Проверка вычитания способы проверки действия вычитания

Математика. 2 класс

Конспект урока

Математика, 2 класс. Урок №27

Проверка сложения. Проверка вычитания.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Что такое обратные математические действия?

— Как проверить сложение?

— Как проверить вычитание?

Глоссарий по теме:

Сложение – это объединение объектов в одно целое. Результатом сложения чисел является число, называемое суммой чисел (слагаемых).

Вычитание – это такое действие, в котором отнимают меньшее число от большего. Большее число называется уменьшаемым, меньшее – вычитаемым, результат вычитания – разностью.

Обратные действия – действия, приводящие к прежнему, исходному состоянию.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.84-86.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.60.
  3. Математика: переходим в 3-й класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. А. В. Светин – М.: Просвещение: Уч. Лит, 2017. – с.40.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Используя числа 7, 5, 12 составим все возможные равенства.

7 + 5 = 12 12 – 5 = 7

12 – 7 = 5 5 + 7 = 12

Назовём компоненты и результат действия сложения.

Слагаемое + слагаемое = сумма

Назовём компоненты и результат действия вычитания.

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

Действия сложение и вычитание связаны друг с другом, являются взаимно обратными действиями.

Как проверить, верно ли выполнено сложение. Воспользуемся знанием того, как связаны слагаемые и сумма. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое. Это позволяет сложение проверить вычитанием.

Например, надо проверить, верно ли вычислили сумму чисел 28 и 5. Для этого из суммы 33 вычтем одно из слагаемых. Например, 5. Должно получиться другое слагаемое. Получилось 28. Значит, сумма чисел 28 и 5 найдена правильно. Можно вычесть из суммы другое слагаемое.

Сумма чисел 36 и 9 найдена неверно, т.к. после вычитания из суммы 47 слагаемого 9, другое слагаемое, 36 не получается.

Вычислим ещё раз сумму чисел 36 и 9 и проверим результат.

36 – первое слагаемое

Сформулируем правило проверки сложения: «Для проверки сложения надо из значения суммы вычесть одно из слагаемых. Если в результате вычитания получается другое слагаемое, значит, сложение выполнено верно».

Как проверить вычитание? Воспользуемся знанием того, как связаны между собой уменьшаемое, вычитаемое, разность. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Значит, вычитание можно проверить сложением.

Вычислим разность чисел 48 и 30. Она равна 18. Проверим вычитание сложением. К разности 18 прибавим вычитаемое 30, получим 48. Это уменьшаемое.

Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

Значит, вычитание можно проверить и вычитанием. Рассмотрим это на примере.

Из уменьшаемого 48 вычтем разность 18, получим 30, т.е. вычитаемое. Значит, разность чисел 48 и 30 вычислена верно.

Сформулируем правила проверки вычитания: «Для проверки вычитания, надо к значению разности прибавить вычитаемое. Если в результате сложения получается уменьшаемое, значит, вычитание выполнено верно», или «Для проверки вычитания, надо из уменьшаемого вычесть разность. Если в результате получается вычитаемое, значит, вычитание выполнено верно».

Вывод: Сложение и вычитание – это обратные действия. Для проверки сложения надо из значения суммы вычесть одно из слагаемых. Если в результате вычитания получается другое слагаемое, значит, сложение выполнено верно. Для того, чтобы выполнить проверку вычитания, надо к значению разности прибавить вычитаемое. Если в результате сложения получается уменьшаемое, значит, вычитание выполнено верно.

1. Найдите значение первого выражения в каждой рамке, а затем выполни проверку полученного результата двумя способами.

Источник

Конспект урока «Проверка вычитания»

Тип урока : освоение новых знаний.

Цели: учить проверять вычисления, выполненные при вычитании; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать познавательную активность.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают: различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как проверить результат действия сложения; разные способы проверки результата действия вычитания; что такое равенство; умеют: проверять результат действия сложения вычитанием, результат действия вычитания сложением и вычитанием; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи.

Читайте также:  Легкий способ научиться отжиматься

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют и прогнозируют свою деятельность; контролируют в форме сличения способа действия и его результата по данному образцу; при необходимости корректируют собственную деятельность, оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, структурируют знания, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; вступают в инициативное сотрудничество; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Формы организации познавательной деятельности: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: магнитная доска, проектор, учебник, тетрадь.

II . Актуализация знаний.

1. «Найди ошибку». (устно) (Слайд 1)

2. «Логическая разминка». (Слайд 2)

В одной вазе на 12 слив больше, чем в другой. Сколько слив нужно переложить из одной вазы в другую, чтобы их стало поровну. (6)

Из кувшина 6 девочкам налили по полной кружке молока. После этого в кувшине осталось столько же молока сколько выпили. Сколько кружек молока было в кувшине? (12)

У Пети было 16 солдатиков. Половину он отдал Саше, а потом ещё столько же Сергею. Сколько солдатиков осталось у Пети? (0)

3. Каллиграфическая минутка.

