Производство основной способ удовлетворения потребностей

1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей

В круговом движении, исследованном в параграфе 1.1, не представлена основа, определяющая цель и мотивы производ­ства.

В реальной действительности в качестве мотива производ­ственной деятельности выступают потребности людей.

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом.

Человеческие потребности весьма многообразны — мате­риальные, духовные, индивидуальные, коллективные, обще­ственные и т. д.

Большое многообразие потребностей можно классифици­ровать по различным критериям:

• потребности в средствах существования, удовлетворя­ющие жизненно важные нужды — в еде, одежде, жилье и т. д.;

• потребности в социально-культурных средст­вах — образование, культура, досуг и т. д.;

• потребности в средствах деятельности — средства труда, предметы труда;

• потребности в удовлетворении социально-престижных благ — туризме, покупке предметов роскоши и т. д.

Во второй половине XX в. получила резонанс разработан­ная американским психологом Абрахамом Маслоу модель иерархии потребностей, по имени автора получившая название модели иерархии потребностей по Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу—американский психолог, харак­теризуемую «модель» представил в 1954 г. В 1999 г. переведены на русский язык его основные работы «Мотивация и личность» и вошедшая в золотой фонд мировой психологии «Новые рубе­жи человеческой природы».

«Модель» может быть использована для определения уров­ней потребностей. Более основательно исследуется социолога­ми, психологами, маркетологами, ориентирующими деятель­ность на спрос. Включает пять уровней (рис. 1.3).

В основании пирамиды лежат наиболее важные для под­держания жизнедеятельности человека материальные по­требности. Это достаточно универсальные потребности, ха­рактерные для каждого человека, хотя и выступающие в

Рис. 1.3. Модель иерархии потребностей по Маслоу

различном качестве, зависящем от толщины кошелька поку­пателя.

Потребности в самоутверждении — более высокого уровня. Как правило требуют значительных затрат на получение обра­зования, формирование статуса и т. д. Более индивидуализиро­ваны и трудно достижимы.

По существующим оценкам, в современном мире более 3/4 населения находятся на уровне удовлетворения исключитель­но физиологических потребностей, которые удовлетворяются не полностью. И только около 1/4 населения планеты имеют воз­можность удовлетворения других, более высокого уровня по­требностей.

Экономические или материальные потребности людей под­разделяются на три группы:

• потребности в продовольственных товарах;

• потребности в промышленных изделиях (одежда, обувь);

• потребности в высококачественных товарах и услугах длительного пользования.

Немецкий экономист Энгель (XIX в.) установил закономер­ную связь, чем выше качество жизни людей, тем ниже их пла­тежеспособный спрос на продовольственные товары. Внача­ле возрастает спрос на промышленные товары широкого по­требления, а в дальнейшем существенно расширяются покуп­ки высококачественных товаров и услуг длительного пользо­вания.

Представленная зависимость подтверждается и данными сегодняшней практики. В развитых странах на продукты пита­ния приходится около 10% расходов, иногда чуть большая доля, в противовес расходы на оплату услуг— коммунальные услуги, индивидуальный транспорт и т. д. — там находятся на первом месте, составляют важнейшую статью расходов. В частности, в 1999 г. в США расходы на продукты питания составили 8,7%, на одежду и обувь — 5%, на оплату коммунальных услуг, мебель, оборудование — 20,6%, транспорт — 12,0%, медицинское обслу­живание — 15,9%, отдых, культуру, образование — 16,7%, про­чие— 21,1%.

Вместе с тем в России в 1999 г. доля расходов на продукты питания в потребительских расходах населения составила 38,7%, на одежду и обувь — 11,4%, на оплату коммунальных услуг, ме­бель, оборудование — 10,3%, транспорт — 11,3%, медицинское обслуживание — 7,4%, отдых, культуру, образование — 9,6%, прочие —11,3% 1 .

При более низком уровне доходов структура потребления тяготеет в сторону увеличения затрат на покупку жизненно важных предметов потребления.

