Профилактическая деятельность педагога психолога цель задачи основные способы реализации

Содержание
  1. Цели и задачи деятельности педагога — психолога
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления учебно-методический материал по психологии
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книгаДаниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»
  9. Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали http://www.b17.ru/article/17026/ — Дата обращения – 19.11.2016
  10. Трудные подротки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/ авт.-сост. В.И. Екимова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 84 с.(Школьное образование)
  11. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи деятельности педагога — психолога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;

реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;

содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления
учебно-методический материал по психологии

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Цель, задачи, направления

Скачать:

Вложение Размер
napravleniya_raboty.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Цель, задачи, направления

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
  3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
  4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
  5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
  6. Разработка и реализация программы просветительской работы «Психолог и Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых.
  7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  8. Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
  9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
  10. Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».
  • психодиагностика,
  • психопрофилактика,
  • психокоррекция,
  • просветительская работа,
  • консультационная работа,
  • методическая работа.

Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

  1. Мышление:
  • наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
  • логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
  1. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
  1. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
  1. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
  1. Проявления агрессивного поведения.
  2. Страхи.
  3. Повышенная тревожность.
  4. Симптомы психосоматики.
  5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
  6. Личностная и волевая готовность к школе.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.

В ГОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.

Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления:

  • развитие коммуникативных способностей и со циальной адаптации детей;
  • разви тие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
  • развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

В основе работы лежи т программа «Истоки». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизио логическими особенностями детей. Работ а проводится по под группам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему от водится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что о играет вместе со всеми.

Групповые психопрофилактические занятия

  • адаптация детей;
  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительны представлений о своем внешнем виде;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство при надлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения пространственных представлений.
  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
  • коммуникативные навыки;
  • творческие и познавательные способности;
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.
  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Работа с детьми

Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

  • эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
  • коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
  • познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые);
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • психогимнастика;
  • куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
  • игры по развитию психомоторики.

Программы, используемые в психокоррекционной работе

Психологическая коррекция познавательных процессов

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики . Коррекционные упражнения. М., 1999.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2004.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М., 2004.
  4. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2005
  5. Рогов Е.И. Коррекционные приемы и упражнения // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М, 1996
  6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного по

Психологическая коррекция личностных нарушений

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования психологической коррекции: Учебное пособие для высших пел учеб. заведений. М., 2001.

Татищева А.И., Гриднева СВ. Подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // А я не боюсь! М ., 2002.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003

Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивности детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2002.

  1. Дефицит произвольной саморегуляции и самоконтроля, эмоциональной лабильности.

Семенович А.В. Методика комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации в детском возрасте // Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. М., 2002.

  1. Низкий уровень речевого развития и мелкой моторики паль цев рук.

Алябьева Е.А. . Психогимнастика в детском саду. М., 2005.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2004.

  1. Искажение процессов коммуникации.

Алябь бьева Е.А. Коррекционно-развиваюшие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении // Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

Рогов Е.И. Замкнутость и ее коррекция // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.

Работа с родителями

Основная тематика консультаций:

  • адаптация и дезадаптация к ДОУ;
  • страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • непослушание;
  • кризис 3-х лет;
  • спонтанная двигательная активность;
  • тревожность;
  • левшество;
  • развитие микромоторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • энурез;
  • застенчивость;
  • нестабильность эмоционального состояния;
  • гиперактивность;
  • отсутствие самостоятельности;
  • непослушание.

Работа с педагогами

Основная тематика консультаций:

  • адаптация и дезадаптация к ДОУ;
  • страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • кризис 3-х лет;
  • тревожность;
  • левшество;
  • развитие микромоторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • застенчивость;
  • гиперактивность.

Коррекция познавательных процессов.

Игры и упражнения рекомендации для воспитателей и педагогов

Источник

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Современные методы профилактической работы педагога-психолога

с обучающимися «группы риска»

(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)

В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

То же самое происходит и в наше время. Для профилактической работы нужно оценивать ситуацию (каких детей, с какими проблемами) и адекватно подбирать методы профилактической деятельности.

Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

Выявление учащихся «группы риска»

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

— взаимоотношения со сверстниками;

— взаимоотношения со взрослыми;

— проведение свободного времени;

— отношение к труду и профессиональная ориентация;

— поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, анализ оценок в классном журнале и работы ученика в тетрадях, диагностика.

В случае работы педагога-психолога, это дети и/или их семьи, которые поставили на внутришкольной учет, либо на учет в ОДН, либо в КДН; дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).

Отдельно хочется отметить, что дети, которые стоят на учете или чьи семьи стоят на учете, разные. Есть дети действительно «трудные», «педагогически запущенные», есть дети хорошие, попавшие в определенную жизненную ситуацию (когда ребенок защищает друга/ подругу).

В зависимости от причины включения в «группу риска», профилактическая работа будет построена по-разному.

Поэтому, в первую очередь, необходимы консультационная беседа и проведение психодиагностических мероприятий.

