Прямой способ раздела продукции
Статья 2. Соглашение о разделе продукции
1. Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
(абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.
Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.
В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
5. Исключен. — Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
Источник
Прямой способ раздела продукции
(в ред. Федерального закона от 18.06.2001 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:
определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту Российской Федерации, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;
передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в пункте 1 настоящей статьи. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:
определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов;
(в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции, предусмотренный настоящей статьей. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции, установленного настоящей статьей, на другой, установленный настоящей статьей, а также замену одного способа раздела продукции на другой.
(п. 3 введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
Источник
Распределяем прямые расходы производства
В целях исчисления налога на прибыль расходы в течение отчетного (налогового) периода на производство и реализацию продукции подразделяют на прямые и косвенные.
Примерный перечень прямых расходов приведен в статье 318 Налогового кодекса РФ. Однако их конкретный состав предприятие определяет самостоятельно в учетной политике.
Сумма косвенных расходов, произведенных в отчетном периоде, полностью учитывается при исчислении налога на прибыль в этом периоде. А прямые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль по мере реализации продукции, работ и услуг, в стоимости которых они учтены (п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ). То есть даже если продукция выпущена, но не реализована, то относящиеся к ней прямые расходы не учитывают при исчислении налога на прибыль в данном отчетном периоде.
В налоговом учете следует соблюдать следующую последовательность. Прямые затраты распределяют между:
1) незавершенным производством и готовой продукцией;
2) готовой и отгруженной продукцией;
3) отгруженной, но не реализованной и проданной продукцией.
В настоящее время налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам свободу выбора способов оценки незавершенного производства и выпущенной готовой продукции. Каждая организация для себя должна определить наиболее экономически обоснованный порядок, чтобы прямые расходы соответствовали размеру реализованной продукции.
Какие оценочные показатели можно применять? Помимо сырья для оценки незавершенного производства предприятия могут использовать иной вид ресурса, затраты на который составляют наибольшую часть прямых расходов. Например, у организаций с трудоемким производством (допустим, микроэлектронное) показателем будет рабочая сила, а у организаций с фондоемким производством (например, нефтегазовая промышленность) – основные средства.
Кроме того, в качестве оценочных показателей может выступать не только количество ресурса, но и стоимость затрат на него.
При единичном производстве оценку можно производить по фактическим затратам. А при серийном промышленном производстве – по соотношению нормативной стоимости незавершенного производства и плановой стоимости затрат текущего периода.
В настоящее время многие организации продолжают использовать порядок распределения прямых затрат пропорционально количественному выражению сырья и материалов.
При материалоемком процессе себестоимость продукции складывается в основном из материальных затрат, поэтому данный способ, конечно, наиболее целесообразен.
Исходя из данных первичных учетных документов, определяют количество сырья, которое было списано в течение месяца на производство различных видов продукции. Об этом сказано в пункте 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.
Затем по итогам инвентаризации в цехах определяют количество оставшегося на последний день месяца сырья, уже подвергшегося обработке. После чего исчисляют коэффициент незавершенного производства (Кнзп):
Кнзп = Количество сырья в незавершенном производстве на конец отчетного периода : (Количество списанного сырья в отчетном периоде + Количество сырья в незавершенном производстве на начало отчетного периода).
При помощи данного коэффициента рассчитывают сумму прямых расходов, приходящихся на незавершенное производство:
Прямые расходы в незавершенном производстве на конец отчетного периода = (Прямые расходы в отчетном периоде + Прямые расходы в незавершенном производстве на начало отчетного периода) х Кнзп.
Далее бухгалтер действует так.
Исчисляет суммы прямых расходов, которые относятся к готовой продукции, произведенной в соответствующем отчетном периоде:
Прямые расходы на выпущенную продукцию = Прямые расходы в незавершенном производстве на начало отчетного периода + Прямые расходы в отчетном периоде – Прямые расходы в незавершенном производстве на конец отчетного периода.
Чаще всего для выпуска продукции требуется несколько видов сырья. В этом случае бухгалтер предприятия вправе выбрать основной компонент выпускаемого изделия и оценить незавершенное производство исходя из остатков этого вида сырья.
Сумму прямых расходов, которая приходится на изготовленную за месяц готовую продукцию, необходимо распределить между ее остатками на складе и отгруженной партией.
Количество товара на складе и отгруженных изделий бухгалтер предприятия определит на основании данных первичных учетных документов (п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ).
Имея эти данные, можно определить соответствующий коэффициент.
Итак, коэффициент отгруженной продукции (Коп) определяется так:
Коп = Количество отгруженной продукции в отчетном периоде : (Количество готовой продукции на начало отчетного периода + Количество выпущенной из производства готовой продукции).
Чтобы распределить прямые расходы между отгруженной продукцией и ее остатками на складе, используют такие формулы.
Для расчета расходов на отгруженную продукцию:
Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде готовую продукцию = (Прямые расходы на остаток продукции на начало отчетного периода + Прямые расходы на выпущенную продукцию в отчетном периоде) х Коп.
Для определения расходов, которые относятся к остаткам товара, числящегося на складе:
Прямые расходы на остаток продукции на конец отчетного периода = Прямые расходы на остаток продукции на начало отчетного периода + Прямые расходы на выпущенную в отчетном периоде продукцию – Прямые расходы на отгруженную в отчетном периоде готовую продукцию.
Таблица 1
Распределение прямых расходов между незавершенным производством и готовой продукцией
Источник