Производство это способ удовлетворения потребностей процесс создания благ

ЕГЭ. Экономика. Тема 11. Производство

В результате общественного производства создаётся определённый продукт. В своём движении он проходит ряд стадий.

Стадии движения национального продукта

  • Производство
  • Распределение
  • Обмен
  • Потребление

Производство

Производство — это процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Две сферы производства

  • Материальное – создание вещественных богатств, необходимых для удовлетворения потребностей + оказание материальных услуг( промышленность, сельское хозяйство, строительство)
  • Нематериальное – создание духовных, нравственных ценностей + оказание нематериальных услуг (здравоохранение, образование и др.)

В производство входит и предоставление услуг.

Услуга – это такая целесообразная деятельность людей, которая направлена на удовлетворение потребностей, но не связана с производством чего-либо (например, услуги парикмахера, переводчика и пр.)

Материальные услуги: транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание, связь и др.

Нематериальные услуги: просвещение, здравоохранение, наука, искусство, социальное обеспечение, страхование, кредитование и др.

Производство — это постоянный, непрерывный процесс, так как необходимо постоянно удовлетворять потребности общества.

Воспроизводство

Воспроизводство — это процесс постоянного повторения производственного процесса.

Виды воспроизводства

  • Простое – это такой тип воспроизводства, при котором объёмы выпускаемой продукции неизменные, постоянные.
  • Расширенное — при нём объёмы производства постоянно растут, условием для этого является увеличение количества и качества экономических ресурсов.
  • Суженное – при нём происходит постоянное снижение , сокращение объёма производства.

Пути увеличения объёма производства

  1. Экстенсивный путь – расширение объёмов, количества экономических ресурсов, задействованных в производстве
  2. Интенсивный путь – увеличение эффективности использования экономических ресурсов.

Распределение

Распределение – это распределение произведённого продукта, дохода между участниками производственного процесса, а также людьми, которые не участвовали в данном процессе.

Виды распределения:

Обмен

Обмен – это процесс передачи вещи, товара, получение взамен денег или других товаров, процесс, в результате которого получают деньги за произведенный товар. Это процесс движения экономических благ и ресурсов от одного участника экономической деятельности и к другому. Он соединяет производителей и потребителей, в результате чего складываются экономические отношения.

Виды обмена:

  • бартер: обмен вещи на вещь, товара на товар.

централизованный: обмен на рынке — товара на деньги

Формы обмена:

Потребление

Потребление – это процесс использования произведённого продукта ( это предметы длительного пользования: одежда, дома, автомобили и т.д.) и уничтожение продукта (продукты питания).

Закон Энгеля: с увеличением дохода доля, которая расходуется на предметы первой необходимости, падает, а на приобретение предметов роскоши увеличивается.

Типы производства

Тип производства – это совокупность его экономических и организационно-технических особенностей, которые обусловлены видом продукции, масштабами и степенью регулярности её выпуска.

  • Единичное — производство продукции в единичных или нескольких экземплярах, то есть штучный выпуск продукции
  • Серийное – выпуск продукции большими партиями (сериями)с определённой регулярностью выпуска( бывает мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное)
  • Массовое – это изготовление однотипной продукции в больших объёмах и в течение продолжительного времени.

Продукция производится на предприятиях.

Предприятие

Предприятие – это хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в установленном законом порядке.

Отрасль – это группа предприятий, которые выпускают одинаковую продукцию, имеют схожие технологии или одинаковое сырьё.

Виды отраслей

Добывающие Обрабатывающие
Производят средства производства Производят предметы потребления
Группа А Группа Б
Тяжёлая промышленность Лёгкая промышленность

Функции предприятий

  • Производственная – производство товаров, услуг, работ
  • Реализационно-маркетинговая – реализация продукции, изучение спроса на рынке
  • Ресурсно-спросовая – то есть наличие спроса на трудовые, материальные, интеллектуальные, финансовые и пр. ресурсы
  • Финансово- инвестиционная – использование финансов, кредитование, инвестирование, приобретение и выпуск ценных бумаг.
  • Бюджетная — пополнение бюджета путём выплаты налогов
  • Социальная – обеспечение работой населения
  • Познавательная – изучение законов рынка, наиболее эффективных способов хозяйствования.
  • Образовательная получение работниками профессиональных знаний, умений и навыков
  • Инновационная — использование новейших научно-технических достижений и инновационных технологий.
  • Информационная – накопление сведений о конъюктуре, то есть состоянии на рынке, распространение информации о своей деятельности, выпускаемой продукции и услугах.
  • Консолидирующая – обеспечение единства экономики путём создания различных союзов, организаций, деятельности экономических агентов.

