- Психология убеждения 50 доказанных способов быть убедительными
- Психология убеждения 50 доказанных способов быть убедительными
- Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин «Психология убеждения» — краткое содержание
- Об авторах
- Краткое содержание книги «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным»
- Что такое убеждение?
- Способ первый
- Способ второй
- Способ третий
- Способ четвёртый
- Способ восьмой
- Способ десятый
- Способ одиннадцатый
- Способ двенадцатый
- Способ четырнадцатый
- Способ шестнадцатый
- Способ семнадцатый
- Способ девятнадцатый
- Способ двадцать второй
- Способ двадцать третий
- Способ двадцать шестой
- Способ двадцать седьмой
- Способ тридцать второй
- Способ тридцать четвёртый
- Способ тридцать восьмой
- Способ сорок первый
- Способ сорок пятый
- Способ сорок седьмой
- Способ пятидесятый
- Влияние в XXI веке
- В качестве заключения
Психология убеждения 50 доказанных способов быть убедительными
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 278 531
- КНИГИ 658 103
- СЕРИИ 25 237
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 389
Роберт Чалдини, Стив Мартин, Ноа Гольдштейн
Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным
© Noah J. Goldstein, Steve J. Martin and Robert B. Cialdini 2007, 2013
© Издание. Перевод. Оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
Моим родителям и, конечно, Янессе – НГ
Моим племяннице Кеси Лей и племяннику Райли – СМ
Моей внучке Хейли Брук Чалдини – РЧ
Если весь мир – театр, то небольшие изменения в линии вашего поведения могут привести к поразительным результатам.
Существует старая шутка комика Хенни Янгмена. Он рассказывает об отеле, в котором останавливался предыдущей ночью: «Какой отель! Полотенца были настолько большими и пушистыми, что я с трудом закрыл свой чемодан!»
Однако за последние несколько лет моральная дилемма, с которой сталкиваются постояльцы, изменилась. В наше время вопрос о том, не унести ли полотенца из номера, сменился вопросом, следует ли повторно использовать их. Чем большее количество гостиниц принимает экологические программы, тем чаще гостей просят повторно использовать полотенца, чтобы сэкономить ресурсы, энергию и уменьшить количество моющих средств, которые попадают в окружающую среду и загрязняют ее. В большинстве случаев эта просьба написана на карточках, которые оставляют в ванных.
Эти карточки позволяют глубоко проникнуть в суть малоизвестной науки убеждать.
Имея почти неограниченное количество средств для создания мотивации, мы продолжаем задаваться вопросом: какие слова написать на карточке, чтобы сделать просьбу убедительной? Ответ вы узнаете, прочитав первую и вторую главы, но прежде давайте посмотрим, как люди, составляющие текст для маленьких карточек, обычно убеждают гостей участвовать в программах. Обзор сообщений на карточках из десятков отелей во всем мире показывает: наиболее распространенным аргументом, побуждающим гостей повторно использовать полотенца, почти всегда является необходимость защиты окружающей среды. Постояльцам неизменно сообщают, что повторное использование сэкономит природные ресурсы и поможет избавить природу от чрезмерного истощения и разрушения. Эта информация часто сопровождается разнообразными привлекательными изображениями – от радуги и капель дождя в тропическом лесу… до северных оленей.
В целом такая стратегия убеждения кажется эффективной. Например, один из крупнейших производителей карточек сообщает: большая часть постояльцев, которым предлагали принять участие в программах, повторно использовали полотенца хотя бы раз, а количество участников, привлеченных карточками, выглядит внушительно.
Тем не менее социальные психологи, постоянно ищущие пути применения своих научно-методических знаний, стремятся разработать еще более эффективные стратегии и практики убеждения. Подобно тому как придорожные рекламные щиты предлагают: «Разместите здесь рекламу», маленькие карточки, призывающие еще раз использовать полотенца, говорят, буквально умоляют: «Проверьте на нас свои идеи». Так мы и сделали. И, как выяснится позже, получилось вот что: небольшие изменения в формулировке просьбы позволяют гостиничной сети добиться значительных результатов.
