Профориентация как средство социализации школьников
Цель: Реализация идеи профильности старшей ступени, ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через: предметы и спецкурсы; индивидуальные маршруты; индивидуальные учебные планы (ИУП); детско-родительские игры; беседы с учащимися и их родителями.
Опыт работы в МБОУ “СОШ № 37”.
В школе созданы условия, позволяющие учащимся 10 — 11 классов целенаправленно осуществлять свое профильное обучение, так как у большинства из них, еще в основной школе, была сформирована способность самоопределения, они научились делать выбор.
В школе проходят:
- двухмесячник по профориентационной работе по теме: “Выбираешь профессию – выбираешь и будущее!” с целью активизации работы профессиональной ориентации учащихся.
- разнообразные по форме и содержанию мероприятия: тематические занятия для учащихся старшего звена “Я выбираю профессию”, спецкурс “Мой выбор” в восьмых классах, индивидуальный маршрут “Кем быть?” и детско-родительская игра “Профессию выбираем вместе” в девятых классах, конкурсные и игровые программы для учащихся начального звена, выставки рисунков, фотовыставки, конкурсы сочинений, экскурсии; КВН.
- выставки детского рисунка “Радуга профессий”; фотовыставка “Профессии моих родителей” (врач, учитель, водитель, строитель, шахтер, горный мастер и др) в которой участвуют учащиеся 5-8 классов.
В школе создана инициативная группа под руководством профориентатора, которая обеспечивает работу кабинета профориентации с учащимися 5-11-х классов. В работу инициативной группы руководитель привлекает учащихся старших классов, которые имеют склонность к профессиям типа “человек-человек” или “человек — художественный образ”, что легко выяснить с помощью опросника ДДО. Персональный состав инициативной группы утверждается на заседании школьного Совета по профориентации.
В её задачи входит:
- Проводить экскурсии с учащимися начальных классов в школьный кабинет профориентации.
- Собирать и оформлять профориентационные материалы.
- Выдавать профинформационные материалы учащимся во время дежурства.
- Проводить экскурсии со школьниками на передвижные выставки предприятий, в школы и ПТУЗы района, города.
В 5 — 9 классах уделяется большое внимание формированию у школьников представление о главных отраслях народного хозяйства, интереса к определенной области трудовой деятельности, стремлении получить профессию в средних профессиональных училищах, ознакомлению со средними специальными учебными заведениями, направлениями профессионального обучения в старших классах.
В 10 — 11 классах — закреплению у учащихся интереса к профессии, с возможностями продолжения образования в различных учебных заведениях. Более полную информацию о профессиональной направленности можно получить в профориентационном кабинете, где создана картотека “Куда пойти учиться?”, содержащая информацию об учебных заведениях (адрес, специфика, будущая профессия). Ценный профконсультационный материал — рекомендации врача по профориентации учащихся.
Под руководством наставника, работающего в кабинете, старшеклассники составляют характеристики профессий.
- профессиограммы (характеристики) рабочих профессий, справочную, научно-популярную и другая литературу о профессиях, учебных заведениях, людях труда;
- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, муляжи, модели; схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.
Основной целью профилизации в школе является предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. Поэтому в школе созданы все условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Эти условия включают: индивидуализацию учебного процесса; расширение пространства социальной деятельности учащихся; переход от предметного к деятельностному освоению материала. Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счёт создания условий для самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к-последующему профессиональному образованию. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них являться “надстройкой” профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того, или иного учебного предмета. Другие элективы, должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов послужили курсы: “Математической статистики” для школьников, выбравших экономический профиль, “Компьютерная графика” для индустриально-технологического профиля или “История искусств” для гуманитарного профиля.
Профориентационная работа в школе показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социализации школьников, создание организованной внешней среды, введение специальных курсов в учебный план образовательного учреждения позволили создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников образовательного учреждения, у выпускников определились профессиональные намерения, значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность.
Источник
Статья «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»
Профессиональное самоопределение как средство
социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Реализация целей профориентационной работы на I ступени общего среднего образования
Саратовская Елена Ивановна, МКОУ «Бабяковская СОШ №1»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,
так это выбор профессии.»