Виды предприятий

По сферам деятельности:

По размерам:

  • Малые (до 50 занятых)
  • Средние (от 50 до 500)
  • Крупные (более 5000
  • Особо крупные ( более 1000)

По формам собственности:

  • Частные
  • Государственные
  • Муниципальные
  • Кооперативные
  • Предприятия в собственности общественных организаций
  • Прочие (иностранных граждан, смешанные)

По принадлежности капитала:

По организационно-правовым формам:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Производство

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое «Производство» в других словарях:

ПРОИЗВОДСТВО — ПРОИЗВОДСТВО, производства, ср. 1. только ед. Действие по гл. произвести в 1 знач. производить. Производство работ ночью. Производство дознания. 2. только ед. Выработка, изготовление. Производство бумаги. Производство стали. Фильм советского… … Толковый словарь Ушакова

Производство — (production) Процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. Производство осуществляется в самых разнообразных формах: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия обрабатывающей промышленности, выпускающего… … Словарь бизнес-терминов

производство — См … Словарь синонимов

Производство — процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства. Формы производства: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию. По… … Финансовый словарь

ПРОИЗВОДСТВО — (production) Процесс трансформации ресурсов в товары или услуги, имеющие ценность. Выражение средства производства, распределение и обмен пытается подразделить экономическую деятельность на виды, изменяющие физическую форму вещей, их… … Экономический словарь

Производство — (production) этот общеизвестный термин в нашем словаре понимается в двух смыслах: производство материальных благ и производство нематериальных благ. В первом случае имеется в виду переработка природного материала Земли в полезные для Человека,… … Экономико-математический словарь

ПРОИЗВОДСТВО — материальное процесс создания материальных благ, услуг … Большой Энциклопедический словарь

ПРОИЗВОДСТВО — одно из основных понятий социологических и экономических наук, отражающее активно деятельный способ бытия человека в мире. Под П. понимают: 1) П. средств к жизни, удовлетворение потребностей (материальных, духовных); 2) П. самого человека… … Новейший философский словарь

ПРОИЗВОДСТВО — ПРОИЗВОДСТВО, а, ср. 1. см. произвести. 2. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей. Товарное п. Рост, спад производства. 3. Изготовление, выработка,… … Толковый словарь Ожегова

ПРОИЗВОДСТВО — англ. production; нем. Produktion/Erzeugung. 1. Процесс, посредством к рого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей, собственной деятельностью опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собой и… … Энциклопедия социологии

ПРОИЗВОДСТВО — кирпича по системе Ильича. Разг. Ирон. Устар. Кирпич от взорванных церквей. Синдаловский, 2002, 150 … Большой словарь русских поговорок

Источник

Обществознание

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Главная цель производства

Производство – это целенаправленная деятельность человека, представляющая собой процесс создания каких-либо материальных благ или услуг востребованных для общества. К материальным благам относят все полезные вещи, которые люди используют для удовлетворения своих материальных потребностей: мебель, косметику, транспортные средства, электронику, ювелирные украшения и прочее. Кроме материальных благ, люди нуждаются также в услугах: ремонте обуви, пошиве одежды, уборке домов, юридических консультациях.

Таким образом, главной целью производства является удовлетворение всех многообразных человеческих потребностей, которые только существуют в социуме. Производство составляет основу экономической жизни общества, ведь каждый человек задействован в процессах создания, распределения, обмена и потребления продукции. Результатом производства становится получение производителем прибыли. Прибыль – это доход, вырученный от продажи произведенной продукции, из которого вычли затраты на ее производство.