Способы повышения эффективности экологических кампаний такого типа, конечно, вопрос отдельный. Здесь мы ставим вопрос более широко: способность каждого человека убеждать окружающих можно увеличить, изучая стратегии убеждения с научной точки зрения. Из этой книги вы узнаете, как небольшие и несложные изменения в текстах сообщений помогут сделать их убедительнее. Мы расскажем о десятках исследований, подтверждающих правильность нашего подхода различными примерами. Часть этих исследований проведена нами, а часть – другими учеными.
Параллельно мы обсудим принципы, лежащие в основе таких стратегий. Наша главная цель в том, чтобы читатель лучше понял психологические процессы, лежащие в основе нашей способности влиять на людей – а значит, изменять их отношение к чему-либо или поведение, чтобы обе стороны достигли положительных результатов. Еще мы покажем широкий ряд эффективных и этичных стратегий убеждения. Мы обсудим типы высказываний, которых следует остерегаться, чтобы противостоять как скрытому, так и явному влиянию на ваши решения.
Важно отметить: вместо того чтобы полагаться на поп-психологию или неоднозначный личный опыт, мы обсудим психологическую основу успешных стратегий социального влияния, используя строго научные доказательства. Мы будем указывать на ряд загадочных явлений, объяснимых при более глубоком понимании психологии социальных влияний. Например, почему сразу после объявления о кончине одного из самых популярных пап в современной истории орды людей осаждали магазины, находящиеся за тысячи километров от Италии, чтобы купить сувениры, не имевшие никакого отношения ни к папе, ни к Ватикану, ни к католической церкви? Мы также расскажем, почему поставки из одного офиса значительно повысят эффективность ваших попыток убедить окружающих. Расскажем о том, что Люк Скайуокер может поведать об управлении. И о частой ошибке специалистов по распространению информации, которая приводит к обратному результату. О том, как превратить свою слабость в силу убеждения. И почему иногда восприятие себя как эксперта – по собственному мнению и мнению окружающих – может оказаться чрезвычайно опасным.
Убеждение стало объектом исследований более полувека назад. Однако исследования в этой области – что-то вроде тайного знания. Часто они покоятся на страницах научных журналов. Зная, какой огромный объем исследований по теме проведен, полезно задуматься, почему их так часто игнорируют. Неудивительно, что люди, которым приходится выбирать стратегию влияния на людей, в своих решениях основываются на способах мышления, свойственных экономике, политологии или государственной политике. Озадачивает, что часто специалисты не принимают в расчет психологические теории и методы.
Одно из объяснений – что в отличие от экономики, политологии и государственной политики, требующих специального образования для достижения минимального уровня компетенции, психология считается интуитивно понятной. Все считают, будто уже обладают знанием ее принципов, просто потому, что живут и взаимодействуют с другими. Как следствие, принимая решения, они не склонны изучать психологию и обращаться к соответствующим исследованиям. Такая самоуверенность приводит к тому, что люди упускают прекрасные возможности оказать влияние на окружающих или, что даже хуже, используют психологические подходы в ущерб себе и другим.
Помимо того что они чрезмерно полагаются на личный опыт, они слишком уповают и на самоанализ. Например, почему маркетологи, которым поручено разработать аргументы в пользу повторного использования полотенец, сосредоточиваются исключительно на пользе для окружающей среды? Вероятно, они делают то, что сделал бы любой из нас, – спрашивают себя: «Что побудило бы меня участвовать в одной из этих программ?» Изучив свою мотивацию, они понимают: наиболее стимулирующим и соответствующим системе их ценностей станет обращение к гостям как к людям, озабоченным состоянием окружающей среды. При этом им не приходит в голову, что они могли бы увеличить число участников программы, просто изменив несколько слов в тексте просьбы.
