Прокомментируйте тезис способ передвижения соответствовал общественному положению

Прокомментируйте тезис способ передвижения соответствовал общественному положению

Средства передвижения. Дорога.

Передвижения занимают в ЕО исключительно большое место: действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест», с тем чтобы в дальнейшем переехать с мужем в его петербургский дом. Онегин за это время совершает поездку по маршруту Москва — Нижний Новгород — Астрахань — Военно-Грузинская дорога и Закавказье (?) — северокавказские минеральные источники — Крым-Одесса-Петербург. Чувство пространства, расстояний, сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существенными элементами пространственного чувства человека являются способ и скорость его передвижения. Тютчев, впервые проехав по Европе по железной дороге, отметил, что пространство сжалось, промежутки между городами сократились, а города сблизились: «Можно переноситься к одним, не расставаясь с другими. Города подают друг другу руку» (Старина и новизна. СПб., 1914. Кн. 18. С. 20). Именно малые (для нас) скорости и длительность передвижений связывали образ России с темой дороги, что так характерно для литературы пушкинского и гоголевского периодов.

Карета — основное средство передвижения в XVIII — начале XIX в. — являлась и мерилом социального достоинства. Все оттенки «почтовых» значений были понятны читателям ЕО. В первой главе Онегин спешит на бал «в ямской карете» (XXVII, 3). Содержать своего кучера и собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого. В 1830-е гг. П — отец и муж, известный литератор, вынужденный светским положением к частым выездам, — не держал лошадей, а имел только карету. Лошадей нанимали. Четверка приходилась для разъезда по городу по 300 руб. в месяц (в 1836 г.). Извозчикам или кучерам платили отдельно. «Последнюю карету поставил Пушкину в июне 1836 года мастер Дриттенпрейс за 4150 руб. (с городским и дорожным прибором)» (Щеголев П. Пушкин и мужики. М., 1928. С. 172). Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже на день. «Не таков (как «Ванюшка») извозчик-лихач. Не кочует он по улицам порожняком, не выезжает на промысел ни свет ни заря, не морит себя, стоя до полуночи из-за гривенника седоки лихача показываются не ранее полудня» (Кокорев И. Т. Русские очерки. М., 1956. Т. 1. С. 357).

Способ передвижения соответствовал общественному положению. Начало этому было положено петровской «Табелью о рангах», которая требовала, «чтоб каждый такой наряд, экипаж имел, как чин и характер его требует» (Памятники русского права. М., 1961. Вып. 8. С. 190; характер — здесь: положение). Разница в экипажах, количестве и цене лошадей и в пушкинскую эпоху образовывала сложную иерархию, имевшую социально-знаковый характер:

(Шаховской А.А. Комедии, стихотворения. Л., 1961. С. 111)

Стремглав поскакал (I, XXVII, 3-4) — в допетровской Руси признаком важности пассажира была медленная езда. В послепетровском обществе знаками достоинства сделалась и слишком быстрая (признак «государственного» человека), и слишком медленная езда (признак вельможества). В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Однако еще в XVIII в. установилась общеевропейская «щегольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города.

Количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. В 1820-е гг. «двойные фонари» (I, XXVII, 7) — это признак лишь дорогой, щегольской кареты.

Летя в пыли на почтовых (I, II, 2); . Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих. (VII, XXXV, 9-11). Езда для путешественников, пользующихся казенными лошадьми (езда «на почтовых» или «перекладных»), осуществлялась следующим образом: путешественник запасался подорожной — документом, куда вносились его маршрут, чин, звание (от этого зависело количество лошадей; неслуживший Онегин, как и П, — чиновник 13-го класса, имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса имели право на 20 лошадей, 2-го — на 15, а 3-го — на 12). Подорожная регистрировалась на заставах; данные о выехавших или въехавших в столицы публиковались в газетах. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди (для них должны были иметься специальные тройки), но, если курьерские лошади были в разгоне, забирали любых, бывших в наличии, затем лошадей получали путешественники «по собственной надобности» в порядке чинов. Это приводило к тому, что обычному путешественнику часто приходилось просиживать на станциях долгое время (см. стихотворение П. А. Вяземского «Станция»).

Обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час, летом — не более 10, а осенью — 8. В сутки обычно проезжали 70-100 верст. На станции проезжающий «платил прогоны» — оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на одну версту.

Читайте также:  Способы посадки оси подшипников

Ларины ехали в Москву «на своих» (или «долгих»). В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и стоимость.

