Путешествие как вид нематериальной мотивации персонала
Построение эффективной системы мотивации сотрудников — одна из ключевых задач в управлении персоналом. Что делать, если для удовлетворения от работы сотруднику недостаточно только денег, и нужны другие стимулы для стремления к реализации потенциала?
В этом случае в игру вступают дополнительные инструменты мотивации. Например, путешествие или мотивационная поездка.
Почему путешествие?
В последние годы одним из самых распространенных видов нематериальной мотивации становится организация путешествий для сотрудников. Этот вид стимулирования даже получил свое собственное название – «мотивационная поездка» (Incentive Tour). Поощрительные и стимулирующие путешествия могут использоваться в следующих ситуациях:
- Путешествие как главный приз. Наиболее распространенной практикой является организация соревнований и конкурсов среди персонала (кто больше продаст, кто подготовит лучшее предложение по улучшению рабочих процессов, кто привлечет больше клиентов, кто предложит лучшее название новому товару и т. д.). В качестве главного приза в таких соревнованиях можно использовать поездку на выходные в загородный дом отдыха или тур в какую-либо экзотическую страну (в зависимости от масштабов конкурса и доступного бюджета).
- Путешествие как подарок. Любой человек очень ценит внимание к значительным событиям в его жизни: свадьба, юбилей или годовщина работы в компании. Подарок в виде путешествия станет для сотрудника показателем внимания к нему, заботы со стороны компании. Такие подарки очень повышают лояльность сотрудника к компании.
- Льготные цены на отдых и оздоровление. В качестве одного из видом мотивации компании предоставляют своим сотрудникам возможность приобретения туров на курорты или оздоровительных путевок в санатории и пансионаты по выгодным ценам. Это можно легко организовать, если заключить договор на корпоративное туристическое обслуживание с туристической компанией. Если работники компании, при содействии компании, смогут получить скидку на отдых и оздоровление для себя и своей семьи, — это станет дополнительным фактором, стимулирующим его к продолжению работы в данной организации и к эффективному выполнению всех производственных задач.
- Корпоративные мероприятия и тренинги. О пользе командообразующих мероприятий (team-building) в мире написаны тысячи статей и научных трудов. Такой вид построения эффективной команды уже давно стал популярен и в нашей стране. Помимо уже привычных тренингов и корпоративных праздников, рекомендуем время от времени проводить поощрительные корпоративные мероприятия, в которых смогут принять участие только лучшие в своей области сотрудники. Это позволит не только поощрить лучших за высокий достижение, но и дать толчок к стремлению остальных сотрудников работать лучше, чтобы в следующий раз присоединиться к «команде мечты». Это хороший способ мотивации персонала к улучшению показателей компании.
- Экскурсионные и познавательные туры. Такие виды путешествий направлены на расширение кругозора сотрудников, знакомство с новыми городами, интересными местами и достопримечательностями. Зачастую в таких поездках участвуют не только сотрудники, но и их семьи. Расходы на подобные мероприятия полностью или частично берет на себя компания. Такие путешествия способствуют сплоченности коллектива, повышению лояльности сотрудников к своей компании, которая предоставляет им возможности отвлечься от будней, разнообразить свою жизнь, получить яркие впечатления и заряд положительных эмоций.
- Промышленный туризм, бизнес-туры. Для знакомства с лучшими практиками в своей отрасли, получения новых идей и вдохновения для развития компании, очень полезны бизнес-туры с посещением успешных компаний – заводов, торгово-розничных сетей, банков, IT-компаний и т.п. В ходе таких поездок сотрудники знакомятся с успешным опытом родственных организаций, расширяют свой профессиональный кругозор, черпают идеи для применения в своей работе, устанавливают полезные деловые контакты. Выход за рамки привычных методов работы и улучшение процессов за счет внедрения лучших практик – отличный способ повышения эффективности персонала!