Источник
Психология убеждения 50 доказанных способов быть убедительными
Роберт Чалдини, Стив Мартин, Ноа Гольдштейн
Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным
© Noah J. Goldstein, Steve J. Martin and Robert B. Cialdini 2007, 2013
© Издание. Перевод. Оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
Моим родителям и, конечно, Янессе – НГ
Моим племяннице Кеси Лей и племяннику Райли – СМ
Моей внучке Хейли Брук Чалдини – РЧ
Если весь мир – театр, то небольшие изменения в линии вашего поведения могут привести к поразительным результатам.
Существует старая шутка комика Хенни Янгмена. Он рассказывает об отеле, в котором останавливался предыдущей ночью: «Какой отель! Полотенца были настолько большими и пушистыми, что я с трудом закрыл свой чемодан!»
Однако за последние несколько лет моральная дилемма, с которой сталкиваются постояльцы, изменилась. В наше время вопрос о том, не унести ли полотенца из номера, сменился вопросом, следует ли повторно использовать их. Чем большее количество гостиниц принимает экологические программы, тем чаще гостей просят повторно использовать полотенца, чтобы сэкономить ресурсы, энергию и уменьшить количество моющих средств, которые попадают в окружающую среду и загрязняют ее. В большинстве случаев эта просьба написана на карточках, которые оставляют в ванных.
Эти карточки позволяют глубоко проникнуть в суть малоизвестной науки убеждать.
Имея почти неограниченное количество средств для создания мотивации, мы продолжаем задаваться вопросом: какие слова написать на карточке, чтобы сделать просьбу убедительной? Ответ вы узнаете, прочитав первую и вторую главы, но прежде давайте посмотрим, как люди, составляющие текст для маленьких карточек, обычно убеждают гостей участвовать в программах. Обзор сообщений на карточках из десятков отелей во всем мире показывает: наиболее распространенным аргументом, побуждающим гостей повторно использовать полотенца, почти всегда является необходимость защиты окружающей среды. Постояльцам неизменно сообщают, что повторное использование сэкономит природные ресурсы и поможет избавить природу от чрезмерного истощения и разрушения. Эта информация часто сопровождается разнообразными привлекательными изображениями – от радуги и капель дождя в тропическом лесу… до северных оленей.
В целом такая стратегия убеждения кажется эффективной. Например, один из крупнейших производителей карточек сообщает: большая часть постояльцев, которым предлагали принять участие в программах, повторно использовали полотенца хотя бы раз, а количество участников, привлеченных карточками, выглядит внушительно.
Тем не менее социальные психологи, постоянно ищущие пути применения своих научно-методических знаний, стремятся разработать еще более эффективные стратегии и практики убеждения. Подобно тому как придорожные рекламные щиты предлагают: «Разместите здесь рекламу», маленькие карточки, призывающие еще раз использовать полотенца, говорят, буквально умоляют: «Проверьте на нас свои идеи». Так мы и сделали. И, как выяснится позже, получилось вот что: небольшие изменения в формулировке просьбы позволяют гостиничной сети добиться значительных результатов.
Способы повышения эффективности экологических кампаний такого типа, конечно, вопрос отдельный. Здесь мы ставим вопрос более широко: способность каждого человека убеждать окружающих можно увеличить, изучая стратегии убеждения с научной точки зрения. Из этой книги вы узнаете, как небольшие и несложные изменения в текстах сообщений помогут сделать их убедительнее. Мы расскажем о десятках исследований, подтверждающих правильность нашего подхода различными примерами. Часть этих исследований проведена нами, а часть – другими учеными.
Параллельно мы обсудим принципы, лежащие в основе таких стратегий. Наша главная цель в том, чтобы читатель лучше понял психологические процессы, лежащие в основе нашей способности влиять на людей – а значит, изменять их отношение к чему-либо или поведение, чтобы обе стороны достигли положительных результатов. Еще мы покажем широкий ряд эффективных и этичных стратегий убеждения. Мы обсудим типы высказываний, которых следует остерегаться, чтобы противостоять как скрытому, так и явному влиянию на ваши решения.