«Наконец день выезда наступил. Это было после крещенья. На дорогу нажарили телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем с скорлупою. Стоило разломить тесто, вынуть яичко и кушай его с калачиком на здоровье. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и столового приборов был изготовлен погребец. Там было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки и столовые и чайные чашки, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и проч. Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара Для обороны от разбойников, об которых предания были еще свежи, особенно при неизбежном переезде через страшные леса муромские, были взяты с собой два ружья, пара пистолетов, а из холодного оружия — сабля Поезд наш состоял из трех кибиток. В первой сидели я, брат и отец, во второй тетушка с сестрою, в третьей повар с горничными девушками и со всеми запасами для стола: провизиею, кастрюлями и проч., и, наконец, сзади всех ехали сани с овсом для продовольствия в дороге лошадей. Это был обычный порядок путешествия наших Разумеется такие путешествия обходились недорого, так что 20 или много 25 рублей ассигнациями. Т. е. менее 7 рублей нынешним серебром, на 4-х тройках достаточно было доехать до Нижнего — это от нас около 500 верст, а может и более» (Селиванов. С. 145-147).

Хозяйственная мать Татьяны, страшившаяся «прогонов дорогих», видимо, понесла такие же расходы.

Представления о размерах «поездки» при езде «на долгих» дает С. Т. Аксаков: «Мы едем-с в трех каретах, в двух колясках и в двадцати повозках; всего двадцать пять экипажей-с; господ и служителей находятся двадцать две персоны; до сотни берем лошадей» (Аксаков С. Т. Собр. соч., М., 1955. С. 423). Хозяйственная Ларина путешествовала, видимо, несколько скромнее.

При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку с помощью «сельских циклопов», благословлявших «колеи и рвы отеческой земли» (VII, XXXIV, 13-14), делалась обычной деталью дорожного быта.

«Коляска моя была куплена у великого Фребелиуса, знаменитейшего из петербургских каретных мастеров, которые одни умеют приготовлять оси, рессоры и подтяжные ремни, способные выдерживать в продолжение недели всякого рода удары, толчки и подпрыгивания на русских дорогах Наши русские дороги, — сказал мне один очень любезный житель Петербурга, — коверкают в сорок восемь часов экипажи французские, английские и венские, но щадят наши национальные экипажи в течение восьми дней нашей беспримерной скачки — а это много». В силу этого предвещания, я и ожидал на восьмой день какой-нибудь беды. Она не заставила ждать себя: произведение «великого» Фребелиуса, моя петербургская коляска сломалась перед самой станцией, к которой я подъехал уже в наклонном положении» (П. де-Бургоэн. Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе. 1828-1831 гг. Военный сб. СПб., 1866. Т. 48. С. 190).

В 1820-е гг. начали входить в употребление также дилижансы — общественные кареты, ходящие по расписанию. Первая компания дилижансов, ходивших между Петербургом и Москвою, была организована в 1820 г. вельможами М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым не только из коммерческих, но также из либерально-цивилизаторских побуждений. Начинание имело успех; Меншиков 27 февраля 1821 г. писал Воронцову: «Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправное» (цит. по: Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.-Л., 1936. С. 444). Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом — 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и снаружи (60-75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4-4,5 суток.

Однако основным средством передвижения все же оставались карета, бричка, возок, телега; зимой — сани.

Источник

Запомни!

Путешествие-способ познания себя и мира

Вам удалось написать сочинение, соответствующее требованиям в части объёма и аргументации с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на отсутствие глубокого анализа привлекаемых произведений, смелую интерпретацию, своего рода «подгонка» под тему сочинения. В работе есть нарушение логики развития мысли, однообразие грамматического строя.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Тему можно считать раскрытой.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Опора на литературный материал есть, но анализ привлекаемых для аргументации произведений выглядит скупо.

Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком , мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Читайте также:  Способы задания функций график работы

Обращаясь ко второму произведению, Вы продолжаете расставлять удобные для себя акценты:

Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Структура силлогизма выдержана: сочинение вписывается в традиционную структуру: вступление — основная часть — заключение. Но в работе есть нарушение логики, поэтому по данному критерию выставляется незачёт.

Совет: когда тема звучит в виде утверждения, старайтесь придумать вопрос, на который Вы будет отвечать, строя рассуждение. Например, Верно ли, что путешествие — способ познания себя и мира? Почему путешествие — это хороший способ познания себя и мира? и т.д. Отчасти Вы именно так и поступаете, используя для перехода вопрос:

Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу.
Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми. (Нет микровывода)
Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим , как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско» , знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира. (Где в рассказе И.А. Бунина изменение героя во время путешествия и где мы видим, что он стал лучше к себе относиться? Не смерть ли господина из Сан-Франциско относится к изменениям?)

К 4 (речь)+ 1 балл

Существует мнение, что, путешествуя , человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя , люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Вариантов правки много:

Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой возвращается после путешествия другим человеком.

Герой романа А.С. Пушкина возвращается из путешествия.

