- Проведение государственных закупок способом конкурса
- Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
- 5 типов процедур
- Что в итоге?
- Госзакупка
- Чем отличаются госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Виды госзакупок
- Кто может стать поставщиком
- Какие документы нужны для участия в госзакупках
- Где искать информацию о госзакупках
- Как участвовать в закупках
- Сколько нужно заплатить за участие
Проведение государственных закупок способом конкурса
С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24
1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
Источник
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Источник
Госзакупка
Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком
Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.
Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.
С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.
Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.
Чем отличаются госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Отношения с разными типами заказчиков регулируют разные законы. По 44-ФЗ заказчик — федеральные и муниципальные бюджетные организации. Такие госзакупки финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, а требования к поставщикам и заключению соглашений установлены законом.
Заказчик по 223-ФЗ — компании с долей государства более 50%, то есть госпредприятия. Они проводят тендеры за свой счет. Закон здесь мягче: заказчики могут сами указывать требования к поставщикам и сроки.
Виды госзакупок
Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.
Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.
- Аукцион. Главный критерий отбора в аукционе — низкая цена, поэтому такой формат часто используют для покупки товаров. Заказчик размещает заказ, требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В указанное время проводят аукцион, где участники торгуются, снижая цену. Победит тот, кто готов выполнить заказ за меньшую сумму.
- Конкурс. Во время конкурса заказчик смотрит не только на цену, но и на репутацию, кейсы, техническую подготовленность кандидатов. В рамках конкурса торги не проводят: участники один раз отправляют предложение с указанной ценой, а побеждает тот, кто предложил лучшие условия сделки.
- Запрос котировок. При запросе котировок максимальная стоимость контракта ограничена: она может быть не выше 500 000 ₽. Участники не торгуются, а подают заявку с окончательной ценой. Заказчик выбирает самую низкую.
- Запрос предложений. При запросе предложений побеждает заявка, которая больше других соответствует требованиям заказчика.
Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.
Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.
Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.
Кто может стать поставщиком
Стать поставщиком может любой: физлицо, самозанятый, индивидуальный предприниматель, коммерческие компании и бюджетные организации. Но есть нюансы. Например, физлицо не может поставлять товары, но может предоставлять услуги. Иногда заказчики прописывают условия, которые ограничивают подачу заявок:
- устанавливают национальный режим: подать заявку могут только поставщики отечественных товаров;
- отечественных товаров; проводят закупку только среди представителей малого и среднего бизнеса;
- запрашивают у поставщиков лицензии, разрешения или подтверждение квалификации сотрудников;
- создают закрытые государственные закупки — заказы для нужд, связанных с гостайной. Например, товары или услуги для армии или ликвидации ЧС. Участвовать в таких тендерах можно только в том случае, если участника пригласил заказчик.
Кроме условий заказчика, поставщик должен соответствовать требованиям закона, поэтому для участия в тендере нужно подавать пакет документов.
Какие документы нужны для участия в госзакупках
Набор документов зависит от вида закупки. Мы подготовили для вас примерный список бумаг, которые могут понадобиться для участия в торгах.
Документы для конкурса по 44-ФЗ:
- Декларация соответствия требованиям закона — подтверждает, что компания действует и не имеет задолженностей по налогам, сборам и отчислениям в бюджет.
- ИНН.
- Если закупку проводят только для субъектов малого предпринимательства, нужно подать декларацию о принадлежности к субъектам МСП.
Документы для конкурса по 223-ФЗ:
- Декларация соответствия требованиям закона.
- ИНН.
- Справка об отсутствии задолженности по налогам.
- Рекомендательные письма от предыдущих клиентов.
- Выписка из ЕГРЮЛ — если в госзакупках участвует компания.
- Принадлежность к МСП — если госзакупу проводят для малого и среднего бизнеса.
- Дипломы, грамоты и сертификаты — если это указано в списке требований.
Заказчик может запросить дополнительные документы: обычно полный перечень указывают в условиях участия в закупке.
Где искать информацию о госзакупках
Информацию о госзакупках можно найти на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС. На портале можно посмотреть открытые конкурсы и аукционы, а еще те, что только планируют провести.
При переходе на страницу товара или услуги можно прочесть детали заказа.
Как участвовать в закупках
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно купить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. Ее предоставляют аккредитованные удостоверяющие центры.
Чтобы принять участие в тендере, нужно зарегистрироваться на Госуслугах — учетная запись поможет подключиться к ЕИС и подать документы.
Важен формат участия в торгах: если вы подаете заявку как ИП или юрлицо, нужно завести соответствующий аккаунт на портале.
При регистрации можно выбрать статус
Зайдите в личный кабинет на сайте единой информационной системы, используя логин и пароль Госуслуг. Часть данных загрузится автоматически, а остальное придется заполнять вручную или заверить недостающие документы электронной цифровой подписью и загрузить их.
Если в закупке будут участвовать сразу несколько сотрудников компании, их полномочия тоже нужно подтвердить с помощью электронной цифровой подписи. Платить за регистрацию не нужно. Аккаунтом единой информационной системы можно пользоваться три года.
Чтобы участвовать в закупках, нужно зарегистрироваться и получить аккредитацию на электронной торговой площадке. Их список есть на ЕИС. Часть данных площадка получит из личного кабинета на сайте единой информационной системы, а остальные документы придется загрузить вручную. Площадка проверит их в течение одного рабочего дня и предоставит доступ к закупкам.
Сколько нужно заплатить за участие
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно внести плату оператору площадки ― 1% от договорной стоимости. Для крупного и среднего бизнеса максимум ― 5000 ₽, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ― 2000 ₽.
Заказчику нужна гарантия, что поставщик предоставляет верные сведения и не откажется от контракта в последний момент. Поэтому участники должны обеспечить заявку: перечислить деньги на специальный банковский счет или получить банковскую гарантию.
Размер обеспечения — суммы, которую надо перечислить на специальный счет до завершения сделки, устанавливает заказчик в установленных законом пределах. При небольшой сумме сделки обеспечение не требуется. Если договорная стоимость превышает 1 млн рублей по нормам 44-ФЗ и 5 млн рублей по нормам 233-ФЗ, заказчик может требовать от 0,5 до 5% стоимости договора.
Источник