- Словообразование
- Способы образования слов
- Сравнение разборов
- Проверить способ образования глагола
- Словообразование глаголов
- Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
- Словообразование глаголов презентация к уроку по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование
Наряду с разбором слова по составу (морфемным разбором) существует словообразовательный разбор — выяснение, от чего и с помощью чего образовано слово. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Способы образования слов
Существует несколько способов образования слов:
- приставочный: удача → не удача, бабушка → пра бабушка;
- суффиксальный: земля → земл як , быстрый → быстр о ;
- приставочно-суффиксальный: закон → у закон и ть;
- бессуффиксный: повторить → повтор ить ;
- сложением двух слов: нефть + провод → нефтепровод.
Новые слова образуются помимо указанных способов также засчёт перехода одной части речи в другую. В школьной программе такой вариант рассматривается, но не разбирается подробно. Приведём один пример, по которому станет ясен принцип: ехали шагом (слово шагом является наречием, хотя по написанию совпадает с существительным шаг в творительном падеже).
Сравнение разборов
Слово, от которого образуются новые слова, называется исходным. При словообразовательном разборе выявляют приставки и суффиксы, которые были присоединены к исходному слову в процессе образования слова. Не стоит такой разбор путать с разбором слова по составу. Наш сайт не содержит словообразовательный словарь, однако покажем разницу между словообразовательным и морфемным разбором.
Словообразовательный разбор слова:
учитель ств о ← учитель
по -весенн ему ← весенн ему
Источник
Проверить способ образования глагола
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник
Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Автор: Кожевникова Надежда Николаевна
Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории
Предмет: Русский язык
повторить основные способы образования глаголов;
закрепить полученные знания;
формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: (языковая компетенция):
анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;
определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация
Используемое оборудование: компьютер, телевизор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)
2. Актуализация.
Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)
Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)
Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)
Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)
Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.
Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.
Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.
Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы
Еще земли печален вид,
И воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное
— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)
Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,
Лесник, речной, быстро, белить
Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить
— Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1
— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)
— Каково значение приставки за-? (начало действия)
— Обсудите с соседом по парте
4. Начало формирования умений.
Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.
Упр.3- письменно, самостоятельно.
— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.
— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
Чтение теоретического материала
Способы образования глаголов
Источник
Словообразование глаголов
презентация к уроку по русскому языку по теме
В файле содержится презентация по теме «Словообразование глаголов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словообразование глаголов | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 6-м классе Словообразование глаголов
Словообразовательная разминка Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга. Размораживать, морозить, разморозить. Преподнести, нести, поднести.
Проверьте себя! Морозить разморозить размораживать Нести поднести преподнести Вспомните! Какой частью речи являются все эти слова? Какими способами образованы данные слова? Что такое словообразование?
Тема урока Словообразование глаголов
Цели урока : повторить понятие «словообразование»; показать основные морфологические способы образования глаголов
Работа с лингвистическим текстом с. 137, упр. 312 перескажите данный текст; назовите основные способы образования глаголов
Приставочный способ « Запоминалочка» У корня в недругах, представь- ка , Подруга гордая – Приставка, А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним . Словообразовательная модель рисовать до- + дорисовать
Суффиксальный способ « Запоминалочка » За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком… Река здесь превратится в речку, Лес – в лесника, А печь – всего лишь в печку . Словообразовательная модель звон + и -ть ( ) звонить
Приставочно-суффиксальный способ « Запоминалочка » Новое слово всегда «рождается», Если одновременно приставка и суффикс прибавляется. Словообразовательная модель . . ( ) о зелён и -ть ый озеленить
Работа учащихся со словарями- справочниками Составьте кластер , используя полученные на уроке новые знания Способы образования глаголов приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный
Чтобы знания были впрок, Следует закрепить урок Образуйте глаголы по данной схеме : приставка + корень + суффикс + окончание ( суффиксы и приставки указаны) : Думать ( в-, -ся) –. Болеть ( по-, -ива- ) –. Звонить ( на-, -ива- ) –. Прямой ( вы-, -и- ) -. Сила ( обес -, -е- ) -.
Проверьте друг друга! вдуматься побаливать названивать выпрямить обессилит ь Каким способом образованы данные глаголы ?
Игра « Что может делать?» Образуйте глаголы от имён существительных, которые обозначали бы , что может делает данное лицо, названное существительным. Столяр-… столярничать
Что может делать? Лодырь -… лодырничать
Что может делать? дирижировать Дирижёр-…
Найдите « третий лишний» по способу образования 1)сделать, переделать, отделаться; 2)побаливать, приделать, выплясывать; 3)якать, проделать, холодить. Обоснуйте свой выбор отделаться приделать проделать
Исследовательский графический диктант налужил распакетить выпузырила отпомнила
Домашнее задание С. 137, выучить способы образования глаголов; Упражнения на выбор № 315 или № 318. В случае затруднения обращайтесь
Сегодня с урока я возьму…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: Образование существительных от глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Ч. 2
В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.
Конспект урока «Словообразование глаголов». 5 класс
В данном конспекте урока представлены цели, планируемые результаты, основные понятия, этапы урока изучения нового материала.
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Словообразование глаголов
Урок и материал к уроку по теме «Словообразование глаголов".
Словообразование глаголов
Урок по теме «Словообразование глаголов".
Источник