К5 (грамотность) + 1 балл , всего допущено ошибок: 3

Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен , и теперь готов ответить взаимностью.
Во время путешествия господин , наконец-то , смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми.
Но не только постигнуть себя помогают путешествия.

Общий вывод по работе

Итак, Борис ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых произведением, логикой.

Источник

Презентация «Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

Г. А. Гуковский: « …реалистическое новаторство ЕО… в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».

Развлечения Балы Застолье Карточная игра Бильярд Театр Жилище Описание местности «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». День светского человека Жизнь дворянской женщины Служба и образование дворян Мода Сведения об имущественном положении дворянства XIX в. Застолье Чаепитие Ресторан А.С.Пушкин Дуэль

Имущественное положение дворян начала XIX века Владение поместьями и крепостными крестьянами – сословная привилегия дворян, мерило богатства, общественного положения и престижа. По имущественному положению дворяне различались: 1. мелкопоместные (80-100 душ), 2. среднепоместные (несколько сотен душ), 3. крупнопоместные (около1000 душ), 4. — группа помещиков (десятки и даже сотни тысяч душ), стоящие на вершине власти и жизни. Герои романа чётко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Тема богатства тесна связана с мотивом разорения. Слова « долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа.

1.Имущественное положение дворян XIX в. 1. Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегало к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений? 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). 3. Объясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя ( I, 51). Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.

Читайте также:  Способы применения зубной пасты

Воспитание и образование дворянства Для дворянина характерная фигура домашнего воспитания- гувернёр. Домашнее воспитание Государственные училища Частные пансионы Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В 1805 г. в обеих столицах и ряде провинциальных городов были открыты военные училища в количестве «15 рот». Военное образование можно было продолжить в двух высших кадетских корпусах Петербурга. Военная служба была намного престижней штатской. Штатскими высшими учебными заведениями были университеты, при которых имелись подготовительные училища — пансионы.

Воспитание и образование дворянства Дворянке для домашнего воспитания нанимали гувернантку. Домашнее воспитание (начальные знания из истории, географии, словесности; навык рисования, пения, бытового разговора на 1-2 иностранных языках, умение танцевать, держаться в обществе) Частные пансионы (Особый предмет – светские манеры, где рассматривались типичные ситуации светского поведения.) Вырабатывался тип двойного поведения: «парадного» и «помещичьего». Смольный институт благородных девиц, Екатерининский институт – закрытые учебные заведения, которые находились под личным покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Молодая женщина н. XIX в. была в значительно меньшей степени, чем мужчина, втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость.

2. Воспитание и образование дворянства Дворянин. 1.Расскажите о домашнем воспитании Евгения Онегина. Что было альтернативой домашнему воспитанию? 2. Как характеризует ЕО тот факт, что он никогда не носил военного мундира? А где служил ЕО? Дворянка. 3. Что определяло значительную часть умственного кругозора дворянской девушки? Что представляет собой «уездной барышни альбом» /по роману ЕО/? Поясните слова: гувернёр, частный пансион, светское поведение, мадригал .

Бал как светское развлечение XIX века Бал – сфера непринуждённого общения, светского отдыха; место, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии. Танцы – важный элемент дворянского быта, организующий стержень бального вечера, они задавали тип и стиль беседы. В романе им посвящены лирические отступления, они играют большую сюжетную роль. Мазурка – центр и кульминация бала. Бал — демонстрация хорошего воспитания и роскошных нарядов, возможность выгодно отличиться и завести нужные знакомства; в условном мире светского общения — произвести впечатление, покорить сердце красавицы…

3. Бал как светское развлечение 1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»? 2. Из каких танцев состоял бал? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему? Поясните слова: внеслужебные ценностные критерии, полонез, танцмейстер, па.

Чувство пространства, расстояний, дома и дороги, домашнего устойчивого и подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира романа. Существенным элементом этого является способ и скорость передвижения. Малые скорости и длительность передвижений связывали образ образ России с темой дороги. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Но уже в конце XVIII в. установилась общеевропейская «щёгольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города. Путь из Петербурга до Москвы в 1820 году преодолевали за 4,5 – 5 суток. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Передвижение. Дорога

4. Передвижение. Дорога 1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1) 2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал? 3. Прокомментируйте тезис. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих…. Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.

Пушкинские строки Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли. Прокомментируйте иронично-точное высказывание автора о российских дорогах, обращая внимание на подчёркнутые слова. Выпишите выразительные средства из цитаты.

Выразительные средства Эпитеты: забытые /мосты/ высокопарный, голодный /прейскурант/ тщетный – ? напрасный /аппетит/ Метафоры: /прейскурант/ дразнит лечат – ? ремонтируют Перифразы: изделье лёгкое Европы – средство передвижения сельские циклопы – кузнецы Ирония: благословляя – ругая, проклиная

Источник

Оцените статью
Разные способы