- Формирование системы ценностей личности.
- Формирование базовых ценностей
- Виды ценностей личности
- Формирование ценностей
- Готовые работы на аналогичную тему
- Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
- Что такое жизненные ценности?
- Какие бывают жизненные ценности?
- Особенности формирования системы жизненных ценностей
Формирование системы ценностей личности.
Шесть стадий формирования по Л. Колбергу:
1. Предконвенциальный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды.
Первая стадия: ребенок подчиняется нормам и правилам, чтобы избежать наказания;
Вторая стадия: ради получения вознаграждения или личной выгоды.
2. Конвенциальный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил.
Нормы и ценности близкого окружения интериоризируются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они по-прежнему основаны на внешнем авторитете.
Третья стадия: подчинение правилам определяется желанием «быть хорошим», соответствовать ожиданиям, избежать неодобрения или осуждения со стороны значимых близких.
Четвертая стадия соответствует ориентации на систему ценностей общества в целом, при этом поведение регулируется стремлением избежать как осуждения со стороны законных властей, так и чувства вины из-за невыполнения долга.
3. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке автономной системы этических ценностей.
Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь в большей степени абстрактными, универсальными, общечеловеческими ценностями.
Пятая стадия: человек поступает в соответствии с собственными ценностями и принципами, уважая в то же время законы данного общества и ценности других людей, и действует ради всеобщего блага.
Шестая стадия является высшим уровнем морального развития и определяется ориентацией на законы свободной совести, приверженностью универсальным этическим принципам.
Дж. Ловингер: каждая стадия развития может оказаться для человека последней, и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом.
Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими последовательно включающимися (в дальнейшем действующими одновременно) процессами:
1. Предконвенциальный уровень – доминирует процесс адаптации.
Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Психический гомеостаз определятся как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей.
Формы нарушения психического гомеостаза: стресс, фрустрация и конфликт, общим проявлением которых является тревога.
Способы адаптации (Ж. Пиаже и др.): ассимиляция и аккомодация и т.п.
Интрапсихическая адаптация осуществляется при помощи психологических защитных механизмов устранения тревоги (психологических защит).
Ф.Е. Березин, Л.Н. Собчик: действие защитных механизмов проявляется акцентированием тех или иных психологических особенностей [MMPI]. Результат их действия — изменение ценностных ориентаций личности.
В. Франкл: понимание ценностей, по которому они представляют собой реактивные образования и механизмы защиты – это редукционизм:
«я не хотел бы жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты».
А. Маслоу: первичность защитных ценностей
2. Конвенциональный уровень — доминирует процесс социализации.
Социализация (Г. Тард, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс): усвоение индивидом норм и культурных ценностей в социальном взаимодействии путем подражания или принятия заданной социальной роли. Принуждение индивида к принятию ценностей посредством общественных институтов.
И.С. Кон: социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация представляет собой процесс принятия внешних по отношению к человеку ценностей, доминирующих в его социальном окружении.
Основной механизм социализации – идентификация.
Определенная осознанность усвоения ценностей социальной среды. Социализация, однако, не подразумевает самостоятельной выработки собственных внутренних ценностей. Процесс социализации ограничивается принятием либо непринятием тех или иных групповых ценностей.
3. Постконвенциональный уровень — доминирует процесс индивидуализации.
Б.Ф. Ломов: «индивидуализация – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир»
В отличие от механизмов адаптации и идентификации, движущей силой процесса индивидуализации является не потребность в гомеостазе, а, напротив, сопротивление равновесию, постоянное становление (Г. Оллпорт); внутренний рост или развитие (К. Роджерс); осуществление личностного смысла (В. Франкл); самоактуализация (А. Маслоу).
Самоактуализирующиеся люди имеют собственную, относительно автономную и отличающуюся от принятой систему этических ценностей. Механизм формирования ценностей самоактуализирующейся личности –интернализация.
Интернализация — сознательное и активное принятие ценностей окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности.
Интернализация подразумевает также принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности.
Система ценностных ориентаций личности включают в себя три уровня или пласта, сформированных этими тремя процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.
Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного уровня определяет формирование соответствующего типа личности:
1. «Адаптирующийся» (ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения);
Основные ценности: развлечения и «свобода от».
2. «Идентифицирующийся» (конформный, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других),
Основные ценности: семья, карьера и общественного признание.
3. «Самоактуализирующийся» (автономный, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста).
Основные ценности: творчество, активная деятельная жизнь, «свобода для» и широта взглядов.
Типы ценностных предпочтений массового сознания:
1. Ценности адаптации — направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого.
(«Выживание», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «чтобы лекарства стали дешевле», «достойная зарплата и пенсия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «терпение», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стране» и т.п.)
2. Ценности социализации — ориентация на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса.
(«Семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг друзей», «чтобы ценили, любили и понимали»).
3. Ценности индивидуализации — направленность на развитие, на самоактуализацию, и имеющие скорее автономный характер.
(«Самоусовершенствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе приносящей пользу людям», «возможность приложить свои силы на благо России» и т.д.).
Ценностная структура массового сознания определяется соотношением описанных типов ценностных предпочтений (пропорцией описанных типов личности).
[В нашем исследовании: 44%-29%-4%. Сравнение с западными странами]
Факторы, определяющие ценностную структуру массового сознания:
1. Возраст — более молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации, и отчетливо чаще – на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста.
2. Образование — более высокий уровень образования сопряжен с меньшей ориентацией на ценности адаптации, и наоборот.
3. Уровень дохода — с ростом материального благосостояния наблюдается существенное снижение направленности на ценности адаптации и рост доли ориентирующихся на ценности социализации и индивидуализации.
