Прокомментируйте тезис способ передвижения соответствовал общественному положению
Средства передвижения. Дорога.
Передвижения занимают в ЕО исключительно большое место: действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест», с тем чтобы в дальнейшем переехать с мужем в его петербургский дом. Онегин за это время совершает поездку по маршруту Москва — Нижний Новгород — Астрахань — Военно-Грузинская дорога и Закавказье (?) — северокавказские минеральные источники — Крым-Одесса-Петербург. Чувство пространства, расстояний, сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существенными элементами пространственного чувства человека являются способ и скорость его передвижения. Тютчев, впервые проехав по Европе по железной дороге, отметил, что пространство сжалось, промежутки между городами сократились, а города сблизились: «Можно переноситься к одним, не расставаясь с другими. Города подают друг другу руку» (Старина и новизна. СПб., 1914. Кн. 18. С. 20). Именно малые (для нас) скорости и длительность передвижений связывали образ России с темой дороги, что так характерно для литературы пушкинского и гоголевского периодов.
Карета — основное средство передвижения в XVIII — начале XIX в. — являлась и мерилом социального достоинства. Все оттенки «почтовых» значений были понятны читателям ЕО. В первой главе Онегин спешит на бал «в ямской карете» (XXVII, 3). Содержать своего кучера и собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого. В 1830-е гг. П — отец и муж, известный литератор, вынужденный светским положением к частым выездам, — не держал лошадей, а имел только карету. Лошадей нанимали. Четверка приходилась для разъезда по городу по 300 руб. в месяц (в 1836 г.). Извозчикам или кучерам платили отдельно. «Последнюю карету поставил Пушкину в июне 1836 года мастер Дриттенпрейс за 4150 руб. (с городским и дорожным прибором)» (Щеголев П. Пушкин и мужики. М., 1928. С. 172). Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже на день. «Не таков (как «Ванюшка») извозчик-лихач. Не кочует он по улицам порожняком, не выезжает на промысел ни свет ни заря, не морит себя, стоя до полуночи из-за гривенника седоки лихача показываются не ранее полудня» (Кокорев И. Т. Русские очерки. М., 1956. Т. 1. С. 357).
Способ передвижения соответствовал общественному положению. Начало этому было положено петровской «Табелью о рангах», которая требовала, «чтоб каждый такой наряд, экипаж имел, как чин и характер его требует» (Памятники русского права. М., 1961. Вып. 8. С. 190; характер — здесь: положение). Разница в экипажах, количестве и цене лошадей и в пушкинскую эпоху образовывала сложную иерархию, имевшую социально-знаковый характер:
(Шаховской А.А. Комедии, стихотворения. Л., 1961. С. 111)
Стремглав поскакал (I, XXVII, 3-4) — в допетровской Руси признаком важности пассажира была медленная езда. В послепетровском обществе знаками достоинства сделалась и слишком быстрая (признак «государственного» человека), и слишком медленная езда (признак вельможества). В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Однако еще в XVIII в. установилась общеевропейская «щегольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города.
Количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. В 1820-е гг. «двойные фонари» (I, XXVII, 7) — это признак лишь дорогой, щегольской кареты.
Летя в пыли на почтовых (I, II, 2); . Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих. (VII, XXXV, 9-11). Езда для путешественников, пользующихся казенными лошадьми (езда «на почтовых» или «перекладных»), осуществлялась следующим образом: путешественник запасался подорожной — документом, куда вносились его маршрут, чин, звание (от этого зависело количество лошадей; неслуживший Онегин, как и П, — чиновник 13-го класса, имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса имели право на 20 лошадей, 2-го — на 15, а 3-го — на 12). Подорожная регистрировалась на заставах; данные о выехавших или въехавших в столицы публиковались в газетах. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди (для них должны были иметься специальные тройки), но, если курьерские лошади были в разгоне, забирали любых, бывших в наличии, затем лошадей получали путешественники «по собственной надобности» в порядке чинов. Это приводило к тому, что обычному путешественнику часто приходилось просиживать на станциях долгое время (см. стихотворение П. А. Вяземского «Станция»).
Обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час, летом — не более 10, а осенью — 8. В сутки обычно проезжали 70-100 верст. На станции проезжающий «платил прогоны» — оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на одну версту.
Ларины ехали в Москву «на своих» (или «долгих»). В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и стоимость.