Источник
Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин «Психология убеждения» — краткое содержание
Согласно очень распространённому мнению, психология понимается на уровне интуиции любым здравомыслящим человеком, а значит, и изучать её не так уж нужно. Но это является огромным заблуждением, и, по мнению авторов книги, если человек будет изучать стратегии убеждения с позиции науки, он станет настоящим мастером убеждения окружающих и выстраивания отношений с ними. Именно благодаря научной основе становится возможным получить ошеломляющие результаты в сфере эффективного взаимодействия с другими людьми.
После прочтения этой книги вы будете гораздо лучше понимать процессы, которые лежат в основе взаимодействия и коммуникации. Вы узнаете, что можно очень просто воздействовать на поведение людей и их отношение к чему-либо. Вы научитесь правильно, этично и честно строить свои отношения с родными, коллегами, партнёрами и любыми другими людьми.
Книга будет полезна всем, кто хочет научиться быть убедительным в любых местах, в любых ситуациях и с любыми людьми, как в устном, так и в письменном общении.
Об авторах
Роберт Чалдини – специалист по социальной психологии, доктор наук, профессионал по межличностным взаимоотношениям, обладатель премии Дональда Кэмпбелла за выдающиеся успехи в психологии.
Ноа Гольдштйен – преподаватель в Высшей школе Бизнеса Чикагского университета, лауреат нескольких исследовательских стипендий и грантов госучреждений США, таких как Национальный научный фонд и Национальный институт здоровья.
Стив Мартин – специалист и консультант по психологии убеждения, глава компании «Influence At Work».
Краткое содержание книги «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным»
Книга состоит из предисловия, нескольких вступительных глав, пятидесяти основных глав, описывающих пятьдесят способов быть убедительным, пяти небольших заключительных глав и примечаний. Ниже мы предлагаем вашему вниманию тезисное изложение несколько ключевых идей и принципов Ноа Гольдштейна, Стива Мартина и Роберта Чалдини.
Что такое убеждение?
Убеждение является наукой, несмотря на то, что многими оно расценивается как искусство. Существует шесть универсальных принципов общественного влияния: взаимный обмен, авторитет, обязательства/последовательность, дефицит, благорасположение и социальное доказательство. На них основаны расположенные далее способы.
Способ первый
Любые фразы опираются на силу социального доказательства. Это значит, что если люди не уверены в своих действиях, они будут смотреть по сторонам, чтобы определить, как действуют окружающие.
Способ второй
Чем больше похож оставивший отзыв человек на представителей новой целевой аудитории, тем большей убедительностью будет обладать его сообщение.
Способ третий
Согласно принципу социального доказательства, люди будут придерживаться самой распространённой модели поведения, причём не обязательно хорошей.
Способ четвёртый
Люди, которые отклоняются от среднего показателя, будут к нему притягиваться, чтобы больше соответствовать норме.
Способ восьмой
Сообщения, которые усиливают страх, являются стимулом для людей предпринимать меры, чтобы уменьшить угрозу.
Способ десятый
Чем более персонализированной является просьба, тем более велика вероятность, что найдётся человек, готовый её выполнить.
Способ одиннадцатый
Есть три фактора, которые помогают сделать просьбу об услуге убедительнее: услуга должна быть значимой для адресата, она должна быть неожиданной и персонализированной.
Способ двенадцатый
Стремясь получить поддержку другого человека, необходимо проявлять искренность и бескорыстность – это повышает вероятность согласия и уверенность в том, что основной сотрудничества является доверие и взаимоуважение.
Способ четырнадцатый
Даже небольшая начальная просьба (помните приём «Нога в двери»?) может повысить вероятность положительной реакции на крупную просьбу.
Способ шестнадцатый
Если спросить человека, поведёт ли он себя социально позитивно в будущем, скорее всего, он ответит положительно. И после такого заявления он будет более мотивирован выполнить взятые на себя обязательства.
