Простой способ отсылки предполагает формирование отсылки

Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков)

Обычно каждому элементу перечня того или иного явления при­сваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закры­тым или открытым.

Например, в ст. 34 КоАП дается перечень смягчающих обстоятельств, причем отмечается, что этот перечень открытый. Это значит, что иные об­стоятельства при рассмотрении конкретного дела могут быть признаны в качестве смягчающих. В ст. 35 КоАП дается перечень отягчающих обстоя­тельств. Этот перечень является закрытым, т.е. иные обстоятельства не могут быть признаны в качестве отягчающих.

Следует избегать использования открытого перечня, заканчи­вающегося словами «и иные», «и другие». В данном случае слиш-

ком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

Например, в действовавшем ранее Законе об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации при определении местных налогов и сбо­ров был использован открытый перечень. Органы местного самоуправле­ния немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башки­рия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях пред­приятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налогза освещение фа­садов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог на въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул. Оренбург), налог на проведение торже­ственных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захороне­ние (Курская область), а также налоги на прогон скота, на соль, на футболь­ную команду и др. Органам прокуратуры пришлось предпринять немало усилий, чтобы опротестовать соответствующие решения органов местно­го самоуправления.

Использование бланкетных, отсылочных норм.Этот прием юридической техники позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько спо­собов применения ссылок. Простои способ отсылки предполага­ет полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям это­го же закона.

Например, в ст. 227 КоАП называются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. В п. 7 приводится такое обстоятельство, как истечение к моменту рассмотрения дела срока, предусмотренного ст. 38 КоАП.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает форму­лирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах.

Например, в ст. 230 КоАП регулируются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов по делам об администра­тивных правонарушений. Делается отсылка к Закону о прокуратуре.

Кроме перечисленного, к приемам юридической техники мож­но также отнести использование примечаний, ссылок, сокра­щений.Каждый из этих приемов встречается достаточно часто при изложении текста законов, иных нормативных актов, и мы не останавливаемся подробно на их характеристике.

Все изложенное выше можно считать теорией. Как же приме-

Ы

нить эти теоретическиеположения при анализе конкретного юри­дического документа?

На примере приведенного ниже текста административной жа­лобы попробуем выделить использованные элементы юридичес­кой техники и оценить оправданность и целесообразность их при­менения. Условимся, что административная жалоба- это жалоба, направляемая в органы государственной власти, местного само­управления или к их должностным лицам. Как правило, действу­ющее законодательство не регулирует вопрос о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию административной жало­бы. Этот вопрос решается на уровне делового обыкновения.

В отличие от нормативных актов, жалобы включают факти­ческую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участни­ки), в юридической дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая инфор­мация излагается во вводной и описательной частях документа, а юридическая — в мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть посвящается обозначению наименования доку­мента, наименования адресата, обращающегося с жалобой, мес­та и даты написания документа. Описательная часть касается из­ложения сути, фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает ссылки на нормы права, квалификацию. Резолютивная часть посвящается изложению вывода по конкретному делу и со­держит требования (просьбу) заявителя.

Приведем взятый из практики пример юридического докумен­та, который по сути является административной жалобой (фами­лия адресата изменена). Документ содержит значительное коли­чество нарушений правил юридической техники и приводится здесь для большей наглядности. Текст документа достаточно длин­ный. Но попробуйте дочитать его до конца, понять суть докумен­та и проблему, которую автор документа пытается донести до ад­ресата. Насколько легко это сделать?

Источник

Юрист в организации: учебное пособие

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности удобно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него довольно сложно сослаться, потому что каждый раз приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точной ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление «новой статьи» в действующий акт не влечет «перенумерации» всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс.

Разумное использование приложений. Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность «разгрузить» основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

Читайте также:  Как ублажить мужчину способы

При этом нельзя один элемент структуры акта использовать в ущерб другим. Применение этого приема позволяет сократить основную часть документа. Именно такой пример содержит Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления». Текст закона небольшой, содержит лишь восемь статей, но к нему есть приложение, содержащее положение о выборах из 46 статей. Налицо отсутствие единообразия в способе изложения нормативного материала. В данном случае можно было бы использовать другой подход к структурированию материала: весь нормативный материал разбить на две части – общую и особенную; в общую часть включить те нормы, которые содержатся в тексте самого закона; в особенную – нормы, содержащиеся в приложении.