Ценностная структура массового сознания современной России: ориентация большей части исследуемых на ценности, которые связанны с фрустрацией потребности в экономической и физической безопасности.
Объективные социально-демографические факторы определяют серьезные ограничения в формировании направленности массового сознания на такие ценности, как свобода, ответственность и терпимость.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию ценностно-нормативного сознания.
2. Перечислите возможные основания типологии ценностных систем, дайте характеристику отдельным типам ценностей по М. Рокичу и А. Маслоу.
3. Раскройте содержание концепции материалистического/постматериалистического ценностного измерения массового сознания Р. Инглхарта.
4. Дайте общую характеристику психологическим процессам, механизмам и факторам формирования ценностного сознания.
5. Выделите психологические и социально-демографические характеристики «адаптирующегося», «идентифицирующегося» и «самоактуализирующегося» ценностных типов.
6. Охарактеризуйте ценностную структуру массового сознания современной России.
3. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат , 2000. – 204 с.
5. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. — М., Рефл-бук, К., Ваклер, 1997. — 304 с.
6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л., 1979. — 263 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. — М., Прогресс, 1990. – 368 с.
8. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. — М., Республика, 1993. – 415 с.
Темы докладов и рефератов:
4. Ценностные аспекты девиантного поведения.
5. Ценностные и массово-коммуникационные предпочтения (ориентации).
6. Религиозные ценности разных конфессий (христианские, исламские, буддистские ценности).
Источник
Формирование базовых ценностей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды ценностей личности
Безусловно, набор базовых ценностей у каждого человека индивидуален, так же, как и индивидуальны факторы их формирования. Далее мы дадим классификацию основных ценностей, а также выявим то, каким образом происходит формирование ценностной системы.
Ценность – это та шкала оценок и мер, при помощи которых человек оценивает свою жизнь и имеет возможность сравнить ее, а при неудовлетворительном результате понять, каким образом он может улучшить условия своего существования.
Стоит отметить, что базовые жизненные ценности людей являются величинами абсолютными, то есть они занимают ведущее место в их мировоззрении, а также оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для человека в приоритете, а что на что он будет ориентироваться во вторую очередь.
Система базовых ценностей достаточно многообразна, и состоит из нескольких основных элементов:
- Общечеловеческие ценности – те, что присущи любому человеку, независимо от возраста, пола, социальной и религиозной принадлежности, а также независимо от культурных и традиционных предпочтений;
- Культурные ценности – те, что характерны для людей, принадлежащих определенной, отдельной культуре;
- Индивидуальные ценности – базовые ценности, относящиеся к одному индивиду, или малой группе людей, подчеркивающие их особенность и обособленность от остальных.
Первые два элемента – общечеловеческие и культурные ценности – обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о добре и зле, о том, что важно для них, а что второстепенно. Индивидуальные ценности относятся сугубо субъективные мировоззренческие особенности.
Формирование ценностей
Система базовых ценностей каждого человека, как мы и указали ранее, сугубо индивидуальна, и начинает формироваться с самого раннего возраста (с первых лет жизни).
Готовые работы на аналогичную тему
Однако, окончательное формирование и закрепление происходит лишь по достижению ответственного возраста, когда человек уже осмысливает свое существование, свою ответственность. Это возраст исследователи ограничивают примерно 18-20 годами, хотя и после этого человек, его психика и мировоззрение изменяются, что также может поменять его систему ценностей: зачастую то, что ранее не представляла никакого интереса, выходит на первый план, а важные приоритеты становятся второстепенными.
Процесс формирования базовых ценностей происходит по следующей схеме (алгоритму):
- Стремление – идеал;
- Стремление – цель – идеал;
- Стремление – ценности – цель – идеал;
- Стремление – средства – ценности – цель – идеал.
Затем между этими устойчивыми пунктами появляется еще один элемент – этика, и алгоритм становится следующим:
Стремление – этика – средства – этика – ценности – этика – цель- этика – идеал.
Как мы видим, в первую очередь, в мыслях человека появляется идеал, а также само стремление постичь его. Идеал, который также можно назвать идеальным образом, если к нему не возникает стремления, и если он не мотивирует человека, не является идеалом, а значит и формирование ценности становится невозможным.
Первая стадия формирования ценности – идеал нейтрален, а стадия сама по себе основывается лишь на инстинктах человека. С этической точки зрения идеалу невозможно дать оценку, и формируется он в виде эмоционально-чувственного элемента. Смысл, который человек придает идеалу, формируется лишь на стадии трансформации идеала в цель. Затем важным становится достижение этой конкретно обозначенной цели, при условии использования средства. Обычно это или материальные ресурсы, или навыки и умения человека, которыми он располагает в определенный промежуток времени.
Источник
Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.
И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.
Что такое жизненные ценности?
Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.
Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.
Какие бывают жизненные ценности?
В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:
- Общечеловеческие ценности
- Культурные ценности
- Индивидуальные ценности
И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.
Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:
- Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
- Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
- Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
- Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.
Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.
Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:
- Духовное развитие
- Близость с близкими людьми
- Друзья
- Уверенность в себе
- Свобода суждений и поступков
- Независимость
- Работа, соответствующая жизненному предназначению
- Уважение и признание со стороны окружающих
- Путешествия по миру и открытие новых мест
- Творческая реализация
Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.
Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.
Особенности формирования системы жизненных ценностей
Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.
Схематично данный алгоритм можно выразить так:
- Стремление > Идеал
- Стремление > Цель > Идеал
- Стремление > Ценности > Цель > Идеал
- Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал
Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:
- Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал
Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.
На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.
Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.
Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.
Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.
Источник