Способ семнадцатый
Обязательства, которые человек берёт на себя активно, являются более стойкими, нежели взятые пассивно. Люди склонны судить о себе, основываясь на наблюдении за своим поведением, а выводы делают, основываясь на действиях, а не на бездействии.
Способ девятнадцатый
Используйте в жизни принцип Бенджамина Франклина, который утверждал, что человек, единожды сделавший вам одолжение, сделает его снова с большей радостью, чем человек, который вам должен.
Способ двадцать второй
Если вы хотите заявить о себе, но в то же время не выглядеть хвастуном, вы можете попросить кого-либо говорить от вашего имени – такой приём уже на протяжении многих лет применяют многие общественные деятели.
Способ двадцать третий
Результаты тех коллективов, в которых задачи решаются сообща, всегда лучше, чем у одного среднестатистического человека и даже самого профессионального специалиста. Не стоит пренебрегать командной игрой.
Способ двадцать шестой
Бывают ситуации, когда создаётся впечатление, что все участники коллектива пришли к согласию по какому-то вопросу. В таких случаях очень эффективно и плодотворно поддерживать альтернативную точку зрения.
Способ двадцать седьмой
Помните о том, что обучение является прекрасным способом воздействия на окружающих. Если у вас есть желание добиться максимального влияния на сотрудников в будущем, вы должны использовать определённые обучающие программы в работе.
Способ тридцать второй
Исследования социальных психологов показали, что люди нередко очень хорошо относятся к определённым нюансам, которые связаны лично с ними, к примеру, с их именами. Некоторые факты определённого говорят о том, что человек с большей охотой выполнит чью-либо просьбу, если узнает, например, что родился с тем, кто его о чём-то просит, в один день.
Способ тридцать четвёртый
В общении очень полезно использовать приём под названием отзеркаливание: если зеркально «отразить» другого человека, он сможет сделать то, что вам нужно, т.к. сходство людей способно вызвать симпатию и укрепить связи.
Способ тридцать восьмой
Удивительно, но огромной убеждающей и мотивирующей силой обладает фраза «потому что». Таким уникальным воздействием эти слова обладают по той причине, что с ними связана ассоциация: как правило, за ними идёт позитивное обоснование.
Способ сорок первый
Если придать сообщению зарифмованную форму, оно будет не только более приятно на слух, легко запоминаемо и цитируемо, но ещё и будет обладать большей убедительностью.
Способ сорок пятый
Исследования психологов показали, что для лучшего запоминания потребителями рекламы в СМИ эффективно использовать на упаковках и в магазинных экспозициях запоминающиеся товарные знаки.
Способ сорок седьмой
Перед принятием важного решения или началом переговоров необходимо определить своё эмоциональное состояние. Сразу после серьёзных эмоциональных переживаний рекомендуется воздержаться от выполнения важных дел.
Способ пятидесятый
1,3,7-триметилксантин снижает способность противостоять убеждениям, если человек принимает его сам, и повышает способность убеждать, если он кого-то им угощает. 1,3,7 – триметилксантин – это кофе. Угощаете тех, с кем общаетесь, кофе.
Влияние в XXI веке
В настоящем столетии наше взаимодействие с окружающими внутри и вне пределов организаций очень изменилось. В первую очередь, на него воздействует широкое использование сети Интернет, повлиявшее на повседневное общение, а во вторую очередь, сегодня мы очень часто сталкиваемся с представителями других культур.
В качестве заключения
Со всеми способами быть убедительными с подробным описанием и примерами, а также с интересной информацией о влиянии через Интернет и глобальном влиянии вы сможете познакомиться в книге Ноа Гольдштейна, Стива Мартина и Роберта Чалдини «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным». Механизмы социального влияния в ней описаны с научной точки зрения, а в основу легли специально проведённые исследования на тему социального влияния и убеждения.
Данная работа будет полезна не только менеджерам, предпринимателям и руководителям, но и всем людям, которые хотят повысить свой уровень общения, научиться быть более убедительными и оказывать влияние на людей.
Источник