- Способы выражения эмоций
- Ненастойчивый способ выражения эмоций
- Агрессивный способ выражения эмоций
- Открытый (уверенный) способ выражения эмоций
- Эмоциональная компетентность как высшая форма выражения чувств
- Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
- Какими способами человек выражает эмоции?
- Ложные сообщения
- Как научиться распознавать ложь?
- Важно ли понимать свои эмоции?
- Способность распознавать свои эмоции.
- Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
- Почему важно правильно выражать эмоции?
- Как выражать позитивные эмоции?
- Как правильно выражать негативные эмоции?
Способы выражения эмоций
Порой именно выражение своего эмоционального состояния искренне и своевременно представляет для индивида особую сложность. Достаточно редко эмоция выражается именно в таком виде, в каком она переживается человеком. Чаще всего люди, так или иначе, скрывают или несколько видоизменяют свои истинные чувства, расставляя акценты в зависимости от цели, которую они преследуют в данный момент.
В современной науке психологами выделяется три основных способа демонстрации индивидом своих эмоциональных состояний:
- Ненастойчивый.
- Агрессивный.
- Открытый (уверенный).
Все названные способы имеют собственные, достаточно характерные черты.
Ненастойчивый способ выражения эмоций
Данный способ предполагает «дозированную» демонстрацию переживаемых чувств, причем, иногда выраженную в столь незначительной степени, что об истинном эмоциональном состоянии человека догадаться очень непросто. Чаще всего этот способ используется, когда люди хотят скрыть свои настоящие переживания от собеседника/партнера.
Агрессивный способ выражения эмоций
Такой способ специалисты называют еще «эмоциональным уроком» для партнера по общению. В средствах данного способа содержатся выразительные определения оценочного характера, организованные по схеме «Ты — /послание/». В этой ситуации ответственность за доминирующую эмоцию полностью возлагается на партнера по общению: «Ты просто вывел меня из себя!», «Вы мне надоели!» и т.д.
Трансляция эмоций агрессивным способом изначально имеет расчет на двойной эффект:
- конкретно звучащее обвинительное послание обязательно вызывает у коммуникативного партнера желание защититься от нападения;
- определив в качестве «ответственного лица» за свои переживания другого человека, индивид передает ему и «бразды правления», как бы предлагая решить ситуацию и снять накал охватившей его эмоции.
Открытый (уверенный) способ выражения эмоций
Данный способ предполагает такую форму «рассказа» о своих эмоциях (пусть даже негативных), которая никоим образом не способна разрушить атмосферу взаимного доверия между собеседниками. Эта форма имеет конструкцию «Я — /послание/», например: «Я немного раздражен, поскольку мне кажется, что ты что-то скрываешь от меня». Транслируемая в таком виде, эмоция дает возможность как можно лучше понять выражающего ее человека, а также не возлагает ответственности за себя ни на кого другого. Поскольку индивид в данном случае осознанно принимает такую ответственность, он тем самым учится, и управлять своими переживаниями.
Как правило, подобное сообщение индивида о переживаемых им эмоциях имеет в качестве сопровождения обстоятельное объяснение причин, которые могли вызвать у него данное состояние, а также обозначение потребностей, которые были затронуты и не удовлетворены.
Эмоциональная компетентность как высшая форма выражения чувств
Под термином «эмоциональная компетентность» психологи понимают такую способность индивида, которая позволяет ему действовать в полном соответствии со своей внутренней областью эмоций, ощущений и потребностей. Такая способность означает гармонию внутри эмоциональной сферы индивида, а также гармонию между этой сферой и умением демонстрировать свои эмоции другим людям. Эмоциональная компетентность подразумевает высокую степень самоорганизации человека, его умение адекватно оценивать собственное поведение и реакцию партнера. Специалисты считают, что акт общения, состоявшийся между двумя (или более) объектами, каждый из которых обладает эмоциональной компетентностью, можно считать практически идеальным.
Источник
Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.
Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.
Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.
Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.
Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.
На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.
Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:
Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.
Какими способами человек выражает эмоции?
На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.
- брови и лоб
- переносица, глаза и веки
- щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок
Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.
Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.
Ложные сообщения
Экман считает, что сфальсифицировать выражение лица чрезвычайно сложно. Если человек лжет, то лицо в этот момент, транслирует два сообщения. Истинную эмоцию, которую он пытается скрыть, и фальшивую, которую он попытается транслировать другим. По мнению Экмана контроль мимических сообщений может быть разным. Например:
- смягчение
- модулирование
- фальсификация
В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.
Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.
Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).
Как научиться распознавать ложь?
Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.
- Лицевую морфологию.
- Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
- Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
- Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
- Присутствует или нет социальный контекст.
Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.
Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.
Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.
Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.
Важно ли понимать свои эмоции?
Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.
Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.
От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.
Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.
Способность распознавать свои эмоции.
В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.
Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:
- выступающий пот в ладонях
- сдавленность или боль в области живота
- подрагивание мышц на лице
- крепко сжатые челюсти
- небольшое головокружение
Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:
- грусть и раздражительность
- желание немедленно прекратить происходящее
- обиду
- чувство подавленности
Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.
Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.
Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
Да. Мы приведем их ниже.
- Эмоциональный словарь. Да, в определении чувств очень важны слова. Постарайтесь описывать их словами: это даст возможность в будущем быстрее определять свое эмоциональное состояние.
- Старайтесь понимать степень интенсивности своих эмоций. Заведите личную шкалу, в которую вы будете вносить то, что вы чувствуете, и определяйте степень интенсивности чувств самостоятельно.
- Первое время записывать будет необходимо. Однако уже через неделю или даже более короткий срок, вы с удивлением отметите, что намного точнее и быстрее начинаете определять свои эмоциональные состояния и контролировать их.
Источник
Почему важно правильно выражать эмоции?
Эмоция — это полносистемная реакция. После того как энергия восприятия «заходит» в наш мозг, перерабатывается там в эмоции, она должна обязательно выйти обратно в виде действия. Если этого не произошло, то из лимбической системы по периферической нервной системе она уйдёт в органы и там останется, в результате чего эти органы пострадают.
Угревая болезнь, гастрит, язвенная болезнь желудка, гормональные заболевания, опухоли, бронхиальная астма, аллергии, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульты — все эти заболевания возникают вследствие подавления эмоций, особенно негативных.
В данный момент я работаю в центре реабилитации людей, перенёсших инсульты и инфаркты, и вижу эту печальную тенденцию. Почти все пациенты, около 90%, на вопрос: «Есть в вашей жизни переживания, ситуации, которые вас сильно расстраивают?» — отвечают: «Да, есть, но я стараюсь не показывать свои эмоции, кому нужны мои проблемы, беру себя в руки и иду работать дальше». Такой подход саморазрушителен!
Также наши эмоции — это важнейший источник обратной связи. Выражая их полно, чётко, ясно, мы даём другому человеку информацию о том, что думаем, чувствуем и хотим. Если этого не происходит, то он получает не полную, искажённую информацию. Это ведёт к перекосу в отношениях.
Есть два варианта такого перекоса — не выражение эмоций и чрезмерная экспрессия (угрозы, агрессия, вплоть до рукоприкладства). Оба варианта — это насильственная форма отношений. Все мы знаем, что находиться рядом трудно как с эмоционально-холодным человеком, так и слишком эмоциональным.
Полно, ясно, чётко, честно выражена должна быть абсолютно любая эмоция, как позитивная, так и негативная. Процесс замалчивания — это процесс скрытой вражды, он является источником недопонимания между людьми. Вы эмоцию не выразили, человек вас не понял, вы на него обиделись, и круг замкнулся. Конфликт, слёзы, расставание.
Существует три способа выражения эмоций:
- Невербальный — тон голоса, мимика, жестикуляция, поза. Они обеспечивают заразительность эмоцией за счёт активации зеркальных нейронов у собеседника, он копирует на микроуровне наши реакции и начинает испытывать эмпатию к нам. У него возникает понимание того, что мы испытываем, и он начинает чувствовать то же самое, хоть и не так интенсивно. Этот способ обеспечивает до 70% передачи информации. Но если вы не в полной мере владеете этим способом, то другие люди просто не смогут вас понять потому, что не будут чувствовать вашу эмоцию.
- Вербальный. Очень важно научиться проговаривать эмоции для ясности и полноты картины ваших ощущений. «Я злюсь на…», «Я тебя люблю», «Мне грустно из-за того, что…» и т.д. Чем больше вербального в выражении эмоций, тем лучше.
- В виде поступков. Мы строим отношения не только за счёт того, что говорим друг другу, но и что мы делаем друг для друга. Если слова расходятся с делом, то нельзя доверять такому человеку, он абсолютно не надёжный.
У здорового в психологическом плане человека развиты все три способа выражения эмоций. Но возьмём для примера другого человека, у которого нет способности выражать эмоции вербально потому, что в процессе воспитания его не научили этому, от него отмахивались, когда он пытался донести свои переживания до родителей. Пусть это будет женщина, которая испытывает обиду на мужа за что-то. Она всем видом показывает это — надувает губки, не разговаривает с ним. Муж не понимает причины. В результате ссоры и разрушенный брак. Поэтому важно научиться выражать эмоции правильно всеми тремя способами.
Как выражать позитивные эмоции?
Обязательно нужно выражать радость, интерес, любовь, благодарность, жалость, заботу и все остальные позитивные эмоции во всех трёх формах. Чаще всего у людей преобладают вторичные эмоции (о них я писала в двух предыдущих статьях) — страх любви, стыд выражения интереса и т.д.
Если вы состоите в близких отношениях с кем-то, но не умеете выражать позитивные эмоции, то эти отношения у вас не будут счастливыми или совсем развалятся.
Мы все воспитываемся в обществе с определёнными стереотипами. Например: мальчикам запрещали в детстве выражать страх, ведь «настоящие мужчины не должны боятся»; обиду — «настоящие мужчины не должны обижаться» и т.д. Девочкам запрещали выражать любовь — «девушка должна быть гордой и неприступной». Всем нам вместе запрещали выражать злость — «гнев — это грех». Поэтому большинство из нас научились использовать в своей жизни только нормативные эмоции, подавляя свои истинные.
