Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи по теме
Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста на примере сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод словесного рисования | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 49 комбинированного вида
Метод словесного рисования при работе с детьми
Воспитатель 2 младшей группы № 1
Васильева Елена Анатольевна
Развитие речи – актуальная задача обучения в младшем дошкольном возрасте ,т.к. наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения – коммуникации.
Проблема развития речи занимает важное место при работе с детьми .Упражнения в устной речи (связной)зачастую не решают задач развития речи.
В процессе анализа литературного произведения известно много творческих приемов ,развивающих читательское воображение детей. Одним из таких приемов является словесное рисование .
Прием словесного рисования – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения ит.д.
Прием словесное рисование –прежде всего способствует развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса .Созданию словесной картинки нужно учить .Большинство детей не обладает развитым воссоздающим воображением. Ребенок при словесном рисовании часто опускает эмоциональные детали, просто перечисляет персонажей. Работа по словесному рисованию происходит успешно тогда ,когда в ее процессе возникают свободные ассоциации с личностными установками и интересами ( свободные ассоциации- это высказывания всех без разбора мыслей которые приходят в голову – либо отправляясь от какого-то элемента – числа, слова, представления ,либо самопроизвольно).Свободные ассоциации при словесном рисовании легко возникают если детям задается точка отправления .
Точка отправления может быть словесной – несколько слов или строк стихотворения ,сказки (прозы),задающих тему или начало (напр. СНЕЖИНКА,ЛЮБИМОЕ МЕСТО).Точкой отправления для личностных ассоциаций при словесном рисовании может быть небольшая музыкальная пьеса. После занятий по словесному рисованию у детей развивается способность «входить» в мир героев литературных произведений ,рисовать воображаемые картины на основе воспроизводимых в тексте деталей. Словесное рисование близко к вопросам на воображение .
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Закройте глаза и попытайтесь представить то, что я скажу: « конь скачет»….Что вы себе представили?
РЕБЕНОК :- Конь скачет….
В.: — А какой это конь? Где он скачет? Как он скачет? Почему ты про это ничего не сказал?
Р.: — Там про это не говориться….он наверное так быстро скачет…
В.:- А теперь во второй раз закройте глаза и представьте то, о чем говориться в русской сказке : «богатырский конь бежит ,земля дрожит ,пар из ноздрей валит…»Богатырский – это какой ? Скажи.
Р.:- Это такой здоровый конь бежит ,тяжелый, огромный ,очень сильный ,черный ,блестящий ,грива черная , хвост длинный по ветру раздувается .Он очень быстро бежит .даже пар из его ноздрей виден….
Р2.:- Нет, там было – валит!
В.: — А в чем разница? Как вы себе это представляете ?
Р.: — Виден – это как будто немножко, а валит – это он клубами такой…Конь так скачет .что весь горячий стал ,потому ,что он дышит так тяжело ,головой трясет и пар валит ,а на улице холодно ,т.е. в поле.
В.: -Закройте глаза в третий раз и представьте себе картину из другой сказки : «Златогривый конь , как стрела летит над темными лесами ,да над чистыми полями …»
Р.: -Ой ,как красиво!
В.: — Я согласна с тобой .Кому какая картина представилась?
Р: — Я расскажу .Конь такой худенький ,длинноногий ,белый хвост длинный. Он ноги длинные вытянул ,оттолкнулся и как будто полетел, хвост у него развивается . Он по небу голубому летит ,как птица .
В.: — Красиво! А можно «дорисовать» эту картинку?
Р.: — Он не просто так летит ,а очень быстро ,торопиться на выручку к кому-то .Он ведь как «стрела летит» .А стрела мгновенно так вжик и там! Он по небу летит .а на земле под ним леса темные да поля чистые ,так и пролетают…
В. –Как много красивых слов вы использовали! Молодцы ! О чем были все три картины ?
Дети : — Про коня! Как конь бежит быстро!
В.: — А почему же все картины получились разные?
Дети : — По-разному рассказывалось, разными словами…
В.: — А какие красивые сказочные слова и выражения вам запомнились?
Дети : — Как стрела летит, земля дрожит , богатырский конь , златогривый конь….
Воспитатель: — Вот как много красивых слов было в отрывках из русских народных сказок, поэтому и представилось вам все так ярко и ясно!
Источник
Прием словесного рисования
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.
Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Обучение приему протекает в несколько этапов.
1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.
2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.
4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.
10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.
11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»
Этап перечитывания текста и его анализа
— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу.
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
— На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. При такой сложной аналитической деятельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника. Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работы.
Назначение иллюстраций:
— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;
— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;
— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;
— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.
Требования к иллюстрации:
1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от плохих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современными информационными технологиями и работать с произведениями изобразительного искусства с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целенаправленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конфликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.
3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуации, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при подборе иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.
4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рассмотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда должна находиться перед учеником.
Алгоритм анализа иллюстрации:
1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:
— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.
— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?
— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое он вызывает? Почему вы так считаете?
— Что удалось передать художнику, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?
2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.
3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.
4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:
а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональная атмосфера эпизода и иллюстрации;
б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;
в) сравнивается композиция картины с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в создании эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в передаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом помогают и какую роль играют выбранные им изобразительные приемы.)
г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литературного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?
Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способствует развитию читательского воображения и формированию следующих умений:
— видеть изобразительно-выразительные средства языка и осознавать их роль в тексте;
— анализировать композицию эпизода, образы персонажей;
— видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;
— сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого читателя (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;
— понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из многочисленных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наибо лее удачной, с точки зрения ребенка, иллюстрации; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформления книги с текстом данного литературного произведения.
Список литературы:
1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. — Начальная школа. -1991.-№1.-С.30
2. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. — 2000.- С.401
3.Корепина Л.Ф. — Работа с иллюстрацией на уроках чтения. — Начальная школа. — 1990. — №2. — С.27
4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101
5.Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию на уроках литературного чтения.- Литература в школе. — 1994.- №2.- С.77
Источник