Прямая речь как способ передачи чужой речи урок

Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
pryamaya_rech.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока в 5 классе «Прямая речь»

Тип урока: объяснение нового материала

образовательная — дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;

воспитательная – воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;

развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос. В это время дать карточки:

Карточка 1: Запишите предложения. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания при прямой речи.

  • «Вам, наверное, нужны друзья?» — спросил обезьянку Крокодил Гена.
  • «В вашем объявлении целых три ошибки», — сказала девочка.
  • «Не может быть!» — воскликнул Гена.
  • Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»
  • «Да, плохо что-то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно».

Карточка 2: Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.

Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут ответил старик.

  1. Знакомство с новым словом:

1. Обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние ошибочное восприятие предметов, явлений. Оптическая и. Слуховые иллюзии.

2. перен. Нечто несбыточное, мечта. Предаваться иллюзиям. Строить себе иллюзии.

3. Программный номер иллюзиониста. Иллюзорный обман чувств. Иллюзионная программа.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, что такое прямая речь, научимся отличить предложения с прямой речью от других предложений и узнаем, как оформить на письме предложения с прямой речью.

Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. Словарь Сергея Ивановича Ожегова определяет Прямую речь как чужую речь, переданную без изменения от лица говорящего.На письме они выделяются кавычками. (Какие знаки выделения мы уже изучили? Что они выделяли в предложении?). Откроем страницу 98 параграф 48 учебника. Прочитаем теоретический материал. (читаем) Из каких частей состоит прямая речь? («А»-слова автора, а «П»-прямая речь). Отметим, что принцип постановки тире и двоеточия очень схож с их постановкой при обращении, только знак выделения не запятые, а кавычки. Откроем тетради с правилами и запишем туда схемы.

Схемы предложений с прямой речью

Прямая речь перед словами автора:

«П!» – а. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«П», – а. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а. «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

Прямая речь после слов автора:

А: «П». Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

А: «П?» Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

А: «П!» Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

Прямая речь разрывается словами автора:

«П, – а, – п?» «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«П! – а. – П!» «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«П! – а. – П». «Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«П, – а. – П?» «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«П? – а. – П!» «Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.

Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.

Учитель: С помощью каких слов вводится прямая речь? (взмолил, сказала). Т.о., прямая речь присоединяется к словам автора при помощи глаголов, значение готовых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»: сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, прочить, проворчать, шепнуть, буркнуть.

А) Запишите предложения. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания при прямой речи.

  • «Вам, наверное, нужны друзья?» — спросил обезьянку Крокодил Гена.
  • «В вашем объявлении целых три ошибки», — сказала девочка.
  • «Не может быть!» — воскликнул Гена.
  • Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»
  • «Да, плохо что-то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно».

Вывод: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит прямая речь? Для чего мы используем прямую речь?

Б) Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.

Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут ответил старик.

Вывод: Какие знаки препинания мы используем при вводе в предложение прямой речи? (можно при ответе опираться на схемы).

  1. Итог урока: Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы на доске.

6 . Запись в дневники домашнего задания : пар. 48, упр. 238 (Раскрыть скобки. Предложения в скобках – это прямая речь, вне скобок – слова автора.

Источник

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx 31.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект урока русского языка

«Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование»

Из опыта работы преподавателя

русского языка и литературы

Тема урока: «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование»

Тип урока: комбинированный: урок – повторения, урок изучения нового материала.

Образовательная: повторить понятие «чужая речь», способы передачи чужой речи, структуру предложения с чужой речью; закрепить умение использования цитат.

Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать навыки правильной постановки знаков препинания в таких предложениях, умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот.

Воспитательная: воспитывать культуру речи и письма, любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

Задачи урока: создать речевые ситуации на уроке; развивать умения творчески подходить к выполнению заданий; развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари.

1.2 Проверка состава группы.

1.3 Сообщение темы, целей и плана урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

2.1 Работа по карточкам.

Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено каждое предложение.

1. Обреч_нный судьбой на постоянную праз_ность я (не) делал решительно н_чего. (А. П. Чехов) __________________________________ (обос. опред.)

