Проходной способ комплекс упражнений

Комплекс ОРУ без предмета проходным способом

Методика применения общеразвивающих упражнений

В занятиях гимнастикой общеразвивающие упражнения выполняются сериями и в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или их серии выполняются для развития определенных физических качеств. С помощью комплексов решаются различные задачи физического воспитания. В занятиях гигиенической гимнастикой они используются с оздоровительной целью, в занятиях производственной гимнастикой комплексы служат средством активного отдыха, в уроках гимнастики — подготавливают занимающихся к предстоящей работе и усвоению более сложных упражнений.

При составлении комплексов, прежде всего, нужно учитывать их назначение, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся.

Прежде всего, следует определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс в зависимости от его назначения, подобрать необходимые упражнения и установить их число (их может быть в комплексе 8-15).

При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими соображениями:

1. Подобранные упражнения должны отвечать назначению комплекса.

2. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств.

3. Упражнения должны быть доступными, то есть соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся.

Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков).

2. Вторым и третьим выполняются простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением руками; выпады с наклоном и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем, что очень важно для подготовки организма к предстоящей работе.

3. Следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Первая серия этих упражнений выполняется в таком порядке: упражнения для рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног. Вторая и третья серии выполняются в таком же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такое чередование упражнений позволяет постепенно увеличивать нагрузку и чередовать работу различных частей тела, что повышает эффективность мышечных усилий и создает условия для активного отдыха работающих мышц.

4. Далее в комплекс включаются 2-3 наиболее интенсивных и сложных упражнения для всех частей тела.

5. Как правило, упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц возможны растяжения мышечных волокон и связок. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения в расслаблении.

6. В конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности, при выполнении которых акцентируется внимание на обучении правильному дыханию. Заканчивается комплекс упражнениями на ощущение правильной осанки.

Каждое упражнение в комплексе должно повторяться от 4 до 8 раз, упражнения для развития силы — до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения в гибкости — до появления легких болевых ощущений.

Способы проведения ОРУ

Раздельный (или обычный) способ проведения. Характеризуется наличием пауз между отдельными упражнениями комплекса, а также относительным постоянством места действия учеников.

Для принятия исходного положения подаётся исполнительная часть команды: «СТАВЬ!» — при перемене положения рук и прямых ног; «Исходное положение при-НЯТЬ!» — во всех других случаях; «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!» — как замена предыдущей команды. Для начала упражнения подаются команды: «Упражнение начи-НАЙ!»; «Приступить к выполнению упражнения!» — при выполнении упражнений в индивидуальном темпе.

Для окончания упражнения подаются команды: «СТОЙ!» и «Закончить упражнение!» — если этому предшествовала команда «Приступить к выполнению упражнения!». По окончанию выполнения упражнения после команды «СТОЙ!» ученики принимают положение стойки «вольно», за исключением случаев, когда упражнение выполняется в положении лёжа или сидя. В этих случаях ученики после команды «СТОЙ!» принимают положение седа. Если нужно перевести учеников в стойку, подаётся команда «ВСТАТЬ!».

Поточный способ проведения заключается в том, что все упражнения комплекса или отдельные его части выполняются непрерывно, без остановки. Этот способ проведения повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС в связи с необычностью условий получения представлений об упражнениях. Обычно этим способом проводят упражнения с подготовленными учениками. При составлении комплекса для поточного способа проведения упражнений рекомендуется:

1. Использовать знакомые ученикам и относительно простые по форме упражнения;

2. Найти простые и удобные переходы от одних упражнений к другим.

Очередное упражнение называется в момент выполнения предыдущего. Называть упражнение предельно кратко, с паузами, в соответствии с темпом и ритмом выполняемого упражнения. Называя очередное упражнение, нужно выполнять то упражнение, которое выполняют ученики. Показывать новое упражнение можно только тогда, когда группа начнёт его выполнять.

Для перехода к следующему упражнению подаются команды: предварительная (подсказывающая) — «Последний раз, 3»; исполнительная — «Можно!».

Проходной способ проведения заключается в том, что упражнения выполняются на ходу или со значительным перемещением учеников. Применяются два варианта проведения упражнений этим способом, отличающиеся построением и рисунком передвижения учеников:

А) выполняя упражнения, ученики одновременно передвигаются по площадке;

Б) выполняя упражнения, ученики передвигаются поочерёдно шеренгами, используя всю площадь зала.

Во втором варианте полностью проявляются преимущества проходного способа.

