Психолого педагогических задачи способы решения

Психолого педагогических задачи способы решения

Педагогичская задача (ПЗ) – основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. ПЗ – это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования её, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций, которые создаются как учителем, так и учащимися, спонтанно и специально.

Начинается школьный день, в класс заходит опоздавший ученик – уже ситуация. Проверка домашнего задания, два ученика оказались неподготовленными – тоже ситуация. Во время объяснения нового материала по классу передается записка – снова ситуация. Это не всегда конфликты, но всегда – противоречие. Между ожидаемым и реальностью. Эти ситуации учитель осознает и формирует для себя задачи: стратегического характера (как воспитать у школьников чувство ответственности, организованность), тактического (разработка средств учета и контроля знаний, активизация познавательной деятельности на уроках) и ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, невыучившего, отвлекающегося на уроке).

Мастерство учителя – в умении превратить ситуацию в ПЗ, т. е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели. Ситуация может не стать задачей, если учитель её не заметил или игнорирует, не придавая значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если учитель реагирует на возникшую ситуацию окриком, тем самым не разрешая конфликт и усугубляя его.

Таким образом, ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача). Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Решение ПЗ начинается с анализа ситуации и осознания проблемы. Начинающие учителя опускают эту ситуацию и принимаются за решение задачи. Торопятся, не ощущают глубины конфликта, стереотипно воспринимая ситуацию как уже встречавшуюся в практике. В результате она не осознается до конца, зачастую воспринимается лишь видимая часть проблемы. Неумение видеть ситуацию, понимать, что стоит за действиями учеников, приводит к ошибкам в решении задачи. Мастерство педагога характеризуется способностью видеть ПЗ во взаимосвязи и взаимообусловленности, а поэтому его решение – с «дальним прицелом»: не просто навести порядок, но и вызвать чувство неудовлетворенности и стремление не допускать подобных ситуаций впредь.

Следующий этап решения задачи – анализ исходных данных: вместо ситуации в целостном процессе педагогической деятельности – характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате происходит осознание мотивов поступков, целей деятельности, специфики условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный собой, своей позицией, учитель может не разглядеть истинных мотивов поведения школьников. Приписывание учащимся несуществующих намерений может перечеркнуть эффект педагогического влияния.

Заключительный этап – выдвижение гипотезы, когда учителю надо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, что требует активного мышления, воображения. Учитель-мастер стремится проанализировать ситуацию, привлекая к решению коллектив. Начинающий учитель часто выходит на парное взаимодействие, что ослабляет позицию педагога. На этом этапе важно мысленно примерить найденный прием, представить возможные реакции на его воздействие.

Когда пройдены все фазы решения ПЗ, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным. Очень существенно то, что в выборе приема педагоги-мастера ищут причины возникновения нежелательных ситуаций в себе, поэтому каждое их решение есть шаг к гармонизации своей деятельности, к самовоспитанию.

Читайте также:  Как завершить резинку эластичным способом

Любая педагогическая ситуация – это прежде всего творческая деятельность, процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач.

Педагогическая задача – действенное средство активизации познавательной деятельности студентов, совершенствования их мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, доказательство, перенос знаний в новые условия и др. Решение педагогических задач содействует развитию у будущих педагогов умений и навыков, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности.

Педагогическая задача – это результат осознания субъектом воспитания в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению.

Решение педагогических задач предполагает выполнение определенной системы упражнений, имеющих своей целью формирование профессиональных качеств будущего педагога. Анализ задач на занятиях, активный поиск путей их решения вооружает студентов умениями применять методы познания педагогических явлений и процессов, оптимизирует развитие их профессионально-педагогического мышления и способствует более глубокому и осознанному усвоению педагогической теории. Студенты получают возможность формировать навыки анализа педагогических фактов, умения сопоставлять, классифицировать их, делать на основе этого самостоятельные выводы о специфике педагогических явлений и теоретические обобщения, тем самым совершенствуя уровень мыслительной активности.

Решение педагогических задач ориентирует студентов на самостоятельную работу с научно-педагогической литературой, развивает умение творчески подходить к решению учебно-воспитательных проблем, пробуждает профессиональный интерес, способствует формированию готовности студентов к педагогической работе.