4. Математический диктант.

На сколько надо увеличить 30, чтобы получить 70? (на 40)

Запишите число в котором 4 дес. и 8 ед. (48)

Уменьшаемое 7 дес., вычитаемое 7 ед. Найдите разность. (63)

Первое слагаемое 23, второе 3. Найдите сумму. (26)

Найдите разность чисел 50 и 30. (20)

Увеличьте 17 на 3. (20)

Какое число надо увеличить на 2, чтобы получилось 26? (24)

III. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок и выражения в учебнике (с. 86, «Н») . Что заметили?

– Кто из вас догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Мы будем находить значения разностей и проверять найденное значение.)

– Как можно проверить результат действия вычитания? (Результат действия вычитания можно проверить сложением. Для того чтобы выполнить проверку, надо к значению разности прибавить вычитаемое. Если в результате сложения получается уменьшаемое, значит, вычитание выполнено верно.)

– Прочитайте правила, написанные в учебнике (с. 86) . Вы были правы?

Для формирования навыка выполнения проверки вычитания сложением обучающиеся выполняют задание 1 (с. 86) с устным объяснением, а затем фронтально – задание 2 (с. 86). Один ученик выполняет задание на доске.

IV .Физкультминутка для глаз.

– Результат действия вычитания можно проверить и другим способом. Каким?

– Узнать этот способ вам поможет задание 4 (с. 87). Рассмотрите внимательно выражения. Что заметили? (Если из уменьшаемого вычесть значение разности, то получится вычитаемое.)

– Проверим, действительно ли это так, посчитав остальные пары выражений.

Задание может быть выполнено фронтально.

– Вы были правы? Какой вывод можно сделать? (Результат действия вычитания можно проверить вычитанием. Для того чтобы выполнить проверку, надо из уменьшаемого вычесть значение разности. Если в результате вычитания получилось вычитаемое, значит, вычитание выполнено верно.)

– Прочитайте правила, написанные в учебнике (с. 87) . Вы были правы?

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся,

Покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

На данном этапе урока разбирается задача 6 (с. 87) .

Ученики выделяют условие и вопрос задачи, называют данные и искомое число, а затем самостоятельно выполняют решение. Один ученик решает задачу на доске.

V I I. Развитие навыков счета.

С этой целью можно предложить ученикам задание 3 (с. 87) . Учащиеся выполняют задание с комментированием. Выполняя данное задание, учащиеся повторяют понятия «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Где ты применишь полученные знания?

— В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

— За что бы ты себя похвалил на уроке?

— Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Читайте также:  Способ переноса тепла потоками жидкости или газа

— Что бы ты изменил на уроке в последующем?

— Что тебе понравилось на уроке больше всего?

IX . Подведение итогов.

— С какой новой темой мы сегодня с вами познакомились?

Источник

Урок по математике «Проверка вычитания» (3 класс)

Автор: Кретова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов, МАОУ Гимназия № 6 г.о.Красноармейск.

Образовательная система: «Перспектива»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления )

Технологическая карта закрепления изучаемого материала

Использовать различные способы проверки правильности вычисления результата действия вычитания; взаимосвязи действия сложения и вычитания; отрабатывать навыки решения задач.

Развивать вычислительные навыки путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь

Воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность, наблюдательность.

Воспитывать желание учиться и делать открытия, умение слушать других.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: развивать умение принимать задачу и сохранять , контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формирую умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, умение работать в парах, учитывая позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные: использовать различные способы проверки правильности вычисления результата действия вычитания, решать задачи разными способами, находить длину ломаной.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке, выполнять проверку вычислений, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, корректировать и оценивать действия партнера при выполнении парной работы, стремится к пониманию позиции другого человека

Познавательные УУД: моделировать письменные способы сложения и вычитания, выбирать наиболее рациональный способ решения текстовой задачи, обосновывать действия при решении задачи, использовать математическую терминологию.

Личностные: адекватная самооценка, навыки общения в процессе познания, занятия математикой.

Устный счет (вычитание в пределах 20)

Проверка вычитания (решения примеров из учебника).

Решение задачи разными способами.

Нахождение длины ломаной.

Учебник Г.Д. Дорофев. Т.Н. Миркова. Математика, 2013г, 3 класс, часть 1

Рабочая тетрадь по математике под редакцией Г.Д. Дорофева. Т.Н. Мирковой, 2014г., часть 1

План-карта, фотографии с изображением гор, альпинистов, задача на слайде.

Частично- поисковый, обьяснительно – иллюстративный, практический, наглядный, самостоятельная работа.

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах

1.Психологический настрой. Мотивация к учебной деятельности .

— создать условия для возникновения у учеников внутрен-ней потребности включения в учеб-ную деятельность;

— актуализировать требования к уче-нику со стороны учебной деятельно-сти.

