- Как помочь экологии, что может сделать каждый, чтобы помочь в борьбе с экологическими проблемами?
- Сортируйте мусор
- Правильно утилизируйте батарейки
- Не используйте полиэтилен
- Информируйте
- Поддержите международную акцию «Час Земли»
- 10 самых экстравагантных способов защиты окружающей среды
- Загрязнение почвы
- Загрязнение воды
- Задачи по охране природы
- Загрязнение воздуха
- Новые экологические задачи
- Горы пластика и мусора
- Окружающая среда и ее охрана
- Экология и политика
- Особенности соц. экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
Как помочь экологии, что может сделать каждый, чтобы помочь в борьбе с экологическими проблемами?
Изменение климата Земли, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, разрушение почвенного покрова, исчезновение разных видов животных и растений — это далеко не все проблемы, о которых всё чаще говорят защитники окружающей среды. Сейчас как никогда остро ощущается необходимость разумно использовать природные ресурсы. Заботиться об окружающей среде не так сложно, как кажется на первый взгляд. Стоит лишь начать. Рассказываем о пяти способах помочь экологии, которыми вы можете воспользоваться уже сейчас, не выходя из дома. Небольшие изменения в вашей рутине могут иметь большое значение.
Сортируйте мусор
Ежегодно в мире выпускают тонны продукции, которая в естественной среде разлагается довольно долго. Поэтому после использования она должна быть правильно утилизирована и переработана для создания вторичного сырья. Иначе планета превратится в огромную свалку.
Что делать?
Отходы необходимо правильно отсортировать. Так, в один контейнер можно собирать сухую бумагу, во второй — изделия из пластика, в третий — отходы в виде остатков пищи, а в четвёртый — стекло. На улице сортированный мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры. Если в вашем дворе таких нет — отвозить в специальные сортировочные центры. Карту таких центров в своём городе можно посмотреть здесь.
Правильно утилизируйте батарейки
Переработка бытовых батареек помогает не только сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов (кадмий, свинец, ртуть), но и позволяет получить соли металлов, графита и железа без использования первичных ресурсов.
Например, одна «пальчиковая» батарейка загрязняет тяжёлыми металлами 20 квадратных метров земли и 400 кубометров воды. Батарейки, сожжённые на мусоросжигательных заводах, образуют диоксины, которые потом попадают в организм человека через воду или воздух. Именно поэтому так важно собирать и утилизировать батарейки отдельно от бытового мусора.
Что делать?
Использованные батарейки следует сдавать в специальные пункты переработки. Как правило, они есть в крупных магазинах электронной техники.
Не используйте полиэтилен
А вы знали, что выброшенные полиэтиленовые пакеты не подвергаются биологическому разложению? Теперь давайте представим: ежегодно появляется около триллиона новых пластиковых пакетов.
Но важно понимать, что сжигать их нельзя, так как это приведёт к выделению угарного газа и вредных канцерогенов, а закапывание станет причиной отравления воды и почвы. Таким образом, пластиковые пакеты образуют устойчивое загрязнение.
Что делать?
Полиэтиленовые пакеты можно заменить бумажными, тканевыми мешками или же авоськой.
Информируйте
Одной из самых больших проблем при переходе на сознательное потребление — понять, с чего начать. Вы можете доносить до окружающих людей пользу осознанного отношения к ресурсам, например, через социальные сети.
Что делать?
В цифровую эпоху распространять информацию довольно просто. Например, даже поставив лайк в «Инстаграме» на пост о сознательном потреблении или же сделав репост к себе на страницу, вы внесёте свою маленькую лепту. Поднимая охват публикаций, вы помогаете большему количеству людей узнать о проблемах экологии.
Поддержите международную акцию «Час Земли»
Каждый год в последнюю субботу марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) проводит международную акцию «Час Земли», призывая все организации, коммерческие учреждения, школы, частные лица отключить электричество на один час. Цель акции — привлечь внимание людей к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты.
Что делать?
Всё очень просто. Стоит лишь на час выключить свет и те электроприборы, которые не относятся к обеспечению безопасности и сохранению здоровья.
Участвовать в масштабных акциях, организовывать центры по переработке мусора в своём городе и привлекать внимание общественности к экологическим проблемам — дело хорошее. Но время и ресурсы на такое погружение в вопрос есть не у всех. Однако помогать планете и вносить свою лепту можно и понемногу. То, что для вас будет маленьким шагом к изменениям, станет большим прыжком для человечества.
Источник
10 самых экстравагантных способов защиты окружающей среды
Загрязнение почвы
Результатом такого пагубного воздействия является:
- эрозия земли, возникающая в результате исчезновения растений,
- негативное воздействие промышленных отходов,
- попадание в почву вредных химических элементов,
- добыча нефти,
- природного газа, угля, драгоценных металлов.
Таким образом происходит уничтожение плодородного слоя почвы, территорий, пригодных для сельскохозяйственных работ.
Загрязнение воды
Загрязнение пресной воды несет большую опасность для всех живых существ, в том числе для людей.
К массовой гибели животных, растений, микроорганизмов приводит:
- незаконный слив промышленных отходов,
- размещение бытового мусора вблизи рек и озер,
- инсектициды,
- пестициды,
- интоксикация водных ресурсов,
Еще один фактор негативного воздействия на реки, озера и грунтовые воды — эвтрофикация, то есть бесконтрольное смывание химических удобрений с поверхности почвы.
Задачи по охране природы
Отрицательные изменения в мире оцениваются относительно человеческого воздействия. Поэтому проблемы экологии — понятие антропоцентричное. Весь земной шар существует ради людей, но мы не бережем его, постоянно загрязняя.
Список видов экологических проблем, связанных с изменением ландшафта:
- Атмосферные — воздействие температуры, радиации, химических веществ на воздух.
- Водные — истощение аква поверхностей, смешение разных уровней солености.
- Геолого-геоморфологические — разрушение рельефа или строения почвы.
- Почвенные — повышение концентрации солей, химических веществ, эрозия.
- Биотические — исчезновение видов, вырубка лесов.
- Ландшафтные — изменения в биоценозе.
Главными проблемами экологии в современном мире являются:
- Вырубка лесов. Разрушение древесных массивов проводится повсеместно, несмотря на то, что они основные поставщики кислорода для человека.
- Утилизация отходов. Захоронение мусора становится причиной загрязнения почв и грунтовых вод.
- Сброс промышленных остатков в пруды. Ежегодно в мировой океан сбрасывается более 20 млн т. неразлагающегося мусора, продуктов переработки нефти и хим. промышленности.
- Добыча ископаемых. За последние 3 десятилетия количество топливных ресурсов в почве сократилось более чем в 2 раза.
Уничтожение невозобновляемых запасов приводит к угасанию энергетических запасов.
Альтернативная энергия и переработка функционируют не повсеместно, поэтому каждому человеку следует относиться бережно к окружающей среде.
Загрязнение воздуха
Разрушение озонового слоя грозит серьезными изменениями климатических условий на планете.
На первом месте по загрязнению находятся транспортные отходы:
- вредные автомобильные выхлопы,
- углекислый газ.
Повышенное содержание диоксида серы является причиной:
- возникновения кислотных дождей,
- глобального потепления,
- засухи,
- чрезмерных осадков.
Уничтожение лесных угодий усугубляет ситуацию, как и дым от фабрик, заводов, сжигание угля или деревьев.
Новые экологические задачи
Существует взаимосвязь местных и глобальных проблем окружающей среды. В 21 веке сформировались иные вопросы экологии, возникшие из-за развития промышленности. Новыми экологическими проблемами стали:
- Появление озоновых дыр. Истончение верхнего слоя атмосферы снижает защиту планеты от ультрафиолетового излучения, которое провоцирует возникновение множества заболеваний, в частности онкологических. Это одна из острых экологических проблем современного мира, которая связана с развитием промышленных технологий. В конце 20 века было обнаружено крайне низкое содержание озона над Антарктидой. В России озоновая дыра расположена над Воронежем.
- Кислотные дожди. Попадание тяжелых металлов, серы и азота в почву и воду разрушает запасы питьевой воды и снижает плодородность почв. Причиной химических осадков становится работа электростанций и производств. По статистике в Великобритании кислотные дожди уничтожили больше 50% лесов.
- Глобальное потепление. На Земле 21 века температура поднялась на 0,8 градуса. Площадь снегов на планете уменьшилась на 8%. Причиной экопроблемы стал парниковый эффект, который появился из-за горения топлива и скопления углекислого газа. Солнечное воздействие также влияет на повышение температуры планеты.
Приведенные выше названия экологических проблем были знакомы обывателям и в прошлом веке. Ускорение развития промышленности привело к ухудшению состояния планеты и возникновению угроз существования человечества.
Экологические катаклизмы планеты можно решить, если каждый человек будет помнить, что он оказывает влияние на природу каждый день. Землянам необходимо беречь воду и энергетические ресурсы. Человечество находится в поиске альтернативного топлива, которое поможет сохранить чистоту нашей земли.
Горы пластика и мусора
Загрязнение окружающей среды не всегда вызвано антропогенными факторами. Природа страдает:
- от извержения вулканов,
- песчаных бурь,
- лесных пожаров,
- наводнений,
- землетрясений,
- разложения органических веществ.
Защита человека от окружающей среды — это обязательный минимум. Ведь плохой воздух, снижение уровня пресной воды, уничтожение плодородных почв — причины частых заболеваний сердца, сосудов, легких, кожного покрова. Эти вредные факторы негативно влияют на здоровье.
Эстетическое нарушение целостности природы:
- долговечные изделия из пластика, выброшенные в окружающую среду,
- большое количество проводов, антенн, зданий, рекламных щитов,
- мусорные кучи,
- свалки бытовых отходов.
Это неблагоприятно воздействует на почву, водные ресурсы, живые организмы.
Окружающая среда и ее охрана
Современное состояние окружающей среды требует защиты при помощи закона и целой системы природоохранных нормативов. Охрана окружающей среды и экологии
должна ограничить губительное и разрушительное влияние человека на окружающую природу. Многие страны и сообщества современного мира ввели специальные меры для обеспечения
сохранности окружающей среды
.
Введены строгие ограничения выбросов веществ и вредных газов в гидросферу и атмосферу. Организовывается и финансируется создание специализированных уникальных заповедников, национальных парков, заказников. Вводятся ограничительные меры по вылову рыбы, а также сокращаются сезоны и размеры охоты. Проблема мусора и отходов производств решается с применением современных методов и технологий переработки.
С 1972 года Глобальной Ассамблеей ООН дата 5 июня объявлена днем празднования Всемирного дня окружающей среды. Выбор этой даты не случаен, ведь именно в 1972 году Стокгольмская конференция рассматривала серьезные проблемы окружающей среды
. Этот день является призывом к ежегодному проведению государствами и организациями специальных мероприятий, направленных на
сохранение экологии и окружающей среды.
5 июня в России также празднуется «День эколога», но каждый житель Земли должен запомнить, что здоровая экология среды
– это не праздники, а действия. Несоблюдение экологического баланса может привести к трагическим последствиям.
Экология и политика
В нашей стране проводятся мероприятия по защите природы от воздействия человека. Нормы и правила прописаны Конституцией РФ. Существует свод законов об использовании ресурсов из недр земли и кодексы (лесной, водный, земельный).
Охрана окружающей среды — это меры для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, направленные на уменьшение негативного влияния человека на природу. На современном этапе — это самый эффективный вид деятельности в поддержку экологии.
- создать благоприятные условия для жизни и здоровья человека,
- рационально использовать природные ресурсы земли,
- повлиять на сознание людей с целью повышения экологической культуры.
Защита природы отводится специальным службам:
- они контролируют качество окружающей среды,
- собирают информацию об источниках загрязнений,
- ведут наблюдения за состоянием почвы, воды, атмосферы.
Причины нарушений устраняют с помощью комплексных мер.
Особенности соц. экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
Экология-наука об окружающем нас мире, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимоотношения между собой и влияние среды на них. Соц экология — молодая наука, сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук (социология, культурология, философия, психология, история). Ее возникновению способствовали такие факторы, как обострение проблем перенаселения планеты, исчерпание природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение естественных ландшафтов в связи с антропогенной деятельностью человека. СР — это профессиональная, научно обоснованная деятельность, направленная на профилактику и оказание самой различной помощи людям, пострадавшим от экологических взрывов, попавшим в чрезвычайные ситуации, катастрофу, в экстремальные условия, также изучение следующих проблем: психологические проблемы личности; человек и военные конфликты; экология нравственности; экология культуры; экология нации. Экологическая этика — область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы. Экологическое воспитание — это формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы. Эти разделы концентрируют наше внимание на взаимоотношения в системах: «Человек — природа», «Человек — человек», «Человек — государство». Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для поддержания эко-логического равновесия на территории страны, на снижение факторов экологического риска в неблагополучных в экологическом аспекте регионах, на оказание социальной, медицинской, психо-логической поддержки и помощи тому контингенту населения, который проживает в зонах «экологического бедствия». Для обеспечения надежной защиты охраны окружающей среды в антропогенных регионах, краях, областях, в крупных городах и населенных пунктах необходимо внедрять надежные безотходные или малоотходные технологии, которые должны функционировать так, чтобы не нарушать естественного хода процессов, протекающих в природе. Ресурсно-сберегающая технология — производство и реализация продукции с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные системы.
Переработка твердых бытовых, производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, т.е минимизация количества образующихся отходов; максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья;
Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности.
Международные принципы и стандарты этики СР.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
В этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий соци-ального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.
Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.
В июле 1994 в г.Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной федерации СРков приняло документ «Этика СР: принципы и стандарты». Документ состоит из 2-х частей: Международная декларация этических принципов СР и Международные этические стандарты СРков.
В Декларации провозглашены принципы: 1)каждый чел уникален, что требует внимания к нему с позиции нравственности, 2)каждый чел имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества, 3) СРки привержены принципам социальной справедливости,4)СР основана на отказе от дискриминации. Она осущ-ся независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, половой ориентации, 5) и др.
В Международных этических стандартах выделены 5 групп: 1) стандарты этического поведения ( стремитесь понять уникальность каждого чела и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи; не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности; всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем). 2)взаимоотношения с клиентами (ставьте на 1 место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей; отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации; цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов). 3)взаимоотношения с агентами и орг-циями (работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и орг-циями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной СР; с полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам орг-ции). 4) взаимоотношения с коллегами (относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики). 5) отношение к профессии (отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование; давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики).
Методы планирования и организации исследований в области СР.
В рамках деятельности соц. работника немалую роль играет проф. готовность к научно-исследовательской работе.
Исследовательская деятельность — тщательное, систематическое научное изучение, проводимое в конкретной области знания.
В исследовательской деятельности выделяют познавательную направленность, активное отношение к миру, через которое происходит процесс самоизменения, саморазвития человека, преодоления им трудностей.
Специалисту по СР исследовательская деятельность обеспечит не только саморазвитие и самосовершенствование, но и будет способствовать эффективному формированию проф. значимых качеств его личности.
В период приобщения обучающихся к исследовательской работе происходит формирование определенных исследовательских умений. В проф. деятельности соц. работника к числу исследовательских умений относятся следующие: умение анализировать и оценивать состояние реально существующих социальных явлений, конкретных профессиональных ситуаций; выделять и формулировать исследовательскую задачу; проектировать результаты работы; работать с разнообразными источниками информации (документами, законодательными нормативными актами, научной литературой, методическими разработками и др.); проводить экспериментальные исследования, обрабатывать полученные данные, анализировать и обобщать их; проектировать саморазвитие, осуществлять сотрудничество по исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в СР – это деятельность, базирующаяся на общепринятой научной методологии, имеющая своей целью получение нового научного знания, предназначенного для совершенствования деятельности и проф. качеств специалиста на основе применения спец. средств научного познания.
Исследовательская деятельность — специфическое отражение национальной и общемировой культуры, обеспечивающей развитие ее субъекта, его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.п.
В условиях динамичного развития в мире проф. СР специалист соц. сферы (это касается не только социальных работников, но и социологов, социальных психологов, педагогов и др.) должен постоянно обращаться к мировому опыту, вычленять из него все то прогрессивное, что создается в проф. сообществе на уровне теории и практики СР. Выявленные знания он должен соответствующим образом адаптировать к национальной и региональной действительности, традициям соц. поддержки своей страны (региона), подобрать для этого адекватный инструментарий практической реализации новых подходов к СР и способы ее внедрения в практику.
Представители профессии СР посредством исследовательской деятельности влияют на обеспечение роста благосостояния населения всех стран, снижения соц. напряженности в мире, гармонизацию отношений человека с обществом и окружающей соц.-экономической действительностью.
Поскольку исследовательская деятельность в социальной работе весьма разнообразна по объектам и средствам, это предполагает постоянную опору специалиста на широкий спектр теоретико-методологических оснований, каждый из которых вскрывает изучаемую соц. работником проблему в специфическом и свойственном ему ключе. Так, в настоящее время выделяют три доминирующие по степени влияния научные дисциплины (социологию, психологию, педагогику) создающих теоретико-методологический базис социолого-ориентированных, психолого-ориентированных и комплексно-ориентированных теорий СР. Интеграция содержания дисциплин учебного плана обусловлена необходимостью формирования у будущего специалиста системного научного мышления, которое бы являлось гносеологическим фундаментом в поиске оптимальных вариантов социального реагирования на многообразие социальных проблем.
Источник