- Психологический контакт – что это, приемы и методы установления
- Что такое психологический контакт
- Методика установления психологического контакта
- Этапы психологического контакта
- Приемы установления психологического контакта
- Какие условия успешного установления психологического контакта
- Барьеры для взаимодействия
- Психологические
- Коммуникативные
- Мои рекомендации
- Заключение
- Как установить психологический контакт
- Техники помогающие установить психологический контакт
- Консультативный контакт
- Практический вывод
Психологический контакт – что это, приемы и методы установления
Психологический контакт – это в психологии способ установления доверительных отношений между двумя людьми. Он важен и нужен в деловых и личных отношениях. Без него невозможно найти друзей, партнеров, покупателей или продавцов. Давайте рассмотрим понятие психологического контакта, методы и способы его установления, а также психологическое содержание контакта между партнерами по общению.
Что такое психологический контакт
Психологический контакт – это процесс установления доверительных, дружеских отношений. Он основывается на поиске общих интересов, целей. Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, он проявляется только во взаимодействии.
Сколько этапов насчитывает структура психологического контакта? Три:
- Оппоненты оценивают друг друга по внешнему виду и поведению. На этом этапе складывается первое представление о человеке, люди принимают решение, хотят ли они вступать в диалог.
- Появляется взаимная заинтересованность. Участники общения отходят от общей группы, выбирают свою тему для разговора.
- Происходит объединение в диаду. Дистанция между участниками общения сокращается, они строят совместные планы, тянутся друг к другу.
Психологический контакт используется во всех сферах жизни и видах деятельности. Он нужен для того, чтобы:
- повысить продажи;
- найти клиентов или покупателей;
- завести друзей или построить любовные отношения;
- устроиться на работу и продвинуться по карьерной лестнице;
- обзавестись полезными связями;
- влиться в коллектив.
Установление психологического контакта – это метод предотвращения и разрешения конфликтов.
Методика установления психологического контакта
Существуют разные методы и методики установления психологического контакта:
- Дружелюбное начало беседы. Вы сами становитесь инициатором контакта, улыбаетесь, обращаетесь к собеседнику по имени, делаете комплименты или разряжаете обстановку уместной шуткой. Необходимо вербально и невербально выразить свою симпатию. Важно не переусердствовать, следить за естественностью.
- Вы-техника. Лучше начать с того, что интересно собеседнику. Это поможет ему раскрыться, выйти из зоны комфорта, разрушить барьеры.
- Вовлечение в диалог. Нужно выбрать такую тему, чтобы человек не смог промолчать. Это может быть что-то из общественных новостей или волнующее лично его. Важно не доводить разговор до ссоры, спора.
- Три «Да». Задавайте нейтральные вопросы, на которые человек ответит утвердительно. После этого можно задавать вопросы, важные для вас. Высока вероятность, что собеседник снова согласится. Это техника эффективных продаж.
- Зеркальное отражение. Задавайте такие вопросы, которые питают самоуважение и самолюбие человека. Например: «Правда, что в этом месяце вы стали лучшим работником этой компании?».
- Смена имен. Начните общение с обращения по имени и отчеству, потом перейдите на имя, а затем – на прозвище. Если отношение к оппоненту негативное – на оскорбительное прозвище.
Важно! Рекомендуется во время взаимодействия использовать сразу несколько техник.
Этапы психологического контакта
В психологии принято выделять 5 этапов (стадий) развития психологического контакта:
- Устранение психологических барьеров. Нужно стать инициатором общения, выбрать нейтральную тему для разговора. При этом нужно вести диалог так, чтобы оппонент захотел поддержать его, согласился с вашими высказываниями.
- Общие интересы. Теперь можно переходить от нейтральных тем к интересам собеседника. Важно, чтобы вы разбирались в теме. Параллельно можно ненавязчиво искать другие темы и точки соприкосновения. Это поможет продлить диалог.
- Выбор тактики общения. Согласно цели вашего контакта начните делиться чем-то личным, расскажите о своих сильных сторонах, достоинствах, достижениях. В скором времени собеседник тоже начнет открываться.