Плюс к этому, семейное воспитание накладывало свой отпечаток. Хорошо, если оно было правильным с педагогической точки зрения. Но могло быть и деструктивным, инвалидизирующим. Например: в вашей семье было не принято выражение позитивных эмоций, в результате, вы умеете выражать только негативные. Это значит, что плохого в ваших отношениях будет больше, чем хорошего. Вы будете постоянно критиковать мужа, а любовь не сможете высказать, будете стыдиться.
Часто люди живут в плену стереотипов: «Если я буду говорить, что люблю его, он не будет меня ни во что ставить», «Нельзя это говорить, пострадает чувство моего достоинства», «Буду хвалить, он зазнается». Восхищение, благодарность, интерес, любовь нужно выражать обязательно во всех трёх формах. Это крепкая база для счастливых отношений со всеми — с любимыми, с детьми, с родителями. «Я скучаю по тебе», «Мне нравится проводить время с тобой», «Я счастлив, когда ты рядом» — эти фразы человеку важно слышать всегда.
Как правильно выражать негативные эмоции?
Злость — нужно выражать обязательно, но в умеренной форме. Не стоит допускать чрезмерного невербального выражения злости, иначе человек от вас дистанцируется. Достаточно сделать строгое выражение лица.
Вербально — путём ненасильственного общения.
- Перечислить факты, которые вам не понравились.
- Сказать, что вас это злит.
- Указать, какую вашу потребность это нарушает.
- Сформулировать конкретную чёткую просьбу о том, как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали в дальнейшем.
В поступках злость лучше не выражать.
Например: вы договорились встретиться с человеком в определённое время, а он сильно опоздал из-за того, что досматривал фильм. Естественно, вас это очень разозлило.
Как будет выглядеть выражение злости путём бесконфликтного общения: сделав строгое лицо (невербальное выражение злости), вы скажете человеку, что он сильно опоздал (указание факта), вы потеряли много времени, ожидая его, теперь не успеете сделать важное дело, и вас это расстроило (нарушенная потребность). Далее просьба впредь больше не опаздывать или заранее сообщать об опоздании (просьба о желаемом поведении).
Стыд — нельзя выражать в невербальной форме, иначе стыдом «заразите» окружающих через зеркальные нейроны. Всем будет неловко, и все будут знать, что источник вы. Его лучше выражать только в вербальной форме. Нужно просто сказать: «Мне стыдно, я осознаю свою оплошность».
Если возникло чувство вины, то ни в коем случае не идите у него на поводу. Не пытайтесь угождать, чтобы вину загладить. Некоторые люди могут воспользоваться этим, и вы попадёте под манипуляцию. Лучше просто это проговорить: «Простите меня, я осознаю свою вину». Можно оказать помощь в исправлении ситуации, если это возможно и необходимо. Важно помнить — никто не идеален, и периодически все совершают неблаговидные поступки под влиянием разных обстоятельств. Сразу скажу, что я не имею в виду тяжёлых поступков с серьёзными потерями, например, повлёкших смерть человека. Поведение в этих случаях является темой отдельного разговора.
Отвращение нужно выражать вербально и в поведении. Сказать, если это необходимо, что вам что-то или кто-то не нравится, и просто уйти навсегда.
У меня была одна клиентка с пограничным расстройством личности и психологией жертвы, которая боялась обидеть всех и вообще не умела говорить «нет». Она не смогла отказать мужчине, который был настойчив в ухаживаниях, но вызывал у неё отвращение на физическом уровне. Под давлением окружающих она даже вышла за него замуж. Я думаю, не нужно говорить, во что превратилась её жизнь. Благо женщина нашла в себе силы разорвать эти отношения. Вот её слова, когда она поняла, что больше не нужно ложиться к нему в постель: «Я вдруг увидела, что мир цветной». Вот к чему приводит неумение слушать эмоции.
Очень часто в нашей жизни происходят события, которые нас эмоционально задевают, но выразить это мы не можем по определённым причинам. Например: вас унизили перед всем коллективом. Вы испытываете злость и грусть одновременно.
В этом случае после собрания уединитесь и проговорите всё, что вы испытываете, поплачьте, покричите, если это возможно. Главное, эмоцию выразить. Ещё лучше, если вы поговорите с кем-то, например, с супругом или другом. Но в этом случае есть риск, что человек не сможет вас понять и обвинит в произошедшем, тем самым нанеся ещё больший урон психике.
Очень важно выражать эмоции своевременно. Как только они появилась, её нужно отреагировать, иначе это отразится на физическом здоровье. Если ситуация не позволяет этого, как в нашем примере, потому что вокруг люди, то можно просто сильно сжать кулак. Главное, совершить хоть какое-то действие.
В завершение хочу сказать, что эмоции — это уникальный инструмент, подаренный нам природой. Они не бывают хорошими или плохими. Эмоции — это наши маленькие советники, и, прислушиваясь к ним, научившись их различать, осознавать и правильно выражать, вы станете счастливым и успешным человеком!
Источник