Пропорциональный способ подсчета голосов

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью — мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) — при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 — для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности — мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage — пестрота) — голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 — в Испании, 4 — в Болгарии, 5 — в Германии и России, 10% — в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

Источник

​Как правильно считать голоса на общем собрании собственников, что брать за 100%.

26 Сентябрь 2019

При подсчете голосов, как и при оспаривании решений общего собрания, одну из важнейших ролей играет наличие или отсутствие кворума.

Читайте также:  Вормин способ применения от глистов

Решение, принятое без кворума, считается недействительным в силу ничтожности, то есть независимо от наличия решения суда по этому вопросу: ГЖИ может отказать во внесении изменений в реестр лицензий, а УК, получив протокол от инициатора с сомнительным кворумом, может сослаться на отсутствие кворума, то не исполнять принятые решения. Поэтому при проведении собрания необходимо особое внимание уделить обеспечению кворума: следить за правильностью заполнения бюллетеней, верно посчитать голоса и правильно определить общее количество голосов, которыми владеют собственники.

Чтобы признать решение недействительным, оппозиции проще всего направить усилия на «разваливание» кворума. Это можно сделать путем вычета бюллетеней, заполненных с нарушениями, либо оспорить общую площадь (общее количество голосов), которое указано за 100% в доме и от которого велся подсчет.

Судебная практика по порядку подсчета голосов не полностью стабильная, но в целом из нее можно сделать обобщение.

Сотрудники компании «ДОМСКАНЕР» помогут Вам:
— подготовить полный пакет документов общего собрания собственников с гарантией приема документов Жилищной инспекцией.
— актуализировать реестр собственников на основе ФГИС ЕГРН Росреестра.
— сделать именные бланки на каждого жителя.
Наш опыт более 5 лет и несколько тысяч успешных собраний даже в самых конфликтных домах. Позвоните нам 8-800-100-24-97 (звонок бесплатный) или напишите: info@domscanner.ru

В Жилищном кодексе содержится лишь, что количество голосов каждого собственника пропорционально его доле в праве общей собственности на общедомовое имущество (ч. 3 ст. 48), а такая доля пропорциональна площади принадлежащего помещения (ч. 1 ст. 37). То есть количество голосов прямо зависит от размера помещения.

Поэтому совершенно некорректно считать голоса по рукам, головам и прочим частям тела собственника. Такой подсчет принят на собрании членов кооператива, которое не имеет отношения к данной статье.

На практике распространены 2 способа подсчета голосов. Эти варианты хорошо расписаны в методических материалах, размещенных на сайте московского регионального оператора по капремонту. Кратко перескажем эти способы.

Например, если размер квартиры — 30,6 кв. м и у неё один владелец, то он обладает 30,6 голосами. Если собственников у такой квартиры 2, а доля каждого – ½, то каждый из владельцев будет обладать 15,3 голосами.

Плюсы способа: стабильность подсчета в случае изменения суммарной площади жилых и нежилых помещений, любой житель в состоянии посчитать, сколько у него голосов.

Примеры из практики. Определение Курганского областного суда от 16.04.2019 по делу №33-1035/2019: «отклоняется судебной коллегией и довод иска о неправильном порядке подсчета голосов, поскольку избранный способ из расчета 1 кв. м площади, принадлежащей собственнику жилого помещения, равный 1 голосу, соответствует положениям ч. 3 ст. 48 ЖК РФ».

Такой же подход встречается в апелляционных определениях Московского городского суда от 26 сентября 2018 г. по делу №33-26233/2018, от 22 мая 2018 г. по делу №33-20123 и других решениях, однако суды не дают подробную оценку этому способу подсчета, а просто его используют.

2. На основе доли собственника в праве общедолевой собственности на общедомовое имущество.

Берется размер помещения жителя с учетом доли (если у помещения несколько владельцев), делится на суммарную площадь жилых и нежилых помещений всех собственников в МКД (без учета общедомового имущества), и умножается на коэффициент пропорциональности (100, 1000 или др.)

Коэффициент определяет общее количество голосов собственников. Если значение коэффициента принято равным 100, это означает, что общее число голосов всех потенциальных участников собрания равно 100. При коэффициенте = 1000 общее число голосов равно 1000. Рекомендуется принимать значение коэффициента пропорциональности исходя числа помещений: чем их больше, тем больше коэффициент, чтобы у собственников было не меньше 1 голоса.

Некоторые обходятся без этого коэффициента: количество голосов жителя берется как размер его помещения с учетом доли и делится на суммарную площадь всех жилых и нежилых помещений. Тогда голоса каждого получаются в виде сотых и тысячных долей, а их сумма дает 1.

Недостатки способа: сложность расчета – житель не может посчитать свои голоса, их приходится определять инициатору собрания. При изменении суммарной площади жилых и нежилых помещений (пристройка, реконструкция, уточнение сведений), меняется число голосов каждого собственника. С учетом того, что их надо указывать в бюллетенях, то пересчитывать потом количество и вносить исправления может быть проблематичным.