Пример расчета прибыли. На производство одной булки хлеба производитель затрачивает 15 рублей. Эта сумма включает в себя стоимость муки и других ингредиентов, необходимых для производства хлеба, труда рабочих, оплаты за аренду производственного помещения. Производитель продает одну булку хлеба за 40 рублей, однако его чистая прибыль составляет всего 25 рублей, так как из общей выручки необходимо вычесть сумму затрат на производство (15 рублей), для верного расчета прибыли.

Чем выше прибыль, тем более эффективным и успешным считается производственная деятельность.

Для организации производства необходимы различные ресурсы, без которых создание производственного процесса будет невозможным. Производственные ресурсы экономисты называют также факторами производства.

К факторам производства относят:

  1. Рабочую силу. Физический и умственный труд людей является главным производственным ресурсом, ведь именно от умений, квалификации, знаний работников зависит объем производства и качество создаваемой продукции.
  2. Природные ресурсы. Вода, газ, солнечная энергия, драгоценные металлы, минералы, почва, удобрения – все это необходимо человеку для создания того или иного вида продукции.
  3. Интеллектуальные способности. Благодаря наличию интеллекта человек способен организовать процесс производства, причем таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать природные ресурсы, извлечь из них наибольшую пользу, выгоду. Благодаря развитию человеческого интеллекта развивается наука, изобретаются новые технологии производства, позволяющие выпускать новые виды товаров в больших объемах.
  4. Капитал – представляет собой денежные средства и все материальные объекты, используемые для производства продукции (складские помещения, транспорт, станки и другое производственное оборудование, здания).

В современном обществе существуют многообразные виды производства, в зависимости от разновидности создаваемой продукции или услуги. Все производственные организации (фабрики, заводы, фирмы) относятся к различным отраслям экономики — совокупности производственных предприятий, создающих однотипную продукцию. Так выделяют сельскохозяйственное, промышленное, пищевое, жилищно-бытовое, транспортное производство. К разделению производства по отраслям экономики человек пришел не сразу, оно сформировалось в результате длительного исторического развития человеческого общества, появления разделения труда, возникновения и развития торговли.

Производственный процесс в прошлом и сегодня

История человечества знает три фазы развития производственного процесса: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное производство. Доиндустриальное производство преобладало в обществе в течение тысячелетий, вплоть до второй половины 18 века. Отличительные признаки доиндустриального производства:

  • применение ручного труда;
  • использование примитивных технологий;
  • небольшие объемы производимой продукции;
  • невысокая скорость производственного процесса.

В доиндустриальном обществе преобладали две отрасли экономики: сельское хозяйство и ремесленное производство. Крестьяне выращивали различные виды продуктов для продажи на рынке, фермеры занимались разведением скота, однако объемы производимой продукции были небольшими.

Ремесленники специализировались на производстве того или иного вида товаров: ключей, ваз, тканей, оружия, обуви, ювелирных украшений. Небогатые ремесленники работали самостоятельно, другие нанимали себе подмастерьев и помощников. Однако ремесленные мастерские не насчитывали много рабочих, чаще всего в них работали от 3 до 8 человек.

В 16 веке ремесленное производство перешло на новую ступень развития, благодаря появлению первых производственных предприятий, основанных на ручном труде — мануфактур. Особенностью мануфактур было разделение производственного процесса на отдельные операции, выполняемые различными наемными рабочими. Такое разделение ручного труда позволило существенно увеличить объемы производимой продукции, ускорить производственный процесс.

Индустриальное производство стало возможным благодаря промышленному перевороту, произошедшему в большинстве развитых стран мира во второй половине 18 века. Промышленный переворот осуществил переход от ручного труда к машинному, привел к возникновению фабрик (пришедших на смену мануфактур), росту городов, увеличению объемов производства, к развитию промышленности. Благодаря массовому применению машинного труда получила развитие металлургия, текстильная и химическая промышленность, появились железнодорожные пути и новые виды транспорта.