1. Диагностическая беседа будет включать в себя определение эмоционального состояния, мотивации и потребностей ребенка, его жизненной ситуации. Слова подростка из «Педагогической поэмы»: «Зачем мне ходить в школу, если мне есть нечего». Нужно узнать, удовлетворены ли базовые потребности ребенка, чтобы строить дальнейшие планы профилактической и коррекционной работы.

Если обратиться к исследованиям трудных детей, то оказывается, что у них гипертрофированы материальные, личные, чисто органические потребности (вкусно поесть, хорошо одеться и др.), духовные же потребности (познавательные, нравственные, эстетические) находятся на низком уровне развития.

2. Психодиагностика подтвердит или опровергнет предположения, построенные в ходе диагностической беседы.

Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книгаДаниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»

· методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)

· иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.

· проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)

Методика Рене Жиля применяется у детей от 4 до 12 лет и их родителей для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Методика позволяет установить быстрый контакт с ребенком. Сначала ребенок заполняет методику, далее родителя просят угадать ответы ребенка. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу.

Средняя и старшая школа:

· Методики на определение уровня развития познавательной сферы (ШТУР, корректурная проба, задания на запоминание, матрицы Равена и т.д.)

· Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)

· Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля

· Исследование социально-психологического климата (Социометрия)

· Исследование мотивационной сферы – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников — Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов, однако можно использовать его и в 10–11-х классах.

3. Выбор программы развивающих коррекционных занятий. В принципе, коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога в то же время является и профилактикой нежелательных проявлений детей «группы риска».

· Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.

· Тренинги для детей определенных групп риска (например, для неуверенных детей – тренинг уверенности в себе, агрессивных – «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» О.С.Гришанова, тренинг профилактики суицида и т.д.).

· Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений.

Главные направления профилактической работы с детьми «группы риска»

1. Дни профилактики

Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.

2. Проведение тематических мероприятий (День Психологии, День Толерантности) с привлечением к организации и участию детей, входящих в группу риска

3. Организация школьного театра

4. Организация «Совета отцов».

Такой опыт используется довольно успешно. Выбирается «Совет отцов» из наиболее влиятельных отцов школы. Периодически проводятся заседания Совета, куда вызывают хулиганов и их отчитывают за плохое поведение. Такая система хорошо себя показала в Казахстане.

Цели и задачи Совета отцов.

Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения, обобщение и распространение опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию общеобразовательного учреждения, содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.

Задачами Совета отцов являются:

— координация вопросов, относящихся к воспитанию детей;
— оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях;
— развитие школьного самоуправления;
— расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона;
— развитие материально-технической базы школы.

В своем выступлении один юморист сказал: «Куда пропали все неформалы – готы, скин-хеды, панки? Мне кажется, что все они пересели на самокаты». Также и нам, нужно переключать ребят на положительное.

5. Организация детей по клубам, кружкам, секциям.

6. Социальная активность

Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.

7. Возможности самореализации

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка.

8. Просвещение педагогов

В книге «Возрастная и педагогическая психология авторов М.В.Гамезо, Е.А, Петровой, Л.М.Орловой в статье «Некоторые вопросы психологии перевоспитания» говорится о том, что перевоспитание необходимо, когда у ребенка сложились плохие привычки, сформировалась отрицательная мотивация и отрицательная направленность личности.

Привычные формы поведения – динамический стереотип. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые осуществляются одна за другой почти без участия сознания. Поэтому при попадании в привычную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо другая обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если ученик дает слово исправиться, сознает неприглядность своего поведения и хочет его изменить, ему трудно затормозить привычные реакции в привычных условиях. Только длительное неподкрепление этих привычных реакций и создание условий для их непроявления может разрушить старый стереотип. При этом старый стереотип должен быть заменен новым.

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе.

Так как ломка старого и формирование нового стереотипа обязательно предполагает создание новых условий, то очень важно знать условия, которые породили «трудность» (безнадежность, вредные влияния окружающих, обстановка в семье), с тем, чтобы по возможности устранить их или изменить.

Отрицательная направленность личности создает вполне определенные доминанты. Подросток говорит о дурном, думает о дурном, он как бы глух к хорошим предложениям окружающих прочитать серьезную книгу, помочь другому человеку и т.д.

Однако если возникают одновременно две доминанты, то они взаимно угнетают друг друга и побеждает, как правило, более сильная. На этом и должна быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим «дурным» доминантам нужно создавать, вызывать у подростков иные — полезные, «хорошие», укреплять, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся.

В связи с этим совершенно недостаточно, чтобы подросток отрекся от старых взглядов, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили старые и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Т.к. внешнее всегда преломляется через внутреннее, недостаточно проведения бесед со ссылками на примеры хорошего поведения с попытками вызвать укоры совести, желание исправиться. Опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и защите взрослого, одобрении окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, создает необходимую положительную мотивацию подростка, благоприятные внутренние условия для перевоспитания, для замены старых привычек, взглядов, идеалов новыми.

При работе с трудным ребенком нужно понимать и учитывать его внутренние мотивы.

· желание выделиться из массы других подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. – грубит и срывает уроки;

· физическое притеснение одноклассников – хочет пользоваться уважением и привлечь внимание

Одним из способов перевоспитания может быть «замена действия». Успех перевоспитания будет заключаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание достойного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемления, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной.

