- Как проверить масло в двигателе на качество?
- Как проверить качество моторного масла в двигателе автомобиля?
- Масляное пятно
- С помощью бумажного теста
- Проверяем смазку на вязкость
- Определение подлинности масла
- Сверка по цвету
- Внешний вид этикетки
- Проверка подлинности по коду
- Сравниваем цену и качество
- Последствия использования поддельного масла
- Способы защиты от подделки
- Как можно отличить настоящее моторное масло от поддельного?
- Простейшие способы проверки качества топлив и смазочных материалов.
- Качество моторного масла
- Калькулятор расчёта периодичности замены масла по расходу топлива
- Как проверить качество масла
- Внешний вид канистры и этикетки на ней
- Определение механических примесей
- Контроль качества масла на бумаге
- Тесты в домашних условиях
- Соотношение цены и качества
- Капельная проба масла
- Алгоритм выполнения тестовой пробы масла
- Как определить качество масла по виду пятна
- Усовершенствованный метод капельной пробы
- Портативный карманный анализатор масла
Как проверить масло в двигателе на качество?
При покупке подержанного автомобиля сложно определить, как за ним ухаживал предыдущий владелец. Один из рисков – редкая замена смазки мотора, а значит, большой износ деталей. Поэтому каждому автолюбителю нужно знать, как проверить качество масла в двигателе: по вязкости, масляному пятну или цвету.
Также полезно уметь определять подлинность этой технической жидкости: читать этикетку и отличать подделку. Не всегда высокая цена является признаком качественного продукта.
Как проверить качество моторного масла в двигателе автомобиля?
Существует 3 способа проверки смазки, которым пользуются автолюбители. В советское время о них знали все, т. к. те давали достоверный результат. Провести тест можно самостоятельно на парковке: необязательно иметь гараж или смотровую яму.
Масляное пятно
Самый простой вариант – взять белую бумагу и капнуть на нее масло со щупа. Лист положить на горизонтальную поверхность, подождать, пока все впитается. Если капля небольшая, она высохнет за 15 минут.
Чем ровнее и однороднее след, тем лучше качество смазки. Темный цвет и неровные края указывают на наличие примесей или большой срок использования жидкости.
С помощью бумажного теста
Этим методом определяют, насколько хорошие присадки. Газету располагают под углом, капают на нее масло и смотрят, как оно стекает. Качественный продукт практически не оставляет разводов. Темные пятна означают наличие вредных компонентов – лучше не использовать такую жидкость.
Проверяем смазку на вязкость
Для этого понадобится воронка с маленьким отверстием, 1-2 мм. Можно сделать его шилом в бутылке.
Взяв 2 вида масла – новое и использованное, сначала заливают первое и считают, сколько капель вылилось за 1-2 минуты, а потом проводят аналогичный тест со второй жидкостью. По разнице этих величин принимают решение о замене.
Определение подлинности масла
Полноценную диагностику не получится провести в гаражных или домашних условиях. Но автолюбителям доступны простые способы, которые помогут определить пригодность жидкости.
Сверка по цвету
Не существует единого стандарта, какого оттенка должен быть смазочный материал. У разных производителей он может быть от светло-желтого до темно-коричневого. Это зависит от пигментов и дополнительных компонентов. Если применяется графитовая основа, конечный продукт может быть черным.
Для определения подлинности главное – чистый цвет без посторонних вкраплений. Их наличие говорит о ненадлежащем качестве и сомнительных примесях.
Внешний вид этикетки
Крупные производители уделяют внимание дизайну упаковки и указывают все важные параметры масла. У подозрительных продавцов часто нет даже основной информации.
Отличить настоящую смазку от подделки можно по следующим признакам:
- Название марки написано четко, без ошибок и дополнительных символов.
- На канистре присутствуют дата розлива, изготовления и срок годности.
- После названия указан показатель вязкости. Он обозначается цифрой, буквой и двузначным числом, например 5W-30. У добросовестных производителей представлена вся линейка вязкостных показателей.
- Указаны тип двигателя и происхождение основы (синтетический или минеральный ГСМ).
- Указан класс качества по международным стандартам – API или ACEA.
- Приведен список автопроизводителей, которые одобрили использование данного продукта.
Проверка подлинности по коду
Для дополнительной защиты от контрафакта предприятия указывают на упаковке QR-код. Его можно отсканировать и проверить на сайте производителя оригинальность данной упаковки.