В современном обществе ценятся активные и творческие люди. И поэтому, важным и необходимым является развитие у учащихся умения самостоятельно думать, мыслить, решать проблемы, само развиваться. И в системе образования с каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке учащихся, а значит и к качеству знаний.
Профессиональная ориентация в переводе с латинского означает род занятий, в процессе которых происходит развитие природных дарований путём проведение мероприятий в профессиональном самоопределении, в выборе вида деятельности с учётом возможностей и потребностей, что в дальнейшем может помочь определиться в выборе своей будущей профессии. Такая работа должна помочь школьнику ответить на вопрос: «Зачем я учусь?». И поэтому, важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в младшем школьном возрасте. Целью профориентационной работы с учащимися 1-4 классов является формирование у младших школьников добросовестного и уважительного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, к многообразию мира профессий.
Опыт работы в школе показывает, что выбор профессии не является для учащихся начальных классов актуальной задачей, но в ходе систематической работы происходит расширение представлений школьников об окружающем мире, стремление к познанию окружающего мира и себя. В своей работе я стараюсь вовлекать своих учеников в такие виды деятельности, где они проявляют интерес, активность, смогут себя раскрыть. В первом классе дети знакомятся с первыми умениями и навыками общего труда на пользу людям, даётся понимание значения труда в жизни человека, воспитывается уважение к труду и к людям труда. Игра ещё некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. Поэтому в занятия для первоклассников включаются ролевые игры, в процессе которых 6-7 летние дети с удовольствием проигрывают действия, которые выполняют люди разных профессий: продавца (игра «Магазин» — устный счёт на уроке математики), детского врача или медсестры (игра «Оказание первой помощи» на уроках окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности «Уроки здоровья»), библиотекаря (игра «Помогите выбрать книгу!») и др. При этом игровое место обставляется теми же предметами, которыми пользуются люди данных профессий, только игрушечными. Такие игры пополняют словарный запас учащихся, формируют правила культуры поведения, учат детей вести диалог, развивая речь, что является важным и необходимым в современном мире. Во 2-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей и их профессиями, учатся выполнять различную работу по самообслуживанию, участвуют в генеральных уборках класса и экологических акциях по благоустройству территории школы «Мусору нет!», «Цвети, Земля!». Знакомство с профессиями родителей проходит в различных формах, используя проектную деятельность «Профессия моих родителей», «Кто нас защищает» и практические занятия совместно с родителями, на которых родители не только рассказывают о своей профессии, но и демонстрируют возможные умения и навыки, предлагают ребятам принять в этом участие. В нашей школе стало традицией — каждый год на День учителя проводить «День самоуправления». Я считаю, что такое мероприятие повышает престиж профессии педагога. Каждый учащийся старших классов может реализовать себя в преподавании того или иного предмета, или сыграть роль администратора школы, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии. А для детей начальных классов похожим мероприятием может служит игра «В школу», так как ребята в этом возрасте на перемене любят играть в игру, где один из учащихся выступает в роли учителя, а один или группа учащихся – в роли учеников.
В 4 классе учащиеся готовят презентации о себе, в которых рассказывают о своих интересах, увлечениях, о любимом занятии, о чём мечтают, пишут сочинения «Кем я хочу стать». Кроме того, важную роль в профориентационной работе играют экскурсии, как форма наглядного ознакомления учащихся с производством и с людьми, которые работают на этом производстве. Примером может служить экскурсия в город Воронеж на фабрику резиновой игрушки, на которой ребята не только знакомились с трудом людей, но и принимали участие в некоторых видах труда: сортировка, сборка игрушек. В этом году мы побывали ещё на одной познавательной экскурсии – интерактивный проект «Кидбург». Благодаря этому проекту, дети попадают во взрослый мир в миниатюре, где они могут узнать, какие бывают профессии, знакомятся с профессиями, становятся на некоторое время взрослыми: получают паспорт, проходят обучение, выбирают любимое дело, работают, получают зарплату. За время экскурсии ребёнок может попробовать себя в разных профессиях, что помогает понять, какую радость может приносить работа, когда человек делает то, что ему по душе. Так в интересной игровой форме дети знакомятся и с другими профессиями.
