Путь исследования теория учение способ достижения цели решения конкретной задачи это

Путь исследования теория учение способ достижения цели решения конкретной задачи это

256. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми — это:
коммуникация

257. Процесс общения, передачи информации от человека к человеку является:
коммуникацией

258. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий — это:
делегирование полномочий

259. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации — это:
мотивация

260. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели — это:
планирование

261. Процесс составления бюджета насчитывает этапов
четыре

262. Процесс управления по усилиям (УПЦ) состоит
из четырех этапов

263. Процесс, обеспечивающий организации точность достижения целей, — это:
контроль

264. Процессный подход впервые был предложен сторонниками школы
административного управления

265. Процессуальные теории мотивации основаны на идентификации
человеческого поведения, восприятия и познания

266. Путь исследования, теория, учение, способ достижения цели, решения конкретной задачи — это:
метод

267. Работники, не состоящие в штате — это состав .
несписочный

268. Развитие организационных структур приведет к преобразованию статуса цеха в:
центр издержек производства

269. Различают два типа личностных коммуникационных сетей:
радиальные и взаимосвязанные

270. Различают три основных вида контроля:
предварительный, текущий и заключительный

Источник

Путь исследования теория учение способ достижения цели решения конкретной задачи это

421. Путь исследования, теория, учение, способ достижения цели, решения конкретной задачи — это:
метод

422. Пятиуровневую «иерархию человеческих потребностей» разработал:
А. Маслоу

423. Работники, не состоящие в штате — это состав .
несписочный

424. Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить по следующим направлениям .
измерение трудовых навыков
оценка рациональности использования времени
составление плана использования времени и выполнение его

425. Развитие и использование творческих способностей в интересах организации предполагает:
теория «Y»

426. Развитие организационных структур приведет к преобразованию статуса цеха в:
центр издержек производства

427. Различают два типа личностных коммуникационных сетей:
радиальные и взаимосвязанные

428. Различают три основных вида контроля:
предварительный, текущий и заключительный

429. Разработка и применение моделей, развитие количественных методов (исследование операций) являются достижениями
школы науки управления

430. Разработка принципов и функций управления является достижением
классической школы управления

431. Разработка теории мотивации является достижением
школы поведенческих наук

432. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» — соответствует варианту делегирования ответственности .
Начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения

433. Распространение хозяйственной деятельности на новые сферы — это:
диверсификация

434. Реакция лидера на поведение последователей — основа концепции
атрибутивного лидерства

435. Реакция получателя на сообщение источника называется:
обратной связью

Источник

Путь исследования теория учение способ достижения цели решения конкретной задачи это

391. Процесс управления по усилиям (УПЦ) состоит
из четырех этапов

392. Процесс, обеспечивающий организации точность достижения целей, — это:
контроль

393. Процессный подход впервые был предложен сторонниками школы
административного управления

394. Процессуальной теорией мотивации является модель мотивации
Портера-Лоулера

395. Процессуальные теории мотивации основаны на идентификации
человеческого поведения, восприятия и познания

396. Путь исследования, теория, учение, способ достижения цели, решения конкретной задачи — это:
метод

397. Работники, не состоящие в штате — это состав .
несписочный

398. Развитие организационных структур приведет к преобразованию статуса цеха в:
центр издержек производства

399. Различают два типа личностных коммуникационных сетей:
радиальные и взаимосвязанные

400. Различают три основных вида контроля:
предварительный, текущий и заключительный

401. Разновидностью структур управления органического типа является система управления:
программно-целевая

402. Разработка и применение моделей, развитие количественных методов (исследование операций) являются достижениями
школы науки управления

403. Разработка принципов и функций управления является достижением
классической школы управления

404. Разработка стандартов и критериев — это ____________________ этап в процедуре контроля.
первый

Читайте также:  Инвестиционный риск способы оценки

405. Разработка теории мотивации является достижением
школы поведенческих наук

Источник

Методология психологических исследований

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Читайте также:  Экономика наука изучающая способы распределения ограниченных ресурсов

Источник

Занятие 5. Методы научного исследования

Занятие 5. Методы научного исследования.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю план и задание пятого занятия.

1. Вступление. Понятие об исследовательских методах;

2. Методы теоретического исследования;

3. Методы эмпирического исследования;

4. Таблица «Методы исследования»;

5. Список литературы;

6. Задание 5: создать памятку для учащихся: «Методы исследования». Продолжение выполнения зачетной работы. Определить методы исследования;

“Научная методика также нужна ученому,

как техника пианисту или скрипачу”

Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника. Этап определения методов исследования следует после формулировки гипотезы.

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы — устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

В общенаучном плане, метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности » (Большой энциклопедический словарь, С. 724).

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового; это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования — его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В науке оснований деления методов на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п.

Использование методов научного познания.

Метод научного познания – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных частнонаучных методов решения. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Например, исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных и главным образом в исторических науках. Физика использует метод физического (технического) моделирования. Биология использует метод биоиндикации – наблюдение за поведением живых организмов или оценка их свойств. Этнография использует полевой метод – сбор материала в экспедиции.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Общие методы можно условно подразделить на эмпирические (практические) и теоретические. Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описания явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому.

Читайте также:  Способ применения глицерина жидкого

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, классификация, систематизация. Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще и не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении. Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельное изучение этих частей как элементов целого.

Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т. к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.

Моделирование – создание на основе простой схемы модели более сложного объекта, т. е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.

Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

Классификация – распределение информации на основе сравнения.

Эмпирические — практические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (изучение литературных источников и ресурсов Интернета; наблюдение, опрос, беседа, интервью, анкетирование, тестирование; измерение; эксперимент; графические методы; метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в оценке качества исследуемого объекта; анализ документов, контент-анализ; шкалирование, ранжирование, рейтинг.

Результатом исследовательской работы на уровне эмпирики является получение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация; получение данных, фиксирующих состояния объекта показаниями приборов, отражающие результаты деятельности и т. п.; обобщение полученного опыта, формирование норм и правил.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Необходимо упомянуть два основных принципа выбора методов для решения конкретных исследовательских задач. Первый их них – принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчёте на согласование их с природой исследуемого явления. Второй – принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых учащимся необходима помощь педагога, относятся:

–отбор необходимых методик исследования;

–ознакомления начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Общие критерии отбора методов исследования:

♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

♦ соответствие современным принципам научного исследования;

♦ прогностичность, т. е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

♦ соответствие логическому этапу исследования;

♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.

Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач. Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике применимы строгие математические методы.

К математическим методам относятся:

• математико-статистические методы анализа данных в исследованиях;

• метод визуализации данных (функции, графики);

• математическое моделирование, методы и модели теории графов;

• методы и модели динамического программирования;

• сетевое моделирование и применение вычислительной техники в исследованиях.

Источник

Оцените статью
Разные способы