Также работают горячие линии, по которым можно сообщить код и узнать, настоящее ли это масло.
Сравниваем цену и качество
Существует прямая связь между стоимостью и качеством смазочных материалов. Поэтому не нужно тратить деньги на дешевый продукт. Велика вероятность дополнительных расходов на последующий ремонт мотора. Скидки больше 10% в торговых сетях тоже должны насторожить автолюбителя.
Последствия использования поддельного масла
Применение контрафакта может стать причиной образования сажи и нагара, а значит, и проблем с запуском и дальнейшей работой мотора. Недобросовестные производители добавляют тяжелые компоненты, которые предназначены для строительной техники, но никак не для легкового авто. Чтобы конечная цена продукта была ниже, чем у конкурентов, за основу берут смазку низких сортов, однако она не защищает детали от износа.
Способы защиты от подделки
Точное заключение о подлинности дают только лабораторные исследования. Потребитель может только внимательно изучать этикетку и покупать смазку у проверенных продавцов.
Отсутствие информации о производителе, низкая цена и подозрительный продавец на рынке должны насторожить.
Высокая стоимость – это еще не показатель качества, т. к. дорогие продукты тоже подделывают, но у крупных предприятий есть система борьбы с недобросовестными участниками рынка.
Как можно отличить настоящее моторное масло от поддельного?
Автолюбителю сложно самостоятельно до покупки сделать вывод о подлинности смазки. Могут помочь только изучение информации на упаковке и сканирование кода на канистре. Но и после этого существует риск купить контрафакт. Рекомендуется найти добросовестного продавца и подходящую марку и всегда приобретать один и тот же продукт. Тогда есть гарантия, что состояние двигателя останется в норме и не придется его менять из-за преждевременного износа.
Источник
Простейшие способы проверки качества топлив и смазочных материалов.
Простейшими способами проверки качества топлив и смазочных материалов является внешний осмотр, отстаивание, фильтрование, подогрев, сжигание и несложное лабораторное исследование. Они применяются в местах работы небольших групп или одиночных автомобилей, когда отсутствуют механизированные стационарные пункты заправки, и нет условий для развертывания стационарных и передвижных лабораторий. Определение качества топлива и смазочных материалов простейшими способами может производить каждый шофер или другой любой работник автохозяйства, пользуясь ручной лабораторией РЛ и даже при ее отсутствии. Такая лаборатория оснащена: комплектом нефтяных ареометров (нефтеденсиметров) для определения плотности нефтепродуктов; лотом — пробоотборником для измерения уровня хранимого в емкости нефтепродукта и отбора проб жидких нефтепродуктов; трубчатыми пробоотборниками для отбора проб пластичных смазок; мерным цилиндром для выявления воды и механических примесей (по цвету и прозрачности нефтепродукта); сферическими стеклами для определения количества фактических смол в бензинах; водочувствительной бумагой и пастой для установления наличия и уровня воды в емкости и др.
Простейшими способами проверяют: наличие воды и механических примесей в топливе и смазочных материалах, содержание фактических смол в бензине, вязкость и наличие присадок в жидких моторных маслах.
Наличие воды. В бензине присутствие воды можно проверить следующим образом. Налить бензин из отобранной средней пробы в прозрачный стеклянный сосуд и дать ему отстояться в течение 1. 2 ч. При наличии воды в бензине она осядет на дно сосуда и хорошо будет видна.
В дизельном топливе присутствие воды можно установить путем взбалтывания его пробы в прозрачном стеклянном сосуде. При наличии воды оно помутнеет.
В жидком масле воду выявляют следующим образом. В стеклянную пробирку наливают 2-3 мм отобранной средней пробы проверяемого масла и подогревают его снизу на газовой горелке или обыкновенной свече. При наличии воды масло будет вспениваться и потрескивать с выбрасыванием паров. Такое масло к применению непригодно. Если верхние слои масла потемнели, а потрескиваний не наблюдается, то такое масло содержит незначительное количество воды и пригодно к применению. Следует заметить, что пробирку с маслом при нагревании необходимо держать открытым отверстием от себя. Это предотвратит возможность ожогов от выбрасываемых паров воды и частичек горючего масла из пробирки.