Исследование зависимости между динамикой доходов и спросом на жизненно важные потребительские продукты при­писывают английскому экономисту Р. Гиффену (1837-1910), ко­торый вывел ее, наблюдая, как бедные рабочие семьи расширя­ют потребление картофеля несмотря на его подорожание, выз­ванное неурожаем картофеля в Ирландии в середине XIX в.

Читайте также:  Рыба холодного копчения способ хранения

Согласно законам рынка следовало предположить, что в связи с ростом цен и снижением платежеспособности населе­ния спрос на картофель сократится. Однако произошло обрат­ное — спрос на него вырос.

Дело в том, что картофель является основной едой в бед­няцких семьях. Другую пищу они позволяют себе редко. Поэто­му в случае роста цен на картофель бедная семья исключает из своего рациона дорогие продукты вообще, вынуждена отказать­ся от покупки мяса, молока и других продуктов, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как карто­фель. По имени автора исследование получило название «па­радокса» или «эффекта Гиффена».

В условиях экономической динамики — подъемов или спа­дов производства происходит трансформация конкретных потребностей с одних на другие потребительские товары, на­пример, в период спада увеличивается спрос на потребитель­ские товары, необходимые для жизнедеятельности людей, в период подъема — особенно быстро формируются новые потреб­ности, стимулирующие поступательное развитие экономики.

Многообразные потребности людей качественно различны, следовательно, количественно несоизмеримы. В этих условиях их общим мерилом с помощью денег выступает покупательский спрос.

Покупательский спрос — выраженная в деньгах плате­жеспособная потребность.

С помощью денег можно достаточно точно исследовать ко­личественную взаимосвязь между платежеспособными потреб­ностями и производственными возможностями, направленны­ми на удовлетворение покупательского спроса.

Закон возвышения потребностей

В экономических системах действует закон возвышения потребностей.

Закон выражает объективную необходимость роста и со­вершенствования потребностей с развитием производства и культуры.

Он определяет двусторонний процесс.

• с одной стороны, потребности являются побудитель­ным мотивом созидательной деятельности;

1 См.: Россия и страны мира. М., 2003. С. 113.

• с другой — удовлетворенная потребность ведет к ново­му уровню потребностей, является основой возрастания по­требностей, развития производства и его движения не по зам­кнутому кругу, а по спирали.

Представленная причинно-следственная взаимосвязь тре­бует продуманной политики и механизмов регулирования. Их отсутствие или недоучет, порой стремление решить проблему за счет импорта чревато для национальной экономики.

Характерный пример. В 60-70 гг. XX в. потребностям боль­шинства россиян соответствовали производимые в стране холо­дильники, стиральные машины, автомобили и другие отечествен­ные товары. Последующее развитие привело к трансформации потребительского спроса на более функциональную и комфор­табельную бытовую технику, автомобили и т. д. наряду с эстети­кой и удобствами, имеющими высокие качественные параметры. Между тем неразвитость собственной производственной базы, невозможность удовлетворения возросших потребностей людей высококачественными функциональными товарами националь­ного производства становится основой развития не отечествен­ного, а зарубежного производства, более мобильно реагирующе­го на динамику научно-технического прогресса, изменение по­требительского спроса. Реалии сегодняшнего дня — предпочти­тельность иномарок, импортных автоматических стиральных ма­шин, «фирменных» телевизоров и т. д.

Проблема выбора эффективного решения при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

Исследования показали, что с переходом к постиндустри­альному развитию, основанному на высокоэффективных тех­нологиях, потребности существенно расширяются, становятся, по сути дела, безграничными. Вместе с тем возможности их удовлетворения ограничены недостаточностью экономичес­ких ресурсов, не позволяющих достичь идеального решения.

Поэтому возникает проблема наилучшего удовлетворения по­требностей с учетом имеющегося экономического потенциала. Важнейшие экономические ресурсы — факторы производ­ства:

• материальные ресурсы — земля, капитал;

• людские — труд, предпринимательские способности.

К важнейшему экономическому ресурсу земля относятся все естественные ресурсы, используемые в производственном про­цессе. Сюда входят: земли, леса, месторождения минералов, не­фти, водные ресурсы. Важнейшая основа их ограниченности — редкость или недостаточность прежде всего естественных ресур­сов, как важнейшей основы для трансформирования их в эко­номические блага и экономические ресурсы.

