Образ и характеристика Мцыри
Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.
Образ Мцыри
Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.
Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.
По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.
Характер Мцыри
Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.
Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.
Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах
Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.
Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.
Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.
Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,
У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.
То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.
Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.
Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.
Источник
По пути Мцыри
Целью данной исследовательской работы является выявление авторской позиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» на основе анализа образа главного героя поэмы. В качестве объекта исследования выдвигается авторская позиция в поэме «Мцыри», позволяющая понять особенности романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова. Предметом исследования выступают приемы, посредством которых поэт создает образ главного героя поэмы «Мцыри». Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что в лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек — вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Отказавшись от своей человеческой природы, герой Лермонтова стремится к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но он теряет свою ценность вне мира людей. Поэтому лермонтовский герой обречен на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт. Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: раскрытие характеристики Мцыри через а) анализ пейзажных зарисовок, данных глазами героя; б) Дневник Мцыри, составленный нами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_alina.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Перми
Автор: Макарова Алина Александровна,
ученица 10Б класса МБОУ «СОШ № 6» г.Перми
Руководитель: Гусева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 6» г. Перми
ГлаваI. Символическое значение пейзажных зарисовок в поэме «Мцыри» 3
Глава II. Дневник Мцыри ……………………………………………………… 6
Целью данной исследовательской работы является выявление авторской позиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» на основе анализа образа главного героя поэмы.
В качестве объекта исследования выдвигается авторская позиция в поэме «Мцыри», позволяющая понять особенности романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова.
Предметом исследования выступают приемы, посредством которых поэт создает образ главного героя поэмы «Мцыри».
Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что в лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек — вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Отказавшись от своей человеческой природы, герой Лермонтова стремится к романтическому идеалу свободы, любви, красоты, но он теряет свою ценность вне мира людей. Поэтому лермонтовский герой обречен на трагичное мировосприятие и одиночество, как и сам поэт.
Доказательству гипотезы будет способствовать решение следующих задач: раскрытие характеристики Мцыри через а) анализ пейзажных зарисовок, данных глазами героя; б) Дневник Мцыри, составленный нами.
Глава I. Символическое значение пейзажных зарисовок в поэме «Мцыри»
Поэма М.Ю. Лермонтова романтическая. Главная страсть героя – жить в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Эти дни вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.
Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
«В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ. »; «Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел. Выл, крутясь, сердитый вал»;
«И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег — как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!»
Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Ее великолепие близко ему, оно пробуждает в его душе вполне земные чувства. Герой мечтает обрести дом, родных, которых «видел у других, а у себя не находил». Его тревожит то, что никому он не мог сказать «священных слов отец и мать». Параллельно с раздумьями о реальных родителях, «друге иль брате», «молодых сестрах» проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: «две сакли, казалось, приросли к скале» «дружною четой».
Рассказ Мцыри о жизни природы отражает его внутренний мир. В то же время в метафорах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает такой же строй души, что и во фрагменте, где душа эта самораскрывается.
К многозначному говорящему миру устремлен Мцыри. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему. » Природа вызывает у Мцыри воспоминания о его родине: «И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул. » От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания. Он чувствует себя комфортно на лоне природы.
В «Мцыри» природа описывается «изнутри». Мы понимаем, что герой состоит как бы в родстве с ней. Он вспоминает: «Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозды полные на них»; «И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели о тайнах неба и земли, И все природы голоса сливались тут. »
То есть М.Ю. Лермонтов подсказывает нам, что Мцыри бесстрашно идет навстречу природе: «Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь. И полз и прятался, как змей». У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу.
В.Бурачок, критик журнала «Маяк», писал, что поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную в человеке [4]. Подобную мысль высказал Ап. Григорьев, который указывал на «необузданную страстность» Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения» [2].
Мцыри предельно приближен к «дикой природе», понимает голоса природы: «Хотя без слов мне внятен был тот разговор. »; «Все, что я чувствовал тогда, Те думы — им уж нет следа; но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять». Мцыри попадает в ритм природной жизни ценой невиданного внутреннего усилия. Герой говорит, что именно в те минуты он и жил по-настоящему.
Отсюда можно выявить символический сюжет поэмы. Мцыри на лоне природы познает мир неземной, у него появляется возможность обретения «неземной родины»: «В то утро был небесный свод так чист», что можно было увидеть «прилежным взором» полет ангела. Но его, наряду с тягой к небесному, одолевает и тяга к земному.
Мцыри, видя образ «грузинки молодой» в его соединении со стихией вольной природы, начинает тосковать по родине, любви, семье.
Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей. Дает о себе знать отмеченный исследователями в связи с героями Лермонтова «внутренний барьер», придающий их поискам идеала особый характер [6]. Ломинадзе писал, что на фоне «объятий» природы глубже постигается мера одиночества Мцыри. «Возможно, оно столь безысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо» [3, 155]. Герой рад обняться, «как брат», хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри с барсом «сплетаются», «обнимаются» «крепче двух друзей». Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой — не важно. Борются они как бы в зеркальном отражении, как родственные существа: Мцыри «визжал, как барс», а раненый барс «застонал, как человек». И среди образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление «дружбы – вражды» [3, 156]. Герой видит в небе такую картину: «Уж луна вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей».
Таким образом, для Мцыри связь с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам.
Образ «грузинки молодой» рождает воспоминания о небесном рае. Появляется возможность постигнуть «святыню любви, добра и красоты» через сочувствие земной женщины. Мцыри переносит ее образ в иную реальность, которая ему дороже «земного рая», потому что видит грузинку во «сне».
Природа – это великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому – жизнь Мцыри.
Глава II. Дневник Мцыри
Мы попытались «пройти по пути» Мцыри, «взглянуть» своими глазами на то, что видел юноша на воле, ощутить радость общения с природой. Мы шаг за шагом двигались вместе с героем, живо представляли окружающий его мир и следили за душевным движением юноши.
Мы составили Дневник от лица героя, чтобы понять: что узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе. Это позволит нам понять чувства и переживания Мцыри, а значит, приблизит нас к пониманию творчества М.Ю. Лермонтова.
Гроза кончилась. Я лежал на камнях и чутко, как дикий зверь, прислушивался к ночным звукам. Где-то внизу в ущелье ревел и бесновался горный поток, слышались голоса диких зверей. Я слышал даже шуршание змеи, ползущей между камней. Ночь и живая тишина, в которой множество всяких звуков, окутали меня.
Но вот, постепенно в воздухе наметилось какое-то движение, подул легкий ветерок. Небо прояснилось, и яркие звезды повисли прямо над моей головой. Но небо уже не было абсолютно черным. На востоке оно посветлело, затем все сильнее и сильнее и появилась сначала узкая золотистая полоска, которая быстро становилась все шире, прогоняя тьму. Еще минута, и далеко-далеко на краю Земли из-за гор показался краешек солнца.
Природа мгновенно стала просыпаться: птицы, деревья, трава, цветы. На каждой травинке висели капельки дождя. То тут, то там из лесов, из ущельев рваными клочьями поднимался туман, а на противоположном склоне, в лучах солнца сверкали низвергающиеся потоки речек и ручьев.
Место, где я находился, все еще было под покровом ночи. Я очутился в плотном молоке тумана. Не было видно ничего, даже пальцев вытянутой руки. Вскоре белое молоко осветилось, и я со всех сторон увидел ровный матовый свет. Капельки влаги двигались перед моими глазами: их были тысячи, и я различал каждую. Затем они обрели одно общее направление и устремились вверх. Вдруг я увидел собственные ноги, камни, на которых стоял, и белую вату вокруг, от которой отрывались клочья и поднимались вверх. Вата опускалась все ниже, и в двух шагах от меня обнажился уступ, ясно проявились края ущелья, заполненного белой колышущейся массой. Я с ужасом отшатнулся от края пропасти: так близко я от него был. Затем я снова подошел к краю бездны. Остатки тумана быстро улетучивались, а внизу бился неистово кристально чистый поток, стараясь сбросить груду камней. С бешенной силой он налетал на них, поднимая тучи брызг и пены, а камни, почти полностью скрываемые валом, стояли так, наверное, сотни лет.
Солнце уже поднялось над горами и осветило Землю. Я глядел во все глаза. Да, я слышал о Рае, но действительность оказалась в тысячу раз прекраснее. Разве человеческий язык может описать самое прекрасное, что есть на свете? Все утопало в зелени, на листьях которой сверкали капли. Стволы деревьев обвивали виноградные лозы с тяжелыми гроздьями ягод. Каждый листок, каждая ягодка просвечивали в лучах солнца, что видна была каждая прожилка внутри. Я замер в благоговении.
Вокруг слышны были тысячи звуков! Листья слегка шевелились и шептали друг другу сокровенные тайны. По ним скатывались капельки воды, разбиваясь и вновь собираясь. Порхали бабочки, ползали букашки, и все разговаривали между собой и вместе славили Бога. Среди этого великолепия порхали стайки райских птичек, оглашая божественный сад радостным пением. Мысли мои были ясными и чистыми в эту минуту, мне не передать словами всего восторга, который переполнил мое существо.
Небо, такое чистое и прозрачное! Я лег на спину и стал вглядываться в эту ровную синеву. Чем больше я смотрел, тем небо мне казалось все выше и недоступнее, оно было бесконечным и завораживающим. Наверное, в эти минуты моя душа покинула меня и поднялась над землей, потому что, когда я очнулся, был уже полдень.
