Проходной способ
Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, учащиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением вперед: 1-3 — начиная левой три шага вперед; 4 — приставить правую, 5 — присед, руки в стороны; б встать, руки вверх;
7 — присед, руки вперед; 8 — и. п. Учитель, продвигаясь впе
ред спиной к классу, показывает первое упражнение, и по ко
манде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять
его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в пер
вый раз вторая шеренга занимает и. и. С началом выполнения
упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая
шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет уп
ражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После
этого противоходом налево и направо в обход по два человека
учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом
они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполня
ют новое.
Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащиеся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточным способами.
Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 2228 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
172 Проходной способ
Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, учащиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением вперед: 1-3 — начиная левой три шага вперед; 4 — приставить правую, 5 — присед, руки в стороны; б встать, руки вверх;
7 — присед, руки вперед; 8 — и. п. Учитель, продвигаясь впе ред спиной к классу, показывает первое упражнение, и по ко манде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в пер вый раз вторая шеренга занимает и. и. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет уп ражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по два человека учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполня ют новое.
Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащиеся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточным способами.
Круговой способ
Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем.
8 зале определяются несколько мест занятий (станций) в зави-
симости от имеющихся гимнастических снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокращения затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с упражнениями для данной «станции» и указанием режимов работы. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий.
Примерная схема организации круговой тренировки на уроках гимнастики следующая. На первом уроке учащиеся знакомятся с расположением станций и организацией занятий на них, последовательностью выполнения и т. п. На втором уроке определяют МТ (максимальный тест, т. е. максимальное количество повторений) выполнения упражнений на каждой станции, нагрузки по схеме МТ : 2 или МТ : 4 в зависимости от физической подготовленности учащихся, на 3-6-м уроке по схеме (МТ : 4) + 1 или (МТ : 2) + 1 с последующим увеличением на каждом занятии на одно или несколько повторений. На 7-м уроке определяется новый МТ. В комплексы круговой тренировки на уроках гимнастики подбираются упражнения, преимущественно направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота и спины, увеличение подвижности суставов, укрепление всей мускулатуры, а также тренировку вестибулярного аппарата.
Для примера приведем несколько вариантов круговой тренировки для основной части урока гимнастики. Наиболее распространенными здесь являются упражнения для развития силы. Как уже отмечалось выше, для этой цели более эффективен комбинированный метод, используемый по принципу круговой тренировки. При этом возможны два варианта*.
«Приводятся из кн.: Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособие / Сост. A.M. Шлемин, П.К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977.
Первый вариант Упражнения проводятся по кругу для развития силы мышц разных частей тела с использованием одновременно всех четырех методов развития силы (рис. 44).
1-е место — упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
методом динамических усилий;
методом больших усилий;
методом изометрических усилий;
методом повторных усилий.
2-е место — упражнения для мышц брюшного пресса:
методом динамических усилий;
методом больших усилий;
методом изометрических усилий;
методом повторных усилий.
3-е место — упражнения для мышц спины:
методом динамических усилий;
методом больших усилий;
методом изометрических усилий;
методом повторных усилий.
4-е место — упражнения для мышц ног:
методом динамических усилий;
методом больших усилий;
методом изометрических усилий;
методом повторных усилий.
Примерный комплекс упражнений для этого варианта может выглядеть следующим образом.
Первое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа максимальное количество раз за 10 с (метод динамических усилий).
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягощением (набивной мяч, гантели, гиря и т. п.), позволяющим выполнить это упражнение 2-3 раза (метод больших усилий).
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с 2-3 остановками при разных углах сгибания рук и удерживанием в каждой из поз 5-6 с (метод изометрических усилий).
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа; если учащиеся выполняют это упражнение без отягощений больше 10-12 раз, то необходимо добавить отягощение, чтобы возможность выполнения была не более 10-12 раз (метод повторных усилий).
Второе место. Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса.
Поднимание ног из положения лежа на наклонно поставленной скамейке (выполнить максимальное количество за 10 с).
Из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с набивным мячом (вес должен быть таким, чтобы выполнить упражнение можно было максимум 5-6 раз).
Из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с двумя остановками при различных углах сгибания и удерживанием 5-6 с в каждой из поз.
Из положения лежа на наклонно поставленной скамейке поднимание ног до отказа. Отягощением может служить набивной мяч, зажатый между ступнями. Нагрузку можно регулировать, меняя угол наклона скамейки или мячи с разным весом.
Третье место. Упражнения для мышц спины.
Из положения лежа на животе на коне продольно, ногами зацепившись за рейку гимнастической стенки, поднимание и опускание туловища максимальное количество раз за 10 с.