- Поиск подводных камней. Внимательно слушайте оппонента, задавайте наводящие вопросы или приводите примеры из жизни, чтобы понять, что потенциально может помешать вам выстроить продуктивные отношения.
- Стабилизация общения. Теперь вы знаете общие темы, запрещенные вопросы и нейтральные области для взаимодействия. А еще вы знаете о сильных и слабых сторонах своего оппонента, его особенностях. Можно начинать воздействовать на человека, чтобы добиться первоначальной цели контакта.
Приемы установления психологического контакта
Существуют общие психологические приемы установления контакта:
- Учитывайте и уважайте личные границы другого человека, его мнение и убеждения. Не будьте навязчивым и жестким.
- Сохраняйте нейтрально-дружелюбный тон при общении с малознакомым человеком. Избегайте грубостей, пошлостей, сленга.
- Умейте признавать свои ошибки и извиняться за них.
- Не критикуйте оппонента, его интересы, мировоззрение и личность в целом.
- Наделяйте слова ценностью, смыслом.
- Не перебивайте.
- Включайте эмпатию, вставайте на место другого человека. Думайте, как ваши слова и действия влияют на его поведение.
- Обращайтесь к человеку так, как ему будет привычнее, приятнее и комфортнее. Предварительно спросите, как вы можете к нему обращаться.
Дополнительные техники установления психологического контакта в деловом общении:
- Подумайте, какая форма и стиль подачи информации максимально соответствуют вашей цели общения. Согласно им расскажите о себе и о компании.
- Поинтересуйтесь потребностями и интересами оппонента. Узнайте, чего он ждет от этого сотрудничества, что он готов предложить для достижения общих целей.
- Опишите выгоды сотрудничества с вами. Называйте реальные преимущества, не давите, ненавязчиво акцентируйте внимание на интересах клиента.
- Выставите на рассмотрение другие предложения, если первое не устроило клиента.
- Обсудите еще раз детали утвержденного предложения, заключите сделку.
Общение само по себе – это форма деятельности, приводящая к установлению психологического контакта.
Какие условия успешного установления психологического контакта
Главное условие установления успешного психологического контакта – стараться понять оппонента, искренне отнестись к его проблемам. Важно осознавать, что вы не обязаны удовлетворять все потребности собеседника, но вы всегда можете понять его.
Другие условия успешного установления контакта:
- выражение радости по поводу общения, непринужденность знакомства;
- заинтересованность жизнью, делами собеседника (каждый человек думает, прежде всего, о себе);
- наличие зацепки (продумайте сразу, с чего начнете диалог);
- незаметное копирование эмоций, жестов, мимики оппонента (это разрушает психологические барьеры);
- просьба о помощи и оказание помощи;
- сопереживание.
Важно помнить об основных правилах общения. Например, о том, что болтливость вредна так же, как молчаливость. Или о том, что каждый человек хочет быть понятым и ждет уважительного отношения к себе. А также о том, что опасно перебивать и предвзято относиться, обобщать, делать необоснованные выводы, которые базируются на домыслах.
Барьеры для взаимодействия
Психологический барьер – это состояние психики, при котором человек не может сделать или сказать желаемое. Виной тому внутренние запреты, эмоции, неуверенность в себе и другие психологические проблемы. Барьеры становятся причиной конфликтов. Можно выделить две группы барьеров: психологические и коммуникативные.
Психологические
В эту группу входят следующие типы барьеров:
- Отрицательных эмоций. Будучи в плохом настроении, человек никого не хочет подпускать к себе.
- Страдания. Тот, у кого болит душа, не выносит чужой радости.
- Гнева. Принцип работы аналогичен влиянию отрицательных эмоций.
- Отвращения и брезгливости. Неприятный запах изо рта, грязная одежда – это отталкивает многих людей.
- Презрения. Один человек за что-то презирает другого и поэтому не идет на контакт. Это может быть связано с предрассудками, стереотипами, убеждениями личности.
- Страха. Если оппонент начал обороняться и закрываться, то, возможно, он чувствует биологическую или социальную угрозу от вас.
- Стыда и вины. Ощущение неловкости ситуации, неуместности контакта. Стыд за себя и других.
