Профориентация как средство социализации школьников
Цель: Реализация идеи профильности старшей ступени, ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через: предметы и спецкурсы; индивидуальные маршруты; индивидуальные учебные планы (ИУП); детско-родительские игры; беседы с учащимися и их родителями.
Опыт работы в МБОУ “СОШ № 37”.
В школе созданы условия, позволяющие учащимся 10 — 11 классов целенаправленно осуществлять свое профильное обучение, так как у большинства из них, еще в основной школе, была сформирована способность самоопределения, они научились делать выбор.
В школе проходят:
- двухмесячник по профориентационной работе по теме: “Выбираешь профессию – выбираешь и будущее!” с целью активизации работы профессиональной ориентации учащихся.
- разнообразные по форме и содержанию мероприятия: тематические занятия для учащихся старшего звена “Я выбираю профессию”, спецкурс “Мой выбор” в восьмых классах, индивидуальный маршрут “Кем быть?” и детско-родительская игра “Профессию выбираем вместе” в девятых классах, конкурсные и игровые программы для учащихся начального звена, выставки рисунков, фотовыставки, конкурсы сочинений, экскурсии; КВН.
- выставки детского рисунка “Радуга профессий”; фотовыставка “Профессии моих родителей” (врач, учитель, водитель, строитель, шахтер, горный мастер и др) в которой участвуют учащиеся 5-8 классов.
В школе создана инициативная группа под руководством профориентатора, которая обеспечивает работу кабинета профориентации с учащимися 5-11-х классов. В работу инициативной группы руководитель привлекает учащихся старших классов, которые имеют склонность к профессиям типа “человек-человек” или “человек — художественный образ”, что легко выяснить с помощью опросника ДДО. Персональный состав инициативной группы утверждается на заседании школьного Совета по профориентации.
В её задачи входит:
- Проводить экскурсии с учащимися начальных классов в школьный кабинет профориентации.
- Собирать и оформлять профориентационные материалы.
- Выдавать профинформационные материалы учащимся во время дежурства.
- Проводить экскурсии со школьниками на передвижные выставки предприятий, в школы и ПТУЗы района, города.
В 5 — 9 классах уделяется большое внимание формированию у школьников представление о главных отраслях народного хозяйства, интереса к определенной области трудовой деятельности, стремлении получить профессию в средних профессиональных училищах, ознакомлению со средними специальными учебными заведениями, направлениями профессионального обучения в старших классах.
В 10 — 11 классах — закреплению у учащихся интереса к профессии, с возможностями продолжения образования в различных учебных заведениях. Более полную информацию о профессиональной направленности можно получить в профориентационном кабинете, где создана картотека “Куда пойти учиться?”, содержащая информацию об учебных заведениях (адрес, специфика, будущая профессия). Ценный профконсультационный материал — рекомендации врача по профориентации учащихся.
Под руководством наставника, работающего в кабинете, старшеклассники составляют характеристики профессий.
- профессиограммы (характеристики) рабочих профессий, справочную, научно-популярную и другая литературу о профессиях, учебных заведениях, людях труда;
- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, муляжи, модели; схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.
Основной целью профилизации в школе является предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. Поэтому в школе созданы все условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Эти условия включают: индивидуализацию учебного процесса; расширение пространства социальной деятельности учащихся; переход от предметного к деятельностному освоению материала. Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счёт создания условий для самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к-последующему профессиональному образованию. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них являться “надстройкой” профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того, или иного учебного предмета. Другие элективы, должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов послужили курсы: “Математической статистики” для школьников, выбравших экономический профиль, “Компьютерная графика” для индустриально-технологического профиля или “История искусств” для гуманитарного профиля.
Профориентационная работа в школе показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социализации школьников, создание организованной внешней среды, введение специальных курсов в учебный план образовательного учреждения позволили создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников образовательного учреждения, у выпускников определились профессиональные намерения, значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность.