Наличие воды на дне емкости, в которой хранится топливо или масло, а также в топливных баках автомобилей можно проверить с помощью марганцевого калия, который имеется в ручной лаборатории. Для этого следует завернуть несколько кристаллов реагента в белую ткань, опустить на дно емкости и, выдержав 3. 4 мин, вынуть. Если ткань приобрела розовый или малиновый цвет, то на дне емкости имеется вода. Высоту слоя воды можно замерить, опустив на несколько минут в емкость лот — пробоотборник, на линейке которого наклеена водочувствительная бумага или нанесена паста. Затем вынуть лот-пробоотборник и на линейке по резко обозначенной границе определить высоту столба воды в емкости.
Наличие воды в пластичных смазках можно определить, если из отобранной для проверки массы взять 3. 4 г, поместить ее в пробирку и нагревать с такой интенсивностью, чтобы смазка расплавилась через 15. 20 мин. Затем ускорить нагрев до 70 °С в минуту и довести температуру смазки до 100 °С. При наличии воды будет слышно потрескивание нагреваемой расплавленной смазки.
Механические примеси в бензине. Такие примеси можно обнаружить следующим образом. Тщательно перемешанную среднюю пробу бензина наливают в цилиндр из прозрачного стекла и просматривают на свету. Если в бензине заметны взвешенные или осевшие на дно частички, то это указывает на наличие механических примесей. В дизельном топливе механические примеси наиболее просто определяются путем фильтрации. Для этого среднюю пробу дизельного топлива разбавляют чистым бензином в пропорции 1:1. Смесь пропускают через бумажный фильтр, который затем высушивают и внимательно осматривают. Дизельное топливо, свободное от механических примесей, оставляет на фильтре едва заметный желтый масляный цвет. Если на фильтре остается темное пятно, то в нем имеются механические примеси. И чем темнее это пятно, тем больше механических примесей в дизельном топливе.
В жидком масле наличие механических примесей определяется следующим образом. Среднюю пробу масла следует разбавить 3. 4 частями бензина, а затем каплю этой смеси поместить на прозрачную стеклянную пластинку или сферическое стекло, имеющееся в ручной лаборатории. Если в масле содержится хотя бы незначительное количество механических примесей, в капле будет видна муть. Если капля масла недостаточно прозрачная, но не мутная, то это указывает на присутствие смолистых веществ и отсутствие механических примесей.
Наличие в маслах абразивных частиц. Наличие этих частиц проверить очень просто. Для этого нужно взять две плоские, чистые и сухие стеклянные пластинки. На поверхность одной из них поместить 1. 2 капли средней пробы испытуемого масла, а затем накрыть ее второй пластинкой. Если при перемещении относительно друг друга плотно прижатых — пальцами пластинок будет слышен характерный резкий скрежет, то в масле имеются абразивные твердые частицы, которые являются результатом интенсивного изнашивания деталей узлов трения.
Кроме того, количество воды и механических примесей (в %) в топливе и жидких моторных маслах можно определить путем отстоя средней пробы в отстойнике из прозрачного стекла. Моторные масла разбавляют чистым бензином в пропорции 1:2 или 1:4 в зависимости от их вязкости. Для более быстрого и лучшего осаждения воды и механических примесей отстойник с дизельным топливом и маслом следует помещать в горячую (50. 60 °С) воду.
Определение количества фактических смол в бензине. Приблизительное количество фактических смол в бензине можно определить следующим образом. Из средней пробы отобрать пипеткой 1 мл бензина, поместить на сферическое стекло и поджечь. После сгорания на стекле останется желтое или коричневое пятно. Чем больше смол в бензине, тем больше диаметр и темнее пятно. Замерив диаметр пятна, можно судить о приблизительном содержании фактических смол в бензине.
Определение вязкости масла. Вязкость масла можно определить путем сравнения с вязкостью эталонного. Для этой цели следует использовать полевой вискозиметр, состоящий из металлической оправки, в которой размещаются пять пробирок с эталонными маслами, кинематическая вязкость которых при 100 °С равна соответственно 4, 6, 10, 16 и 22 сСт. В каждую пробирку опущено по одному металлическому шарику. Шестую пробирку заполняют испытуемым маслом и закрывают пробкой, а затем помещают в сосуд с горячей водой, где выдерживают около 10 мин. После этого вискозиметр вынимают, быстро перевертывают на 180° и, удерживая в строго вертикальном положении, наблюдают за перемещением (падением) шариков в пробирке с проверяемым и в пробирках с эталонными маслами. Вязкость проверяемого масла будет равна по величине вязкости того эталонного масла, в котором шарик упал на дно пробирки одновременно с шариком пробирки с проверяемым маслом. Если шарик падает медленнее, чем в одной из пробирок (допустим, с маслом вязкостью 6 сСт, но быстрее, чем в пробирке с маслом вязкостью 10 сСт), то вязкость его составит приблизительно 8 сСт.
