- Системы менеджмента — консультации и обучение онлайн
- Страницы
- Translate
- воскресенье, 3 января 2016 г.
- Чем отличается процесс от процедуры в СМК
- Оптимизация бизнес-процессов: 5 шагов
- Аудиоверсия этой статьи
- Следите за языком! Не путайте процессы и процедуры в системе менеджмента качества
- Больше, чем просто определения
- Процессы, процедуры и документированные процедуры
- «Процедура» управления собственностью потребителя?
- Процедуры СМК подразумевают процессы СМК
- Сделайте систему эффективной
Системы менеджмента — консультации и обучение онлайн
ISO 9001, СТ РК ИСО 9001, API Q1, ISO TC 29001, API Q2, ISO/IEC 17025, СТ РК ИСО 17025, ISO 14001, СТ РК ИСО 14001, OHSAS 18001, СТ РК ОХСАС 18001, ISO 50001, ISO 31000
Страницы
Translate
воскресенье, 3 января 2016 г.
Чем отличается процесс от процедуры в СМК
«Процедура — синоним технология, методика, действие и т.д. Процесс — набор процедур».
«Процесс — это действие, следующее после процедур. Процедура есть подготовительное мероприятие для дальнейшего процесса. В юриспруденции то же самое — следственные мероприятия (процедуры) предшествуют судебному процессу».
«Процесс это движение, а процедура — как это движение осуществить».
«Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые используют входы для достижения предполагаемых результатов. «Предполагаемый результат» процесса называется выходом, продукцией или услугой, в зависимости от контекста ссылки. Входные данные процесса, как правило, выходы других процессов, а выходы процесса — как правило, входные данные для других процессов» (п.3.4.1 ISO 9000:2015).
«Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документированными или нет» (п. 3.4.5 ISO 9000:2015).
Источник
Оптимизация бизнес-процессов: 5 шагов
Аудиоверсия этой статьи
Оптимизация бизнес-процессов компании помогает увеличить прибыль предприятия, устранить риски и уменьшить расходы путем реорганизации всей деятельности или отдельных операций. Самый простой пример – переход на современное оборудование. Совершенствование помогает увеличить количество клиентов и обойти конкурентов за счет сокращения себестоимости продукции и повышения качества товаров
Под бизнес-процессом понимают последовательность действий одного или нескольких людей, направленную на получение результата. Его главная черта – участие людей. Если такой процесс автоматизирован, его относят к технологическим цепочкам.
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Что значит оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация – комплекс задач и инструментов, которые направлены на улучшение отдельных операций или всей деятельности компании. Некоторые руководители часто неверно трактуют понятие оптимизации, полагая, что оно означает сокращение числа сотрудников. Данная мера применима лишь в случае, когда грамотное управление и улучшение бизнес-процессов в компании привело к уменьшению нагрузки на работников. Однако список возможных решений не ограничивается увольнением.
Благодаря оптимизации бизнес-процессов в организации удается:
ускорить выполнение операций;
сократить себестоимость товаров или услуг;
повысить качество товара и удовлетворенность клиентов;
сделать ход выполнения операций и распределение ресурсов более прозрачным;
улучшить контроль над деятельностью бизнеса;
получить свободные ресурсы и пространство для развития;
усовершенствовать систему планирования и управления.
Как понять, что необходима оптимизация бизнес-процессов
Есть ряд признаков, которые говорят, что в компании требуется улучшать бизнес-процессы.
Из-за несогласованности на решения и выполнение операций уходит много времени.
Бизнес-процессы на предприятии не контролируются (нет владельца бизнес-процесса).
Качество услуг или товаров ниже ожидаемого, процент возвратов высок, покупатели оставляют негативные отзывы.
Контроль преимущественно осуществляется не за результатом работ, а за сотрудниками.
Отсутствует разграничение ответственности по уровням.
Связи между отделами работают плохо. Пример – сотрудники, занимающиеся продажами, не знают об акциях.
