Первичное и производное возникновения государства.
Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется «слово божье», божественная воля со всеми вытекающими отсюда безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.
2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.
3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается «война всех против всех» есть «естественное состояние» людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.
4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, который выдается личности, способной управлять обществом. Государство является организация для осуществления такого руководства.
5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, что предполагает подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.
6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, что приводит к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляется организма человечески.
7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство — это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.
Как отмечалось, по мнению авторов классовой (экономической) теории происхождения государства причины возникновения государства и права всех народов одинаковы, а конкретные формы — различными, поскольку на этот процесс влияли разные факторы. Они различают следующие формы возникновения государства:
1) афинская (классическая) форма. Государство в афинском обществе возникла в результате обострения внутренних противоречий между знатными по происхождению и рядовыми членами общины, которые были смягчены путем последовательных реформ, без внутреннего или внешнего насилия;
2) римская форма. Государство в Риме возникла в результате борьбы между полноправными патрициями и неполноправными плебеями, которые не имели доступа к общественной земле и управления обществом. То есть, решающую роль сыграла внутренняя общественная борьба;
3) германская форма. Возникновение государства у германских племен было ускорено завоеванием германцами огромных римских владений. Германцы не могли властвовать над римлянами с помощью родоплеменных структур, поэтому и вынуждены были создать новый управленческий аппарат. За основу во многом они взяли именно римские государственные институты.
Государства возникают и в современном мире. Такое возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежней государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Производное возникновения государств имеет следующие варианты:
1) ликвидация бывшего государства в результате революции и возникновения нового государства (но на той же территории, населенной тем же народом). Примером тому может служить Первая республика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, возникшая в результате Октябрьской революции 1917 г.;
2) разделение государства. Таким образом возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеральной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;
3) сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, вышедшей из состава Эфиопии, Бангладеш, вышедшей из Пакистана;
4) объединение нескольких государств. Примером может служить объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.
5) возникновение государства в результате национально-освободительного движения. Создание новых государств на руинах колониальных империй (прежде всего — Британской и Французской) стало наиболее распространенным способом создания государств в ХХ в. Многие государства (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в результате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мирным путем. Некоторые из народов, добившихся независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие — нет. В любом случае и те, и другие новые государства изначально строились на государственных моделях, которые уже есть в мире. Большинство новых независимых государств ориентировались на государственный строй бывшей метрополии, однако некоторые провозглашали своим образцом социалистические государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от первоначально выбранных моделей.
6. Признаки социальных норм и их разновидности.
Социальные нормы — это исторически обусловленные общие правила поведения людей в обществе, является проявлением их сознательной волевой ди тельности и обеспечиваются различными средствами социального и дер дарственного влияния.
Каждая социальная норма имеет специфические черты, однако каждой из них присущи и общие для всех норм признаки:
1) регулируют отношения, которые существуют между людьми в обществе и между обществом и государством;
2) имеют общий характер, действуют как типичные регуляторы поведин ки, то есть распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение;
3) возникают в процессе исторического развития и функционирования су спильства, вследствие сознательной волевой деятельности людей;
4) гарантируются и обеспечиваются определенными средствами общественного или государственного воздействия.
Указанные признаки социальной нормы характеризуют ее, как важных ный регулятор общественных отношений, активно влияет на поведение людей и определяет его действия в различных жизненных обстоятельствах.
Все социальные нормы имеют общую цель — регулировать поведин ку людей, но различаются по способам создания, сферой действия.
Виды социальных норм:
1) по способу создания нормы права — это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкций лекционированы государством и направленных на урегулирование найважливи ших общественных отношений путем предоставления их участникам юриди ческих прав и возложение на них юридических обязанностей. Иными словами, это — правило, содержит разрешение, ограничение, запрет или возлагает позитивную обязанность, а также определяет, каким будет ном следует действовать при определенных обстоятельствах;
2) нормы морали — это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о чести, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное и обеспечиваются внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Нормы морали, обычно, зафиксированные до документальном, они существуют как нравственные ориентиры в сознании людей. Следует отметить, что в обществе, кроме классово обусловленных ленных моральных установок, сформировавшихся и нравственные требования за гальнолюдськои значимости, в частности забота о людях наклонно го возраста, оказание материальной и моральной помощи больным и малоимущим гражданам и т.п.;
3) корпоративные нормы (нормы объединений граждан) — это пра вила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, государство признает или даже придает им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную задачами определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, за ради которой они созданы. Эта группа социальных норм находит свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями, 4) обычаи — это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившиеся в обществе вследствие многократного ного повторения и использование в течение длительного времени в ана логических ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности. Разновидностью обычаев является традиции. Они также обусловлены привычкой, естественностью формирования и утверждения в сознании людей то го или иного типа поведения. Традиции охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а с сти лю поведения. Иными словами, традиции — это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закреплены в общественной практике результате многократного повторения в течение дли тельного времени и передаются из поколения в поколение.
Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью общности правила поведения. Традиции считаются более щего правилами чем обычаи. по сфере действия:
1) экономические нормы — это правила поведения, регулирующие е дносины в экономической сфере, т.е. связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;
2) политические нормы — это правила поведения, регулирующие от синими между социальными группами, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;
3) религиозные нормы — это правила поведения верующих людей, которые установлены различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов и т.д. (Библии, Торе, Коране, Ведах). Нормы религии регулируют отношения е верующим в пределах церкви или религиозной организации и по строку отправления ими религиозных культов.
Выполнение большинства социальных норм обеспечивается недер дарственными средствами: общественным осуждением, санкциями со стороны объединений
граждан, церкви и т.д.. Государство обеспечивает выполнение только норм права, которые отличаются от других социальных норм взаимосвязью с государством, направлениями и способами воздействия на общественные отношения.
Источник
Теория государства и права
2.2. Причины и формы возникновения государства
Около 10 тыс. лет назад в процессе длительного эволюционного развития общества возникло государство. Его появление обусловлено целым комплексом социальных, экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни человека. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Природу каждого явления и тем более государства трудно, но очень важно понять, ибо если начало определено неправильно, то мы рискуем истинностью целой науки и всех ее отправных положений.
Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании – это не стихийный процесс. Оно стало результатом саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития, требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра. Государство является продуктом сознательной, коллективной воли и деятельности человека, отражающей его жизненный опыт и уровень социального развития. Это естественный, объективно исторический процесс, проходящий без решающего влияния внешних обстоятельств. В то же время нельзя забывать о влиянии ряда сопутствующих факторов.
Этому процессу в определенной степени способствовало изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством, а также последующему оседлому проживанию на определенной территории. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, стали условием, но не послужили его причиной.
Причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта активизировало самостоятельность индивида, изменение в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена обусловило разрыв между трудом и собственностью, стимулировало появление частной собственности на орудия и продукты труда;
3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц, на социальные группы с различными, порой противоположными интересами. Этому процессу первобытное общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны;
4) поляризация интересов, обострение межклассовых противоречий, связанные с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека породили потребность по-новому организовать общество и обеспечить централизованное управление социальными процессами на основе независимого согласования интересов и обеспечения его консолидации. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволило содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.
Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.
Основные формы возникновения государства:
афинская – классическая, проявившаяся в реформах Тезея, Солона и Клисфена, поделивших население Аттики сначала по роду трудовой деятельности, затем по имущественному признаку и потом закрепивших их проживание на определенной территории;
римская – образование государства ускорила борьба чуждых плебеев против патрициев (коренного населения Рима), приведшая к формированию аппарата управления на паритетных началах;
древнегерманская – возникновению государства способствовало завоевание дикими германскими племенами (варварами) больших территориальных пространств, населенных различными народами и нуждающихся в централизованном управлении;
азиатская – формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ.
К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировалась специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства и повседневной жизни. Коллективная собственность превратилась в государственную и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.
Как свидетельствуют последние археологические сведения и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства могут быть не Афины (хотя именно они стали локомотивом истории), а восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.
Выделим признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя.
1. Объединение людей в первобытном обществе основывалось на кровно-родственных связях. В государстве в интересах управления и взимания налогов деление населения закреплялось по территориальному признаку.
2. Если организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением, то в условиях расслоения общества для управления общественными делами создается особая организация не только публичной, но и политической власти, специального аппарата, состоящего из служащих, профессионально осуществляющих управление, ориентированное на интересы определенного класса или социальной группы.
3. Для содержания аппарата государственной власти нужны материальные средства, которые собираются с населения путем налогов и сборов.
Источник