- Учимся преодолевать препятствия
- Общий вид единой полосы препятствий
- 4. Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий, в зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.
- 3. Прыжки в различные возрастные этапы
- Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам
- Компоненты современного урока физической культуры
- Прыжки в длину
- Прыжки в высоту
- УМК по физкультуре
Учимся преодолевать препятствия
Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.
Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.
Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.
Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.
Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок, наступая на препятствие, используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.
Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.
- Из положения стоя;
- Из положения сидя;
- Из положения виса.
Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.
Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.
Пролезание в отверстие головой и ногой вперед. Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.
Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.
Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.
Общий вид единой полосы препятствий
Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.
Источник
4. Прыжки – это простой и естественный способ преодоления препятствий, в зависимости от характера этих препятствий и появились прыжки в высоту, длину, а впоследствии с шестом и тройной прыжок.
ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПРЫЖКОВ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА, И ОСОБЕННО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ РАСТУЩЕМУ ОРГАНИЗМУ, ОНИ ПРЕКРАСНО РАЗВИВАЮТ МЫШЦЫ НЕ ТОЛЬКО НОГ, НО И СПИНЫ, БРЮШНОГО ПРЕССА, ПОЯСНИЧНОЙ ОБЛАСТИ, УЛУЧШАЮТ НЕРВНО-МЫШЕЧНУЮ РЕАКЦИЮ, СПОСОБСТВУЮТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ – БЫСТРОТЫ, СИЛЫ, ЛОВКОСТИ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ТАКОМ СПЕЦИФИЧЕСКОМ КАЧЕСТВЕ, КАК ПРЫГУЧЕСТЬ. ПРЫЖКИ РАЗВИВАЮТ ГЛАЗОМЕР, КООРДИНАЦИЮ И ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.
Я СЧИТАЮ, ЧТО ВЕЛИКА РОЛЬ ПРЫЖКОВ И В ВОСПИТАНИИ НЕОБХОДИМЫХ ПОДРОСТКУ И ЮНОШЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ – СМЕЛОСТИ, РЕШИТЕЛЬНОСТИ.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ПРЕПЯТСТВИЯ ПРЫЖОК ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ДЛИНУ ИЛИ ВЫСОТУ. КАЖДЫЙ ИЗ ПРЫЖКОВ ИМЕЕТ ВАРИАНТЫ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. В ЛЮБОМ ИЗ ВИДОВ ПРЫЖКОВ РАЗЛИЧАЮТ ФАЗЫ РАЗБЕГА, ОТТАЛКИВАНИЯ, ПОЛЕТА И ПРИЗЕМЛЕНИЯ. ЕСЛИ В ПРЫЖКАХ В ДЛИНУ, ВЫСОТУ И С ШЕСТОМ – ОДНОРАЗОВОЕ ОТТАЛКИВАНИЕ, ТО В ТРОЙНОМ ПРЫЖКЕ СПОРТСМЕН ОТТАЛКИВАЕТСЯ ТРИЖДЫ, СОВЕРШАЯ ТРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ПРЫЖКА («СКАЧОК», «ШАГ» И «ПРЫЖОК»).
3. Прыжки в различные возрастные этапы
В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРОГРАММА НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ КАК ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ, НО ЗНАКОМСТВО С ОТТАЛКИВАНИЕМ, НАПРЫГИВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ НИХ, ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРЫЖКОВ ЗАНИМАЮТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРЕДУПРЕЖДАЯ ПОЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ. УЖЕ ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРОСТЕЙШИМИ ДОСТУПНЫМИ ИМ ФОРМАМИ ПРЫЖКОВ.
В V-VI КЛАССАХ УЧАЩИЕСЯ НАЧИНАЮТ ОСВАИВАТЬ ПРЫЖКИ В ДЛИНУ СПОСОБАМИ «СОГНУВ НОГИ», В ШАГЕ, В ВЫСОТУ – «ПЕРЕШАГИВАНИЕМ» С ПРЯМОГО И БОКОВОГО РАЗБЕГА. ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМ ОНИ ПРАКТИКУЮТСЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ ВЫСОТОЙ ДО 50 – 80 СМ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛИНОЙ ДО 1,5 – 1,7 М.