Численность работников и отделов растет, но результаты не меняются, а доходы сокращаются.
Управление бизнес-процессами для малого бизнеса
Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании
Шаг 1. Определите цель оптимизации
Цель оптимизации зависит от стратегии компании, ее рода деятельности и позиции предприятия на рынке. Вот несколько примеров целей оптимизации:
оптимизация затрат и снижения себестоимости товаров;
уменьшение срока изготовления продукции;
сокращение времени доставки продукции.
Шаг 2. Опишите бизнес-процессы «как есть»
На этом шаге нужно выполнить анализ и описание бизнес-процессов «как есть». Для этого нужно составить список всех процессов и для каждого ответить на такие вопросы:
Каковы «вход» в бизнес-процесс и «выход» из него?
Какие процедуры включает процесс?
Кто выполняет каждую процедуру?
Каков результат ее выполнения? (можно попробовать оценить результаты в деньгах)
Кто получает результат и что он с ним делает?
В результате получается подробная карта. При ее анализе выявляют все преимущества и недостатки деятельности организации. Это помогает уточнить список задач и целей.
💡 Лайфхак
Чтобы понять, как работает бизнес-процесс, проведите интервью с сотрудниками, которые в нем участвуют. Цель интервью – понять, как все происходит на самом деле. Желательно, чтобы интервью проводили сторонние эксперты – в этом случае повышается вероятность того, что сотрудник будет максимально откровенен.
Шаг 3. Поиск недостатков и «узких горлышках»
На данном этапе нужно выявить проблемные участки как отдельных бизнес-процессов, так и бизнеса в целом. Не исключено, что есть повторяющиеся проблемы. Пример узкого места отдельного бизнес-процесса: выходные дни мебельный салон заходит достаточное количество покупателей, однако продажи не растут. Узкое место – продавцы-консультанты, в выходные их столько же, сколько и в будние дни. В итоге клиенты приходят, им не уделяют внимания и продажи не происходит.
На этом этапе анализа учитывают:
время работы салона;
преимущества для клиентов;
💡 Лайфхак
Чтобы выявить узкое место, можно попробовать оцифровать каждый этап бизнес-процесса. Допустим, ежемесячно юристам поступает 10 заявок на заключение договора. На первое согласование контрагентам в течение месяца уходит 4 договора, на повторное согласование – 3 договора. Заключают же лишь 2 договора из 10.
В этом примере сбой происходит между первым и вторым этапом – лишь 4 договора из 10 уходят оперативно на согласование. Здесь нужен анализ – возможно, в юридической службе работает только 1 юрист, вторая возможная причина – юристов достаточно, но они не получают необходимую информацию от инициаторов заключения договоров. Выявить причины также помогают интервью с сотрудниками.
Шаг 4. Описание желаемого бизнес-процесса
После того, как будут описаны бизнес-процессы «как есть» и выявлены узкие места, нужно описать, как должно быть.
Простой пример: менеджер по продажам общается с клиентом по телефону и вносит информацию в таблицу Excel. Зачастую, клиенту надо перезванивать с некой периодичностью, однако у менеджера нет инструмента, который бы напоминал о коммуникации с покупателем. В данном примере – желаемый результат, чтобы клиент утром получал напоминани, кому надо позвонить, на каком этапе переговоров он находится и другую важную информацию. Хорошим решением может быть CRM система. Но чтобы прийти к такому решению, нужно сначала описать видение будущего результата. Когда вы поймете, как должно быть, то сможете найти оптимальное решение.
Шаг 5. Внедрение изменений
На этом этапе важно проявлять гибкость и просчитывать риски. Дело в том, что все бизнес-процессы взаимосвязаны и изменение одного из них может привести к негативным последствиям для другого. Например, владелец бизнеса понял, что узкое место – продавцы консультанты, он нанял еще 5 человек, заказов прибавилось, однако производство перестало с ними справляться. Начал возникать брак из-за спешки, в итоге – недовольные клиенты и много жалоб.
