Простой способ подключения дхо

Как отключать ДХО при включении ближнего света?

Согласно действующим ПДД, автомобиль во время движения необходимо обозначать ДХО, ПТФ или фарами ближнего света. По ряду причин использовать для этого фары неудобно. Поэтому целесообразно подключить для обозначения своего авто светодиодные ходовые огни. Указанные приборы отличаются повышенной экономичностью и привлекательным внешним видом. При этом возникает закономерный вопрос: как лучше подключить ДХО, чтобы они соответствовали нормам законодательства и обеспечивали безопасность движения?

Законодательные требования к подключению ДХО

Требования к подключению ходовых огней установлены Правилами ЕЭК ООН и положениями ГОСТ 41.48-2004. Например, в разделе 6.19 подробно описывается, как именно должны быть установлены ДХО. В тексте документа указано, на каком расстоянии от уровня грунта и между собой их следует размещать, какими должны быть углы наклона, когда они должны отключаться и пр.

В пункте 6.19.7 установлены особенности подключения ДХО. Здесь сказано, что необходимо обеспечить автоматическое включение дневных огней при запуске двигателя. Второе условие — при включении источников головного света они должны отключаться.

Ниже будет рассмотрено, как подключить ДХО, чтобы они отключались при включении ближнего света. Это обеспечит максимальный уровень безопасности и соответствие законодательным нормам.

Схема подключения ДХО с отключением ближнего света

Существует множество способов подключить дневные огни так, чтобы они автоматически отключались одновременно с включением ближнего света. Различные варианты отличаются по сложности, задействованным радиодеталям, наличием ограничений. В большинстве случаев подключение ДХО своими руками не вызывает затруднений у водителей.

Схема с подключением к ближнему свету

Один из самых простых вариантов. Здесь не требуется использовать реле и какие-то дорогостоящие или сложные приборы.

Светодиоды запитываются от замка зажигания. В цепь питания нужно подключить защитный диод и предохранитель. Минус светодиода соединяется с плюсом источника ближнего света. После включения зажигания создается цепь через два последовательно включенных диода и спираль лампы на корпус. Поскольку потребляемый светодиодом ток незначителен, лампы головного света не зажигаются.

При включении ближнего света потенциалы на входе и выходе светодиода выравниваются и ДХО отключаются. Аналогичным образом можно подключить ходовые огни через габариты. Тогда они будут отключаться при активации последних.

У описанного способа включения есть и определенные недостатки:

– так можно подключить только светодиодные ДХО (причём их номинальный ток должен быть значительно ниже тока срабатывания лампы);

– источники ближнего света должны быть со спиралью накаливания (со светодиодными излучателями в фарах схема нормально работать не будет).

Для исключения указанных недостатков применяются более сложные варианты подключения.

Схема с четырехконтактным реле

Этот способ имеет несколько вариаций и позволяет подключить не только светодиодные огни, но и приборы другого типа. Указанная особенность обеспечивается за счёт организации цепи питания через контакты реле (https://electro-kot.ru/avtosvet/komplektuiushie/kontrollery-rele/).

Включение ДХО происходит сразу после запуска двигателя. Для этого здесь используется геркон. Соединив контакты реле с герконом, как указано на схеме, необходимо выполнить настройку сборки. С этой целью заводится двигатель, после чего геркон вручную перемещается возле генератора. Находится такое положение компонента, в котором он устойчиво срабатывает и остается замкнутым при запущенном двигателе. При выключении мотора геркон должен сразу же отключаться, размыкая контакты.

Следует убедиться, что ДХО стабильно срабатывают при запуске двигателя, а при его выключении — отключаются. После этого геркон убирается в термически защищенную трубку и фиксируется в выбранном положении посредством хомутов.

Альтернативный вариант этой же схемы предусматривает подсоединение обмотки реле (через контакты 85, 86) к датчику давления масла. При этом нам вообще не нужен геркон, как и его предварительная настройка.