- Плохого настроения. Справедливо то же, что для влияния эмоций и гнева.
Коммуникативные
К коммуникативным барьерам относятся:
- Барьер авторитета. Люди больше обращают внимание на авторитетность источника информации, чем на саму информацию. Причем иногда это связано еще и с личными убеждениями, стереотипами.
- Барьер избегания. Если взаимодействие неинтересно для человека или вызывает негативные эмоции, то тот начинает отвлекаться. Пример: студенты на лекции. Метод решения: техники по удержанию внимания.
- Барьер недопонимания. Под этим подразумевается непонимание речи говорящего или непонимание смысла слов. Или оппоненту не нравится стиль подачи материала, либо информация не вписывается в его мировоззрение.
Мои рекомендации
Во время установки контакта важно грамотно совместить естественность вашего поведения и стремление понравиться оппоненту. Это особенно важно в том случае, если вы планируете построить дружеские, любовные или продолжительные деловые отношения. Если же вам просто нужно что-то продать, заключить сделку, то тут допустимо притвориться тем, кем вас хотят видеть. Как же сохранить свою уникальность и не оттолкнуть человека во всех остальных случаях?
Прежде всего не бойтесь оттолкнуть. Будьте собой. Хотя это справедливо не всегда. Привычка оскорблять, унижать, грубить, перебивать оттолкнет кого угодно и вызовет отвращение к вам. Но притворяться — не выход. Если вы хотите научиться устанавливать доверительные отношения, то вам нужно изменить негативные качества в себе.
В то же время если в силу своего темперамента и типа личности, вы не любите активно общаться или избегаете тактильных контактов, сдержаны в эмоциях, то не нужно все это выдавливать из себя. Лучше, наоборот, расскажите про это. Ненавязчиво, например, так: «Я вам немного завидую, вы так открыты, легки в общении. Мне это тяжело дается. Может быть, вы дадите мне пару своих советов?».
Что касается поиска общих интересов, то всегда старайтесь понять оппонента. Если речь зашла о том, чего вы совершенно не знаете, то задайте дополнительные вопросы: «на что это похоже?», «с чем это можно сравнить?». Будет неплохо, если, уловив суть дела, вы уточните: «То есть для меня это примерно, как…?». В этот момент вы и выражаете заинтересованность внутренним миром человека, и ищите общее, и сокращаете дистанцию, и уже начинаете объединяться.
Заключение
Установить психологический контакт не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – активно слушать оппонента и наблюдать за ним. Человек сам подскажет, куда вам двигаться. Помните о тех психологических способах установления контактов между людьми, что были разобраны в статье, и займитесь изучением кинесики – науки о невербальном общении. Мало кто может контролировать свое подсознание настолько, чтобы вы не поняли истинных эмоций оппонента. К тому же, зная язык тела и жестов, вы можете выгодно управлять собой.
Источник
Как установить психологический контакт
Результативность общения значительно повышается, если сформируется доверие между собеседниками. При этом каждый достигает своих целей в общении, в выигрыше остаются все. Для того, чтобы Ваши отношения были эффективными, целесообразно знать как установить психологический контакт.
Общение является необходимым средством осуществления взаимодействия людей и подразумевает наличие у них общих целей: совместная деятельность, обучение, личностное развитие, общие интересы, времяпровождение и так далее. Самым Важным и распространённым способом общения является диалог, который характеризуется личностной вовлечённостью участников.
Отношения между собеседниками выходят на первый план, поэтому значимость невербального (без слов) контакта преобладает. Суть разговора, его деловой аспект лучше передаётся при помощи слов, а доверие возникает при осознании наличия общих целей взаимодействия и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.
В отличие от стереотипных контактов, которые мы ежедневно осуществляем в большом количестве, психологический контакт включает в себя личностные отношения между участниками диалога. Подразумевается не только словесное (вербальное) общение, но и эмоциональное понимание друг друга при помощи невербальных компонентов: мимика, жесты, позы, дистанция, интонации и модуляции голоса.
Как правило в повседневной речи чаще используются следующие прилагательные в словосочетаниях со словом контакт: эмоциональный, доверительный, душевный, человеческий, межличностный, личностный, личный. В практической психологии применяется термин консультативный (терапевтический) контакт.