Чтобы избежать подобных рисков, можно внедрять изменения в отдельные бизнес-процессы постепенно. Например, как в примере с мебельным магазином, взять сначала 1-2 консультантов, которые будут работать по выходным и посмотреть, как изменится выручка, как производство будет справляться с заказами.
Персонал обычно сопротивляется любым изменениям, особенно тем, которые потенциально могут привести к сокращению численности за счет автоматизации. Важно объяснить людям, что оптимизация бизнес-процессов происходит не для увольнения части работников, а для повышения эффективности предприятия. При увеличении доходов компании заработные платы тоже вырастут. Сотрудников, которые наверняка окажутся «не у дел», можно отправить на дополнительное обучение и затем предложить им поработать на новых направлениях.
💡 Лайфхак
Чтобы показать персоналу, что изменения позитивно скажутся на их работе, можно в течение месяца работать по двум схемам – старой и новой. Например, часть персонала работает с таблицами Excel, а часть – в новой CRM. Затем вы сравниваете результаты обеих групп. Конечно, во вторую группу нужно включить тех, кто не только не сопротивляется переменам, а, напротив, всячески их поддерживает.
Топ-5 ошибок оптимизации
Слишком резкие изменения. Внедрение новых алгоритмов и отказ от старых, в том числе рабочих, целесообразен, если предприятие балансирует на грани банкротства. В остальных случаях это приводит как минимум ко временной остановке производства, так как новые процессы еще не налажены, а прежние уже не применяются.
Завышенные требования. Строго прописанные требования загоняют компанию в узкие рамки. Другая проблема – слишком большие траты ради идеализации. Например, покупка мощных программ для маленькой компании. Их стоимость превышает возможные доходы от использования высоких технологий.
Отсутствие учета человеческого фактора. Если есть желание сделать бизнес-процессы согласованными, понятными и эффективными, работать нужно и с персоналом. Выявите сильные и слабые стороны сотрудников и проведите обучение. Иногда хороший результат дает дополнительная мотивация.
Неправильная постановка задачи. Если что-то пошло не так еще на этапе анализа и определения целей, результаты не будут соответствовать ожиданиям. Примеры подобной ошибки – сильный акцент на второстепенных факторах или несоответствие цели затратам.
Слишком активная вовлеченность руководства. Найдите золотую середину. Если руководитель уделяет много времени контролю и анализу, понижается его эффективность, соответственно сокращается прибыль. Если предприятие большое, разумнее доверить оптимизацию сторонним экспертам, обладающим навыками в этой области. Каждый представитель приглашенной компании должен быть занят теми задачами, которые лежат в зоне его обязанностей и компетенции.
Главная ошибка – это оптимизация ради оптимизации. Проводить ее нужно, когда в этом есть необходимость, иначе она станет дополнительной нагрузкой на персонал, отвлечет внимание от первостепенных задач и вызовет отток сотрудников. Это прибавит количество строк в списке расходов и даже может стать причиной банкротства и прекращения производства.
Вместо заключения: 3 совета по оптимизации
Совет 1. Назначьте руководителя, ответственного за оптимизацию бизнес-процессов. Статус, ресурсы, навыки и особенности характера этого человека должны сочетаться с задачами, возложенными на него. Например, не стоит ставить на это место начальника отдела. Лучший вариант – заместители руководителей или генеральный директор. Последний берет на себя дополнительные обязанности только на небольших предприятиях, в остальных случаях разумнее распределить задачи.
Совет 2. Привлеките сторонних экспертов, которые взглянут на ваш бизнес со стороны. При этом е стоит соблазняться низкими ценами: на первое место поставьте качество услуг. Выберите организацию или эксперта с опытом, обязательно изучите отзывы.
Совет 3. Создайте проектную группу, в которую включите как консультантов, так и сотрудников компании. Первые займутся обучением персонала, вторые – внедрением новых инструментов и технологий. Такой подход улучшит все этапы производства.