И. п. то же, выполнить упражнение с отягощением (набивной мяч за головой, гантели), нагрузка увеличивается, если руки с отягощением поднять вверх. Упражнение выполнить методом больших усилий.
Выполнить поднимание и опускание туловища с двумя остановками и удержанием 5-6 с в каждой из статических положений (удержание можно выполнить в верхней точке и в горизонтальном положении).
И. п. то же, поднимание и опускание туловища до отказа. Отягощение должно быть таким, чтобы возможность выполнения была не более 10-12 раз.
Четвертое место. Упражнения для мышц ног.
1. Приседание с набивным мячом за головой. Выполнить мак-
симальное количество раз за 10 с, скорость выполнения к концу не должна снижаться.
Приседание с партнером на плечах, количество возможных повторений должно быть не более 5-6 раз.
Приседание с отягощением или на одной ноге с 2-3 остановками при разных углах сгибания ног и удержанием в каждой из поз 5-6 с.
Приседание на одной ноге до отказа. Если это упражнение выполняется больше 10—12 раз, то отягощение увеличить таким образом, чтобы упражнение можно было выполнить не более 10-12 раз.
Отличается от первого тем, что упражнения в кругу даются для одних и тех же групп мышц и на каждом месте выполняются только с использованием одного метода.
Примерный комплекс для этого варианта может быть следующим.
Первое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом динамических усилий.
Подтягивание (максимальное количество раз за 10 с).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (максимальное количество раз за 12 с).
Второе место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом больших усилий.
Подтягивание с отягощением (набивной мяч, гантели, гиря и т. п.). Возможность повторений не более 5-6 раз.
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягощением, условия те же, что и при выполнении первого упражнения.
Третье место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом изометрических усилий.
Встать на середину резинового бинта, концы взять в руки. Поднимание рук в стороны, растягивая резиновый бинт (амортизатор), с остановками и удерживанием статических положений по 5-6 с в каждом при различных углах (остановки можно выполнять при углах 45° и 90°, нагрузку можно увеличить за счет предварительного натяжения бинта).
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с остановками и удерживанием 5-6 с в каждом из них.
Четвертое место. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются методом повторных усилий. 1. Подтягивание до отказа (10-12 раз).
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа (10-12 раз).
Таким же способом можно дать упражнения для других групп мышц. На каждом месте должно быть не менее 2- 3 упражнений, выполняемых с паузами в 20-40 с. Пауза для перехода к другому месту — 2-3 мин.
Приведем еще два комплекса, направленных на развитие силы и гибкости, рекомендованных И. А. Гуревичем (рис. 45, 46).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
ОРУ проходным способом
I. Ходьба, ходьба с заданием: на носках руки вверх; на пятках, руки за голову; рывками, со сменой положения рук на каждый шаг; наклоном на каждый шаг.
· 1–4 – 4 приставных шага левой;
5–8 – 4 шага правой;
9–10 – приставной шаг левой;
11–12 – приставной шаг правой;
13–16 – 4 шага вперед.
· 1 – руки перед грудью;
2 – руки в стороны;
3 – хлопок руки вверх;
· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;
5–6 – поворот туловища вправо, правая рука вправо, левая за голову;
7–8 – то же в другую сторону.
· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;
5–8 – 3 наклона вперед, выпрямиться;
· 1–4 – 3 шага вперед, приставить ногу;
5–7 – равновесие на левой, правой;
· И.п.: упор стоя согнувшись.
1 – выпад левой, руки вверх;
3–4 – тоже другой ногой.
· 1 – левая рука на пояс;
2 – левая рука к плечу, правая рука на пояс;
3 – левая рука вверх, правая к плечу;
5 – левая к плечу;
6 – левая рука на пояс, правая к плечу;
7 – левая рука вниз, правая на пояс;
8 – правая рука вниз.
· 1–4 – 4 прыжка на правой, левая согнута вперед;
5–8 – 4 прыжка на левой, правая согнута назад;
9–16 – то же другой ногой.
II. Бег. Бег с заданием: высоко поднимая бедро, руки на пояс; сгибая ноги назад, руки вперед; прямыми ногами вперед, руки в стороны; то же назад.
ОРУ без предметов
ОРУ способствуют совершенствованию двигательного аппарата, с их помощью укрепляются мышечно-связочный аппарат и весь организм в целом.
I. И.п.: стойка руки в стороны.
1–2 – круговое движение головой влево;
3–4– то же вправо.
II. И.п.: стойки ноги врозь, руки к плечам.
1–4 – четыре круговых движения руками вперед;
5–8 – четыре круговых движения руками назад.
III. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон влево, руки вверх;
3–4 – то же вправо.
