- Технология этической защиты педагога
- Способы психологической защиты учителя
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Приемы психологической безопасности для преподавателя
Технология этической защиты педагога
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Педагоги и психологи выделяют десять распространенных способов этической защиты: первые шесть способов — скрытая форма защиты или мягкий способ, которые корректируют маленького или непросвещенного ребенка, слепо воспроизводящего бескультурные формы общения; остальные четыре — сильная форма или жёсткий способ защиты открытого плана, их рекомендуется использовать лишь для учеников старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои действия.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.
Психологическая саморегуляция
Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. То есть это свойство абсолютно всех биологических систем формировать, а в дальнейшем держать на конкретном, более или менее постоянном уровне биологические или физиологические параметры.
Саморегуляция включает 2 элемента:
- Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
- Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.
Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:
- ответственность,
- настойчивость,
- гибкость,
- надежность,
- самостоятельность.
Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:
- активирующее влияние мотивационной сферы, которая порождает деятельность субъекта, целенаправленную на трансформацию характеристик;
- эффект от управления непроизвольно или произвольно психическими образами, которые возникают в сознании личности;
- функциональная целостность и структурное единство всех когнитивных процессов психики, которые обеспечивают эффект влияния субъекта на свою психику;
- взаимообусловленность и единство областей сознания и сфер бессознательного в качестве объектов, посредством которых субъект осуществляет регулирующее влияние на самого себя;
- функциональную связь эмоционально-волевой области личности индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов.
В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.
В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.
На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:
· внешние условия среды;
· специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.
Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.
Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.
Кейс-задания:
Задание 1. Подберите для себя приемы психологической саморегуляции
Источник
Способы психологической защиты учителя
Описание презентации по отдельным слайдам:
Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом.
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.
несколько способов этической защиты Мягкие способы защиты: 1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял. », «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
2. Вопрос об адресате — используется наивное непонимание Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издёвки, высокомерия).
3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял. », и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
4. Ссылка на личностные особенности — признание качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне «Я не привык к такому. », «Мне всегда неловко. », «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне. », «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил. », «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне. »
Жесткие формы защиты Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
1.Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе «Если вам так хочется. », «Если только так вы и умеете. », «Если это приносит вам чувство удовлетворения. ». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой. (умный, порядочный) а, . ». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
3.Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность воспитанника! Вы — учитель, эталон для подражания.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 341 человек из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация может быть отнесена к категории «Психология» и может быть использована для выступления на педагогическом совете, семинарском занятии, мастер-классе. В современных уловиях профессия учитель одна из самых трудных, с точки зрения психологического напряжения. Учитель всё время находится под пристальным внимание учеников, их родителей, администрации учебного учреждения, поэтому просто необходимо уметь защитить себя психологически, но не в открытой форме, а так, чтобы никто и не догадался о поставленных невидимых барьерах.
В презентации предложены формы этической защиты учителя. Буду рада, если они вам пригодятся!
Номер материала: 311405
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Приемы психологической безопасности для преподавателя
Работа учителя, как и преподавателя, связана с высокими психологическими нагрузками. Работа с группой учащихся значительно сложнее, чем общение с одним человеком. Чтобы эффективно обучать, нужно уметь держать внимание учащихся, следить за дисциплиной, давать знания и при этом еще и контролировать качество усвоения. Чем выше психологическое напряжение, тем выше затраты энергии, тем ниже энергетика.
При низкой энергетике появляется раздражительность, бессонница, быстрая утомляемость и проблемы со здоровьем. Основным индикатором хорошей энергетике является хорошее настроение, добродушие и высокая работоспособность. Можно конечно и при сильной усталости заставить работать и себя и учащихся, но качество при этом сильно падает. Для того, чтобы снизить затраты энергии, нужно выполнять следующие рекомендации.
Знать свой предмет. Специалистов всегда уважают и при этом надо уметь подавать материал простыми словами, подробно объяснять термины. Связывать новый материал с прошлыми темами и окружающей жизнью.