Экономический ресурс капитал интегрирует все инвести­ционные ресурсы.

Читайте также:  Способ перевозки каменного угля

Под понятием «труд» подразумеваются физические и ум­ственные способности людей, используемые при производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность — производная от че­ловеческого ресурса, показатель его эффективной реализации.

Проявляющаяся в различных формах сегодня ресурсная недостаточность ограничивает возможности производства то­варов и услуг, необходимых обществу. При этом задача наибо­лее эффективного использования ресурсов для максимального удовлетворения растущих потребностей людей становится од­ной из важнейших.

Ограниченность ресурсов, не позволяющая производить или потреблять желаемые блага безгранично, постоянно ставит перед людьми проблему выбора: использовать естественные ма­териалы или заменители, производить масло или пушки, сред­ства потребления или средства вооружения?

Необходимость выбора предполагает расчет цены выбора (или так называемых вмененных издержек).

Цена выбора определяется стоимостью благ, которые при­несены в жертву при выборе альтернативы. Это и есть та 1 алъ-тернативная стоимость невостребованных благ и услуг, которую нужно отдать в обмен на предметы, оказавшиеся предпочтительными.

В экономике действует закон возрастающих вмененных издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любо­го продукта вмененные издержки производства каждой новой единицы растут. Это обусловлено тем, что рационально действу­ющий экономический субъект сначала использует наиболее пригодные для данного вида производства ресурсы. По мере же его наращивания вынужден переходить ко все менее пригод­ным для этого ресурсам. В условиях ограниченности ресурсов специфические экономические ресурсы только частично, в оп­ределенной и все понижающейся степени могут быть использо­ваны для другого, альтернативного вида производства. В резуль­тате в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты будут неуклонно возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

Помимо прочего, выпуск альтернативной продукции тре­бует дополнительных затрат в связи с переходом от производ­ства одной продукции к другой, что также увеличивает вменен­ные издержки.

Альтернативный выбор — одного из двух — означает вза­имоисключающие для каждой из сторон возможности. Предпоч­тительность одного означает исключение другого.

Вместе с тем потребностям практики не всегда соответству­ет принцип «или-или». Достаточно часто возникает противопо­ложная ситуация — необходимость и в том, и в другом. В этом случае требуется определить целесообразные количественные пропорции производства одного и другого продуктов или то максимальное количество товаров и услуг (в определенном набо­ре), которое может быть одновременно произведено за данный период времени при данных ресурсах и технологии.

В наибольшей мере проблема эффективного использования ресурсов актуальна для промышленного производства, где в ка­честве факторов производства выступают природные, челове­ческие, инвестиционные ресурсы и проблема их эффективного использования наиболее чувствительна. При изменяющемся экономическом и ресурсном потенциале именно здесь особенно важно исследование эффективности использования производ­ственных факторов, определение предпочтительности произ­водства с их помощью необходимых продуктов.

Следует отметить, что проблема эффективности весьма многопланова. В наиболее общем виде ее можно определить, сопос­тавляя результаты с затратами на производство: чем больше ре­зультат (выручка) при данном количестве затрат, тем выше эф­фективность, и наоборот — меньшая выручка при данном коли­честве затрат свидетельствует о снижении эффективности.

Наряду с общим выделяют ряд частных показателей эф­фективности: эффективность использования живого труда, ка­питала, ресурсов. Каждый из показателей имеет определенную методику расчета, которая более обстоятельно представлена в последующем анализе.

Поскольку эффективность различных факторов производ­ства не одинакова, важно исследование целесообразности ис­пользования каждого фактора, определение предпочтительно­сти производства с их помощью тех или иных продуктов. Пред­положив, что все ресурсы — рабочая сила, средства производ­ства и другие материальные и денежные факторы использу­ются полно и эффективно, можно определить производствен­ные возможности предприятия (общества).

Под производственными возможностями подразумевает­ся то максимальное количество товаров и услуг (в определен­ном наборе), которое может быть одновременно произведено за данный период времени при данных ресурсах и технологии.