- Сочетание командировки с мини-отпуском. Довольно часто сотрудники, посещающие другие страны для решения деловых вопросов, стараются задержаться за рубежом еще на пару-тройку дней, чтобы ознакомиться с городом и его достопримечательностями, получить заряд энергии и позитива в новой обстановке. Хорошо, когда компании позволяют сотрудникам совместить командировку с таким мини-отпуском. Мотивационным моментом в данной ситуации является тот факт, что проездные билеты оплачиваются компанией в любом случае (из-за командировки), и сотрудник имеет возможность отдохнуть в понравившейся ему стране с минимальными затратами. Такую возможность, предоставленную компанией, сотрудники очень высоко ценят.
Как организовать корпоративные путешествия?
Многие компании по старинке занимаются организацией поездок для своих сотрудников самостоятельно: бронируют отели, покупают билеты, заказывают трансферы из аэропорта, занимаются оформлением виз. Не секрет, что довольно часто в таких ситуациях происходят «проколы»: то забыли оформить нужную страховку, то срок действия загранпаспорта сотрудника истекает, то подвели непроверенные перевозчики.
Из-за таких ситуаций могут возникать задержки, опоздания на важные мероприятия за рубежом, или даже отмены поездок. Кроме того, без долгосрочных договоров с провайдерами туристических услуг цены на проезд, проживание, трансфер довольно высоки, что приводит к неоправданному росту затрат компании. Поэтому гораздо надежнее, спокойнее и дешевле воспользоваться услугами специализированных компаний для организации деловых поездок сотрудников. Это позволит вашей компании сократить затраты времени и средств на организацию командировок или поощрительных путешествий, при этом повысив их качество.
Туристическая компания «IVA MICE» — профессиональный помощник в организации деловых путешествий по всему миру. Мы позаботимся о том, чтобы командировки или отдых Ваших сотрудников были спланированы «без сучка и задоринки»! Наши менеджеры не только забронируют лучшие номера в самых комфортабельных отелях, закажут и доставят Вам авиа- и железнодорожные билеты, но и окажут визовую поддержку и помогут с оформлением всех необходимых для поездки документов. И всё это – с гарантированным уровнем качества и по оптимальным ценам.
Наличие лицензии туристического оператора, банковской гарантии, прямые договора с надежными партнерами в разных странах мира обеспечивают надежность и ответственность при организации поездки любого уровня сложности. Мы стремимся предоставить лучшие решения в организации путешествий для наших клиентов, содействуя компаниям в достижении их бизнес-целей.
Источник
Мотивация путешествиями 20.03.2015
Какая ассоциация возникает у Вас со словом «путешествие»? Неудобства передвижения, опасность заражения вирусными и кишечными инфекциями, плохое сервисное обслуживание? Или новые яркие впечатления, расширение круга знакомств, увеличение собственных знаний и навыков?
Если Вы выбрали второй вариант, то Вас однозначно не пугают путешествия. Вы понимаете, что мир вокруг Вас огромен. В нем живут миллионы людей, которые интересны Вам, и которым, в свою очередь, интересны Вы.
Вы осознаете, что как бы комфортно и уютно Вам не было там, где Вы живете, Вам есть чему научиться у других людей, которые живут в ином месте. Ведь всегда найдется человек, с которого можно взять пример, чья жизнь и поступки смогут дать Вам необходимую мотивацию. А это, в результате, даст Вам нужный толчок к изменению собственных мечтаний и достижений.
Для тех, у кого путешествия вызывают только негативные ассоциации, я хочу рассказать одну старую притчу.
Давным-давно под землей жил целый народ. У них была бледная кожа, они постоянно болели, плохо питались, и из-за этого многие умирали. Старейшины подземного народа приняли решение — отправить одного добровольца на поверхность, чтобы тот выяснил, можно ли там жить, потому что существование под землей становилось все невыносимей день ото дня.
Доброволец ушел исследовать поверхность земли и не вернулся. Люди посчитали, что он погиб и еще больше утвердились во мнении, что лучше жить под землей.
Шло время, история с добровольцем забылась, и старейшины вновь предприняли попытку отправить нового избранного на поверхность. И этот человек ушел и не вернулся.
Так повторялось несколько раз. И с каждым ушедшим и не возвратившимся человеком люди все больше начинали испытывать страх перед поверхностью, все больше верили, что под землей хорошо и безопасно.