IV. И.п.: сед, руки вверх.
1 – наклон к левой;
3 – наклон к правой;
V. И.п.: упор сидя сзади.
VI. И.п.: стойка руки в стороны.
VII. И.п.: широкая стойка, руки вперед.
1 – присед на левой, руки вверх;
3 – присед на правой, руки в стороны;
1 – левая вперед, руки в стороны;
2 – выпад левой вперед, руки вверх;
3 – стойка ноги врозь с поворотом направо, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны;
4 – стойка ноги врозь;
5 – наклон назад;
6 – стойка ноги врозь;
7 – с поворотом влево согнуть левую, руки в стороны;
9–16 – то же в др. сторону.
IX. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – прыжок в стойке скрестно левой;
3 – прыжок в стойку скрестно правой;
ОРУ в кругу
Эти упражнения решают не только физиологические задачи, но и воспитательные, такие как воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий педагога.
I. И.п.: о.с. руки на плечах впереди стоящего.
1–2 – круг левой рукой книзу;
3–4 – то же правой;
5–8 – 2 круга двумя руками книзу;
9–16 – то же по кругу руками кверху.
II. И.п.: о.с. руки на плечах впередистоящего.
1 – правую вперед;
2 – выпад правой вперед;
3 – толчком правой, стойка на левой, правая вперед;
5–8 – тоже другой ногой.
III. И.п.: о.с. руки на плечах партнера.
1–2 – присед на правой, левая вперед-влево;
5– 8 – то же другой ногой.
IV. И.п.: о.с. руки на поясе впередистоящего.
1 – левая на носок;
2 – мах левой влево;
3 – левая на носок;
5–7 – 3 маха левой;
9–16 – то же другой ногой.
V. И.п.: о.с. лицом в круг.
1–4 – наклон вперед, 3 шага руками в упор лежа;
7–8 – поворот кругом.
VI. И.п.: о.с. лицом в круг.
2 – упор лежа на согнутых руках;
4 – согнуть руки;
5 – разгибая руки упор присев;
7–8 – поворот кругом.
VII. И.п.: сед, руки на плечах партнеров.
1–3 – 3 пружинистых наклона вперед;
1–2 – лечь на спину;
IX. И.п.: о.с. руки на плечах партнеров.
1–4 – 4 прыжка на двух вправо;
5–8 – 4 прыжка на месте прямыми ногами вперед поочередно;
9–16 – то же в другую сторону.
X. И.п.: стойка ноги врозь, руки на плечах впередистоящего.
1 – правую руку вверх с поворотом туловища вправо, положить ее за голову сзади стоящего;
2–3 – 2 пружинистых наклона к правой;
5–8 – то же в другую сторону.
ОРУ в парах
Эти упражнения способствуют приучению коллективным действиям и взаимовыручки.
I. И.п.: стойка спиной к партнеру, взявшись за руки.
1–2 – встать на носки, руки через стороны вверх;
II. И.п.: стойка боком к друг другу, взявшись за руки.
1–3 – три круговых движения свободной рукой назад;
4 – поворот на 180º;
5–8 – тоже другой рукой.
III. И.п.: стойка левым боком друг к другу, взявшись за руки.
1 – выпад правой вправо, правая рука вверх-в сторону;
IV. И.п.: стойка ноги врозь, спиной друг к другу, взявшись под руки.
1–3 – три пружинистых наклона вправо;
5–8 – в другую сторону.
V. И.п.: взявшись за руки в стороны.
1–4 – одновременный поворот на 360º вправо;
5–8 – то же влево.
VI. И.п.: о.с. спиной друг к другу, на расстоянии шага.
1 – поворот туловища влево, взяться за руки;
3 – поворот туловища вправо, взяться за руки;
VII. И.п.: сед спиной друг к другу, взявшись под руки.
1–2 – 1-й – наклон вперед, преодолевая вес второго,
2-й – наклон назад, опираясь на спину первого;
5–8 – тоже, наклон вперед выполняет второй.
VIII. И.п.: 1-й – упор лежа,
2-й – стойка держа за ноги 1-го;
1 – 1-й – согнуть руки,
2-й – отставляя правую назад, присед на левой;
5–8 – партнеры меняются и.п.
IX. И.п.: лежа на спине, взявшись за руки вверху.
1–3 – стойка на лопатках;
X. И.п.: сед ноги врозь, опираясь стопами, взявшись за руки.
1 – 1-й – наклон назад,
2-й – наклон вперед;
3 – 2-й – наклон назад,
1-й – наклон вперед;
XI. И.п.: стойка на правой лицом друг к другу, левая в руке партнера.
Источник