Таким образом, работа по профориентации в игровой форме даёт возможность объяснить ребёнку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы выбранная профессия приносила удовлетворение. Профориентация школьников — это важнейшая ступень в будущее, о котором в последствии не будут жалеть. А игры — это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
Источник
Роль профориентации в процессе социализации обучающихся
Федорова Наталья Георгиевна
заведующая профориентационной работой,
Центра содействия трудоустройству выпускников
Маер Виолетта Вячеславовна
Центра содействия трудоустройству выпускников
Роль профориентации в процессе социализации обучающихся
Структура и сущность понятия «социально-профессиональная ориентация молодежи» определяется соотношением двух составляющих его элементов: социальная ориентация и профессиональная ориентация .
Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя, как профессионала.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром.
Социализация индивида представляет собой совокупность всех социальных процессов и осуществляется в процессе его активного взаимодействия со средой, усвоением социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .
Развитие индивида происходит под воздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания.
Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает не только наличие сферы деятельности, но и овладение востребованной профессией, а также наличие рабочих мест.
В условиях, когда у выпускника ССУЗа нет ни достаточного опыта, ни достаточных знаний о себе и получаемых профессиях, становится критически важной роль профориентации.
Именно поэтому вопросы профориентации в образовательных учреждениях профессионального образования стали наиболее актуальны на сегодняшний момент.
Задачами профессиональной ориентации являются:
— формирование актуального для выпускника «информационного поля»;
— обеспечение выпускников средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;
— актуализация процесса профессионального самоопределения, благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, помощь в социальной и профессиональной адаптации.
— формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении, продолжается на рабочем месте и решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда. Можно утверждать, что профориентация является связующим мостом между индивидом и социальной средой.
В современном российском обществе перед образовательными учреждениями профессионального образования стоит острая проблема выработки стратегии социализации обучающихся с учетом реальных жизненных условий и перспектив.
На сегодняшний день проблема профориентации продолжает оставаться достаточно серьезной, так как многие выпускники ССУЗов не в состоянии самостоятельно решить в какой сфере они смогут максимально эффективно реализовать свои возможности и способности, достичь немалого успеха. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
Роль профориентации в процессе социализации обучающихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов, что необходимо учитывать при планировании профориентационной работы в образовательном учреждении профессионального образования.
Построение профориентационной работы в нашем колледже осуществляется в рамках Системы менеджмента качества, определено локальными актами и информационной картой процесса, в которой прописаны все этапы профориентационной работы.
Взаимосвязь обучающихся, семьи, базовых предприятий, и общественности в профориентации студентов предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в самопределении. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
Основной акцент в проведении профессиональной работы в нашем колледже делается на активные формы работы с привлечением социальных партнеров.
Наша задача – привлечение к процессу профориентации представителей представителей базовых предприятий. При заключении договоров о социальном партнерстве одним из пунктов является проведение различных форм совместных профориентационных мероприятий. Итогом такого социального партнерства является подготовка мотивированных, адаптированных к социальной среде высококвалифицированных специалистов.
В соответствии с современными задачами социализации и развития личности обучающегося, решаемыми в учреждениях профессионального образования, весь комплекс действий по профессиональной ориентации с учетом имеющихся ресурсов разделяется на два взаимосвязанных этапа:
— этап профориентационной работы по формированию устойчивой профессиональной направленности у обучающихся;
— этап профориентационной работы для успешной трудовой самореализации личности и формированию адаптационных ресурсов выпускников.
Систематизация мероприятий способствует хорошей профессиональной подготовке, овладению навыками саморазвития как личностного, так и профессионального, навыками самостоятельной работы и общения, формированию готовности адаптироваться к новым условиям труда, поддерживать собственную конкурентоспособность и мобильность в трудоустройстве на протяжении всей жизни.
Источник