Техники помогающие установить психологический контакт
Техники используемые без положительного отношения к собеседнику и без учёта его интересов в диалоге не будут эффективными. При манипулировании и мошенничестве использование этих техник создают только иллюзию доброжелательной атмосферы, а целью беседы является принуждение человека к каким-либо действиям без учёта его интересов или вопреки им.
Существует много техник описывающих как установить психологический контакт. Выбирайте те, которые Вам по душе и помните, что они являются лишь инструментами в общении. Я предлагаю Вашему вниманию три упражнения, которые обязательно приведут к успеху во взаимодействии с другими людьми.
1. «Комфортная дистанция».
Находитесь на безопасном для собеседника расстоянии, сокращайте дистанцию постепенно. Большую часть времени смотрите на собеседника и разворачивайтесь к нему, примите открытую позу. В первую очередь люди, встретившись взглядами, понимают по движению, пойдёт ли человек на контакт или нет. Если он не хочет общаться, то будет отводить взгляд, отходить или отклоняться, чтобы не присутствовать в поле зрения. Согласие проявляется в ответном взгляде, одобрительном выражении лица, сокращении дистанции, в развороте в Вашу сторону.
2. «Невербальный комплимент».
Отметьте, что вам нравится в конкретном человеке. Это может быть одежда, осанка, приятные черты лица. Даже если не получится в дальнейшем озвучить свои наблюдения в виде комплимента, то Ваш позитивный настрой к нему выразится через мимику, жесты, интонации голоса. А если Вам предстоит беседа с человеком, который Вам не нравится или Вы относитесь к нему с предубеждением, то тем более нужно искать положительные качества. Они есть у каждого!
3. «Эмпатия».
Это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Если Вы смогли это сделать, то настроились «на одну волну» с собеседником. Важно не просто угадать чувства другого человека, а почувствовать это тоже. Если проявить эмпатию не получается, то может помочь «подстройка» под собеседника. Зеркальное копирование позы важно делать незаметно и только для того, чтобы выразить сочувствие. Эмоциональному контакту способствует общение в одинаковом темпе, ритме, произношение с той же громкостью что и собеседник. Доверие возникнет тогда, когда Вы начинаете чувствовать то, что чувствует Ваш партнёр по общению.
При помощи дистанции Вы создаёте комфортную обстановку для общения. Позитивное отношение вызывает расположение друг к другу, формирует доверие. Эмпатия завершает установление психологического контакта. Если собеседники чувствуют друг друга, то начинают доверять.
Целью техник, способствующих тому, как установить психологический контакт, является формирование атмосферы доверия в диалоге. Чрезмерное или механическое их использование не даст результата, а то и вовсе разрушит доверие. Процесс установления контакта занимает несколько минут, а может и того меньше. Если за пять минут он не сформировался, то общение не состоится. Без психологического контакта можно поддерживать стереотипные диалоги.
Консультативный контакт
В практической психологии навык установления психологического контакта является необходимым условием для результативного общения. Поверхностное общение не затрагивает личности собеседников. Именно личностное отношение к человеку способно изменить его, прежде всего помогая раскрыться как личность.
Так как человек не осознаёт целей общения, то не может разобраться в отношениях с другими людьми. Этому мешает эгоистический настрой. Эгоистические цели предполагают неравную позицию в общении. Оппоненты воспринимают друг друга как «инструменты» реализации своих ожиданий. В результате эмоциональное понимание невозможно в следствие отсутствия общих целей и негативного отношения друг к другу.
В общении с психологом клиент проявляет отношения, которые свойственны ему в обычной жизни. Только открыто обсуждая используемые способы взаимодействия, он осознаёт неэффективность одних и целесообразность других. Формирование развитой личности происходит за счёт укрепления ответственного отношения к своей жизни и к окружающим.
Практический вывод
Так как доверие формируется в межличностном общении, важное значение приобретает навык — как установить психологический контакт. Прежде всего он характеризуется высоким уровнем доверия участников диалога. Психологический контакт повышает эффективность взаимодействия, при осознании общих целей взаимодействия, и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.
Источник