Методы оптимизации бизнес-процессов
1. Инжиниринг. Дословный перевод с английского – проектирование, изобретение. Способ представляет собой внедрение информационных технологий в модель бизнеса. Понятие «инжиниринг» балансирует на грани между производством и наукой. Метод создает технико-технологическую базу. Он подразумевает введение технологий менеджмента и пересмотр способов управления компанией и отделами. Модернизация может заключаться в улучшении обслуживания объектов, изменении методов эксплуатации инструментов и т. д.
2. Реинжиниринг. Радикальный метод, инструменты которого связаны с полной сменой системы работы. Это рискованный вариант, часто сопряженный с большими вложениями. Его выбирают в случае с убыточным бизнесом, чтобы реанимировать компанию, близкую к банкротству. Однако реинжиниринг не всегда приносит результат, поэтому подготовьтесь к возможному закрытию предприятий. При реорганизации сокращают ресурсы и кадры, объединяют отделы и т. д.
3. CPI – непрерывное совершенствование. Метод противоположен предыдущему: изменения внедряются в процессы предприятия с сохранением основ. Процедура совершенствования длительная, на каждом этапе отслеживают ее эффективность. Реорганизацию начинают с маленького отдела или одного процесса. При повышении показателей изменения распространяют на все производство. Параллельно повышают квалификацию персонала и вводят новые инструменты.
4. TQM – управление качеством. Метод подразумевает создание нового продукта, отвечающего потребностям клиентов. Товар или услуга могут заменять уже имеющиеся. Задача мероприятий – улучшение производственных процессов в условиях ограниченного времени. Данную технологию оптимизации также применяют для параллельного повышения клиентоориентированности. Для реализации TQM обязательно нужны документы системы качества.
Источник
Следите за языком! Не путайте процессы и процедуры в системе менеджмента качества
Опубликовано: 25.09.2017 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Источник: Оригинал переведенной статьи на английском языке подготовил консультант в сфере менеджмента качества, публицист и бизнес-тренер Дэн Нельсон. Мистер Нельсон имеет двадцатилетний опыт работы с процессным подходом и стандартами Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.).
Во многих областях человеческой деятельности используют профессионализмы или свой специальный жаргон, которые облегчают коммуникацию. Это могут быть отдельные слова и выражения, помогающие сжато изложить определенные типы информации, имеющие отношение к работе. Речь также может идти об еще более развитом и систематическом профессиональном сленге, практически, техническом языке, который применяют в какой-либо сфере. Как бы то ни было, речь идет о языке, который понятен тем, кто его использует в своей работе. Будучи применены в доступном только избранным профессиональном контексте, некоторые слова могут означать совсем не то же самое, что они значат в общеупотребительном контексте. К примеру, строительный плотник «тычек» («header» – элемент кирпичной или деревянной кладки, – ред.) что-то свое, и это будет совсем не то, что имеет в виду профессиональный футболист, который говорит «тычек». Те же термины используют программисты, печатники и типографы, но каждый раз они значат что-то свое. «Тычек» у сноубордистов неприятная категория (Больно!). Еще раз: все говорят одно и то же слово, но имеют в виду абсолютно разные вещи, понимание которых связано с контекстом ситуации.
Больше, чем просто определения
В контексте профессиональных разговоров вокруг ISO 9001 слова «процессы», «процедуры» и «системы» – технические термины. Которые содержат специфичные для специалистов по качеству коннотации. Но, что интересно, полное значение этих технических терминов не всегда можно сразу ухватить, обратившись только к определению. Потребуется обучение или практика, чтобы полностью понять технический жаргон. Чтобы перенять понятия, сформированные философией какой-либо деятельности. Полностью познать их смысл, пользователь должен не только понимать в какой обстановке термин применяется, но и знать и понимать ту самую философию, с которой все начиналось – теоретические предпосылки. В соответствии с ISO 9000:2005 процедура представляет «конкретный метод, по которому осуществляется деятельность или процесс». Процесс – «набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Система – «набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов». Как таковые, эти определения имеют небольшую практическую ценность. Но если лучше понимать «бэкграунд», который за ними стоит, их ценность возрастает, и мы лучше их понимаем. Если не обеспечить достаточное понимание при ознакомлении с этими вопросами, то некоторые «подводные камни» просто просятся на то, чтобы об них споткнулись в изучении терминов по системе менеджмента.