В процессе решения педагогических задач преподаватели помогают студентам научиться в определенной степени управлению педагогическими ситуациями. Осуществляя поэтапное рассмотрение проблемы, преподаватели могут получить необходимую информацию о ходе мыслительной работы студентов, своевременно выявить пробелы в их знаниях, ошибочные суждения и умозаключения. Существуют различные типы педагогических задач:

· задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, процессов, явлений. Они содержат констатацию того факта, события, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков. Такие задачи обычно играют роль иллюстрации к тому или иному теоретическому положению;

· задачи, выявляющие гибкость мышления и осознанность педагогических маний студентов. Они предполагают выбор из совокупности теоретических положений необходимого для правильного решения. Эти задачи формируют у студентов способность воспроизводить ранее усвоенные знания для получения новых;

· задачи, включающие планирование, построение предстоящей педагогической деятельности с выбором или нахождением оптимальных средств и способов её выполнения. Решение этих задач обеспечивает развитие у будущих учителей таких качеств, как творческое воображение, умение прогнозировать педагогические действия, проектировать процесс их выполнения, строить его наиболее рационально, выбирать средства и методы, адекватные целям и характеру педагогических действий;

· задачи, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия. Они закрепляют умение соотносить педагогические средства и способы с особенностями объекта педагогического воздействия;

· задачи, требующие новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение этого типа задач связано с анализом и синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения. Они развивают умение классифицировать педагогические явления, совершать перенос знаний, создавать новые способы выполнения педагогической деятельности;

· задачи, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного педагогического действия, его промежуточных и конечных результатов с выявлением и исправлением допущенных педагогических просчетов. Такие задачи позволяют формировать у студентов умение ориентироваться в сложной обстановке, быстро, оперативно использовать психолого-педагогические знания и применять их в нестандартных условиях.

Использование в учебном процессе различных типов задач предполагает и своевременный учет, и устранение тех трудностей, которые возникают у студентов при решении задач и анализе педагогических ситуаций. Наиболее типичны из них следующие:

Читайте также:  Хондроитин сульфат таблетки способ применения

— неумение обосновывать решения педагогических задач;

— неумение кратко, целенаправленно, последовательно и аргументировано излагать ответ на вопрос задачи.

Методика использования педагогических задач в учебном процессе весьма разнообразна. Их можно использовать в лекциях, на семинарских и практических занятиях, практиковать для самостоятельного решения в виде домашних заданий по курсу, на зачетах и экзаменах, во внеаудиторной работе (педагогические олимпиады, конкурсы, педагогические кружки и т. д.). Схема решения:

1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

2. Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.

4. Определить педагогические категории, представленные в задаче.

5. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

6. Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения.

7. Выяснить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, социального педагога, родителей и других лиц.

8. Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.

9. Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.

10. Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

11. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

12. Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения её типичности для педагогической деятельности учителя.

Овладение студентами умением решать педагогические задачи в процессе учебных занятий повышает интерес к педагогическим наукам, позволяет им увидеть практическую значимость изучаемого курса. Существует такая зависимость: чем выше уровень сформированное у студентов творческих умений решать педагогические задачи, тем глубже осознание ими трудностей педагогической работы. Осознание и преодоление трудностей способствуют формированию готовности к профессиональной деятельности. Овладение приемами анализа типичных ситуаций, характерных для школьной жизни, обеспечивает успешную адаптацию молодых специалистов к учебно-воспитательной работе и ускоряет их профессиональное становление.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

2012 Технология постановки и решения психолого-педагогических задач Проверил(а): Яковлева К.А. Выполнил(а): Монгуш Ч.К. 3П группы

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne- искусство, ремесло, logos- понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

Р.В. Овчарова рассматривает понятие «технология» как практическую деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения, то есть технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил. Лекция Шульговского по ВНД lection_7.ppt

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин). http://www.bookap.by.ru/genpsy/osclin/gl20.shtm

Педагогические задачи и их решение Любая педагогическая технология обусловлена характером решаемых с её помощью задач. Иначе говоря, педагогические задачи, пути и результаты их решения являются основой педагогических технологий.

Под педагогической задачей, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности .. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

Читайте также:  Как сделать лизуна 100 способов

Этапы решения педагогических задач: постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); процесс решения педагогической задачи; — анализ результатов решения педагогической задачи. http://www.bookap.by.ru/genpsy/osclin/gl20.shtm

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса — педагогов и обучающихся. http://www.bookap.by.ru/genpsy/osclin/gl20.shtm

Характеристики условия задачи Выделяют следующие характеристики условия задачи: Привычность или непривычность ситуации, новизна задачи для субъекта Степень выделенности (явности) существенных отношений Форма условий (реальная ситуация / изображение / словесное описание) Соотношение условия — решение: условия достаточны / недостаточны / избыточны для решения. [ш313-341] ВНД

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения . http://virtualcoglab.cs.msu.su/files/lens_05.ppt

Спасибо за внимание ! [ш313-341] и я(п.3)

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

  • Сейчас обучается 256 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1228 человек из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 149 человек из 43 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1357965

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы