Проолифка ее назначение способы нанесения
Всякая деревянная или оштукатуренная поверхность имеет неодинаковую пористость, что сказывается на равномерности ее так называемой «тянущей» способности, т. е. способности впитывать в себя красочный состав.
В тех местах, где поверхность хорошо впитывает красочный состав, окраска получается иного цвета, чем на участке поверхности, который плохо впитывает состав. На хорошо впитывающей поверхности при ручной окраске нередко получаются «натаски», представляющие собой скопления сухих частей красочного состава, вследствие чего окрашенная поверхность получается неровной (бугристой).
Для выравнивания «тянущей» способности поверхности применяются грунтовка, о чем будет сказано ниже, и проолифка.
Проолифке подвергаются оштукатуренные и деревянные поверхности, предназначенные под окраску масляными, эмалевыми и другими неводными красочными составами.
Проолифка служит также для создания связи между обрабатываемой поверхностью и последующими покрытиями; так, например, на непроолифленной деревянной поверхности не будет держаться подмазка.
Проолифку следует производить механизированным способом, допуская работу кистью лишь при небольших объемах работ на объектах, или при проолифке таких мелких поверхностей, как оконные переплеты. Чтобы легче было заметить возможные пропуски при проолифке, в олифу добавляют небольшое количество сухого пигмента. Сухой пигмент способствует также улучшению сцепления ее с последующим слоем, так как создает более шероховатую поверхность, чем у пленки чистой олифы.
Проолифку деревянных поверхностей производят после вырубки сучьев и засмолов, а оштукатуренных поверхностей — после сглаживания их лещадью, разрезки трещин и очистки от пыли. Кровельную сталь олифят перед заготовкой из нее картин рядового покрытия, желобов и спусков. Поверхности покрываются слоем олифы равномерно, без пропусков. Особо тщательно должны быть покрыты места вырубки сучьев, засмолов и трещин.
При работе в холодное время года олифу подогревают, так как в этом случае она лучше впитывается в поверхность и расход ее уменьшается. Олифу подогревают не на огне, а на паровой бане.
Если проолифку производят не непосредственно после выполнения предшествующей операции (вырубка сучьев, прочистка лещадью), то перед проолифкой обязательно следует очистить поверхность от пыли.
При производстве работ вручную после очистки поверхности ветошью от пыли ее покрывают тонким слоем олифы при помощи кисти, размер которой выбирают в соответствии с величиной обрабатываемой поверхности. Для проолифки больших поверхностей применяют маховую кисть, а для малых поверхностей — различных размеров круглые и плоские ручники (рис. 41).
К пистолету по одному шлангу подается красочный состав, а по второму — сжатый воздух. Красочный состав транспортируется к пистолету тоже при помощи сжатого воздуха, подаваемого в герметически закрытый бачок для краски, и выталкивающего из бачка красочный состав по шлангу к пистолету. В пистолете красочный состав подхватывается воздухом, подаваемым через второй шланг, и распыляется в виде плоской или круглой струи мельчайших брызг.
Качество работы как проолифки, так и грунтовки и окраски при производстве их ручным способом во многом зависит от качества и состояния кистей; поэтому маляр всегда уделяет большое внимание содержанию их в порядке. Во время работы кисть не следует держать в руках неподвижно, а все время слегка поворачивать, тогда она будет изнашиваться равномерно.
Кисти, служащие для неводных окрасок, следует хранить в масле или в воде. Для этого применяется специальная посуда (рис. 42) с держателями. Последние позволяют не ставить кисти на дно и не пригибать этим волос.
Для оправки старых масляных кистей последние следует развязать, промыть в скипидаре или керосине и снова подвязать. Новые маховые кисти имеют длинный волос и их подвязывают шпагатом, отпуская вязку по мере изнашивания волоса. Очень туго подвязывать кисти не следует.
Установка для механизированного нанесения вязких (масляных и лаковых) красочных составов и шпаклевки состоит из краскораспылителя, красочного бачка, масловодоотделителя, компрессора и резиновых шлангов, служащих для подачи к краскораспылителю красочного состава и сжатого воздуха.
Работа с пистолетами-краскораспылителями обычно организуется по схеме, приведенной на рис. 43.
В малярной практике применяется несколько видов пистолетов. Наиболее распространенным можно считать пистолет 0-19. Корпус пистолета (рис. 44) имеет два штуцера, к одному из которых / подключается шланг, служащий для подачи краски, а ко второму 2 воздушный шланг. Распыление краски происходит через сопло 3. Игла 4 служит для регулировки подачи краски к соплу. Краска поступает при нажатии скобы 5.