2. Однажды, возвращаясь домой я нечая(н/нн)о забрёл в какую (то) незнакомую усадьбу. (Чехов А. П.) _______________________________ (обос. обст-во)

3. Срубле(н/нн)ые осины прид_вили с собой и траву и мелкий кустарник. (Тургенев И. С.)_____________________________________ (однор. члены предл-я)

4. Он был маст_р на все руки слесарь столяр плотник и даже меха(н/нн)ик. (Короленко В. Г.)_________________________________________ (однор. члены с обобщ. словом)

5. Крупных окуней бе(с/сс)порно уд_ть весело. (Аксаков С.) _____________________________ (вводное слово)

Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено каждое предложение.

1. В траве в кустах к_зила и дикого шиповника в вин_градниках и на деревьях (по)всюду зал_вались ц_кады. (Куприн А. И.) _________________

___________ (однор. члены с обобщ. словом)

2. Берега Лены левый и правый круты и сплош_ (по)крыты лес_м. _________

_______________ (обос. опред.)

3. (От)куда ты о ключ подгорный катиш_ звенящие струи? (Майков А. Н.) ___________________________ (обращение)

4. К вечеру возможно все соб_рутся (в)месте. _________________________ (вводное слово)

5. Домик наш мал (за)то спокоен. ___________________________ (однор.чл.)

Пока несколько студентов работают с карточками, остальные пишут творческий диктант.

Со словосочетаниями, продиктованными преподавателем, составить предложения. Объяснить отсутствие запятой.

Прозрачная хрустальная вода, ранние махровые розы, незнакомая красивая девушка, резиновые большие сапоги.

Выполняя работу по карточкам, вы определяли, чем может быть осложнено простое предложение.

  • Чем же может быть осложнено простое предложение?
  • Составляя предложения со словосочетаниями, продиктованными мной, ставили ли вы запятую между определениями? Почему?
  1. Изучение нового материала.

3.1 Введение в тему.

На доске записана фраза.

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен)

  • Как можно назвать данное высказывание? (Афоризм, цитата)
  • Что мы называем цитатой?

Один учащийся выходит к доске. Он должен сказать эту фразу так, чтобы остальные поняли, чьи это слова. Оба варианта записываются на доске. Далее студенты объясняют, чем эти три варианта отличаются друг от друга.

3.2 Объяснение нового материала.

Студенты совместно с преподавателем формулируют правило, записывают определение и схемы предложений с прямой речью в тетради.

1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

3. Замена прямой речи косвенной.

4. Передача чужой речи простым предложением.

1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками, первое её слово пишется с большой буквы. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставятся двоеточие и кавычки. Например: Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт». (С. Романовский)

Если слова автора стоят после прямой речи, то перед словами автора ставится тире. Например: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей», – писал Лев Николаевич Толстой.

Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора. Например: «Рад, – сказал он, – благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (К. Паустовский)

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё – запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. Например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И. С. Тургенев)

Схемы, где А, а – слова автора; П – прямая речь:

«П», – а. «П!» – а. «П?» – а. «П…» – а.

«П, – а, – П» «П, – а: – П»

«П, – а. – П» «П! – а. – П»

2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь не только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (М. Лермонтов.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)

3. Замена прямой речи косвенной.

При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь — повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто; если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.

Кучер слез с коня и, поправил кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» (К. Паустовский)

(Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.)

Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу.

(Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)

«Ты меня не вини», — испуганно сказала старуха (К. Паустовский.)

Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь — личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)

Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил.

Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, местоимение 2 лица заменяется местоимением он, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)

«Как себя чувствуете?» — он с любопытством посмотрел на Алексея. (Полевой Б.)

(Прямая речь — определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)

Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует.

(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)

«Прочёл?» — хитровато спросил комиссар. (Поле-

(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)

Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.

При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения — недостающие члены предложения.

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)

4. Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов .); Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (Лермонтов М.)

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (Нагибин Ю.); Дела наши, по его словам, были в отличном состоянии. (Толстой Л.)

— Что вы знаете о цитатах? (Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.)

— Как могут оформляться цитаты?

• Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Например: В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно».

• Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы. Например: М. Горький говорил, что «труд — основа культуры».

• При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Например: Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Коллективное выполнение упражнения 222.

  • Какие способы передачи чужой речи вы знаете?
  • Что из себя представляет предложение с косвенной речью?
  • Можно ли передать чужую речь простым предложением?
  • Как могут оформляться цитаты?

Домашнее задание: /1/ § 58, табл. 60, упр. 223

Источник

Читайте также:  Кефир производство резервуарным способом
Оцените статью
Разные способы