Использование перечня. В определенных случаях необходимо перечислять обстоятельства, причины, признаки того или иного явления. Обычно каждому элементу перечня присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.

Следует избегать открытого перечня, заканчивающегося словами «и иные», «и другие». В данном случае слишком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

Использование бланкетных, отсылочных норм. Использование бланкетных и/или отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является довольно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема мы «отсылаем в никуда». Например, очень часто в тексте договора можно встретить предложение: «…ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством».

Использование примечаний. Примечание означает дополнительное объяснение, заметку позади текста или в сноске под текстом; замечание, обращение внимание. Примечание – специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве, факте, явлении, состоянии, процессе. Это конкретизация, дополнение норм. Многие примечания несут дополнительную информацию пояснительного характера. Иногда они содержат правила, которым место в самой норме, а не в примечании.

Название локального нормативного акта, а также его частей должно отражать внутреннее содержание этого акта.

В-третьих, важным элементом юридической техники является соблюдение требований формальной логики. К ним примыкает гносеологическое требование об адекватном отражении в тексте закона явлений объективной действительности.

Правильное использование юридических конструкций. Юридические конструкции – способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т. п. в тексте документа. В качестве специального компонента в текст документа должны быть включены в необходимых случаях и специальные средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т. п.). В основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции. Принципы – основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. Закрепление принципов осуществляется, как правило, в текстах нормативных актов и имеет существенное значение для правоприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов. Презумпция — предположение о наличии или об отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т. п. Классическими примерами юридических презумпций являются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве. Фикция — несуществующее положение, признанное при создании нормативного текста существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование.

Полнота регулирования соответствующей сферы отношений. Конечно, в идеале, чем более полно урегулированы отношения, тем лучше. Однако абсолютно все предусмотреть невозможно, да и зачастую нет необходимости. Автор документа исходя из своих возможностей (таких как уровень знания предмета, срочность принятия документа) сам для себя определяет степень полноты регулирования отношений. Один документ с широким предметом регулирования иметь очень удобно, например, с точки зрения правоприменительной практики. Но выбор узкого круга регулируемых отношений приводит к необходимости принятия большого количества документов.

Это может привести к их противоречиям, возникновению пробелов, хотя каждый документ в отдельности будет очень просто и быстро приниматься.

Конкретность регулирования, борьба с декларативностью. Это правило чаще всего нарушается в текстах нормативных актов. Необходимо включать в текст механизмы реализации норм, в том числе указывать, на кого возлагается организационное, материальное и финансовое обеспечение.

Системность построения: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей, логическая последовательность изложения. Использование различных приемов логики в текстах юридических документов необходимо. В отдельных случаях это диктуется здравым смыслом, в других является требованием закона.

Читайте также:  Способы сложения математика 2 класс

Иные помимо юридико-технических требования, предъявляемые к локальному нормативному акту. К таким требованиям относится прежде всего требование законности. Локальный нормативный акт должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов, принятых в сфере деятельности, которой касается данный локальный нормативный акт. И здесь, с одной стороны, надо учитывать компетенцию органов публичной власти по осуществлению такого регулирования, с другой – исходить из презумпции «правильности» акта, суть которой состоит в том, что, пока акт публичной власти не отменен в установленном порядке, он считается действующим.

К данным требования относится также соблюдение внутренней иерархии локальных актов. В каждой организации локальные нормативные акты могут (а по идее должны) иметь свою иерархию (например, акт руководителя не должен противоречить акту коллегиального исполнительного органа организации).

Юрист при подготовке локальных нормативных актов должен исходить и из необходимости обеспечить реалистичность предложенных правовых конструкций. Задача состоит в том, чтобы максимально реалистично описать имеющуюся модель деятельности в той или иной сфере, предложив, при возможности, улучшение данной модели.

При подготовке локальных нормативных актов, регулирующих какую-либо процедуру, в нормативном регулировании должен быть обеспечен полноценный процессный подход. Регулирование процедуры должно быть разделено на регулирование логически обособленных последовательностей действий. Описание каждого действия должно содержать следующие обязательные элементы: юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия; сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административного действия; содержание действия, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения; критерии принятия решений; результат действия и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, служащим основанием для начала исполнения следующего административного действия; способ фиксации результата выполнения административного действия, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административного действия, в том числе в электронных системах.

Как правило, чем крупнее организация, тем больше локальных нормативных актов в ней имеется. Рано или поздно в их системе накапливаются внутренние противоречия, да и просто становится неудобно работать с такой массой актов. Поэтому применительно к системе локальных нормативных актов на определенном этапе возникает та же потребность, что и применительно к любой системе нормативных актов, – систематизировать их. И здесь ключевую роль должен играть юрист (в данном случае – начальник юридической службы) организации. Он должен спланировать и организовать необходимую работу.

Систематизация чаще всего определяется как упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов; объединение отдельных нормативных установлений в единую, внутренне согласованную систему[4] 4
Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. 3-е изд. М.: Норма, 2007. С. 623–637.

[Закрыть] ; целенаправленное упорядочение форм выражения права, осуществляемое с целью устранения несогласованностей между нормами права, очистки правовой системы от устаревших правовых норм и установления новых норм, соответствующих достигнутому уровню развития общества[5] 5
Общая теория государства и права/Под ред. B.C. Петрова, J1.С. Явича. Т. 2. М., 1974. С. 285.

[Закрыть] ; упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему[6] 6
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 125.

[Закрыть] . Все определения систематизации, таким образом, похожи друг на друга.

Обращает на себя внимание то, что в приведенных определениях в качестве предмета систематизации (упорядочения) указываются, как правило, нормативные акты. Однако необходимость в систематизации возникает, если из-за неупорядоченности в массиве нормативных актов становится неудобным пользование содержащихся в них правил. Даже если упорядочивается система актов, все равно преследуется цель – обеспечить удобство пользования правилами.

В большинстве работ в качестве форм систематизации фигурируют кодификация и инкорпорация.

Кодификация представляет собой такую форму систематизации, с помощью которой «обеспечивается системное нормативное регулирование одного вида общественных отношений путем создания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержательную и юридическую специфику структуры обособленных подразделений системы права»[7] 7
Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 254.

[Закрыть] . Таким образом, кодификация – создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта.

Юристу организации надо время от времени смотреть на локальные нормативные акты через призму их возможного объединения (укрупнения). Если в необходимых случаях это будет инициировано им, наверняка и юридической службе, и иным подразделениям будет удобнее работать с массивом локальных нормативных актов.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих нормативных правовых актов без переработки норм права, когда нормативные правовые акты помещаются в единые сборники в хронологическом, тематическом порядке (соответственно хронологическая и тематическая (предметная) инкорпорация[8] 8
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. С. 125.

[Закрыть] ) либо в каком-либо другом порядке. Особенность инкорпорации состоит в том, что в содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а значит, и содержание регулирования не меняется.

Инкорпорация может быть официальной (проводимой по поручению уполномоченного правотворческого органа, – в данном случае органа управления организации, – с последующим утверждением им) и неофициальной. Авторитет организации, особенно клиентоориентированной, могло бы повысить появление сборника локальных нормативных актов этой организации, систематизированных по предметному или хронологическому принципу. В идеале такой сборник мог бы быть утвержден органами управления организации в качестве официального. Однако и неофициальная инкорпорация локальных нормативных актов может пойти на пользу.

Читайте также:  Способы развития речи взрослых

В теории систематизации иногда выделяется такая форма, как консолидация. При консолидации несколько нормативных актов объединяются в новый нормативный акт без внутренней переработки и восполнения пробелов (в отличие от кодификации).

Относят к систематизации и справочно-информационную работу, которая включает сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах, выдачу информационных данных, справок[9] 9
См., например: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. С. 254.

