Промежуточный этап овладения новым способом действия это

Промежуточный этап овладения новым способом действия это

38. СУЩНОСТЬ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.

Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:

– 0-й уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

– 1-й уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

– 2-й уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

– 3-й уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

– 4-й уровень – учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык). Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.

Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Источник

Теоретические основы формирования умений учащихся

Теоретические основы формирования умений учащихся

Формирование умений учащихся, в том числе и графических, является одной из главных задач обучения в средней школе.

Правильно сформированные умения – это важное условие продвижения учащихся в учении, подготовке их к будущей деятельности. Поэтому одной из главных задач средней школы является обеспечение условий для развития графических умений каждого учащегося, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Содержание понятия «умение» в педагогической литературе раскрывается по-разному. Умение – это знание в действии [ Данилов, Есипов, 1957 ].

В «Основы психологии, общая психология» умения определяются как способы выполнения действий, которые соответствуют цели и условиям, в которых приходится действовать. Умение есть не что иное, как действие, основанное на практическом применении полученных знаний в данном виде деятельности [Рудик, 1955].

Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка [ Большой психологический словарь , 2009].

«Педагогический словарь» немного расширяет понятие умение и объясняет его как возможность результативно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать; при этом умения могут быть действиями как практическими, так и теоретическими [Педагогический словарь, 1960].

Читайте также:  Способ варки яиц условия варки кулинарное использование

Умение – это готовность к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний [Блонский, 2007].

Умения – это способы выполнения действий, которые совершаются на основе полученных знаний и требуют полного осознания всех выполняемых операций, входящих в состав данного действия [Смирнов, Леонтьев, 1962].

Человек, который владеет умением, может изменять свои действия, достигать одной и той же цели разными способами. Формирование умения может происходить разными путями. Таким образом, для формирования многих умений самостоятельное выполнение действия не является обязательным условием, в частности на первом этапе.

Умения – это практические действия, которые учащийся может выполнять на основе имеющихся знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний [Николаенко, Залесов, Андрюшина , 2000].

Понятие умение, довольно сложное и многогранное, его можно употреблять в двух смыслах. Простые умения, связывают с действиями, совершаемыми на основе конкретных знаний. Более сложные умения связаны и с более сложными действиями, которые основаны на целой системе знаний, простых умений и навыков [Новгородова, 2014].

В работе А.В. Усовой «Психолого-дидактические основы формирования физических понятий» умение – это готовность выполнять действие [Усова, 1988].

Умение – это мастерство человека в данном виде деятельности. Об ученике начальной школы говорят, что он умеет считать. Взрослый человек тоже умеет считать. Между этими умениями лежит многолетний путь упражнений, развитие навыков счета. Эти умения различны по их психологической структуре. Нужно отличать простые умения, которые идут вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые отражают различную степень мастерства. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [Степанов, 1981].

Школьники в своей учебной деятельности, кроме овладения знаниями, также осваивают определенные приемы работы. Например, прием сопоставления видимого на чертеже с моделью; прием чтения графиков и т.д. Однако, наличие необходимых знаний не является достаточным условием успешного использования их на практике. Особенно точно это сформулировано в определении: умение – это владение определенными приемами работы и, следовательно, соответствующими приемами умственной деятельности [Занков, 1962]. В этом определении подчеркивается, что умения являются практическими действиями, которые учащийся может совершать тогда, когда нужно.

Взяв за основу это определение, можно сформулировать определение понятия «графическое умение». Графическое умение – это владение графическими приемами работы (умение строить изображения геометрических фигур, выполнять чертежные операции на этих изображениях и т.д.).

Формирование умений учащихся можно отнести к главной задаче обучения в средней школе. Своевременно и грамотно сформированные умения – главное условие прогресса учащихся в учении, подготовки их к дальнейшей деятельности.

Процесс формирования умений – процесс длительный. Он протекает медленно и требует многократных и регулярных повторений в выполнении конкретной группы действий.

Можно выделить основные требования организации процесса формирования умственных действий, реализация которых гарантирует высокую эффективность обучения навыкам и умениям. К этим требованиям можно отнести [Фридман, 1983]:

1. Полнота ориентировочной основы умственных действий.

При формировании любого умения, учащимся дается такая система ориентиров и указаний, используя которую учащийся может самостоятельно выполнить данное действие. Такую систему указаний называют ориентировочной основой формируемого действия.

Предварительный базис умственного действия может быть дан учащимся в разной форме: как образец, в виде словесного объяснения с одновременным показом процесса выполнения действия, в виде пошагового алгоритма и т.д. Главное, чтобы этот предварительный базис был достаточным и содержал все необходимые указания.

2. Развернутость действия во время его начального показа и освоения.

В тот момент, когда учащиеся освоили умственные действия и обрели в достаточной степени умение в их выполнении, процесс выполнения происходит сжато, т.е. в нем отсутствуют многие элементы, которые его составляют, некоторые операции делаются в уме и не фиксируются.

3. Поэлементное освоение сложного действия.