В VII КЛАССЕ УЧАЩИЕСЯ СОВЕРШЕНСТВУЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ B ВЫСОТУ СПОРТИВНЫМИ СПОСОБАМИ, ИЗУЧАЮТ РАЗБЕГ, ОТТАЛКИВАНИЕ.
ДО 13 – 14 ЛЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЫЖКАМ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ВО ВНИМАНИЕ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. ОДНАКО С ЭТОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, ТАК КАК ОНИ НАЧИНАЮТ УСТУПАТЬ МАЛЬЧИКАМ В СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВАХ.
В VIII–IX КЛАССАХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «СОГНУВ НОГИ» (ДВИЖЕНИЯ РУК И НОГ В ПОЛЕТЕ) И ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ – «ПЕРЕШАГИВАНИЕМ» (ПЕРЕХОД ПЛАНКИ И УХОД ОТ НЕЕ). В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ, А В ДЮСШ С ЦЕЛЬЮ ТРЕНИРОВКИ И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ К НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ТРОЙНОМ ПРЫЖКЕ, СТРОГО ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРИНЦИПОВ ПОСТЕПЕННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ.
В СТАРШИХ КЛАССАХ УЧАЩИЕСЯ СОВЕРШЕНСТВУЮТ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ, УСТАНАВЛИВАЮТ НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗБЕГ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЫЖКОВЫЕ НАВЫКИ ПРИМЕНЯЮТ В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ. В ДЮСШ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ В ИТОГЕ ОСВОЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ДОСТИЖЕНИЯ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОГО УРОВНЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГОТОВЯТСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ В ПРЫЖКАХ НОРМАТИВОВ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ.
Источник
Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам
Компоненты современного урока физической культуры
Уроки физической культуры рассматриваются как массовая форма организации систематических занятий школьников. Они направлены не только на улучшение физической подготовки учащихся, но также на воспитание интереса к здоровому образу жизни, к спорту. Важно, чтобы перейдя во взрослую жизнь, вчерашний школьник занимался своим здоровьем, поддерживал хорошую физическую форму.
Главные требования к уроку физической культуры:
- Четкая постановка целей и задач (2-3 на урок).
- Обеспечение безопасности, особое внимание к упражнениям с повышенной травмоопасностью.
- Соответствие учебного материала учебной программе и поставленным задачам.
- Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом поставленных целей и задач, возраста учащихся и уровня их физической подготовки.
- Тесная связь уроков с предыдущими и последующими занятиями.
- Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
- Регулярное изменение содержания урока для поддержания интереса учеников.
- Постоянный контроль над ходом и результатами учебной деятельности.
На протяжении каждого занятия решаются следующие задачи:
- Образовательные (действие: техника выполнения, разучивание, совершенствование).
- Оздоровительные (обеспечение физического развития в соответствии с возрастом, формирование здоровой осанки).
- Воспитательные (формирование качеств личности через выполнение упражнений).
Особое место в задачах курса физической культуры занимаю прыжки.
Прыжки — это простой и естественный способ преодоления препятствий. Виды прыжков различаются в зависимости от характера препятствий: в длину, в высоту, с шестом, тройной прыжок и другие. Прыжковые упражнения прекрасно развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса, способствуют совершенствованию физических качеств. Кроме того, при выполнении прыжков воспитывается смелость и решительность. Рассмотри подробнее теорию методики обучения прыжкам в длину и в высоту.
Прыжки в длину
Любой прыжок в длину имеет 4 фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег можно выполнять из различных исходных положений. Его длина у младших школьников составляет, как правило, 15-20 метров, а у старших — 25-30 метров. Темп шагов в начале разбега быстро нарастает до 7-8 шага, а затем прыгун как бы сбрасывает напряжение, вызванное стартом, и несколько шагов пробегает свободным ходом без заметного увеличения темпа. К концу разбега темп шагов несколько увеличивается. Техника движений не должна иметь существенных отличий от техники спринтерского бега. В средней части разбега прыгуну следует бежать упруго, с хорошим продвижением вперед, и иметь некоторый запас скорости, который используется в последних шагах перед отталкиванием. От разбега зависит результат: чем выше его скорость, тем длиннее прыжок.
- Разбег составляет 12-16 беговых шагов.
- Разбег начинается всегда с одной и той же ноги.
- Длина первых шагов одинакова.
- Высокая скорость развивается как можно быстрее.
- Перед отталкиванием верхняя часть туловища находится в вертикальном положении.
- Шаги не укорачиваются и не удлиняются (иначе замедляется разбег).
Отталкивание нужно выполнять не снижая скорости разбега — быстро и резко. Последний шаг перед отталкиванием должен быть короче предыдущего. Маховую ногу, согнутую в колене, необходимо вынести вперед до горизонтального положения бедра. Толчковая нога при отталкивании выпрямлена во всех суставах.
- Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие.
- Пятка только на миг касается грунта, происходит быстрый перекат стопы на носок.
- Брусок энергично отталкивается назад, тело выпрямляется.
- Верхняя часть туловища держится в вертикальном положении, взгляд — вперед.
- Бедро маховой ноги поднято до горизонтального положения.
- Отталкиванию содействуют маховые движения рук.
Фаза прыжка «полет» начинается после отрыва прыгуна от бруска. Маховая нога, согнутая в колене, продолжает двигаться вперед, а толчковая нога — немного назад. Это положение называется «Полет в шаге». Затем маховая нога немного опускается вниз, а толчковая подтягивается к ней. Обе ноги приближаются к груди — это положение группировки с опущенными вниз руками. Перед приземлением ноги поднимаются немного ниже таза и выбрасываются вперед.
- В начале полета сохраняется положение, принятое при отталкивании.
- Опорная нога после отталкивания остается позади туловища.
- Перед приземлением обе ноги выносятся махом движением вперед, а верхняя часть тела складывается (как перочинный ножик).
- Обе ноги держатся на одинаковой высоте, почти параллельно прыжковой яме, грудь касается коленей, руки отведены вниз назад.
Приземление производится на обе ноги. Заканчивается оно глубоким приседанием и ходом вперед или падением вперед в сторону. Подготовка к приземлению состоит в группировке прыгуна. Колени поднимаются вверх, туловище наклоняется вперед. Прыгун должен оставить след в яме как можно дальше, поэтому большое значение имеет своевременность группировки, а также характер ее выполнения.
- Ноги вынесены далеко вперед и почти вытолкнуты.
- При касании пятками грунта ноги мягко сгибаются в коленях.
- Верхняя часть туловища несколько приподнимается, чтобы вынести вперед бедра.
- Приземление на обе ноги.
- После касания ногами грунта тело переносится вперед или происходит падение в сторону.
- В начале приземления руки держатся отведенными вниз назад, а затем ими выполняется мах вперед.
- Выход из прыжковой ямы только вперед.
Для совершенствования техники выполнения прыжка в длину рекомендуются такие упражнения как вынос бедра маховой ноги вверх, пятикратный прыжок с места с ноги на ногу, прыжок с подтягиванием ног к туловищу и разгибанием их в полете.
Прыжки в высоту
Прыжки в высоту различаются главным образом способом перехода через планку. Из всех видов прыжков в высоту с разбега, применяемых ведущими спортсменами, наиболее эффективными являются перекидной и фосбери-флоп. Другие же способы прыжка — перешагивание и перекат — используются как средства спортивной подготовки.
Прыжок в высоту состоит из разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления. Главным при прыжках в высоту является отталкивание. Прыжок выполнятся с 3-5 шагов разбега под углом 35-40 градусов к планке. Последний шаг — самый короткий. Если толчковая нога правая, то разбегаться нужно с левой стороны, и наоборот. Наиболее простым способом является перешагивание. Приземление производится в яму с песком или на стопку гимнастических матов. Для выполнения перешагивания нужно перенести через планку маховую ногу, и после ее постановки перенести толчковую. Руки в момент перешагивания следует направить вперед и вверх.
Для усвоения и совершенствования техники прыжков в высоту рекомендуются такие упражнения как прыжки с одного шага со сменой ног, прыжки с места через планку, прыжки с трех шагов разбега через наклонную планку и т.д.
УМК по физкультуре
Корпорация «Российский учебник» представляет учебно-методические комплекты по физической культуре разных авторов, для всех этапов обучения:
В учебниках описаны комплексы упражнений для разминки, подвижные игры, методики обучения прыжкам, перечислены меры по технике безопасности, приведены спортивные термины, рассказано, как развивался спорт, как возникли Олимпийские игры, какова роль спорта в современном обществе. Курсы представлены бумажных изданиях и в электронных учебниках ( апробируйте их бесплатно ).
Источник