Привить интерес к своему предмету. Современные дети достаточно практичны, поэтому им нужно объяснить, где могут пригодиться знания по данному предмету. Знания нужно давать в форме удобной для практического применения. Можно конечно стимулировать оценками, но высокая внутренняя мотивация только у отличников. Только они готовы учить ради оценки, но, правда, и помнят недолго.
Уметь держать дистанцию. Для этого нужно вбить себе в голову, что ты другой. Это актуально особенно для молодых преподавателей. На них смотрят как на равных, а это значительно усложняет процесс обучения. Отсутствие дистанции приводит к конфликтам и эмоциональному выгоранию. Другая крайность – создание непроницаемого барьера, то есть отсутствие обратной связи с учащимися. Преподаватель считает себя абсолютно правым во всех отношениях, и не идет ни на какие уступки. Это происходит в двух случаях: при эмоциональном выгорании и при полном неумении общаться.
Быть предсказуемым. Это значить быть однообразным – дети должны просчитывать реакцию преподавателя, это значительно упрощает жить обеим сторонам. При этом резко снижается психологическое напряжение у учащихся, а следовательно и затраты энергии, то есть они смогут дольше эффективно учиться.
Ровное и объективное ко всем отношение. Вредно иметь любимчиков, подход ко всем должен быть одинаков, максимально объективный. К тому же если один получает оценки не за что, то у других пропадает желание учиться.
Умение прощать. Если ученик совершил нехороший проступок, то он считает себя виноватым, ждет наказания и безропотно его принимает, но если его не наказывать, то он будет считать себя обязанным, поэтому будет вести себя лучше. Если же ребенок считает, что получил незаслуженное наказание или заниженную оценку, то считает себя вправе нарушать дисциплину.
Не обижаться, не придираться. Часто преподаватель, обижается на учеников и начинает мстить – придираться по мелочам, ставить заниженные оценки или комплектует, видя богато одетую ученицу – хоть ты и одета как принцесса, зато ни черта не знаешь, и за это получай.
Не быть мелочным и педантичным. Мелочность и педантичность раздражает. При этом преподаватель считает, что честно и справедливо выполняет свои обязанности и поэтому его должны уважать. На самом деле он вызывает страх и презрение, поэтому лучше быть аристократичным, то есть смотреть на мелочи свысока. Мелочность и педантичность оправдана в одном случае – по отношению к себе.
Держать дисциплину. Необходимо пресекать разговоры, во время выдачи нового материала, если разговаривает один, то внимание у детей переключается с преподавателя на говорящего и обратно, а больше всего энергии тратиться на переключение внимания. Кроме того, никогда не будет говорить один, к нему быстро подключатся другие. Я понимаю, что это не демократично, что это диктат преподавателя, психологическое насилие, но другого способа не существует.
Не требовать подарки. Материально озабоченных учителей дети особенно не уважают. Правда, уважение на хлеб не намажешь, и без уважения учеников можно прожить, но тут дело не в учениках. Сохранить нравственное здоровье может только тот, кто уважает себя. Если человек себя не уважает, то возникает внутренний конфликт, потом психические расстройства, потом физические, потом все подарки уходят к врачам.
Не пугать. Пугают только слабые, а слабых не боятся и не уважают. Запугивание раздражает и вызывает агрессию. Лучше сразу наказывать за плохое или поощрять за хорошее.
Не прессовать заниженными оценками. Преподаватель прессует учащихся с целью привить уважение, а, следовательно, они его за что-то уже не уважают. Но вместо уважения добиваются презрения. Кроме того, заниженные оценки снижают уверенность в полученных знаниях, учащиеся бояться высказывать свое мнение, и в дальнейшем будут уходить от самостоятельного принятия решений.
Педагогический коллектив должен применять единые требования. Бывает, что один пятерки не за что ставит, а у другого и тройку получить за праздник. В результате, на одни предметы учащиеся тратят много сил, а другие вообще не учат. Излишне требовательные еще и гордятся, только они не зря свой хлеб едят. На самом деле тянут одеяло на себя, на другие предметы у учеников просто не хватает сил.
Захаров Виктор Викторович
Преподаватель Екатеринбургского монтажного колледжа
Источник