Присадки в масле. Для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии определенного типа присадок в масле, 1. 2 г его средней пробы сжигают в фарфоровом тигле. Если после сжигания пробы на дне тигля останется плотный серовато-белый осадок, то в масле преобладают присадки, основным компонентом которых является барий. Более рыхлый осадок черного цвета указывает на преобладание присадок, основным компонентом которых является кальций. Очень твердый осадок желтого или красного цвета указывает на наличие в масле абразивных примесей (кремния или железа).
Источник
Качество моторного масла
Калькулятор расчёта периодичности замены масла по расходу топлива
Как рассчитать периодичность замены масла по фактическому расходу топлива
Качество моторного масла влияет на нормальную работу двигателя, его ресурс, потребление топлива, динамические характеристики машины, а также количество смазывающей жидкости, уходящей на угар. Все показатели качества моторного масла можно выяснить только с помощью сложного химического анализа. Однако наиболее важные из них, говорящие о том, что смазывающую жидкость нужно срочно менять, можно проверить и самостоятельно.
Как проверить качество масла
Существует ряд несложных рекомендаций, по которым можно определить новое моторное масло хорошего качества.
Внешний вид канистры и этикетки на ней
В настоящее время в магазинах наряду с лицензионными маслами имеется много подделок. И это касается практически всех смазочных жидкостей, относящихся к среднему и высшему ценовому диапазону (например, Мобил, Роснефть, Shell, Кастрол, Газпромнефть, Тотал, Ликви Моли, Лукойл и прочие). Их производители предпринимают попытки максимально защитить свою продукцию. Последний тренд — онлайн-проверка с помощью кодов, QR-кода или посещения сайта производителя. Универсальной рекомендации в данном случае не существует, поскольку каждый производитель решает эту проблему по своему.
Однако наверняка при покупке нужно проверять качество непосредственно канистры и этикетки на ней. Естественно, что на ней должна быть нанесена эксплуатационная информация о залитом в канистру масле (вязкость, стандарты API и ACEA, допуски автопроизводителей и так далее).
Маркировка моторных масел
Подробная расшифровка всех обозначений маркировки на канистре с моторным маслом. Узнай что означает маркировка моторных масел API, SAE, ACEA, ILSAC и ГОСТ чтобы выбрать требуемое масло для двигателя авто
Подробнее
Если шрифт на этикетке низкого качества, наклеена она под углом, легко отклеивается — то, скорее всего, перед вами контрафакт, и соответственно. от покупки лучше воздержаться.
Определение механических примесей
Контроль качества моторного масла можно провести с помощью магнита и/или двух стеклянных пластин. Для этого нужно взять небольшое количество (около 20. 30 граммов) тестируемого масла, и поместить в него обычный маленький магнит, и дать постоять несколько минут. Если в составе масла имеется много ферромагнитных частиц, то большинство из них прилипнут к магниту. Их можно будет увидеть визуально или потрогать магнит на ощупь. Если подобного мусора много — то такое масло плохого качества и его лучше не использовать.
Другой метод проверки в данном случае — с помощью стеклянных пластин. Для проверки нужно поместить 2. 3 капли масла на одно стекла, а после растереть его по поверхности с помощью второго. Если в процессе растирания будет слышен металлических скрип или хруст, а тем более, будут ощущаться механические примеси — то также откажитесь от его использования.
Контроль качества масла на бумаге
Еще один простейший тест заключается в том, чтобы поместить лист чистой бумаги под углом 30. 45° и капнуть на него пару капель тестируемого масла. Часть его впитается в бумагу, а остальной объем растечется по бумажной поверхности. К этому следу и нужно внимательно присмотреться.
Масло не должно быть очень густым и чрезвычайно темным (как смола или деготь). В следе не должны наблюдаться маленькие черные точки, являющиеся металлическими домесями. Также не должно быть отдельных темных пятен, масляный след должен быть однородным.