Принцип работы здесь аналогичен: после запуска двигателя с последующим срабатыванием датчика масла по обмотке реле начинает идти ток. Замыкается пара контактов 87 и 30, после чего ходовые огни запитываются от замка зажигания через лампы ближнего света. После глушения мотора давление падает, цепь реле размыкается, а светодиоды отключаются.

Основной недостаток здесь один — невозможность использования при установленных в фарах LED-диодах. При включении от датчика масла возможен также ускоренный выход из строя его контактов. Чтобы избежать этого, следует подключить менее мощное реле (желательно с током обмотки не больше 30 мА).

Схема с 5-контактным реле

Следующий способ включения позволяет избежать описанных выше недостатков.

Читайте также:  Животные жиры способ получения

Важное преимущество данного варианта — наличие двух взаимонезависимых цепей электропитания. Благодаря этому можно подключить в качестве ближнего света и ДХО световые приборы любого типа, независимо от их параметров.

После включения зажигания питание 12 В автоматически поступает на ходовые огни через пару контактов 87а и 30. При включении ближнего света через обмотку начинает идти ток, контакты размыкаются, огни отключаются.

Это очень удобный вариант, но и у него есть небольшой минус — включение ДХО вместе с зажиганием, до запуска мотора.

Подключение через управляющий модуль

Последний вариант предусматривает использование специального управляющего блока.

Работа такой схемы отличается максимальной надёжностью. Обычно модули управления имеют функцию притухания и комплектуются предохранителем. Единственный нюанс — желательно подключить соответствующий вход блока к ближнему свету вместо иногда указываемых в инструкции габаритов. В этом случае всё будет работать согласно описанному выше алгоритму. ДХО включатся после запуска двигателя и отключатся после включения фар.

Заключение

В завершение отметим два момента.

  1. Приведенные выше функциональные схемы изображены в упрощенном виде, без стабилизаторов напряжения. Светодиодные ДХО будут работать и в этих случаях. Но их надёжность и время наработки на отказ снизится — из-за возможных колебаний напряжения в бортовой электросети. Включенный в цепь стабилизатор обеспечит постоянное напряжение +12 В, что продлит срок работы световых приборов.
  1. Желательно предусмотреть возможность отключения ходовых огней вручную, с места водителя (или в крайнем случае — с помощью переключателя под капотом). Для этого достаточно добавить в цепь питания тумблер, который будет принудительно прерывать подачу электропитания.

Проще всего установить такой переключатель непосредственно между плюсом питания (например, выходом замка зажигания) и ДХО. В таком случае огни будут отключаться простым нажатием тумблера.

Источник

Правильное подключение дневных ходовых огней автомобиля

Дневные ходовые огни (далее ДХО) получили свою популярность после того, как произошли изменения и в последнюю редакцию российских ПДД были внесены специальные поправки. Так, по новым правилам любое передвигающийся автомобиль или другое ТС (участник дорожного движения) в светлое время суток должны иметь некоторые световые элементы для собственного обозначения. Ранее это было только в виде рекомендаций и вот почти 10 лет назад было введено на обязательной основе. Использовать для обозначения световым сигналом можно как обычные фары (используя специальный матовый режим), так и дополнительно установленные противотуманные вары (ПТФ) или дневные ходовые огни (ДХО).

При использовании фар на режиме ближнего света всплывает много нюансов, которые делают их эксплуатацию не очень комфортной. Противотуманки тоже не безгрешны и часто вызывают вопросы.

Поэтому для таких ситуаций многие водители предпочитают покупку специального устройства – ДХО. Модули ходовых огней недорого приобрести и несложно установить на автомобиль. Правда, есть некоторые нюансы в их подключении – если их не учесть, то установленные ДХО могут оказаться не только бесполезными, но даже опасными и противозаконными. Схема подключения ДХО довольно щекотливый вопрос.