Читайте также:  Способы введения лекарственных средств при неврите зрительного нерва

Пример из практики. Определение Мосгорсуда от 14 августа 2017 г. по делу №33-31916: «сумма долей всех собственников помещений — это 100% доли и голосов, а доля конкретного собственника — это результат деления общей площади его помещения на сумму общих площадей всех помещений в доме, которые не относятся к общедомовому имуществу».

Подсчет голосов на собрании членов ТСЖ аналогичен, однако за 100% берется лишь суммарная площадь тех помещений, которые находятся в собственности членов ТСЖ, а не всех собственников.

Пример из практики. Определение Свердловского областного суда от 17.04.2019 по делу №33-5527/2019: «правомочность общего собрания членов ТСЖ определяется в два этапа: сначала устанавливается общий размер помещений и количество голосов, принадлежащих собственникам, а после этого устанавливается общее количество членов ТСЖ и размер принадлежащих им помещений, который следует принимать за 100% и от которого следует определять наличие или отсутствие кворума на общем собрании членов ТСЖ».

Про суммарную площадь помещений.

Некоторые суды берут в расчет не суммарную площадь квартир и нежилых помещений, а площадь всего дома. Надо ли объяснять, к каким последствиям приводит такой подход? Радует, что такая практика не распространена и разумность в этом вопросе пока преобладает.

Примеры из практики.

Определение Самарского областного суда от 17.01.2019 №33-605/2019: «разрешая спор, суд исходил из того, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, площадь дома составляет 23 699,20 кв. м и именно данная площадь принята судом при расчете кворума. Однако на собрании количество голосов собственника зависит от размера его помещения. При определении голосов, которым обладает собственник, надо производить подсчет исходя из площади жилых и нежилых помещений, а не из площади здания в целом».

Определение Курганского областного суда от 16 мая 2019 г. по делу №33-1342/2019: «При подсчете кворума судом учитывалась общая площадь дома, установленная по сведениям ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости». Судебная коллегия полагает данный расчет ошибочным. Исчисление кворума исходя из общей площади дома нарушает принцип пропорции, поскольку общее количество голосов всех собственников, исчисляемое без определения их доли в общем имуществе, заведомо будет меньше 100%. Протоколом определено, что 1 голос соответствует 1 м его помещения (без учета его доли в праве общей собственности на общедомовое имущество). При этом общее количество будет равняться количеству метров занимаемых ими помещений».

Определение Курганского областного суда от 26.03.2019 по делу №33-814/2019: «Подсчет на общем собрании осуществлялся исходя из размера принадлежащих собственникам помещений, без учета приходящейся на их долю площади помещений общего пользования, в связи с чем для расчета правомерно была взята общая площадь жилых помещений дома».

Определение Мосгорсуда от 22.03.2019 по делу №33-12522/2019: при подсчете кворума суд также использовал размер помещений, находящихся в собственности граждан, при этом не учитывая балконы и лоджии. Такой же подход использован в определении этого же суда от 2 октября 2018 г. по делу №33-37649.

Определение Мосгорсуда от 16.05.2019 №33-9168/2019: это решение интересно тем, что за 100% бралась суммарная площадь помещений, право собственности на которые зарегистрировано. «Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Таким образом, суд согласился с доводами стороны ответчика, что спорные помещения в период собрания не являлись индивидуализированной собственностью и не могли учитываться при определении долей в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество. Таким образом, лица, осуществляющие подсчет, правомерно исходили из размера помещений, принадлежащих жителям, и совокупной площади всех жилых и нежилых помещений дома, зарегистрированных на праве собственности, с учетом данных реестра собственников на период проведения собрания».

Некоторые суды отдают приоритет сведениям из технического паспорта, а не Росреестра, что нужно учитывать, если есть перспектива оспаривания решения.

Примеры из практики подсчета голосов общего собрания.

Определение Омского областного суда от 22.08.2019 по делу №33-5107/2019: «Судебная коллегия отмечает, что при сопоставлении данных ЕГРН о площадях жилых помещений с данными технического паспорта дома, данными правоустанавливающих документов, очевидно, что сведения ЕГРН некорректно отражают данные о площади помещений. В указанной связи при расчете кворума коллегия сочла возможным руководствоваться сведениями технической документации».

Определение Свердловского областного суда от 6 марта 2019 г. по делу №33-3393/2019: ответчики считали, что количество голосов должно быть рассчитано, исходя из суммарной площади помещений, определенных по ЕГРН, а не по техническому паспорту, однако суды использовали для подсчета общую полезную площадь жилых и нежилых помещений, указанную именно в технической документации. Она оказалась больше, чем площадь в ЕГРН, что привело к выводу об отсутствии кворума.

Читайте также:  Способ сокращения трансакционных издержек

Если вы проводите собрание, то старайтесь (хотя бы мысленно) ориентироваться на самую большую площадь из возможных, в различных источниках она, скорее всего, будет разная – ГИС ЖКХ, РеформаЖКХ, ЕГРН и техпаспорт.

Источник

Пропорциональная избирательная система

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

Организовать избирательные округа.

Создать избирательные комиссии.

Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

Подвести итоги голосования.

Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Определение пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.

В такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.

При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);

определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;

голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.

Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.

В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Вопросы для самопроверки

Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

С чего начинается избирательный процесс?

Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

Почему пропорциональная система выборов так называется?

Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

Источник

Оцените статью
Разные способы