«Наконец день выезда наступил. Это было после крещенья. На дорогу нажарили телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем с скорлупою. Стоило разломить тесто, вынуть яичко и кушай его с калачиком на здоровье. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и столового приборов был изготовлен погребец. Там было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки и столовые и чайные чашки, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и проч. Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара Для обороны от разбойников, об которых предания были еще свежи, особенно при неизбежном переезде через страшные леса муромские, были взяты с собой два ружья, пара пистолетов, а из холодного оружия — сабля Поезд наш состоял из трех кибиток. В первой сидели я, брат и отец, во второй тетушка с сестрою, в третьей повар с горничными девушками и со всеми запасами для стола: провизиею, кастрюлями и проч., и, наконец, сзади всех ехали сани с овсом для продовольствия в дороге лошадей. Это был обычный порядок путешествия наших Разумеется такие путешествия обходились недорого, так что 20 или много 25 рублей ассигнациями. Т. е. менее 7 рублей нынешним серебром, на 4-х тройках достаточно было доехать до Нижнего — это от нас около 500 верст, а может и более» (Селиванов. С. 145-147).
Хозяйственная мать Татьяны, страшившаяся «прогонов дорогих», видимо, понесла такие же расходы.
Представления о размерах «поездки» при езде «на долгих» дает С. Т. Аксаков: «Мы едем-с в трех каретах, в двух колясках и в двадцати повозках; всего двадцать пять экипажей-с; господ и служителей находятся двадцать две персоны; до сотни берем лошадей» (Аксаков С. Т. Собр. соч., М., 1955. С. 423). Хозяйственная Ларина путешествовала, видимо, несколько скромнее.
При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку с помощью «сельских циклопов», благословлявших «колеи и рвы отеческой земли» (VII, XXXIV, 13-14), делалась обычной деталью дорожного быта.
«Коляска моя была куплена у великого Фребелиуса, знаменитейшего из петербургских каретных мастеров, которые одни умеют приготовлять оси, рессоры и подтяжные ремни, способные выдерживать в продолжение недели всякого рода удары, толчки и подпрыгивания на русских дорогах Наши русские дороги, — сказал мне один очень любезный житель Петербурга, — коверкают в сорок восемь часов экипажи французские, английские и венские, но щадят наши национальные экипажи в течение восьми дней нашей беспримерной скачки — а это много». В силу этого предвещания, я и ожидал на восьмой день какой-нибудь беды. Она не заставила ждать себя: произведение «великого» Фребелиуса, моя петербургская коляска сломалась перед самой станцией, к которой я подъехал уже в наклонном положении» (П. де-Бургоэн. Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе. 1828-1831 гг. Военный сб. СПб., 1866. Т. 48. С. 190).
В 1820-е гг. начали входить в употребление также дилижансы — общественные кареты, ходящие по расписанию. Первая компания дилижансов, ходивших между Петербургом и Москвою, была организована в 1820 г. вельможами М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым не только из коммерческих, но также из либерально-цивилизаторских побуждений. Начинание имело успех; Меншиков 27 февраля 1821 г. писал Воронцову: «Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправное» (цит. по: Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.-Л., 1936. С. 444). Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом — 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и снаружи (60-75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4-4,5 суток.
Однако основным средством передвижения все же оставались карета, бричка, возок, телега; зимой — сани.
Источник
Запомни!
Путешествие-способ познания себя и мира
Вам удалось написать сочинение, соответствующее требованиям в части объёма и аргументации с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на отсутствие глубокого анализа привлекаемых произведений, смелую интерпретацию, своего рода «подгонка» под тему сочинения. В работе есть нарушение логики развития мысли, однообразие грамматического строя.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тему можно считать раскрытой.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Опора на литературный материал есть, но анализ привлекаемых для аргументации произведений выглядит скупо.
Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя. Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком , мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». |
Обращаясь ко второму произведению, Вы продолжаете расставлять удобные для себя акценты:
Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. |
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
Структура силлогизма выдержана: сочинение вписывается в традиционную структуру: вступление — основная часть — заключение. Но в работе есть нарушение логики, поэтому по данному критерию выставляется незачёт.
Совет: когда тема звучит в виде утверждения, старайтесь придумать вопрос, на который Вы будет отвечать, строя рассуждение. Например, Верно ли, что путешествие — способ познания себя и мира? Почему путешествие — это хороший способ познания себя и мира? и т.д. Отчасти Вы именно так и поступаете, используя для перехода вопрос:
Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. |
Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми. (Нет микровывода) |
Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим , как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско» , знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира. (Где в рассказе И.А. Бунина изменение героя во время путешествия и где мы видим, что он стал лучше к себе относиться? Не смерть ли господина из Сан-Франциско относится к изменениям?) |
К 4 (речь)+ 1 балл
Существует мнение, что, путешествуя , человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя , люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя. |
Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». |
Вариантов правки много:
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой возвращается после путешествия другим человеком.
Герой романа А.С. Пушкина возвращается из путешествия.