Существует несколько схем (не менее семи) подключения дневных ходовых огней по всем нормам. Каждую из этих схем можно реализовать самостоятельно в условиях гаража – нет смысла переплачивать и обращаться в сервис. Рассмотрим их.

Важные нюансы, которые надо знать

Как и для любого норматива, все параметры, которые надо соблюдать при подключении дневных ходовых огней, можно найти в ГОСТе – в нашем частном случае нам понадобится ГОСТ Р 41.48-2004, конкретно пункт 6, подпункт 19. Из того, что необходимо знать и учесть: электрическая функциональная схема, которая необходима, чтобы контролировать напряжение в зависимости от положения клемм, должна собираться особым образом. В случае дневных ходовых огней критерием правильной установки является тот факт, что огни должны включаться автоматически при запуске двигателя. Но при этом они должны также автоматически отключаться если водитель вручную включил основные передние фары.

Можно также выделить пункт 5 подпункт 12, где сказано, что основные фары (так называемые фары головного света) сами по себе должны включаться только после того, как были включены габаритные огни. Исключением можно считать те моменты, когда габаритные огни включаются кратковременно как сигналы (мигают).

Несмотря на то, что это кажется не особенно важным на первый взгляд, при самостоятельном подключении дневных ходовых огней вам придётся учитывать все эти нюансы и вникать в них.

Хотя может показаться, что «наука» правильного подключения ДХО заключается именно в этом соблюдении баланса между различными сигнальными огнями автомобиля, это на самом деле не так. Схема подключения ходовых огней должна учитывать и тот факт, что блок стабилизации светодиодных модулей является очень желательным при эксплуатации ходовых огней. Без этого блока внутри ДХО будет постоянно прыгать напряжение. Такое колебание напряжения приводит к быстрому выходу устройства из строя и необходимости его замены.

Впрочем, немало автолюбителей, которые утверждают, что стабилизация совсем необязательна и их ДХО отлично работают без неё. Они ратуют за то, что установка стабилизатора будет пустой тратой времени и никакой разницы между «пустых» ДХО от ДХО с блоком стабилизации нет. И, вроде как, подключение дневных ходовых огней — это лишь дополнительные траты.

Читайте также:  Способ оплаты dpd что это

На самом же деле это совершенно не так. Достаточно иметь хотя бы небольшие понимания в электронике, чтобы знать, что каждый скачок напряжения порождает дополнительный прямой ток, который греет кристаллы. В случае светодиодов можно даже оперировать конкретными цифрами: величина скачка напряжения может достигать до 12В, из-за этого номинальное значение прямого тока повышается и происходит сильный перегрев излучателя.

В результате вы получите сниженную яркость дневных ходовых огней и их непосредственная задача (то, ради чего вы их и устанавливали) – предупреждение водителей со встречки – будет выполняться недостаточно эффективно.

Используя светодиодные дневные ходовые огни без дополнительного блока стабилизации, вы получите необходимость заменять их практически ежегодно, а то и чаще, при этом их прямая функция будет выполняться хуже. Стоит ли лениться и экономить пару сотен рублей из-за этого?

Подключение ДХО от генератора

Подключение ДХО от генератора – самая простая из имеющихся схем. При её реализации ДХО включаются в тот момент, как включается двигатель (генератор).

Для того, чтобы подключить таким образом дневные ходовые огни, вам нужно взять плюсовой провод и присоединить его к плюсовой клемме на замке зажигания. Минусовой провод вы можете закрепить на корпусе в любом уместном месте.

Почему помимо такой простой схемы, которую может реализовать даже ребенок, существует что-то ещё? Всё дело в том, что схема, имея огромное достоинство в виде простоты, имеет и существенный недостаток – дневные ходовые огни нельзя выключить при включенном двигателе. И требования ГОСТа по согласованию всех фар и огней на автомобиле тоже не соблюдены. Поэтому используются другие, более сложные схемы для подключения.

Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света

Следующий вариант подключение – задействование в схеме габаритных огней и фар ближнего света, которые сами по себе завязаны в цепь питания.