В последнее время промышленность стала выпускать пистолет-распылитель 0-46 (рис. 45), который отличается от пистолета-распылителя 0-19 большей шириной факела распыления краски и большей, вследствие этого, производительностью. На рис. 45,6 приведен внешний вид пистолета-распылителя 0-45 с бачком для краски.
Красконагнетательный бачок (рис. 46) представляет собой цилиндрической формы резервуар емкостью от 12 до 28 л с герметически закрывающейся крышкой, на которой укреплены манометр, редуктор, предохранительный клапан и устройство для размешивания краски в бачке. К редуктору бачка во время работы подключаются два резиновых шланга — один от масловодоотделителя для подачи воздуха, второй для подачи краски из бачка к пистолету.
Имеется несколько типов красконагнетательных бачков; они отличаются друг от друга объемом, способами крепления крышек, наличием арматуры на крышках. Сжатый воздух для установки вырабатывается компрессором. В зависимости от количества одновременно работающих пистолетов выбирается компрессор той или иной производительности. Для работы одного пистолета 0-19 достаточно компрессора с производительностью 15 м 3 воздуха в 1 час, с рабочим давлением 3 ат. Этим условиям отвечают компрессоры типа 0-22 (рис. 47) или 0-39.
Для работы двух пистолетов применяют компрессор 0-16А (рис. 48) или 0-38.
Все эти компрессоры имеют специальное устройство для отделения от сжатого воздуха мельчайших частиц масла и влаги; такое устройство называется масло-водоотделителем или воздухоочистителем.
Применение масловодоотделителя при употреблении в малярных работах сжатого воздуха совершенно обязательно. Даже незначительные примеси масла и влаги, вносимые вместе с воздухом в окрасочную пленку, портят окраску. Масловодоотделитель представляет собой резервуар, в котором воздух проходит через диафрагмы из войлока, кокса и других пористых материалов.
Агрегаты соединяются между собой резиновыми шлангами, как это указано на рис. 43. При работе одним пистолетом от компрессора к масловодоотделителю и от масловодоотделителя к красочному бачку подключают шланг диаметром 10-14 мм. Воздушный шланг к пистолету берут диаметром 6-8 мм, а материальный 8-10 мм.
При работе двумя пистолетами от компрессора к масловодо-отделителю и от масловодоотделителя к тройнику воздуховода, где воздушная линия разводится на две установки, берется шланг диаметром 14-19 мм.
Длина шланга от компрессора до бачка может доходить до 50-60 м, а длина шлангов от бачка до пистолета не должна превышать 6 м. Это следует иметь в виду, выбирая место для установки компрессора и красочных бачков. Красочный бачок ставится обычно в той же комнате, где производится окраска.
Иванов В.П. Малярные, обойные и стекольные работы, М., 1958.
Источник
ПРООЛИФКА ПОВЕРХНОСТЕЙ
Всякая деревянная или оштукатуренная поверхность имеет неодинаковую пористость, что сказывается на равномерности ее так называемой «тянущей» способности, т. е. способности впитывать в себя красочный состав.
В тех местах, где поверхность хорошо впитывает красочный состав, окраска получается иного цвета, чем на участке поверхности, который плохо впитывает состав. На хорошо впитывающей поверхности при ручной окраске нередко подучаются «натаски», представляющие собой скопления сухих частей красочного состава, вследствие чего окрашенная поверхность получается неровной (бугристой).
Для выравнивания «тянущей» способности поверхности применяются грунтовка, о чем будет сказано ниже, и проолифка.
Проолифке подвергаются оштукатуренные и деревянные поверхности, предназначенные под окраску масляными, эмалевыми и другими неводными красочными составами.
Проолифка служит также для создания связи между обрабатываемой поверхностью и последующими покрытиями; так, например, на непроолифленной деревянной поверхности не будет держаться подмазка.
Проолифку следует производить механизированным способом, допуская работу кистью лишь при небольших объемах работ на объектах, или при проолифке таких мелких поверхностей, как оконные переплеты. Чтобы легче было заметить возможные пропуски при проолифке, в олифу добавляют небольшое количество сухого пигмента. Сухой пигмент способствует также улучшению сцепления ее с последующим слоем, так как создает более шероховатую поверхность, чем у пленки чистой олифы.
Проолифку деревянных поверхностей производят после вырубки сучьев и засмолов, а оштукатуренных поверхностей — после сглаживания их лещадью, разрезки трещин и очистки от ыли. Кровельную сталь олифят перед заготовкой из нее картин рядового покрытия, желобов и спусков.
