- Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
- Что такое публичное выступление
- Виды выступлений перед публикой
- Этапы публичного выступления
- Требования к публичным выступлениям
- Правила подготовки и основные приемы
- Составление и использование плана
- Начало и окончание выступления перед аудиторией
- Возможные ошибки
- Психология выступлений перед людьми
- Видео
- Учебные материалы
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
- присутствие группы слушателей,
- преобладающая монологическая речь,
- продуманная структура высказывания,
- конкретная цель.
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
- Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
- Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
- Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
- Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).
Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
- Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
- Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
- Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
- Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
- Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.
Этапы публичного выступления
Практически все выступления проходят 3 этапа:
- Докуммуникативный (подготовительный) этап.
- Коммуникативный этап:
- установка взаимосвязи со слушателями;
- концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
- аргументирование и доказывание своей точки зрения;
- подведение итогов и завершение выступления.
- Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.
Требования к публичным выступлениям
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
- Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
- Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
- Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
- Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
- Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
- Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
- Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
- Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
- Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
- Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
- Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
- Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
- информировать;
- сформировать мнение;
- изменить точку зрения;
- оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
- Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
- официальных источников,
- научной и научно-популярной литературы,
- справочной литературы,
- статистических данных,
- публицистики,
- интернет-ресурсов.
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
- Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
- Работают над содержимым речи:
- составляют план,
- отбирают материал,
- подбирают стиль речи,
- композиционно и логически выстраивают части выступления,
- трудятся над написанием полного текста,
- записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).
Подготовка к выступлению
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Продумывание начала и завершения выступления
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
- Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
- Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
- Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
- Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
- Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
- Уделяют мало внимания подготовке.
- Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
- Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
- Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
- Употребляют большое количество слов-паразитов.
- Суетятся или, наоборот, зажимаются.
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:
- Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
- Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
- Начинать выступление в медленном темпе.
- Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
- Самые важные мысли повторить 3 раза.
- Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.
Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.
Видео
Источник
Учебные материалы
При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно составлять ее письменный текст или нет. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.
Античные теоретики ораторского искусства считали заранее написанный текст единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». А римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».
Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны.
Конечно, писать текст выступления – дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т.д. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца.
Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией.
Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст.
Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т.е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т.п.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями, если в его тексте нет недочётов.
Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие этапы работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала:
1. Создание полного текста (не для чтения, а для пересказа своими словами).
2. Подготовка подробного конспекта с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.
3. Создание неподробного конспекта с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.
4. Составление плана с цитатами и т.п.
5. Создание речи без опоры на текст.
Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные выступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями.
Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.
Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями. Удачный экспромт – это результат постоянной работы оратора над собой, итог долгих размышлений, награда за большой многолетний труд.
Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был политический и государственный деятель, академик Академии наук СССР, нарком просвещения молодого Советского государства, председатель Учёного комитета при ЦИК СССР Анатолий Васильевич Луначарский. На вопрос, как это ему удается так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афоризмом: «Я готовился к этому всю жизнь».
Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах
Источник