К5 (грамотность) + 1 балл , всего допущено ошибок: 3
Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен , и теперь готов ответить взаимностью. |
Во время путешествия господин , наконец-то , смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми. |
Но не только постигнуть себя помогают путешествия. |
Общий вывод по работе
Итак, Борис ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых произведением, логикой.
Источник
Презентация «Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
Г. А. Гуковский: « …реалистическое новаторство ЕО… в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».
Развлечения Балы Застолье Карточная игра Бильярд Театр Жилище Описание местности «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». День светского человека Жизнь дворянской женщины Служба и образование дворян Мода Сведения об имущественном положении дворянства XIX в. Застолье Чаепитие Ресторан А.С.Пушкин Дуэль
Имущественное положение дворян начала XIX века Владение поместьями и крепостными крестьянами – сословная привилегия дворян, мерило богатства, общественного положения и престижа. По имущественному положению дворяне различались: 1. мелкопоместные (80-100 душ), 2. среднепоместные (несколько сотен душ), 3. крупнопоместные (около1000 душ), 4. — группа помещиков (десятки и даже сотни тысяч душ), стоящие на вершине власти и жизни. Герои романа чётко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Тема богатства тесна связана с мотивом разорения. Слова « долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа.
1.Имущественное положение дворян XIX в. 1. Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегало к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений? 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). 3. Объясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя ( I, 51). Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.
Воспитание и образование дворянства Для дворянина характерная фигура домашнего воспитания- гувернёр. Домашнее воспитание Государственные училища Частные пансионы Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В 1805 г. в обеих столицах и ряде провинциальных городов были открыты военные училища в количестве «15 рот». Военное образование можно было продолжить в двух высших кадетских корпусах Петербурга. Военная служба была намного престижней штатской. Штатскими высшими учебными заведениями были университеты, при которых имелись подготовительные училища — пансионы.
Воспитание и образование дворянства Дворянке для домашнего воспитания нанимали гувернантку. Домашнее воспитание (начальные знания из истории, географии, словесности; навык рисования, пения, бытового разговора на 1-2 иностранных языках, умение танцевать, держаться в обществе) Частные пансионы (Особый предмет – светские манеры, где рассматривались типичные ситуации светского поведения.) Вырабатывался тип двойного поведения: «парадного» и «помещичьего». Смольный институт благородных девиц, Екатерининский институт – закрытые учебные заведения, которые находились под личным покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Молодая женщина н. XIX в. была в значительно меньшей степени, чем мужчина, втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость.
2. Воспитание и образование дворянства Дворянин. 1.Расскажите о домашнем воспитании Евгения Онегина. Что было альтернативой домашнему воспитанию? 2. Как характеризует ЕО тот факт, что он никогда не носил военного мундира? А где служил ЕО? Дворянка. 3. Что определяло значительную часть умственного кругозора дворянской девушки? Что представляет собой «уездной барышни альбом» /по роману ЕО/? Поясните слова: гувернёр, частный пансион, светское поведение, мадригал .
Бал как светское развлечение XIX века Бал – сфера непринуждённого общения, светского отдыха; место, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии. Танцы – важный элемент дворянского быта, организующий стержень бального вечера, они задавали тип и стиль беседы. В романе им посвящены лирические отступления, они играют большую сюжетную роль. Мазурка – центр и кульминация бала. Бал — демонстрация хорошего воспитания и роскошных нарядов, возможность выгодно отличиться и завести нужные знакомства; в условном мире светского общения — произвести впечатление, покорить сердце красавицы…
3. Бал как светское развлечение 1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»? 2. Из каких танцев состоял бал? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему? Поясните слова: внеслужебные ценностные критерии, полонез, танцмейстер, па.
Чувство пространства, расстояний, дома и дороги, домашнего устойчивого и подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира романа. Существенным элементом этого является способ и скорость передвижения. Малые скорости и длительность передвижений связывали образ образ России с темой дороги. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Но уже в конце XVIII в. установилась общеевропейская «щёгольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города. Путь из Петербурга до Москвы в 1820 году преодолевали за 4,5 – 5 суток. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Передвижение. Дорога
4. Передвижение. Дорога 1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1) 2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал? 3. Прокомментируйте тезис. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих…. Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.
Пушкинские строки Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли. Прокомментируйте иронично-точное высказывание автора о российских дорогах, обращая внимание на подчёркнутые слова. Выпишите выразительные средства из цитаты.
Выразительные средства Эпитеты: забытые /мосты/ высокопарный, голодный /прейскурант/ тщетный – ? напрасный /аппетит/ Метафоры: /прейскурант/ дразнит лечат – ? ремонтируют Перифразы: изделье лёгкое Европы – средство передвижения сельские циклопы – кузнецы Ирония: благословляя – ругая, проклиная
Источник