Процессы, процедуры и документированные процедуры
Каждый процесс, который инициируют люди, направлен на достижение определенных целей. Цель процесса – его смысл. Во время реализации процесса действия постоянно направлены на преобразование ресурсов в продукцию. Процесс – это что-то, что развивается и протекает. Процедура – описание реализации процесса (инструкция о том, как это должно происходить). Процедура отвечает на вопрос: «Каков наилучший способ делать это?», ответ на него дает менеджмент. Каждый процесс соотносится с одной процедурой, даже если она плохая или не используется. Когда процедуру передают не только изустно, но на более или менее устойчивых носителях, то мы имеем дело уже с документированной информацией.
«Процедура» управления собственностью потребителя?
Организации создают процедуры по управлению собственностью потребителей в ответ на соответствующие требования в ISO 9001. До опубликования ISO 9001 ни одна компания не имела процедур, которые бы назывались «Собственность потребителей». Когда стандарт вышел, появилось множество таких документированных процедур в рамках систем менеджмента качества (СМК, – ред.). Можно сказать, что собственность потребителя – это его вещи, которые он предоставил организации, чтобы эта собственность была преобразована или использована для каких-либо заказанных клиентом преобразований (во всяком случае, собственность точно должна быть верифицирована).
В любом случае, собственность потребителя является входом для операций внутри организации. Это не процесс в реальной практике! Однако он становится процессом СМК. Когда процедуру управления собственностью потребителя создают в ответ на требование ISO 9001 – внедренцы используют избыточный механизм, поскольку процедура, вещь, перекрывающая и выходящая за рамки того, что написано в ISO 9001 о собственности потребителей. Процедура не может описывать то, что является только входными данными, она содержит то, что происходит – процесс. Неточно называть документ «Собственность потребителей» процедурой.
Процедуры СМК подразумевают процессы СМК
Как процесс СМК, процедура «Собственность потребителя» эффективно обслуживает соответствующее требование ISO 9001. Практическая необходимость в создании процессов СМК, которые на самом деле в реальной практике предприятия процессом не являются, обусловлена тем, что чтобы получить на выходе качественную продукцию, нужно определить границы системы менеджмента. Такая же история с процедурами «Идентификация продукции» и «Хранения продукции» – они тоже не описывают процессы, они нужны для эффективной работы с СМК по ISO 9001. Например, ключевые процессы малых производственных компаний могут быть следующие: Продажи, Закупки, Приемка, Производство, Отгрузка. А это – реальные процессы СМК. Для каждого руководство принимает процедуру. Обратите внимание, что идентификация продукции и хранение продукции применимы только к трем из пяти этих процессов: Приемка, Производство, Отгрузка. Соответствующие процедуры СМК. Вот оно: чтобы посвятить каждому из этих требований процедуру – неизбежно придется «надумать» не существующие в реальности процессы СМК.
Сделайте систему эффективной
Если принять утверждение, что ISO 9001 – это стандарт эффективности, то требования должны быть эффективными. Система, которой нужны процессы, которые в реальной операционной деятельности процессами не являются, точно нельзя назвать эффективной и соответствующей ISO 9001:2008 – 4.1a – «определить процессы необходимые для системы». Важно отметить, что требование сохраняется в ISO 9001:2015 (4.4), если опираться на доступный сейчас Проект международного стандарта. И никогда не рано для компании избавиться от процессов СМК, которые на деле процессами не являются, и наслаждаться выгодами хорошо внедренной системы качества. Точное применение профессиональных терминов из ISO 9000 здесь тоже сыграет свою роль.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник