процесс производства подчиняется удовлетворению растущих потребностей всех членов общества. Распределение при социализме осуществляется в соответствии с количеством и качеством труда, внесённого в общий фонд членами общества, а при коммунизме — по потребностям.

Источник

Способ производства в контексте теории К. Маркса

Способ производства – это (согласно теории Карла Маркса) характерное для конкретного исторического периода единство производственных отношений и производительных сил, которые обеспечивают общество материальными благами.

Производительные силы – это сочетание рабочей силы и орудий труда. У рабочей силы при этом учитываются соответствующие историческому контексту знания, умения и опыт, а орудия труда различаются по своей сложности и механизированности. Производственные силы напрямую зависят от природной среды обитания конкретной общественной формации.

Производственные отношения – это исторически сложившиеся способы организации производства, куда входят право собственности, особенности распределения материальных благ и другие юридические аспекты взаимоотношений.

Карл Маркс, следуя стадиям общественной эволюции, предложенным Гегелем и Сен-Симоном, выделил пять основных исторических способов производства:

Первобытнообщинный способ производства

Длился с начала каменного века и вплоть до момента возникновения классового общества (IX век до н.э.). Изначально основывался на присваивающем хозяйстве, т.е. человек только пользовался тем, что давала природа. По мере развития производственных отношений и производительных сил, с появлением определенных навыков и орудий труда, первобытнообщинный способ приобрел черты добывающего хозяйства.

Характерные особенности строя:

— экономическое равенство, т.е равное отношение всех членов общества к средствам производства и к распределению материальных благ;

Читайте также:  Предложите способы изменения магнитного потока пронизывающего данный контур

— отсутствие частной собственности;

Подобный равноправно-коллективный характер взаимоотношений был основан на чрезвычайно низком уровне развития производственных сил. Произведенных материальных благ хватало в основном на поддержание жизни. На этом этапе избыточного продукта еще не существовало. И только последующее развитие производственных сил обеспечило появление избыточного продукта, что повлекло за собой новые способы распределения и соответствующее выделение классов общества, зарождение товарообмена между соседствующими племенами, появление частной собственности и начальные формы эксплуатации.

Античный способ производства

Начался в IX веке до н.э. в Греции и продолжался до II – IV веков н.э. На этом этапе частная собственность существовала наряду с общинной, возникли города с признаками государственности. Собственность на труд основывалась на собственности на землю. Города существовали скорее как военно-оборонительная формация, нежели производственная. Ведение войны было большим общественным трудом и способом получения материальных благ. Отличительной чертой производственных отношений этого периода являлось наличие рабов и рабского труда – как «последовательного и необходимого результата» развития существующего общества.

Феодальный способ производства

Это период с конца IV – начала V веков, который сложился после рабовладельческого строя (в странах Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки) или непосредственно после первобытнообщинного (на славянских территориях).

Этот способ производства базируется на формировании классов феодалов и крестьян, основанном на земельной собственности. Феодалы являлись землевладельцами, а крестьяне попадали в личную собственность, поскольку вели на их земле свое мелкое частное производство. За право пользования землей крестьяне расплачивались с землевладельцами своим трудом, натуральными продуктами или деньгами.

В период раннего средневековья крестьяне получили относительную независимость и самостоятельность, что привело к значительному росту производительных сил, развитию ремесел и прогрессу в ведении сельского хозяйства. Развиваются города и образуется новый социальный слой – свободные горожане, а в последствии буржуа.

В начале XV века в большинстве стран Западной Европы крестьяне получили освобождение от личной феодальной зависимости. Постепенно возникли зачатки капиталистического общества, которое окончательно укрепилось с помощью буржуазных революций в конце XVIII века.

Капиталистический способ производства

Основа этого способа производства – отношения между наемным трудом и капиталом. Общество, соответственно, делится на два класса: капиталистов — владельцев средств производства и денежного капитала, и пролетариев, которые продают капиталистам свою рабочую силу. При этом возникает понятие прибавочной стоимости – это прибыль от производства, которую капиталисты оставляют себе. Прибавочная стоимость фактически является движущей силой капиталистического общества.

В период капиталистического способа производства производительные силы получили небывалое ранее развитие. Объемы производства, уровень развития орудий труда выросли в разы. При этом основные выгоды от роста общественного производства доставались преимущественно капиталистам.

На определенном этапе этого строя производственные силы должны перерасти частнокапиталистические производственные отношения, что, по мнению Маркса, неизбежно приведет к становлению следующих этапов развития общества – социализма и коммунизма.

Коммунистический способ производства

Собственность становится общенародной, а труд – общественным. При этом классовость сохраняется, поскольку собственность делится на государственную и колхозно-кооперативную. Также остаются нерешенными проблемы разделения между физическим трудом и умственным, распределения материальных благ соответственно вложенному труду. Основной психологический вопрос подобного общества: как сделать труд добровольной жизненной потребностью каждого человека. Поэтому пока теория Маркса о формировании коммунистического общества остается утопией. В нынешнее время мы наблюдаем зачатки социалистического общества в ряде капиталистических стран. Но о большем, как показала история, пока говорить преждевременно.

Источник

Способ производства

  • Способ производства (нем. Produktionsweise) — категория марксистской политэкономии, единство определённой ступени развития производительных сил и обусловленного ею типа производственных отношений. Общественные способы производства с одной стороны (производительные силы) отличаются по соответствующему историческому типу производственной техники, с другой (производственные отношения) — по соответствующему типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства в процессе производства и распределения. Господствующий способ производства является основой (базисом) общественно-экономической формации.

Карл Маркс выделял несколько способов производства: азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации, для которой был характерен докапиталистический способ производства.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда; большая группа людей, различающихся по отношению к собственности на средства производства и роду деятельности.

Об отрасли науки см. Экономика, Экономическая теория, Политическая экономия.Буржуа́зная полити́ческая эконо́мия — самостоятельная категория в истории экономических учений, введённая Карлом Марксом при дифференциации направлений, школ и индивидуальных произведений политико-экономической мысли по историко-формационному признаку. Выделяется в этом контексте наряду с марксистской, а также вульгарной, мелкобуржуазной и т. п. школами экономической мысли.

Источник

Маркс выходного дня. Часть 4: Так что же такое капитализм?

150 лет назад в Гамбурге был опубликован «Капитал» Карла Маркса. Книга, которая необратимо изменила этот мир и наше понимание собственной истории. Каждую субботу писатель и теоретик марксизма Алексей Цветков будет рассказывать на «Снобе», как читать «Капитал», что хотел сказать Маркс и почему его поняли именно так. В четвертом выпуске — о словаре Маркса и о том, какие оригинальные понятия он ввел в экономическую теорию

Поделиться:

Словарь «Капитала»

Маркс был уверен, что он открыл секретное строение клеток капиталистического тела, первичных атомов, образующих всякую товарную экономику. История капитализма и его внутренняя логика необъяснимы без этого знания. Само обнаружение этой тайны уже есть политическая победа и важнейший шаг к преодолению господствующих отношений.

Читайте также:  Способ как узнать пароль от вай фая

Выясняя законы экономической механики капитализма, он вводит принципиально новые понятия или радикально переосмысливает прежние:

«Прибавочная стоимость», которая бывает абсолютной и относительной.

«Рабочая сила» как базовый ресурс воспроизводства капитала.

«Постоянный капитал» (стоимость средств производства) и «переменный капитал» (стоимость рабочей силы), которые можно уподобить скелету и мышцам производства.

«Фетишистский» характер товара, который только и может непротиворечиво объяснить историческое развитие и законы движения капитала.

«Абстрактный всеобщий труд», задающий меновую стоимость любого товара.

От «буржуазной» социологии и экономики марксизм отличает не описательная, но преобразовательная установка. Внутренне конфликтные явления нашей жизни стремятся к преодолению самих себя, и теория помогает им перешагнуть собственные границы и стать чем-то новым.

Разные эпохи в нашей истории отличаются не тем, «что» производят люди, но тем, «как» именно они это делают

Способ производства

В марксизме «производство» — это то, что делает человека историческим существом. В конечном счете любое производство — это всегда производство самого человека в конкретной версии. Если вы создаете что-то, оно в свою очередь создает вас, поэтому принципиально важно, каким именно способом вы это что-то создаете.

Уровень и способ производства задает цивилизационную модель, условия жизни, форму обмена, тип сознания, пределы мысли. Экономический базис окружает культурную и политическую надстройку как охраняемый периметр и не позволяет исполниться самым благородным мечтам и высоким надеждам утопистов.

Способ производства есть связь производительных сил и производственных отношений.

С момента возникновения классов Маркс называет четыре таких способа:

Античный — патриции эксплуатируют рабов.