Источник
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
статья на тему
Социализация и профориентация
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе. | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация и профориентация
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Важнейшим направлением социализации является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. Особого внимания в настоящее время заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации учащихся школы VIII вида в современном социуме. Молодые люди часто попадают в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой. В центре внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. К важнейшим задачам деятельности педагога относится помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении. Профориентация и социализация детей с ОВЗ должна быть организована с учетом следующих позиций. Во-первых, профориентация — достаточно длительный процесс, в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора. Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психологического, социального характера. В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предполагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств. В-четвертых, своеобразие профориентации и социализации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации.
Одним из важнейших звеньев работы педагогов является оказание помощи учащимся в социально-профессиональной адаптации. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Именно школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Можно отметить, что на сегодняшний день в нашей школе сложились не только внутренняя система работы, но и система взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями, а так, же установлены связи с учреждениями других ведомств(центр «Семья»ПДН). В нашей школе наряду с трудовой подготовкой в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком существуют проблемы, которые являются характерными для всех учащихся с ОВЗ:
— заниженный уровень жизненных притязаний вне школы;
-неадекватность самооценки: у некоторых явно завышены профессиональная самооценка. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией;
-бедность жизненного опыта, ограниченность знаний;
— несфомированность социальных компетенций данной категории детей;
— школьникам неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда;
— учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии и
— нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными
Поэтому мы стараемся создать эффективную систему профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда. Все практические занятия, общешкольные мероприятия воспитатели в отрядах проводят для того. чтобы: расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий», сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией, сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. В нашей школе-интерната используются различные формы и методы адаптации: тренинги; индивидуальные задания; профдиагностика; профконсулътации; профориентационные уроки; профессиографические игры; профвстречи; профэкскурсии; профильное обучение.
Воспитатели организуют: индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции, познавательные игры (1-4 класс -Знакомство с профессиями родителей».5-7 классы «Мир профессий». 8 класс «Мы выбираем». Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» Викторина «Что, где, когда?» о профессиях (5-8 классы).«Путешествие по профессиям».Игра-«Знакомство с миром профессий». (5-8 классы). Защита проектов, по теме «Новые профессии в современном мире» (7-8 кл. )
-проведение профессиональной диагностики обучающихся 5-8 классов «Сделай правильный выбор»
-организация встреч с представителями профессиональных учебных заведений ;
— ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
— организуют посещение учащимися дней открытых дверей средних профессиональных учебных заведенияхг.Котово.г.Камышина;
— организуют тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия(в пожарную часть. в лесхоз, магазины, парикмахерские;
— оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
— проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
— организуют встречи учащихся с выпускниками школы – студентами профессиональных учебных заведений;
-работают с детьми на пришкольном участке;
-благоустроивают пришкольную территорию;
-разрабатывают социальные проекты для оформления цветочных клумб у школы и
внедрение его в действие, проекты по озеленение отрядных зленых уголков;
— способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели,конкурсы ;
— обеспечивают профориентационную направленность практических занятий, формируя у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
— способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Оптимальными психолого-педагогическими условиями подготовки учащихся школы к процессу социально-профессиональной адаптации являются: адекватное профессиональное самоопределение учащихся; первоначальная профессиональная подготовка; приобретение знаний и умений по самоанализу и саморегуляции жизнедеятельности. В систему профориентационной деятельности в, нашей школе, входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
-анкетирование родителей обучающихся;
-привлечение родителей школьников для бесед в мире профессий;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
— организация детско-родительских мероприятий.
В процессе решения вопросов социализации и профориентации учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода .Необходимо вести:
1. Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, следует проводить, начиная со старшего
дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое
профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх.
2. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
3. Методический инструментарий для определения типологических особенностей
личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям
подростка с ОВЗ.
4. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать
профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
5. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить
психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для
овладения той или иной профессией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика.
Доклад на VIII Международной конференции дефектологов 15 ноября 2012 года.
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения.
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат.
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса».
Материал I Открытых Алишевских педагогических чтений «Свободное время детства: За и против», 2011 г.
Текст доклада на городскую августовскую конференцию.
Источник