Если масло имеет темный цвет, но при этом достаточно жидкое и чистое — то, скорее всего, им еще можно пользоваться, и оно достаточно неплохого качества. Дело в том, что любое масло при попадании в двигатель буквально при пробеге в несколько десятков километров начинает темнеть, и это нормально.
Тесты в домашних условиях
Также можно проводить тесты с небольшим количеством купленного масла, особенно если вы по каким-либо причинам сомневаетесь в его качестве. Например, небольшое количество (граммов 100. 150) поместить в стеклянный стакан или колбу и оставить на пару дней. Если масло некачественное, то велика вероятность, что оно расслоится по фракциям. То есть, на дне будут тяжелые его части, а сверху — легкие. естественно использовать такое масло для двигателя не стоит.
Еще небольшое количество масла можно заморозить в морозильной камере или на улице при условии, что там очень низкая температура. Это даст приблизительное понимание о низкотемпературных характеристиках. Особенно это актуально для дешевых (или поддельных) масел.
Всесезонные масла иногда нагревают в тигле на электрической плите или в духовом шкафе при постоянной температуре, близкой к 100 градусам по Цельсию. Такие опыты позволяют судить о том, насколько быстро масло выгорает, а также не расслаивается ли оно при этом на упомянутые выше фракции.
Вязкость в домашних условиях можно проверить с помощью воронки с тонким горлышком (порядка 1-2 мм). Для этого нужно взять одинаковое количество нового (с той же заявленной вязкостью) масла и смазывающей жидкости из картера. И заливать в СУХУЮ воронку каждое масло поочередно. С помощью часов (секундомера) можно без труда вычислить, сколько капель одного и второго масла прокапает за один и тот же промежуток времени. Если эти значение сильно отличаются — то масло в картере желательно заменить. Однако решение об этом нужно предпринимать и на основе других аналитических данных.
Косвенным подтверждением выхода масла из строя является его горелый запах. Особенно, если в нем есть много примесей. Когда выявлен такой аспект, то необходимо провести дополнительные проверки, а при необходимости заменить смазывающую жидкость. Также неприятный горелый запах может появиться в случае низкого уровня масла в картере, поэтому параллельно проверьте этот показатель.
Еще один «домашний» тест. Алгоритм его выполнения следующий:
- прогреть двигатель до рабочей температуры (или пропустить этот шаг, если это уже сделано);
- заглушить двигатель и открыть капот;
- взять ветошь, достать масляный щуп и аккуратно вытереть его насухо;
- вновь засунуть щуп в его посадочное отверстие и достать оттуда;
- визуально оценить, каким образом формируется масляная капля на щупе и формируется ли она вообще.
Если капля имеет среднюю густоту (и не очень жидкая и не густая), то такое масло еще вполне можно использовать и не менять. В случае же, если вместо образования капли масло просто стекает по поверхности щупа (а тем более оно очень темное), то такое масло подлежит скорейшей замене.
Соотношение цены и качества
Соотношение низкой цены и качественного масла также может стать косвенным признаком, что продавцы пытаются реализовать контрафакт. Ни один уважающий себя производитель масла не будет значительно снижать цену на свою продукцию, поэтому не надо поддаваться на уговоры недобросовестных продавцов.
Старайтесь покупать моторные масла в проверенных магазинах, имеющих договора с официальными представителями (дилерами) производителей смазывающих жидкостей.
Капельная проба масла
Однако самым распространенным способом, с помощью которого можно определить качество масла — это метод капельной пробы. Он был изобретен компанией SHELL в 1948 году в США, и с помощью него можно быстро проверить состояние масла всего лишь по одной его капле. И сделать это может даже водитель-новичок. Правда данную тестовую пробу используют чаще всего не для свежего, а для уже использованного масла.
С помощью капельного теста можно не только определить качество моторного масла, но и проверять следующие параметры:
- состояние резиновых прокладок и уплотнителей в двигателе;
- свойства моторного масла;
- состояние двигателя в целом (в частности, нуждается ли он в капитальном ремонте);
- определить когда нужно поменять масло в моторе машины.
Алгоритм выполнения тестовой пробы масла
Как сделать капельную пробу? Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры (можно приблизительно до +50…+60°С, чтобы не обжечься при взятии пробы).