Для реализации такой схемы ДХО своими руками нужно провод со знаком «плюс», взяв его от ходовых огней, присоединить к плюсу аккумулятора, а минус соединить (тут внимательно!) с плюсом (!) габаритов. Почему так? Дело в том, что при подключении плюса ДХО к аккумулятору, мы делаем плюс аккумулятора нейтральным из положительного. Таким образом получается новая цепь аккумулятор-светодиоды-габариты-лампочка-корпус. А минусом в такой цепи будет последнее звено – корпус.

Потребление тока в такой реализации очень небольшое (исчисляется в мА), поэтому светодиоды излучают свет при включении автомобиля, а вот спираль от ходовых не загорается.

Если же водитель включает габариты, то тогда напряжение увеличивается, разница потенциалов наоборот уменьшается, светодиоды отключаются, а вот сами ДХО включаются.

Схема подключения дневных ходовых огней к габаритам тоже имеет ряд недостатков, и не всегда ими можно пренебречь.

  1. Ходовые не зависят от двигателя и при выключенном двигателе продолжают работать. Это противоречит ГОСТу.
  2. Эта схема не работает в том случае, если ваши ДХО имеют собственные светодиоды.
  3. Схема будет работать некорректно при использовании очень мощных светодиодов.
  4. Для того, чтобы схема работала корректно и не случилось короткого замыкания необходимо установить дополнительно предохранитель на схему.

Ряд недостатков можно уравнять, использовав несколько хитростей. Например, если вы возьмете плюсовой провод, который относится к LED-модулю, не напрямую с плюсом аккумулятора, а через плюс зажигания, то первый пункт станет недействительным и ходовые не будут работать при выключенном двигателе.

Другой вариант, похожий на подключение через габаритные огни, – подключение в схему с лампой ближнего света. Работает она так: если загорается ближний свет (водитель включает его вручную), то ДХО в тот же момент гаснут. Всё остальное время они работают.

Такая схема хуже, чем подключение в схему с габаритными огнями, потому что помимо того, что в ней сохраняются все пункты недостатков из списка выше, в добавок это прямое нарушение не только ГОСТов, но и ПДД.

По правилам дорожного движения запрещено использовать ДХО при стоянке, для этой функции используются только габаритные огни.

Четырёхконтактное реле в схеме подключения дневных ходовых огней

Следующий рассматриваемый нами способ – более продвинутый. При его использовании вы получите отключение ходовых огней будет происходить сразу после выключения двигателя, а включаться они будут одновременно.

Несмотря на то, что звучит такая схема сложно, разобраться при желании может каждый. Сама схема основана на том, чтобы задействовать переключение четырёхконтактного реле и геркона. Итак, чтобы использовать подключение ДХО через реле, нужно:

  1. Плюс LED DRL на плюсы обоих светодиодных модулей.
  2. Выход на корпус к плюсам габариток.
  3. Второй выход на любой выход геркона.
  4. Второй выход геркона к плюсу зажигания.
Читайте также:  Все возможные способы получения пропана

После того, как было произведено соединение всех проводов, нужно провести ряд небольших настроек. Обязательно делать это при включенном двигателе автомобиля. После того, как автомобиль будет заведён, нужно подвигать геркон рядом с генератором и определить его оптимальное положение – такое, чтобы он вовремя срабатывал, а дневные ходовые огни стабильно излучали свет. После того, как нужное положение было найдено, нужно повесить геркон в термотрубку, а саму термотрубку зафиксировать в найденном до этого положение.

Что должно происходить в момент запуска двигателя? Сначала должен включиться генератор, а после этого ток пойдет по присоединённым клеммам реле и геркона на светодиоды. Лампы габаритов в этот момент выключены, потому что подаваемый ток очень мал.

Если геркона нет – всё равно есть выход. Используйте вместо него датчик масла. Просто используйте вместо геркона датчик давления и его клеммы – ничего сложного.