[Закрыть] . Это вполне естественная, можно сказать, обязательная часть работы корпоративного юриста. Ее, конечно, проще делать в сотрудничестве со специалистами по информационным технологиям, чтобы учет велся и справки выдавались на основе автоматизированной информационно-справочной системы.

Глава 3 Организация и ведение договорной работы: роль юриста

Основная цель данной главы – познакомить юристов организаций с теми трудностями, с которыми они могут столкнуться в своей работе. Есть ряд азбучных истин, которые должны усвоить будущие inhouse lawyers. В первую очередь молодой специалист с юридическим образованием, готовящийся начать работать, должен обладать хорошим знанием положений Гражданского кодекса Российской Федерации и свободно ориентироваться в этом нормативном акте. Условием sine qua поп для начала работы в организации является не только хорошее знание названного Кодекса; необходимо также регулярно следить за изменениями действующего законодательства и отслеживать изменения и дополнения, вносимые в ГК РФ, которые принимаются довольно часто. Будущему юристу организации, даже если он не будет работать в тесной связи с кадровой службой (управлением персонала), необходимо знание Трудового кодекса Российской Федерации. Практика показывает, что кадровые работники с разной степенью регулярности обращаются к юристам по широкому спектру вопросов, начиная от просьбы участвовать в собеседовании с претендентом на ту или иную должность и заканчивая разработкой критериев аттестации сотрудников, объявлением выговоров, увольнений по инициативе администрации.

Помимо этого, начиная работу в организации, юристу необходимо досконально изучить законодательство о юридических лицах соответствующей организационно-правовой формы. Если юрист получил предложение начать работу в акционерном обществе, значит, одной из его настольных книг должен стать Федеральный закон об акционерных обществах, если в некоммерческой организации (НКО) – значит, юрист должен детально изучить все действующее российское законодательство об НКО. Помимо перечисленных нормативных актов, разумеется, нужно изучить все законодательные и подзаконные акты, имеющие отношение к видам деятельности, которые осуществляет организация.

Знание соответствующего законодательства – необходимое условие успешной работы, но знания только нормативно-правовой базы недостаточно, для того чтобы на должном уровне осуществлять правовое обеспечение деятельности юридического лица. Работа юриста, в первую очередь организация и ведение договорной работы в юридическом лице, характеризуется рядом особенностей, которые необходимо знать будущему юристу организации. В данном разделе раскрываются специфика и основные трудности, с которыми юристам, занимающимся правовым обеспечением повседневной деятельности организаций, и в первую очередь договорной работой, приходится сталкиваться в процессе исполнения своих должностных обязанностей.

Одна из важнейших функций юриста или структурного подразделения, задачей которого является правовое обеспечение деятельности данной организации, – это, как было сказано выше, подготовка и ведение договорной работы. Именно договорная работа составляет основу повседневной деятельности юридического структурного подразделения. Подготовка проектов договоров, работа с используемыми в данной организации типовыми договорами, принятие дополнительных соглашений к договорам, шлифовка юридических формулировок, изучение и поиск подводных камней в проектах договоров, поступивших из других юридических лиц, – все это занимает основную массу времени у юриста организации. В отличие от подготовки документов для обращения в суд, представления интересов организации в суде и защиты ее прав и законных интересов, договорная работа на первый взгляд скучна. Постараемся развеять это довольно распространенное заблуждение.

В данной главе сознательно не рассматривается ситуация, когда молодой юрист приходит на работу в успешно функционирующее юридическое структурное подразделение. Если юридическая служба (правовое управление, юридический отдел и т. п.) занимает подобающее ей место в структуре организации, если ее деятельность регулируется положением о юридическом структурном подразделении, в котором предусмотрены все нюансы правового обеспечения деятельности данной организации, и у каждой должностной единицы юридической службы имеется хорошо подготовленная и соответствующим образом утвержденная должностная инструкция, – в такой ситуации риски минимальны. Нужно соблюдать установленные правила игры, научиться работать в команде и постараться максимально быстро адаптироваться к вашей новой работе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Источник

Оцените статью
Разные способы