Отвечают на вопросы учителя

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу? (работа с сигнальными карточками)

-Вы видите: Настроение бывает самым разным –

Ужасным, и веселым

И грустным и прекрасным.

— Давайте создадим для успешной работы хорошее настроение.

— Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь друг другу и начинаем урок.

— Предлагаю провести наш урок под девизом:

« Пройдем к вершинам математики,

А по пути изучим минус, плюс

И покорится вам Пик Знаний,

Как альпинистам покоряется Эльбрус»

— Кто знает, как называют людей, которые покоряют вершины гор? (альпинисты)

— Сегодня я предлагаю вам побыть альпинистами и покорить вершину математики.

— А поможет нам в этом карта. На нашем пути будут встречаться математические задания, которые мы должны будем правильно выполнить.

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация опорных знаний.

а) проверка домашнего задания

б) логические задачи

Отвечают на вопросы учителя, индивидуальная работа по карточкам, самопроверка

Предлагает задании, побуждает к высказыванию своего мнения с обоснованием.

— Прежде чем отправиться путь, проверим домашнее задание.

— По карточкам будут работать 4 ученика. (самооценка)

— Кто не справился с выполнением д/з?

— Какое задание вызвало затруднение?

— Выполните самопроверку № 6, сверив результаты вычислений с эталоном на доске.

Читайте также:  Способы самопознания личности примеры

— Оцените свою работу.

1 задание – это логические задачи

Группа альпинистов из 4-х человек покорили вершину в 4 км. Гору, какой высоты покорил каждый альпинист? (4 км) – Кто прав?

Около столовой, где обедали лыжники – альпинисты, пришедшие из похода, было 20 лыж и 20 пар лыжных палок. Сколько лыжников – альпинистов ходило в поход? (10)

— Ребята, а вы знаете какая самая высокая гора в России? (Эльбрус)

— Давайте отгадаем ее название, проведя устный счет

Выполнять счет в пределах 100

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель.

Организует формулировку темы урока.

Организовать постановку цели урока детьми

— На какое математическое действие был устный счет? (вычитание)

— Назовите компоненты действия вычитания? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность).

У меня на доске записано выражение

-Вычислите значение выражения?

— Как проверить, правильно ли мы вычислили? (мы знаем, что 5+7 будет 12)

— А теперь вычислите значение этого выражения

— Как проверить, правильно ли мы вычислили? (сложением – к разности прибавить вычитание)

— а еще как можно? (52-40=12)

— Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (проверка вычитания)

— Попробуйте сформулировать цель урока?

Цель нашего урока – проверка правильности результата действия вычитания.

Проверка результата действия вычитания

Познавательные — анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .

4.Работа по теме урока.

а) Работа по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания в тетради коллективно и самостоятельно.

Выполняют проверку и исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, мотивирующую к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

— Физкультминутка с руками.

— Откройте тетради и подпишите число и классная работа.

— Чтобы подняться выше к математической вершине, выполним задание в учебнике с.45 № 1. (1 ученик у доски)

1 ряд – 2 пример, 2 ряд – 3 пример, 3 ряд – 4 пример.

— Проверка решения фронтально.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и распрямись.

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим в припрыжку.

И девчонки, и мальчишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так.

А теперь мы сядем дружно:

Нам еще работать нужно!

Умение соотнести сделанные выводы с эталоном. Умение применять полученные знания на практике. Самопроверка. Взаимопроверка .

Регулятивные – уметь работать по предложенному учителем плану, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные – уметь сотрудничать в паре, выражать свои мысли с достаточной полнотой, использовать критерии для обоснования своего суждения. Регулятивные – контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные – умение соблюдать личное пространство, не мешать друг другу.

б) Решение задачи

в) работа в рабочей тетради.

г) работа с интерактивной доской

— Следующее задание – надо решить задачу.(разными способами)

Гимнастика для глаз

-Для выполнения следующего задания мы поработаем в рабочей тетради на с.35 № 11. Работаем в парах. (самостоятельно вычисляют длину ломанной, обмениваются тетрадями)

-Сверьте ваши результаты с эталоном на доске.

— Ребята, чтобы оказаться на вершине математики нам осталось выполнить последнее задание.

Умение решать задачи разными способами

Умение находить длину ломаной. Оценка товарища.

Умения применять полученные знания.

Коммуникативные – умение выслушивать собеседника и выстроить диалог, касаемо заданной темы;

умение сотрудничать в паре, контролировать свое поведение;

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

Оценивают свою работу .

Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

— Наш урок подходит к концу, мы выполнили все задания.

— А кто из вас не забыл с какой целью мы выполняли задания урока?

(покорить вершину математики)

С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлика!

Умение выразить свое мнение происходящему .

Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные – самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные – управление своим поведением и поведением одноклассников, учет чужого мнения.

Источник

Оцените статью
Разные способы