Способы обучения ОРУ

1. По показу. Упражнение показывают «зеркальным» способом, стоя лицом к занимающимся, и наоборот. Для начала подается команда: «Исходное положение (указывается способ исполнения — прыжком, шагом) ПРИНЯТЬ!» Если кто-либо ошибся, дается указание: «Смотрите, как это сделал я» — и далее: «Со мной упражнение — начи-НАЙ!». Проводящий проделывает все упражнения 2-3 раза вместе с группой. Если занимающийся допускает ошибки, дается указание: «Посмотрите на меня и обратите внимание на движение руки» (или другой части тела) и т.д. Для окончания упражнения вместо последнего счета «4» или «8» дается команда: «СТОЙ!». По этой команде занимающиеся останавливаются в исходном положении и по следующей команде принимают стойку «вольно».

Читайте также:  Что значит релевантный способ

При проведении общеразвивающих упражнений с детьми первых-вторых классов все действия выполняются по распоряжениям, а непо командам. Учитель говорит: «Примите такое исходное положение, как я, посмотрите внимательно на мои руки, туловище, ноги. Со мной упражнение — начи-НАЙ! Смотрите внимательно и делайте все, как делаю я». В этом случае для окончания упражнения дается распоряжение: «Закончить упражнение».

2. По рассказу. Проводящий занятие называет исходное положение, из которого будет выполняться упражнение, и рассказывает, что нужно выполнить на первый счет, второй и т.д. Затем подает команду: «Исходное положение — ПРИНЯТЬ!» Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!» — и по ходу движения подсказывает, что нужно делать на каждый счет: «Руки вверх, наклон вперед, выпрямиться» и т.д.

Если упражнение выполняется без музыкального сопровождения, то преподаватель регулирует темп счетом и все время делает указания, исправляя ошибки.

В младших классах преподаватель в рассказе не использует терминологических названий, а лишь поясняет, что нужно делать.

Рассказ может быть имитационным. Дети младшего возраста сохраняют склонность подражать виденным действиям. Поэтому при выполнении упражнений целесообразно пользоваться способом имитации движений. Преподаватель все действия детей сопровождает рассказом: «Делайте движения руками, как птицы крыльями, — летите. Продвигайтесь, как прыгает мяч, сядьте на пол» и т.д.

3. По показу и рассказу. Преподаватель, показывая упражнение, объясняет, как его выполнять, обращает внимание на более трудные места. Далее командует. По ходу выполнения он все время уточняет движения, подсказывая, как лучше их выполнить.

4. По разделениям. Преподаватель подает команду: «Исходное положение — ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее командует: «Упор присев принять — делай раз!» (проверяет и требует правильного исполнения). «Упор лежа — делай два!» (снова дает указания, как правильно выполнить его). «Согнуть руки — делай, три» и т.д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом (слитно) упражнение — начи-НАЙ!». Далее, как и в предыдущих способах.

Применение такого способа повышает плотность занятий, позволяет уточнять движения и правильно их выполнять.

5. Игровой способ. Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантазированию. Они легко все действия представляют в виде игр, поэтому многие упражнения по содержанию можно приблизить к игровым действиям. В занятиях используются подвижные игры, которые по своему характеру и замыслу требуют выполнения различных движений. Это «Запрещенные движения», «Передача мячей по кругу», «Пятнашки» и др.

Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сигналу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и.п., а по сигналу руки на пояс — стоя на коленях, наклониться назад. По сигналу хлопки в ладони разрешается свободно бегать и играть в зале, а по сигналу свисток — все быстро должны стать на свои места. Какая колонна (звено) быстрее станет на свои места, та выиграет.

В третьих и четвертых классах применяются игры: «Удочка», «Бой петухов» (для мальчиков), «Пятнашки мячом», «Перетягивание друг друга», «День и ночь» (более сложные упражнения); «Передача набивных мячей в колонне» (разными способами); перепрыгивание через гимнастическую палку (стоя в колоннвх), которую один из учеников проносит на высоте 10-20 см от пола, перетягивание каната и др.

Алгоритм разработки комплексов ОРУ:

1. Продумать в целом весь комплекс упражнений с тем, чтобы он содержал упражнения на все мышечные группы и суставные соединения.

2. Определить последовательность упражнений — сверху — вниз.

3. Записать названия упражнений в столбик.

4. Продумать исходные положения ног и рук.

5. Записать последовательность движений отдельными частями тела в упражнении на 4-8 счётов.

6. Составить таблицу, содержащую содержание упражнения, дозировку, организационно-методические указания (в этой графе необходимо указать правильное выполнение ключевых движений).

При разработке комплекса ОРУ с предметами исходные положения и движения рук не указываются — указывается положение, способ хвата и движения предмета.

Для подготовки к проведению разработанного комплекса ОРУ выучить:

-последовательность выполнения упражнений;

— названия исходных положений;

— названия движений отдельных частей тела.