- Заранее подготовить чистый белый лист бумаги (его размер не имеет особого значения, подойдет стандартный листок формата А4, сложенный в два или четыре слоя).
- Открыть заливную крышку картера, и с помощью щупа нанести одну-две капли на лист бумаги (заодно вы сможете проверить уровень моторного масла в двигателе).
- Подождать 15. 20 минут с тем, чтобы масло хорошенько впиталось в бумагу.
Оценка качества моторного масла происходит по форме и внешнему виду полученного в результате масляного пятна.
Как определить качество масла по виду пятна
В первую очередь необходимо обратить внимание на цвет отдельных четырех зон, образованных в границах пятна.
- Центральная часть пятна — самая важная! Если масло некачественное, то в ней обычно имеют место частички сажи и механические примеси. По естественным причинам они не могут впитаться в бумагу. Как правило, центральная часть пятна темнее остальных.
- Вторая часть — это непосредственно масляное пятно. То есть, масло, которое впиталось в бумагу, и не имеет дополнительных механических примесей. Чем темнее масло — тем оно более старое. Однако для окончательного решения нужны дополнительные параметры. У дизельных моторов масло будет темнее. Также если дизель сильно “коптит”, то в капельной пробе зачастую граница между первой и второй зоной отсутствует, то есть, цвет меняется плавно.
- Третья зона, удаленная от центра, представлена водой. Ее наличие в масле нежелательно, но некритично. Если воды нет — края зоны будут ровными, близкими к окружности. Если вода есть — края будут более зигзагообразными. Вода в масле может иметь два происхождения — это конденсат и охлаждающая жидкость. Первый случай не так страшен. Если же в масло попал антифриз на основе гликоля, то сверху зигзагообразной границы будет иметь место желтое кольцо, так называемая корона. Если механических отложений в масле много, то сажа, грязь и примеси могут быть не только в первой, но и во второй и даже третьей круговой зоне.
- Четвертая зона представлена наличием в масле топлива. Поэтому в исправных двигателях этой зоны быть не должно или она будет минимальна. Если же четвертая зона имеет место, то нужно проводить ревизию двигателя. Чем больше диаметр четвертой зоны — тем топлива в масле больше, а значит, и больше должно быть беспокойства у автовладельца.
Иногда проводят дополнительный тест для оценки наличия воды в масле. Так, для этого бумагу сжигают. Когда горит третья зона, то раздается характерный трескающий звук, похожий на аналогичный треск при горении сырых дров. Наличие даже малого количества воды в масле может привести к следующим неприятным последствиям:
- Ухудшаются защитные свойства масла. Это происходит из-за быстрого износа моющих и диспергирующих присадок, контактирующих с водой, а это, в свою очередь, приводит к увеличенному износу деталей поршневой группы и ускоряет загрязнение двигателя.
- Загрязняющие частицы увеличиваются в размере, тем самым забивая масляные каналы. А это негативно влияет на смазывание двигателя.
- Увеличивается гидродинамика смазывания подшипников, а это негативно сказывается на них.
- Повышается температура замерзания (застывания) масла в моторе.
- Меняется вязкость масла в двигателе, оно становится жиже, хоть и незначительно.
С помощью капельного метода также можно узнать, насколько хороши диспергирующие свойства у масла. Этот показатель выражается в условных единицах и вычисляется по следующей формуле: Дс = 1 — (d2/d3)², где d2 — это диаметр второй зоны масляного пятна, а d3 — третьей. Измерять лучше в миллиметрах для удобства.
Считается, что масло обладает удовлетворительными диспергирующими свойствами, если значение Дс не ниже 0,3. В противном случае маслу требуется срочная замена на более качественную (свежую) смазывающую жидкость. Специалисты рекомендуют проводить капельный тест моторного масла через каждые полторы-две тысячи километров пробега автомобиля.