К постиндустриальному производству общество перешло в первую половину 20 века. Для него характерны максимальная механизация и автоматизация труда, преобладание производства услуг над производством товаров, применение высоких информационных технологий, компьютеризация. В постиндустриальном обществе преобладает серийное производство товаров массового потребления над единичным производством.

В постиндустриальном обществе существенно снижается доля населения, занятого сельским хозяйством, возрастает роль науки и высоких технологий, становится возможным производство и потребление услуг, не выходя из дома. Люди все чаще работают на дому (особенно программисты, писатели, художники, дизайнеры, юристы), приобретают необходимые вещи через интернет-магазины.

Единичное, серийное и массовое производство

Производство подразделяется на разнообразные виды не только в зависимости от типа выпускаемых товаров, но и в зависимости от масштабов производственной деятельности. В соответствии с объемами выпускаемой продукции и формой организации производства выделяют единичное, серийное и массовое производство.

Единичное производство представляет штучный выпуск товаров, небольшой по объемам выпуск продукции. Единичное производство в основном применяется для создания уникальных товаров, изготовленных по индивидуальным заказам клиентов, в этом случае на изготовление продукции затрачиваются большие промежутки времени, усилия производителя. Единичный метод производства требует высокой квалификации, творческого подхода, специальных знаний и навыков от производителя.

Примеры предприятий единичного производства: швейное ателье по индивидуальному пошиву одежды, рекламная компания, мастерская по изготовлению мебели на заказ. Главное преимущество единичного производства — неповторимые качества каждого выпускаемого товара, высокий контроль над качеством каждого производимого изделия.

Серийное производство представляет выпуск однотипных товаров сериями (партиями), который повторяется через определенные временные промежутки. По сравнению с единичным, серийное производство отличается большими объемами изготавливаемой продукции, экономией времени на производственном процессе за счет применения разделения труда, разделения производственного процесса на отдельные операции. Серийное производство позволяет создавать одинаковые товары, не отличающиеся уникальными качествами, свойствами. Однако стоимость таких товаров существенно ниже, чем продукции произведенной штучно, выполненной по индивидуальному заказу.

Массовое производство– это выпуск однотипных товаров в огромных объемах, в течение длительного времени. В этом случае для изготовления продукции используется специальное дорогостоящее оборудование, передовые технологии, значительно сокращающие время, необходимое для изготовления товаров. Продукция массового производства не обладает уникальными свойствами и качествами, ориентирована на среднестатистического потребителя. Недорогая цена выпускаемых товаров, возможная благодаря максимальной загрузке оборудования, многосменному режиму работы — является главным преимуществом массового типа производства.

Способы повышения эффективности производства

Чтобы понять, насколько эффективен производственный процесс, нужно подсчитать объемы изготавливаемых товаров и услуг, затраты на их производство и полученную от их продажи выручку. Затраты на производство – это денежные средства, которые расходуются на сырье, оплату труда рабочих, оплату за электроэнергию, газ, топливо необходимые для производства товаров.

Чтобы повысить эффективность производства производители стремятся уменьшить производственные затраты, увеличить объемы производства продукции, приумножить выручку. Для этого они используют следующие методы:

  • внедряют новые технологии, позволяющие уменьшить производственные отходы, перерабатывать остатки сырья и материалов;
  • чтобы получить больше выручки от продажи товаров, производители заказывают рекламу продукции предприятия;
  • применяют многосменный режим работы, благодаря которому производство товаров и услуг осуществляется непрерывно, в течение дня и ночи;
  • повышают квалификацию работников, благодаря чему их труд становится более продуктивным, ценным.

Самым популярным в настоящее время, из перечисленных способов повышения эффективности производства, является внедрение энергосберегающих технологий. Энергосберегающие технологии позволяют наиболее эффективно использовать энергоресурсы – нефть, газ, электричество. Благодаря этому уменьшаются затраты на производство, снижается расход природных ресурсов, что позволяет производителю не только увеличивать прибыль, но и жить в гармонии с природой.

Источник

Читайте также:  Способом обеспечивающим исполнение сторонами договора
Оцените статью
Разные способы