Азиатский, при котором нет вообще никакого зазора между правящим классом и государственным аппаратом. Государство выступает как совокупный рабовладелец. Многие последователи Маркса считали азиатский способ всего лишь одной из разновидностей античного (рабовладельческого), так как его отличительные особенности нигде у Маркса подробно не разбираются.

Феодальный — эксплуатация в форме крепостной зависимости.

Буржуазный (капиталистический) — наниматель потребляет рабочую силу нанятого, превращая его способность к труду в источник своей прибыли, получаемой на рынке. Условный «демократизм» буржуазии объясняется тем, что анонимное насилие капитала заключается в самой производственной структуре.

В этом смысле разные эпохи в нашей истории отличаются не тем, «что» производят люди, но тем, «как» именно они это делают.

Задача «Капитала» — описать не «экономику вообще», как это принято у многих экономистов, но рассмотреть капиталистический способ производства в его индустриальной стадии, выделить его главные системные качества, дать исторический генезис, объяснить происхождение именно такой модели.

Капитализм — это система, в которой производство подчинено обмену, неэквивалентно организованному правящим классом

Что такое капитализм?

Маркс рассматривает капитализм и как способ производства, и как следующую из него классовую систему.

Он определяет всеобщую формулу капитала и проясняет всеобщий закон капиталистического накопления.

Капитал как процесс есть самовозрастание стоимости за счет приобретенной рабочей силы.

Капитализм — это система, в которой производство подчинено обмену, неэквивалентно организованному правящим классом. Цель производства в такой системе — вовсе не потребление, но рыночная прибыль. Накопление капитала — основной стимул всякой экономической деятельности.

Ничьи потребности тут не являются мотивом к производству, потому что оно ориентировано только на платежеспособный спрос как необходимое условие для извлечения прибавочной стоимости.

Капитал можно понять только в его циклической динамике, как спиральное движение, а не как некую статичную вещь. И это движение имеет явную историческую цель: оно направлено к постклассовому и посттоварному состоянию цивилизации.

Ростовщический и торговый капитал были первоначальными формами, в которых будущая система содержалась эмбрионально, как обещание, в те времена, когда земля оставалась первичным средством производства.

Две базовые черты этой системы — эксплуатация наемного труда и конкурентное накопление капитала.

Капитал может восприниматься нами как внешняя сила, вроде гравитации, но это отношение людей друг к другу, которое имеет различимый исторический предел.

Драматическая проблема этой системы — частный характер присвоения результатов общего труда.

Без понимания этого невозможно анализировать сложные отношения между техническим и стоимостным аспектами капитала, парадоксальную механику кредита, накопление сокровищ или динамику рынка труда.

Стоимость понимается как скрытый внутри товаров затраченный труд

Рабочая сила и прибавочная стоимость

Сам по себе рыночный обмен не увеличивает стоимости. Только рабочая сила обладает уникальной способностью добавлять стоимость. Поэтому главный товар на рынке — способность к производительному труду. Работник продает нанимателю свою рабочую силу, а не просто время занятости. Капиталист потребляет именно рабочую силу, но платит работнику за рабочее время. Наемный труд — это и есть потребление рабочей силы капиталистом. Здесь обнаруживается важнейшее противоречие.

Рабочая сила — это фундаментальный товар, определение стоимости которого всегда будет моральной и политической проблемой. Стоимость рабочей силы задается временем ее воспроизводства. Маркс называет заработную плату экзотерической формой цены рабочей силы.

Читайте также:  Нумерация высоким способом печати

В этой теории стоимость понимается как скрытый внутри товаров затраченный труд. То есть буквально стоимость любого предмета отражает количество труда, вложенного в его производство. Именно затраченный труд делает товары сопоставимыми на рыночных весах.

Цена — это всего лишь денежное выражение стоимости. Труд — субстанция стоимости, выраженной через обмен.

В наиболее абстрактном смысле рынок есть способ обменивать между собой разные количества затраченного труда.

Рыночная необходимость в прибавочном (неоплаченном, т. е. украденном) труде порождает прибавочную стоимость. Их величества Прибыль, Рента и Процент — результаты неоплаченного труда.

Прибавочная стоимость — стартовое условие воспроизводства всего цикла накопления капитала. Она возникает в товарном обращении, но из присвоения рабочей силы. Каждый атом прибавочной стоимости — это превращенное мгновение неоплаченного труда.

Прибавочная стоимость превращает деньги в капитал. Обращение денег в качестве капитала (т. е. для максимализации прибыли) становится самоцелью в такой системе, и обычно прибавочная стоимость делится между предпринимателем и банкиром.

Уже упомянутые Рента, Процент и Торговая Прибыль — главные способы фиксации прибавочной стоимости.

Маркс критикует своего ближайшего предшественника Давида Рикардо, утверждая, что тот просто перепутал стоимость с себестоимостью

Дополнительную стоимость, которая производится путем удлинения рабочего дня, Маркс назвал «абсолютной прибавочной стоимостью», а ту, которая возникает вследствие сокращения необходимого рабочего времени, — «относительной прибавочной стоимостью».

Производство прибавочной стоимости основано на логике накопления, и в этом непреодолимое противоречие системы капитализма. Стоимостный критерий оценки эффективности производства и социальной деятельности вообще прячет в себе неустранимую разницу между непосредственной полезностью и товарной судьбой всякого продукта труда.

На месте изъятой прибавочной стоимости должна бы оставаться «зияющая стоимость» — иероглиф кражи, шрам, свидетельствующий о неэквивалентном обмене. Маркс видит повсюду вокруг себя эту изнанку, обратную сторону прибавочной стоимости, вопиющий след разрешенной кражи.

Он критикует своего ближайшего предшественника Давида Рикардо, утверждая, что тот просто перепутал стоимость с себестоимостью. Другая типичная ошибка экономистов, по его мнению, — восприятие труда, земли и капитала как трех отдельных и независимых источников стоимости.

Освобождение труда

Чем выше уровень разделения труда, тем больше должно возникать прибавочного продукта, пока система не достигнет предела своих возможностей. На этом пределе Маркс предсказывает освобождение труда, которое он понимает как освобождение от наемного труда.

Для понимания этого прогноза важна философская разница между словами work и labour.

Work — это труд как миссия, как осознанный метаболизм человека и природы и, в конечном счете, сила самой природы, а labour — наемный и отчужденный труд как товар.

Капиталистическое производство времен Маркса запрограммировано не на сокращение рабочего дня, а на сокращение рабочего времени, необходимого для производства

Время

Маркс выяснял, как соотносятся длина рабочего дня, интенсивность труда и его производительность.

Борьбу работников за сокращение рабочего дня он считал принципиально важной, отмечая при этом, что в условиях капиталистического способа производства никакой окончательно «честной» и «справедливой» длины рабочего дня не может быть даже теоретически.

Однако для наглядности он вводит условные «шесть часов» в день, которые позволяют рабочему воспроизводить свои способности, не принося никакой прибыли для нанимателя.

Товар есть овеществление рабочего времени. Украденные у работника секунды — это атомы грядущей прибыли.

Капиталистическое производство времен Маркса запрограммировано не на сокращение рабочего дня, а на сокращение рабочего времени, необходимого для производства.

Довольно точная экранизация марксистской концепции присвоения правящим классом рабочих часов дана в голливудском фильме «Время» (2011). Превращение абстрактного труда в абстрактную ценность через потребление проданных часов приводит там в движение весь сюжет о пересечении границ классовой сегрегации. Рабочий, случайно ставший миллионером, пытается разрушить капиталистическую систему, приватизировавшую и превратившую в платную услугу саму жизнь.

Деньги

Маркс прослеживает генеалогию и основные функции денег со времен древнейшего «зернового стандарта» в Египте и Междуречье через появление долговечного золотого эквивалента как идеального средства обменных отношений между людьми.

Деньги необходимы как способ сохранения результата абстрактного труда во времени и для исполнения взаимных долговых обязательств. Для автора «Капитала» они прежде всего — материальное выражение стоимости.

Деньги — условное воображаемое золото, санкционированное государством.

Маркс берется разгадать магию денег, отвечая на вопрос: почему в рыночной триаде «деньги — товар — деньги+» на выходе уже совсем не такая сумма, как на входе? Как из обращения получается больше денег, чем было в него вложено?

Деньги — это всеобщий товар, т. е. условное золотое зеркало для всех остальных товаров, и одновременно они есть способ маскировать общественные отношения между частными работниками.

При рыночном обмене объем денег возрастает, так как рабочая сила способна создавать большую стоимость, нежели та, которая была затрачена при найме. Этот не вполне эквивалентный обмен и есть базовая операция капитализма. В этом феномене «растущих» денег объективируется противоречивость господствующей системы обмена. Возникает популярная иллюзия самозарождения денег, на которой основан любой спекулятивный пузырь.

Источник

Оцените статью
Разные способы