Поверхности покрываются слоем олифы равномерно, без пропусков. Особо тщательно должны быть покрыты места вырубки сучьев, засмолов и трещин.
При работе в холодное время года олифу подогревают, так как в этом случае она лучше впитывается в поверхность и расход уменьшается. Олифу подогревают не на огне, а на паровой бане.
Если проолифку производят не непосредственно после выполнения предшествующей операции (вырубка сучьев, прочистка лещадью), то перед проолифкой обязательно следует очистить поверхность от пыли.
При производстве работ вручную после очистки поверхности ветошью от пыли ее покрывают тонким слоем олифы при помощи кисти, размер которой выбирают в соответствии с величиной обрабатываемой поверхности. Для проолифки больших поверхностей применяют маховую кисть, а для малых поверхностей — различных размеров круглые и плоские ручники.
Качество работы как проолифки, так и грунтовки и окраски при производстве их ручным способом во многом зависит от качества и состояния кистей; поэтому маляр всегда уделяет большое внимание содержанию их в порядке.
Во время работы кисть не следует держать в руках неподвижно, а все время слегка поворачивать, тогда она будет изнашиваться равномерно. Кисти, служащие для неводных окрасок, следует хранить в масле или в воде. Для этого применяется специальная посуда с держателями. Последние позволяют не ставить кисти на дно и не пригибать этим волос.
Для оправки старых масляных кистей последние следует развязать, промыть в скипидаре или керосине и снова подвязать.
Новые маховые кисти имеют длинный волос и их подвязывают шпагатом, отпуская вязку по мере изнашивания волоса. Очень туго подвязывать кисти не следует.
Установка для механизированного нанесения вязких (масляных и лаковых) красочных составов и шпаклевки состоит из краскораспылителя, красочного бачка, масловодоотделителя, компрессора и резиновых шлангов, служащих для подачи к краскораспылителю красочного состава и сжатого воздуха.
К пистолету по одному шлангу подается красочный состав, а по второму — сжатый воздух. Красочный состав транспортируется к пистолету тоже при помощи сжатого воздуха, подаваемого в герметически закрытый бачок для краски, и выталкивающего из бачка красочный состав по шлангу к пистолету. В пистолете красочный состав подхватывается воздухом, подаваемым через второй шланг, и распыляется в виде плоской или круглой струи мельчайших брызг.
Использована литература: В. П. Иванов. «Малярные, обойные и стекольные работы», М., 1958
Источник
Проолифка и грунтовка под масляную краску
Под масляную краску производят проолифку поверхностей, для чего используют олифу в чистом виде, а еще лучше — с добавлением небольшого количества сухих пигментов и тертой краски. Чем выше качество олифы, тем выше и качество огрунтовки и тем лучше сцепляется с нею краска. Чистая олифа применяется для бесцветной грунтовки хорошо впитывающей древесины (сосны) или штукатурки (гипсовой).
Применяется также олифа, разбавленная эталонным бензином и скипидаром или их заменителями. Такая олифа служит для грунтовки менее пористых материалов (например, дуба или известковой штукатурки). Цветная грунтовка, в отличие от бесцветной олифы, представляет собой первичную покраску масляными красками, разбавленными скипидаром (его заменителями), уайт-спиритом, олифой.
Такая грунтовка олифой или разбавленными красками обязательна при окраске чистой пористой древесины или штукатурки. Пигменты или краску добавляют в олифу для того, чтобы во время работы избежать пропусков. Пигмента или краски (лучше всего охры, сурика, мумия) берут до 10% от веса олифы и все тщательно перемешивают.
Чтобы олифа лучше и глубже проникла в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добавляют пигменты и олифят один-два раза, до полного заполнения пор. Второй раз олифят после полного высыхания первого слоя. Чаще всего под масляную краску олифят один раз, нанося грунтовку тонким слоем без пропусков и потеков.
Состав для проолифки: 1 кг олифы (лучше натуральной), 50—100 г сухого пигмента или тертой краски. Для получения улучшенной или высококачественной окраски поверхности олифят, шпаклюют, затем по шпаклевке олифят и грунтуют. Гораздо лучше вместо проолифки выполнять огрунтовку жидкой краской того же цвета, что и основной колер.
Это экономично и дает возможность выполнить окраску быстрее (всего за два раза) и без пропусков. При проолифке же часто приходится окрашивать три раза. Состав для огрунтовки: берут 1 кг олифы (лучше натуральной), 600—1200 г густотертой масляной краски. Олифу вливают в краску, все тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.
Источник