Результат выполнения теста капельной пробы сведен в таблицу
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
---|---|---|
1, 2, 3 | В масле отсутствуют пыль, грязь и частицы металла либо они содержатся, но в незначительном количестве | Эксплуатация двигателя разрешена |
4, 5, 6 | Масло содержит умеренное количество пыли, грязи и частиц металла | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
7, 8, 9 | Содержание нерастворимых механических примесей в масле превышает норму | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
Помните, что изменения цвета в одну и другую сторону не всегда говорит об изменениях характеристик масла. Про быстрое почернение мы уже упоминали. Однако, если на вашей машине установлено газобаллонное оборудование (ГБО), то наоборот, масло может долго не чернеть и даже иметь более-менее светлый оттенок даже при значительном пробеге машины. Но это не значит, что им можно пользоваться вечно. Дело в том, что в горючих газах (метан, пропан, бутан) от природы меньше дополнительных механических примесей, которые и загрязняют масло. Поэтому даже если масло в машине с ГБО не темнеет в значительной мере, все же его нужно менять по графику.
Усовершенствованный метод капельной пробы
Выше был описан классический метод выполнения капельной пробы. Однако в настоящее время все больше автолюбителей пользуется более совершенным методом, разработанным компанией MOTORcheckUP AG, расположенной в Люксембурге. В целом он представляет ту же процедуру, однако вместо обычного чистого листа бумаги компания предлагает специальный бумажный “фильтр”, в центре которого расположена специальная фильтровальная бумага, куда и нужно капнуть небольшое количество масла. Как и в классическом тесте, масло растечется на четыре зоны, по которым и можно будет судить о состоянии смазывающей жидкости.
В некоторых современных двигателях (например, серия TFSI от концерна VAG) механические щупы были заменены на электронные. Соответственно, автовладелец лишен возможности самостоятельно брать пробу масла. В таких авто имеется как электронный уровень, так и специальный датчик качества и состояния масла в машине.
Принцип работы датчика качества масла основан на контроле изменения диэлектрической проницаемости масла, которая изменяется в зависимости от окисления и количества примесей в масле. В таком случае остается надеяться на “умную” электронику или обратиться за помощью в сервисный центр с тем, чтобы их сотрудники проверили масло в картере двигателя вашей машины.
Некоторые производители моторных масел, например, Liqui Moly (серия Molygen) и Castrol (серии Edge, Professional) добавляют в состав смазывающих жидкостей пигменты, светящиеся в ультрафиолетовых лучах. Поэтому в данном случае оригинальность можно проверить с помощью соответствующего фонарика или лампы. Такой пигмент сохраняется на протяжении нескольких тысяч километров пробега.
Портативный карманный анализатор масла
Современные технические возможности позволяют определить качество масла не только «на глаз» или с помощью описанного выше капельного теста, но и при помощи дополнительных аппаратных средств. В частности, речь идет о портативных (карманных) анализаторах масла.
В общих словах, процедура работы с ними состоит в том, чтобы поместить на рабочий сенсор прибора небольшое количество смазывающей жидкости, а анализатор сам, при помощи заложенных в него программных средств определит, насколько хорош или плох его состав. Конечно, он не сможет выполнить полноценного химического анализа и дать подробную информацию о тех или иных характеристиках, однако для получения общей картины о состоянии моторного масла для водителя представленной информации вполне достаточно.
На самом деле таких приборов существует большое количество, а соответственно, их возможности и особенности работы могут отличаться. Однако чаще всего, как и популярный Lubrichek, они представляют собой интерферометр (приборы, работающие на физическом принципе интерференции), с помощью которых для масел можно определить следующие (или некоторые из перечисленных) показатели:
- количество сажи;
- степени окисления;
- степени азотирования;
- степени сульфатации;
- фосфорных антизадирных присадок;
- содержания воды;
- содержания гликоля (антифриза);
- содержания дизельного топлива;
- содержания бензина;
- общего кислотного числа;
- общего щелочного числа;
- вязкости (индекс вязкости).
Характеристики моторных масел
В физико-химическом анализе моторного масла присутствуют: индекс вязкости, зольность, щелочное числа и другие показатели. О чем это говорит? Рассмотрим влияние основных технических характеристик на качество и свойства смазки двигателя
Подробнее
Размер прибора, его технические характеристики и прочее могут сильно отличаться. Наиболее продвинутые модели выводят на экран результаты проверки уже через несколько секунд. Они могут передавать и получать данные через стандарт USB. Подобные приборы даже можно использовать во вполне серьезных химических лабораториях.
Однако наиболее простые и дешевые образцы просто показывают в баллах (например, по 10-ти бальной шкале) качество тестируемого моторного масла. Поэтому для рядового автолюбителя проще пользоваться именно такими приборами, особенно учитывая разницу в их цене.
Источник