Итак, где подвох и почему это не универсальная схема? Всё просто – она в любой реализации (с герконом или датчиком давления масла) не реализует возможность подключения светодиодов к самим ДХО.

Использование для подключения пятиконтактное реле

Итак, вам может показаться, что универсального выхода нет и любая схема имеет серьёзные недостатки. Это не так. На самом деле есть целых две схемы, которые учитывают все требования и вполне могут использоваться без нарушений. Первая из них – подключение дневных ходовых огней с помощью реле с пятью контактами. Она учитывает все недостатки предыдущих способов и устраняет их. Выглядит эта схема так.

  1. Плюсовые клеммы LED DRL (две клеммы-выводы светодиодных модулей) подключаются через первую клемму к плюсу замка зажигания.
  2. Вторая клемма подключается на пюсовую клемму габаритов.
  3. Третья клемма присоединяется к корпусу вашего автомобиля.
  4. Четвертая клемма снова подводится к плюсу замка зажигания.
  5. Пятая клемма должна быть изолирована и ни к чему не подключена.

С помощью такой схемы вы можете правильно установить свои дневные ходовые огни в соответствии со всеми требованиями ГОСТов и ПДД. Напряжение после того, как вы заводите двигатель, подается на прямо на ДХО в размере 12 вольт. Таким образом вы включаете свои ходовые огни при включении зажигания. Если же будут включены любые фары – как фары основного света, так и габаритные фары, то произойдёт разрыв цепи и на ДХО перестанет подаваться напряжение. Без тока они выключаются.

Наличие или отсутствие диодов не может помещать работать этой схеме.

Всё, что вам нужно для того, чтобы присоединить дневные ходовые огни в соответствии со всеми правилами с помощью пяти клемм, всё, что вам понадобится, – это несколько соединительных проводов, клеммы, на которых вы будете их закреплять, стяжки, с помощью которых вы будете соединять клеммы и провода, и термотрубка для изоляции. После того, как вы убедитесь, что все работает как надо, аккуратно закрепите все под капотом, чтобы не нарушить работу уже собранной схемы и в соответствии со своим чувством прекрасного.

Такая схема позволяет току проходить в дневные ходовые огни абсолютно независимо от других путей. Поэтому работа габаритов и ДХО не взаимосвязана напрямую и возможно использование любых внутренних устройств без учёта их мощности и классификации.

Использование блока управления дневными ходовыми огнями в схеме подключения

Последний вариант установки ДХО также соблюдает все нормы и требования нормативов.

Этот вариант очень простой и доступный каждому. Более того, он весьма удобен в использовании. Здесь не используются реле – его заменяет небольшое устройство, которое называют блоком управления дневных ходовых огней.

Это маленькое устройство само включает ДХО после того, как водитель заводит машину, при этом работа ДХО проходит также независимо (как и в предыдущей схеме). Такое устройство само гарантирует правильную работу, поэтому не нужно ломать голову, как правильно подключить ходовые огни на свой автомобиль.

Блок управления можно использовать с любым типом ламп, можно устанавливать его на ДХО с собственными светодиодами. В блоке реализована защита от перегрузки.

К хорошим блокам обязательно прилагается подробная документация, где указывается схема подключения (она максимально простая, нужно будет просто правильно определить плюс и минус, что совсем несложно), а также в документации должно быть обозначено соответствие ГОСТу (большинство заводских моделей соответствует, но проверить все равно стоит). Это значит, что такой контроллер не затрагивает работу других узлов и абсолютно независим.

Для того чтобы не попасть впросак, обязательно обращайте внимание на соответствие ГОСТу. Иногда производители добавляют другие функции для того, чтобы выделиться в однотипной линейке, однако они могут нарушать правила работы. Например, они отключают ДХО в непредусмотренные стандартами моменты, например, при использовании ручника.

В такие моменты очень важно вовремя остановиться и выбрать то, что попроще, но безопаснее.

Источник

Оцените статью
Разные способы