Мне захотелось пить. Я стал осторожно спускаться в пропасть, хватаясь за ветки кустов. Обрыв был почти отвесным. Иногда камень срывался из-под ноги и, оставляя след пыли, летел, разгоняясь, со свистом вниз, ударяясь о камни, разбиваясь на осколки и пропадая в бурном потоке бесследно. Я, конечно, понимал, что могу в любую минуту сорваться… и тогда – все! Но мысль об этом меня совсем не пугала, и я продолжал спуск.
Внизу, где клокотала горная река, поднимая миллионы брызг, было свежо, и я жадно припал к воде. Вдруг сквозь грохот воды я услышал человеческий голос и шаги по камням. Нет, я не хотел встречаться с людьми! Спрятавшись в кустах, я вслушивался до боли в ушах – может, мне померещилось в грохоте потока? Но нет! Голос звучал все ближе. Это был нежный звонкий девичий голос, который и сейчас звучит во мне. Меж камней по узкой тропе к воде спускалась молодая грузинка, держа кувшин над головой. Она напевала песенку и чему-то смеялась. Девушка одета была бедно; свою чадру она закинула назад. Я увидел ее лицо. Оно было смуглое от загара. Я заглянул в ее черные глаза и утонул в их глубине и блеске. Это милое создание было создано для любви! О, как она была прекрасна! Она подошла к воде. Со своего укрытия я не видел ее – большой камень закрыл ее от меня. Я слышал только, как струя медленно наполняла кувшин. Сердце мое! Оно никогда не билось еще так сильно! Мысли мои, мысли путались; кровь отлила от головы. Я пришел в себя, когда девушка отошла довольно далеко. Грузинка с кувшином на плече поднималась обратно по тропе легкая, стройная, как тополь. В ущелье, прижавшись вплотную друг к другу, словно приросшие к сакле, стояли две сакли. Девушка тихо отворила дверь в ту из них, над плоской крышей которой струился голубой дымок, и скрылась внутри. Неотрывно смотрел я туда еще долгое время.
Я устал после ночного бегства и прилег в тени. Незаметно я уснул. Во сне мне опять привиделась молодая грузинка. Я опять, уже во сне, испытал то чувство, когда увидел ее. Сердце мое заныло, мне не хватало воздуха, я все силился вздохнуть – и проснулся.
Уже наступила ночь, светила луна. Одинокая тучка медленно подбиралась к яркой луне, как зверь к своей добыче. Было темно и тихо. Только вдали в лунном свете сверкали ледники Кавказского хребта и слышался шум горной речки. Я смотрел в сторону знакомой сакли. Далекое окно было освещено неровным светом очага. Огонь в окне то ярко вспыхивал, то пропадал вовсе, как свет далекой звезды. Я боролся с желанием войти в саклю. Но одна мысль меня удерживала – моя цель: я должен добраться до своей Родины! И я пошел прямо, своим путем.
Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! Он полон красок, звуков, радости – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Значит, человек рожден для воли! Для Мцыри жить – значит, находится в поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство вольности.
Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь и дикую природу с раем.
На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве Мцыри пытается пройти через лес ради цели – «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстает не слабым, а отважным человеком.
Образ Мцыри является одним из глубоко сложных толкований романтической темы.
Судьба Мцыри наводит на мрачное, безотрадное раздумье.
Три дня юноша провел на свободе, и они пролетели как одно мгновенье. Но это были дни настоящей жизни; дни, наполненные яркими красками и живыми образами.
Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри пристально вглядывается в каждую открывшуюся ему картину, замечает каждую частичку «живой» природы; вслушивается в многоголосое разнообразие звуков. Оставшись наедине с природой, он ощущает себя счастливым человеком. Описывая встречу Мцыри с грузинкой, поэт подчеркивает, что страстная и искренняя любовь может охватить только пылкую и чистую натуру. А бой с барсом – это момент наивысшего подъема силы духа героя. Именно тогда Мцыри понимает, в чем истинное его предназначение.
Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром, поэтому смерть героя при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишившим человека счастья.
- Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1995. — С.28,31,38.
- Ап.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. — Т.2. — М.: Худож. лит., 1990. — С.88.
- М. Ю. Лермонтов М. Ю. Мцыри / Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М., 1997. С. 147-167.
- Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С.635.
- С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1994, №10, с.153,154.
- С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1999. — С.222-225.
- Корнилов В. Первый обитатель / Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М., 1997. С. 5-10.
- В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. — М.: Просвещение, 2003. — С.79.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985.
- Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 2001. — С.190.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1987. С. 194-196.
Источник