- Публичное выступление
- Что такое публичное выступление
- Особенности публичного выступления
- Типы и формы выступлений перед публикой
- Публичное выступление: его правила и технология
- Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
- Что такое публичное выступление
- Виды выступлений перед публикой
- Этапы публичного выступления
- Требования к публичным выступлениям
- Правила подготовки и основные приемы
- Составление и использование плана
- Начало и окончание выступления перед аудиторией
- Возможные ошибки
- Психология выступлений перед людьми
- Видео
Публичное выступление
Что такое публичное выступление
Публичное выступление — это комплексное понятие, которое объединяет выступление перед аудиторией, на открытых площадках, по телевидению, а также общение с руководством, работодателем и просто дружеское общение в компании хороших знакомых. Знания психологии публичного выступления пригодятся в любой ситуации, где нужно проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать, презентовать свои профессиональные навыки. Успешный устный спич — это не просто беседа, а подписанный контракт, новая работа, деловые партнеры, признание общества. Цель публичной эскапады — заинтересовать аудиторию, чтобы слушатели ловили ваше каждое слово, жест, реагировали на интонации голоса, это умение вдохновить людей своми идеями.
Если говорить о прагматичном вещании перед аудиторией, как форме делового общения — это воздействие на аудиторию не только словами, но также позой, мимикой, жестами, паузами, ритмом речи, визуальным контактом, силой голоса. Это требует от оратора владения собственным голосом, телом, мимикой лица, соблюдения особых правил и применения специфических техник.
Такое искусство освоит далеко не каждый человек. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой.
Особенности публичного выступления 
Спич перед аудиторией имеет конкретные особенности. Важен постоянный контакт между лектором и аудиторией. Каждый говорящий обязан не только знать, но и применять на практике общие особенности выступления перед слушателями.
Вещающий должен наблюдать за аудиторий, отслеживать реакцию, анализировать настроение, поведение. Настроение слушателей можно понять по жестам, мимике, вопросам. Обратная связь помогает оратору приобрести уверенность, забыть о страхе перед сценой и большой аудиторией.
Публичное выступление предполагает умение налаживать и вести живой диалог со слушателями. При устной форме общения информация усваивается полнее и быстрее, оратор быстрее завоевывает доверие слушателей. Такая форма общения считается наиболее эффективной.
- Устная речь во взаимосвязи с литературой.
Чтобы обращение захватило слушателей, вызвало доверие, лектор должен подкрепить свою речь фактами из художественной и научной литературы. Каждое слово должно быть продуманным, без традиционных штампов, канцеляризмов, лучше добавить яркими вставками по теме.
Важно! Эксперты рекомендуют сочетать в речи разных стили — разговорный, художественный — это побуждает к действию, внушает доверие слушателям.
Типы и формы выступлений перед публикой
- информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении;
- протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии;
- развлекательная — любая неофициальная речь (тост, рассказ из жизни о забавном происшествии);
- убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации.
Важно! Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.
Формы выступлений перед аудиторией:
- доклад — обращение на важную тематику (социальную, научную, медицинскую), продолжительность от четверти часа до 3 часов;
- сообщение — короткий спич, посвященный одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения;
- выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы;
- лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов;
- беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора.
Публичное выступление: его правила и технология 
Правила и требования выступления перед публикой помогут успешно выступать, влиять на аудиторию.
Перед выступлением необходимо:
- Сформировать цели, которые необходимо до слушателей.
- Изучить особенности и потребности аудитории.
- Сформировать образ в соответствии с тематикой и типом обращения.
- Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель.
- Составить речь, подкрепить тезисы фактами и выдержками из научной литературы проверить грамотность.
- Непосредственно в день выступления настроиться на речь, забыть о страхах, переживаниях, неуверенности в себе.
Важно! Основная психологическая особенность выступления — самопрезентация. Выбрать роль лектор сможет только после детального изучения аудитории. Грамотное обозначение роли — основная часть вещания, неотъемлемая составляющая успеха перед аудиторией.
Одно из требований к выступлению — анализировать реакцию слушателей. Оратор обязан отслеживать реакцию слушателей, при необходимости корректировать некоторые части текста, чтобы удерживать внимание. По окончании доклада необходимо проанализировать поведение аудитории, жесты, мимику, вопросы — в будущем это позволит избежать ошибок, улучшить навыки выступлений на открытых площадках, перед аудиторией, а это путь к успеху.
Ораторское искусство — непростая работа, сложная система, чтобы успешно выступать, влиять на аудиторию, необходимо знать и применять технологии и особенности устной коммуникации на публичном выступлении. Следует тщательно готовиться к каждому мероприятию, репетировать перед зеркалом, текст составлять с учетом возрастных критериев аудитории. Если спич связан с вашей будущей работой, необходимы для карьеры, имеет смысл заниматься с профессионалом.
Источник
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
- присутствие группы слушателей,
- преобладающая монологическая речь,
- продуманная структура высказывания,
- конкретная цель.
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
- Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
- Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
- Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
- Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).
Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
- Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
- Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
- Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
- Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
- Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.
Этапы публичного выступления
Практически все выступления проходят 3 этапа:
- Докуммуникативный (подготовительный) этап.
- Коммуникативный этап:
- установка взаимосвязи со слушателями;
- концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
- аргументирование и доказывание своей точки зрения;
- подведение итогов и завершение выступления.
- Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.
Требования к публичным выступлениям
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
- Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
- Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
- Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
- Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
- Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
- Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
- Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
- Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
- Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
- Ответственно относятся к определению темы: она должна быть конкретной, не подразумевать большого количества информации, базироваться на опыте из жизни рассказчика или на требованиях заказчика либо соответствовать тематическому плану и учебной программе (для учителей и преподавателей).
- Продумывают и формулируют название, точно выражающее суть выступления. В заголовке используют понятные слова, избегают сложных терминов и длинных предложений.
- Определяют цели выступления для выступающего и для слушателей, которые прямо или косвенно доводятся до аудитории. Чаще всего речи произносят с целью:
- информировать;
- сформировать мнение;
- изменить точку зрения;
- оказать воздействие на сознание людей и побудить к действию.
- Подбирают, изучают и анализирует информацию из:
- официальных источников,
- научной и научно-популярной литературы,
- справочной литературы,
- статистических данных,
- публицистики,
- интернет-ресурсов.
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
- Анализируют состав предполагаемых слушателей и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального статуса и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
- Работают над содержимым речи:
- составляют план,
- отбирают материал,
- подбирают стиль речи,
- композиционно и логически выстраивают части выступления,
- трудятся над написанием полного текста,
- записывают тезисы и конспект сообщения (некоторые докладчики используют рассыпные или карточные конспекты).
Подготовка к выступлению
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Продумывание начала и завершения выступления
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
- Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
- Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
- Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
- Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
- Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
- Уделяют мало внимания подготовке.
- Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
- Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
- Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
- Употребляют большое количество слов-паразитов.
- Суетятся или, наоборот, зажимаются.
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:
- Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
- Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
- Начинать выступление в медленном темпе.
- Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
- Самые важные мысли повторить 3 раза.
- Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.
Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.
Видео
Источник