— для отработки «зеркального показа» проговорить вслух с одновременным выполнением перед зеркалом всех упражнений с называнием и.п. и ведением счёта.

Проведение ОРУ с предметами требует более строгой организации:

— заранее готовить предметы и продумывать способы их раздачи и сбора;

— предупреждать стихийную манипуляцию предметами, своевременно указывая, где и как их следует держать;

— учить способам держания предметов до их использования в упражнениях;

— обеспечить безопасное расположение занимающихся с учетом движений предметами.

Комплекс ОРУ без предмета проходным способом

На первые 3 счета выполняются 3 шага с левой, на 4 – приставить правую в и.п.

1 – стойка на носках, руки вперед;

3 – стойка на носках, руки в стороны;

Читайте также:  Социально экономические типы производства способы

1 – полуприсед, руки вперед;

2 – выпрямиться, руки к плечам;

3 – присед, руки вверх;

3) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью;

1 – поворот туловища направо, руки в стороны, ладонями кверху;

3-4 – то же в другую сторону.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;

1 – наклон вправо, руки вверх;

3 – наклон влево, руки вверх;

1 – наклон, руки вперед;

2 – присед, руки в стороны;

6) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;

1-3 – 3 пружинных наклона назад;

7) И.п. – руки в стороны;

1 – мах правой с хлопком под ногой;

3 – мах левой с хлопком под ногой;

8) И.п. – упор присев;

1 – выпрямляясь, мах правой назад, руки вверх;

3-4 – то же с левой.

9) И.п. – руки на пояс;

1-4 – 4 прыжка с поворотом направо;

Следующий раз – 4 прыжка с поворотом налево.

Дата добавления: 2020-11-27 ; просмотров: 1107 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

172 Проходной способ

Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр за­ла. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором слу­чае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, уча­щиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением впе­ред: 1-3 — начиная левой три шага вперед; 4 — приставить правую, 5 — присед, руки в стороны; б встать, руки вверх;

7 — присед, руки вперед; 8 — и. п. Учитель, продвигаясь впе­ ред спиной к классу, показывает первое упражнение, и по ко­ манде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в пер­ вый раз вторая шеренга занимает и. и. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет уп­ ражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по два человека учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполня­ ют новое.

Такой способ позволяет включать в занятие не только ти­пичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное со­провождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэто­му, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащие­ся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточ­ным способами.

Круговой способ

Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа прове­дения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем.

8 зале определяются несколько мест занятий (станций) в зави-

симости от имеющихся гимнастических снарядов и инвента­ря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделе­ний) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокраще­ния затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с уп­ражнениями для данной «станции» и указанием режимов ра­боты. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют из­вестное количество упражнений и переходят на следующее ме­сто занятий против часовой стрелки, и так до завершения пол­ного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число по­вторений на каждом месте занятий и скорость выполнения за­даний.

Примерная схема организации круговой тренировки на уро­ках гимнастики следующая. На первом уроке учащиеся знако­мятся с расположением станций и организацией занятий на них, последовательностью выполнения и т. п. На втором уроке определяют МТ (максимальный тест, т. е. максимальное коли­чество повторений) выполнения упражнений на каждой стан­ции, нагрузки по схеме МТ : 2 или МТ : 4 в зависимости от фи­зической подготовленности учащихся, на 3-6-м уроке по схеме (МТ : 4) + 1 или (МТ : 2) + 1 с последующим увеличением на ка­ждом занятии на одно или несколько повторений. На 7-м уро­ке определяется новый МТ. В комплексы круговой тренировки на уроках гимнастики подбираются упражнения, преимущест­венно направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота и спины, увеличение подвижности суставов, укрепле­ние всей мускулатуры, а также тренировку вестибулярного ап­парата.

Для примера приведем несколько вариантов круговой трени­ровки для основной части урока гимнастики. Наиболее распро­страненными здесь являются упражнения для развития силы. Как уже отмечалось выше, для этой цели более эффективен комбинированный метод, используемый по принципу круговой тренировки. При этом возможны два варианта*.

«Приводятся из кн.: Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособие / Сост. A.M. Шлемин, П.К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977.

Первый вариант Упражнения проводятся по кругу для развития силы мышц разных частей тела с использованием одновременно всех четы­рех методов развития силы (рис. 44).

Читайте также:  Все способы рыбной ловли

1-е место — упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

методом динамических усилий;

методом больших усилий;

методом изометрических усилий;

методом повторных усилий.

2-е место — упражнения для мышц брюшного пресса:

методом динамических усилий;

методом больших усилий;

методом изометрических усилий;

методом повторных усилий.

3-е место — упражнения для мышц спины:

методом динамических усилий;

методом больших усилий;

методом изометрических усилий;

методом повторных усилий.

4-е место — упражнения для мышц ног:

методом динамических усилий;

методом больших усилий;

методом изометрических усилий;

методом повторных усилий.

Примерный комплекс упражнений для этого варианта может выглядеть следующим образом.

Первое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа максимальное ко­личество раз за 10 с (метод динамических усилий).

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягоще­нием (набивной мяч, гантели, гиря и т. п.), позволяющим вы­полнить это упражнение 2-3 раза (метод больших усилий).

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с 2-3 оста­новками при разных углах сгибания рук и удерживанием в ка­ждой из поз 5-6 с (метод изометрических усилий).

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа; ес­ли учащиеся выполняют это упражнение без отягощений боль­ше 10-12 раз, то необходимо добавить отягощение, чтобы воз­можность выполнения была не более 10-12 раз (метод повтор­ных усилий).

Второе место. Упражнения для развития силы мышц брюш­ного пресса.

Поднимание ног из положения лежа на наклонно постав­ленной скамейке (выполнить максимальное количество за 10 с).

Из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с набивным мячом (вес должен быть таким, чтобы выполнить уп­ражнение можно было максимум 5-6 раз).

Из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с двумя остановками при различных углах сгибания и удержива­нием 5-6 с в каждой из поз.

Из положения лежа на наклонно поставленной скамейке поднимание ног до отказа. Отягощением может служить на­бивной мяч, зажатый между ступнями. Нагрузку можно регу­лировать, меняя угол наклона скамейки или мячи с разным весом.

Третье место. Упражнения для мышц спины.

Из положения лежа на животе на коне продольно, ногами зацепившись за рейку гимнастической стенки, поднимание и опускание туловища максимальное количество раз за 10 с.

И. п. то же, выполнить упражнение с отягощением (набив­ной мяч за головой, гантели), нагрузка увеличивается, если ру­ки с отягощением поднять вверх. Упражнение выполнить мето­дом больших усилий.

Выполнить поднимание и опускание туловища с двумя ос­тановками и удержанием 5-6 с в каждой из статических поло­жений (удержание можно выполнить в верхней точке и в гори­зонтальном положении).

И. п. то же, поднимание и опускание туловища до отказа. Отягощение должно быть таким, чтобы возможность выполне­ния была не более 10-12 раз.

Четвертое место. Упражнения для мышц ног.

1. Приседание с набивным мячом за головой. Выполнить мак-

симальное количество раз за 10 с, скорость выполнения к кон­цу не должна снижаться.

Приседание с партнером на плечах, количество возможных повторений должно быть не более 5-6 раз.

Приседание с отягощением или на одной ноге с 2-3 оста­новками при разных углах сгибания ног и удержанием в каж­дой из поз 5-6 с.

Приседание на одной ноге до отказа. Если это упражнение выполняется больше 10—12 раз, то отягощение увеличить та­ким образом, чтобы упражнение можно было выполнить не бо­лее 10-12 раз.

Отличается от первого тем, что упражнения в кругу даются для одних и тех же групп мышц и на каждом месте выполняют­ся только с использованием одного метода.

Примерный комплекс для этого варианта может быть следую­щим.

Первое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом динамических усилий.

Подтягивание (максимальное количество раз за 10 с).

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (максимальное ко­личество раз за 12 с).

Второе место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом больших усилий.

Подтягивание с отягощением (набивной мяч, гантели, ги­ря и т. п.). Возможность повторений не более 5-6 раз.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягоще­нием, условия те же, что и при выполнении первого упражне­ния.

Третье место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом изометрических усилий.

Встать на середину резинового бинта, концы взять в руки. Поднимание рук в стороны, растягивая резиновый бинт (амор­тизатор), с остановками и удерживанием статических положе­ний по 5-6 с в каждом при различных углах (остановки можно выполнять при углах 45° и 90°, нагрузку можно увеличить за счет предварительного натяжения бинта).

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с остановка­ми и удерживанием 5-6 с в каждом из них.

Четвертое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом повторных усилий. 1. Подтягивание до отказа (10-12 раз).

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа (10-12 раз).

Таким же способом можно дать упражнения для других групп мышц. На каждом месте должно быть не менее 2- 3 уп­ражнений, выполняемых с паузами в 20-40 с. Пауза для пере­хода к другому месту — 2-3 мин.

Приведем еще два комплекса, направленных на развитие си­лы и гибкости, рекомендованных И. А. Гуревичем (рис. 45, 46).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью
Разные способы