Но, однажды, на поверхность отправился сын одного из старейшин. Когда он добрался до выхода из-под земли, то сильно испугался, ведь его нос уловил необычные запахи, а уши услышали нестандартные звуки.
Преодолев свой страх, доброволец вышел на поверхность, ожидая увидеть что-нибудь ужасное. Но к его удивлению вокруг простирался цветущий луг с зеленой травой, невдалеке паслось стадо баранов, с неба светило яркое, золотистое солнце, а воздух был чист и свеж.
Немного привыкнув, подземный человек решил обследовать земельную территорию вокруг. Он прошел совсем немного и обнаружил невдалеке от луга деревню.
Когда он зашел в деревню, все население сбежалось на него посмотреть, ведь он был очень худым, бледным и низкорослым. И среди толпы людей сын старейшины, к своему большому изумлению, увидел мужчин, которые поднимались на поверхность до него.
Они выглядели здоровыми, казались счастливыми, и возле них крутилась целая орава веселых детишек. Тут доброволец понял, что жить на поверхности земли замечательно. А еще он осознал, что не вернется назад к отцу и к народу, чтобы рассказать им о своем открытии.
Мораль этой притчи крайне проста: можно всю жизнь просидеть на одном месте, пугаясь нового и незнакомого, и так и не увидеть, какой большой, красивый, интересный, волнительный мир простирается вокруг.
Вы должны понять, что путешествия необходимы. Они помогаю понять, что мир вокруг не имеет границ. Что есть места, где люди живут еще лучше, чем Вы, а это значит, что Вам всегда есть к чему стремиться.
Вы не должны находить своему сидячему образу жизни глупые отговорки. Если Вы оправдываете нежелание путешествовать финансовой стороной вопроса, т.е. стоимостью билетов, стоимостью проживания, виз, значит, Вы просто оправдываете свою лень и отсутствие у себя желания развиваться.
Ведь необязательно лететь на самолете в бизнес-классе, можно приобрести более дешевые билеты или выбрать другое средство передвижение, например, поезд или автобус.
Нет никакой необходимости резервировать номер в дорогом 5-ти звездочном отеле, можно прекрасно переночевать в более бюджетном месте: мотеле, имеющем 2 или 3 звезды.
Опять же, из соображений экономии, Вам можно начинать путешествовать с близлежащих мест, постепенно расширяя географию своего передвижения.
Вам необходимо избавляться от плохих стереотипов о путешествиях. Безусловно, неприятные ситуации могут случиться в поездке или на отдыхе, и скорее всего, они с Вами и произойдут. Ведь что Вы очень долго ожидаете, то, в конечном итоге, обязательно получаете.
Но неприятные моменты происходят с Вами и в Вашей повседневной жизни. Однако Вы все равно каждое утро просыпаетесь, принимаете душ, завтракаете и отправляетесь на работу. Это означает, что Вы не придаете большого значения тем небольшим препятствиям, которые возникают у Вас на пути.
Так почему Вы панически боитесь неприятных случайностей в путешествии? Это ведь не более чем мимолетный эпизод, о котором Вы и не вспомните через пару дней.
Путешествуйте, мотивируйте себя новыми эмоциями, новыми впечатлениями, новыми знакомыми, новой информацией, отбросьте страх, неуверенность и познавайте удивительный, чарующий мир вокруг Вас.
Источник
Мотивации путешествий и их разновидности.
Туристские мотивы — важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.
Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Нет такого продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристского продукта является залогом его продажеспособности. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это дает возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.
Туристская мотивация — это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта.
Нередко туристская программа изменяется под воздействием не основных, а побочных мотивов. Например, человек, отправившийся на отдых в определенное место, порой посещает другие интересные места и достопримечательности, объясняя свой поступок таким мотивационным исходом: «Мол, когда здесь еще побываю? Надо все увидеть». Мотивы обусловливают совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.
Активное и закономерное участие различных предприятий и организаций в развитии туризма вызывает насущную необходимость не только выявления, изучения и понимания туристских мотивов, но и их использования и усиления к ним профессионального внимания.
Понимание туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.
Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой — активное воздействие на существующие мотивы, их формирование.
Первоначальное отличие туристских мотивов предопределяет не только решение о путешествии и выбор конкретного туристского продукта, но и многочисленные возможности появления и развития новых мест туристского назначения, а также новых форм и видов туризма. Четкое знание того, что именно побуждает человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом успешного продвижения туристского направления.
Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.
Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать.
Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие:
— отдых, досуг, развлечение;
— спорт и его сопровождение;
— паломничество; п деловые цели;
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия.
1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.
2. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.
3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т. д.).
4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и пр.
5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Швейцарии и «пивной тур» по Чехии.
6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший казахстанский туроператор «Гульнар-Тур» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
7. Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно-познавательными программами.
8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).
Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.
1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т. д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д. Отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.
2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.
3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т. д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.
4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив.
При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.
Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом.
1. Единый четко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащенной лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели — катания на лыжах. Все остальные цели — вторичные и не имеют решающего значения при выборе.
Группу мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
— спортивный интерес — катание на лыжах по горным склонам и (или) участие в спортивных соревнованиях, а также, в зависимости от опыта, в спортивно-развлекательных лыжных шоу;
— развлекательный интерес — элитарное общество, интересные знакомства, встречи, общение, приятное времяпрепровождение, присутствие в качестве зрителя на соревнованиях, показательных выступлениях по фристайлу и сноубордингу, лыжных развлекательных супер-шоу;
— оздоровительный интерес — свежий воздух, отличные, хорошие или сносные (по средствам) условия проживания и питания, интенсивные нагрузки, весенний загар.
Положительный комплекс туристских впечатлений (хороший курорт, отдых и общество) способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.
2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Таковы познавательные туры в желаемую страну, например во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдается на выбор туристам: одни могут посетить Евро-Дисней, другие — Лувр и т. д.
Группу мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
— познавательный — посещение страны, достопримечательности которой (Эйфелева башня, Монмартр, Сена) известны каждому с детства из литературных произведений;
— престижно-имиджевый — отрицательный ответ на вопрос: «Как, вы не были во Франции?» может поставить собеседника в неловкое положение;
— культурно-развлекательный — посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.
Несмотря на то что мотивы поездки четко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке во Францию, Италию или другую страну могут повлиять разные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с четко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.
3. Главный мотивационный исход и несколько четко выделенных сопутствующих исходов, например при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Как правило, для отдыха на пляже достаточно двух-трех дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.
Группу мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
— пляжно-оздоровительный — море привлекает всех, кто не проживает в прибрежной полосе; морской воздух и морская вода полезны для укрепления здоровья;
— пляжно-активный и спортивный — море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям;
— транжирно-покупательный — отдых на море не препятствует, наоборот, способствует проявлению интереса к трате накопленных средств (приобретение легкой одежды и пляжных атрибутов, сувениров и безделушек);
— развлекательный — по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений.
Изучение мотивационных исходов следует вести на примере среднестатистического туриста, который совершает путешествие в период своего ежегодного отпуска (полного или частичного).
Цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные исходы следующим образом.
— снять стресс, накопленный за определенный период времени; сменить обстановку и природно-климатические условия;
— побыть в окружении других людей;
— познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;
— сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;
— побыть в новой для себя роли — получить на определенный ‘ период времени высокий уровень обслуживания и ухода;
— ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;
— получить удовольствие от необычных ощущений;
— принять участие в азартных играх;
— испытать романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт;
— расслабиться вне дома;
— потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.
— увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;
— познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);
— посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;
— увидеть экзотический животный и растительный мир;
— посетить исторические места и сооружения;
— сделать уникальные фотографии, снять видеофильм.
— посетить аттракционы, тематические и аквапарки;
— посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;
— посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;
— посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.
4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение — различную функциональную нагрузку и, в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:
— оздоровительный — общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);
— лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;
— лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и пр.).
— празднование культовых обрядов;
— самосовершенствование и утверждение духовного состояния;
— достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине;
— познание духовного «нового», получение заряда духовной энергии.
Источник