Учащиеся должны освоить многие действия, которые достаточно сложны по своей структуре и состоят из ряда элементарных действий. В тот момент, когда учащийся приобретает умение в таком сложном действии, он начинает выполнять все элементарные действия совместно, друг за другом. Но чтобы освоить такое действие, сформировать умение и навык в этом действии, нужно каждое из составляющих его элементарных действий осваивать по отдельности, как самостоятельное действие.

Читайте также:  Приготовить тесто опарным способом это как

4. Осознанность и полноценность умений.

Каждый учащийся должен обладать знаниями и умениями, он должен знать, почему данное действие выполняется именно так и можно ли его выполнять по-другому. Умения должны включать в себя должны навыки по планированию действий, прогнозированию их результатов, навыки по контролю над ходом выполнения этого действия. Главное, чтобы учащийся всегда мог пояснить, как и почему он выполняет действия, в каких случаях их можно применять.

5. Растянутость процесса формирования умений.

Процесс формирования умения эффективно растягивать по времени. Поэтому для начала нужно использовать упражнения, которые подготовят учащихся к овладению новыми умениями. А после того, как учащиеся познакомятся с новым умением и в некоторой степени им овладеют, упражнения в этом умении не должны прекращаться. Они должны продолжаться как составная часть новых умений.

6. Поэтапная обработка каждого умения.

Для сформирования полноценного умственного действия, чтобы учащийся приобрел прочный навык или умение в этом действии, нужно, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов [Гальперин, 1965]. Любое действие, перед тем, как стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и являются этапами освоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменений основных свойств действия.

Теория поэтапного формирования умственных действий была разработана П.Я. Гальпериным в 60-х гг. прошлого столетия. Данная концепция представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях многоплановых изменений, которые связаны с образованием у человека новых образов, действий и понятий.

Теория поэтапного формирования умственных действий хорошо известна в отечественной психологии и получила широкое международное признание.

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1. Формирование мотивационной основы действия.

В самом начале происходит формирование мотивационной основы действия, формируется отношение учащегося к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, выбранного для усвоения. В данной концепции очень большое значение придается именно мотивационной основе действия, ведь мотивы действия определяют и содержательные, и динамические аспекты его усвоения.

2. Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения.

Главной задачей и основным содержанием второго этапа является выработка ориентировочной основы действия. Ориентировочная основа действия есть не что иное, как система указаний на то, каким образом выполнить новое действие. При этом самого действия у учащегося нет – ему предстоит еще научиться.

3. Формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций.

Вначале новое действие с успехом формируется только в его внешней форме, т.е. действие с самими вещами или их изображениями (схемы, чертежи, макеты, модели, записи и т.п.). Учащийся ориентируется и исполняет осваиваемое действие с опорой на внешне представленные элементы схемы ориентировочной основы действия.

4. Внешнеречевая отработка действия во внешнем плане.

Четвертый этап состоит из перенесения действия в план громкой речи, не опираясь на предметы. Речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия. Чтобы выработать языковую форму действия, необходимо выполнять действия вслух – в универсальной и понятной другим форме. В процессе обучения речевому действию учащийся вынужден ориентироваться не только на его предметное содержание, но и на его словесное выражение.

5. Проговаривание действия «про себя», во внутренней речи.

На пятом этапе происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план, т.е. проговаривание действия целиком «про себя». Внешняя речь становится внутренней речью. Установившееся действие остается внешним только в небольшом количестве основных моментов, по которым осуществляется как внешний, так и внутренний контроль.

6. Превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».

На шестом этапе действия переносятся в собственно умственный, внутренний план индивидуального сознания. Умственное действие выполняется с предметным содержанием в форме образов или понятий без участия развернутой речи. Действие, которое проходит вышеописанные преобразования, приобретает вид непосредственного усмотрения решения проблемной ситуации.

Чтобы сформировать прочные умения, необходимо соблюдать данное поэтапное формирование умственных действий.

Читайте также:  Не пить после еды способ

Обязательным условием эффективности обучения является использование преподавателями поэтапного формирования умственных действий, так как в физике, математике и информатике таких действий много.

Источник

Терминологический словарь с трактовкой понятий: базовые навыки, навык, умение, УУД, знание.

№ 1.Терминологический словарь с трактовкой понятий: базовые навыки, навык, умение, УУД, знание.

Умение — это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Знание — это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Общеучебные(базовые) умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

№ 2. «Методические приемы для развития выразительного чтения».

Предложения или скороговорки. Например,

Бабуся купила бусы Марусе.

Ученикам предлагается выразительно прочитать и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

1. Как удивили | его слова | брата!

2. Как удивили его | слова брата!

Прочитай текст, передавая радость /возмущение/ гордость/печаль/ в зависимости от текста художественного произведения.

Мне грустно-
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вёл себя упрямо,
Но можно было шлёпнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С.Махотин

Чтение скороговорок и чистоговорок

Для развития артикуляционного аппарата

Читайте медленно, с паузами.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Осип охрип, / а Архип осип.

Как у горки на пригорке /

Жили тридцать три Егорки.

Прочтите текст и распределите предложения на ритмические части.

Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
А.Барто

№ 3. Проверочная работа

1. Прочитайте текст.

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

Назовите фамилию автора?

К какому жанру относится данное произведение?

4 . Почему лебедя называют царем водяной птицы?

Источник

Оцените статью
Разные способы