При этом выявляются и сравниваются различные вариан­ты, выбираются наиболее предпочтительные позиции.

Читайте также:  Способы проведения стандартизации приготовленных растворов веществ

Таким образом, проблема производственных возможностей— это проблема выбора наиболее эффективного решения.

Для исследования проблемы производственных возможнос­тей эффективны графические построения.

С помощью графика можно представить различные вариа­ции производственных возможностей, из которых выбираются наиболее эффективные и предпочтительные.

В частности, известный американский экономист П. Самуэльсон для исследования предлагает следующую модель 1 (см. рис. 1.4).

Пол Самуэльсон(р. 1915) — автор наиболее популярного в США, неоднократно переиздаваемого вводного курса в экономи­ческую теорию. Лауреат Нобелевской премии 1870 г. за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках.

Рис. 1.4. График производственных возможностей

1 См.: Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т. 1. С. 18—19.

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов при полной занятости ресурсов и полном объеме производства.

Точки, находящиеся вне кривой производственных возмож­ностей, могут быть более предпочтительными, например точка М или N, но они недостижимы при данном количестве ресур­сов и при данной технологии. Ограниченность ресурсов ставит барьер каким-либо другим сочетаниям производства продуктов, хотя и более предпочтительным, но находящимся вне кривой производственных возможностей.

Поскольку характерным для общества является не статич­ное, а динамичное состояние, проследим динамику производствен­ных возможностей в условиях экономического роста (рис. 1.5).

В условиях поступательного развития произойдет смеще­ние кривой производственных возможностей вверх от кривой и центра координат. При этом, по оценкам исследователей, сте­пень удаления кривой производственных возможностей буду­щего периода от действующего, сегодняшнего уровня, во мно­гом зависит от сегодняшней ориентации производственных воз­можностей на производство «товаров для настоящего» и произ­водство «товаров для будущего».

То общество, которое сочтет целесообразным отдать пред­почтение «товарам для настоящего», тем самым предопределит себе более низкий уровень завтрашнего развития. Вместе с тем то, которое максимально сориентируется на «товары для буду­щего», в последующем обеспечит больший экономический рост, несмотря на то и благодаря тому, что в объемах текущего потребления уступает первому. Следовательно, выбор обществом структуры производства в каждый данный момент предопре­деляет его будущие производственные возможности. Разумная сдержанность в сегодняшнем текущем потреблении обеспечи­вает рост его благосостояния в будущем.

Таким образом, экономика занимается проблемой маневри­рования ограниченными ресурсами с целью более эффектив­ного производства товаров и услуг, необходимых для насыще­ния общественных потребностей. Чтобы повысить эффектив­ность такого маневрирования, необходима максимально полная занятость имеющихся ресурсов, обеспечивающая соответству­ющий объем производства.

Поскольку экономика «полной занятости» вынуждена жертвовать выпуском одних товаров и услуг с целью производ­ства других товаров и услуг или выбирать наиболее целесооб­разные объемы производства каждого, необходимо решение за­дач, ориентированных на минимизацию затрат и максимизацию результатов, определяемых как «minimax » (при этом максими­зация результатов, как будет показано в последующем анали­зе, предполагает ориентацию на предельную производитель­ность как каждого фактора, так и их совокупности).

Задачи «minimax» актуальны только для высокоразвитого производства, сталкивающегося с проблемой ограниченности ресурсов. В условиях достаточности ресурсов такие задачи не ставятся.

В условиях ресурсной ограниченности противодействую­щим фактором, обеспечивающим «прорыв», является научно-техническая революция. Научно-техническая революция пред­полагает коренное качественное преобразование факторов и ус­ловий производства на базе достижений науки и техники. На­чалась в середине XX в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий, взаимодействия науки с техникой и про­изводством. Главные направления — комплексная автоматиза­ция производства, контроль и управление на основе широкого использования ЭВМ, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых видов конструкционных материалов и т. д. В современных условиях особенно актуальна как фактор преодоления ресурсной ограниченности, формиро­вания новых типов и видов материалов, энергоносителей, совре­менных технологий и т. д. 1

Источник

Оцените статью
Разные способы