9. Организация подросткового добровольнического движения (волонтерское движение)

Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий

10. Работа с родителями.

Проведение просветительских бесед с родителями на родительских собраниях, в индивидуальном порядке.

Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)

У родителей должна быть откровенная, выраженная заинтересованность в успехах детей, личный контакт с ними, умение выслушать.

Родители – необходимо рассказать об особенностях возрастного периода ребенка, конструктивных способах решения конфликтов, Я- и Ты-высказываниях, технике активного слушания.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

1. Прояснение конфликтной ситуации.

2. Сбор предложений.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.

4. Детализация принятого решения.

5. Выполнение решения, проверка.

Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:

· Восприятие поиска решения как творческой задачи.

· Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.

Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали

Техника «Я-высказывание» — с одной стороны очень простая, а с другой — не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему.

«Я- высказывание» передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации

Алгоритм «я-высказывания»

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что. », «Когда это происходит. »).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую. », «Я огорчаюсь. », «Я не знаю, как реагировать. »).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось. »).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так. », «В следующий раз сделай. »)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Формула

Ситуация + Я — чувство + Объяснение

Примеры

«Ты — высказывание» / «Я — высказывание»

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
ДОЧЬ: Ну, мам, потом!
МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу…
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

Результаты активного слушания

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно… (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…
МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо.

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

3. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I. – Москва: изд-во «Правда», 1971. – 431 с.

4. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю.Мизайлина, М.А.Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.

5. Родители и подростки: навстречу друг другу/ Е.А. Леванова, С.И.Шевченко, М.В.Ковалевская / Под общ.ред. Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010. – 240 с.

6. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми/ авт.-сост.М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232 с.

7. Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали http://www.b17.ru/article/17026/ — Дата обращения – 19.11.2016

8. Трудные подротки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/ авт.-сост. В.И. Екимова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 84 с.(Школьное образование)

Скачать:

Вложение Размер
rmo_21.11.16sovr_metody_profilakt_raboty_ped-psiha_s_obuch-sya_gr_riska.docx 41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы профилактической работы педагога-психолога

с обучающимися «группы риска»

В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

То же самое происходит и в наше время. Для профилактической работы нужно оценивать ситуацию (каких детей, с какими проблемами) и адекватно подбирать методы профилактической деятельности.

Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

Выявление учащихся «группы риска»

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

— взаимоотношения со сверстниками;

— взаимоотношения со взрослыми;

— проведение свободного времени;

— отношение к труду и профессиональная ориентация;

— поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, анализ оценок в классном журнале и работы ученика в тетрадях, диагностика.

В случае работы педагога-психолога, это дети и/или их семьи, которые поставили на внутришкольной учет, либо на учет в ОДН, либо в КДН; дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).

Отдельно хочется отметить, что дети, которые стоят на учете или чьи семьи стоят на учете, разные. Есть дети действительно «трудные», «педагогически запущенные», есть дети хорошие, попавшие в определенную жизненную ситуацию (когда ребенок защищает друга/ подругу).

В зависимости от причины включения в «группу риска», профилактическая работа будет построена по-разному.

Поэтому, в первую очередь, необходимы консультационная беседа и проведение психодиагностических мероприятий.

  1. Диагностическая беседа будет включать в себя определение эмоционального состояния, мотивации и потребностей ребенка, его жизненной ситуации. Слова подростка из «Педагогической поэмы»: «Зачем мне ходить в школу, если мне есть нечего». Нужно узнать, удовлетворены ли базовые потребности ребенка, чтобы строить дальнейшие планы профилактической и коррекционной работы.

Если обратиться к исследованиям трудных детей, то оказывается, что у них гипертрофированы материальные, личные, чисто органические потребности (вкусно поесть, хорошо одеться и др.), духовные же потребности (познавательные, нравственные, эстетические) находятся на низком уровне развития.

  1. Психодиагностика подтвердит или опровергнет предположения, построенные в ходе диагностической беседы.

Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книгаДаниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»

  • методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)
  • иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.
  • проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)

Методика Рене Жиля применяется у детей от 4 до 12 лет и их родителей для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Методика позволяет установить быстрый контакт с ребенком. Сначала ребенок заполняет методику, далее родителя просят угадать ответы ребенка. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу.

Средняя и старшая школа:

  • Методики на определение уровня развития познавательной сферы (ШТУР, корректурная проба, задания на запоминание, матрицы Равена и т.д.)
  • Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)
  • Проективные методики – Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля
  • Исследование социально-психологического климата (Социометрия)
  • Исследование мотивационной сферы – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников — Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов, однако можно использовать его и в 10–11-х классах.
  1. Выбор программы развивающих коррекционных занятий. В принципе, коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога в то же время является и профилактикой нежелательных проявлений детей «группы риска».
  • Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.
  • Тренинги для детей определенных групп риска (например, для неуверенных детей – тренинг уверенности в себе, агрессивных – «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» О.С.Гришанова, тренинг профилактики суицида и т.д.).
  • Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений.

Главные направления профилактической работы с детьми «группы риска»

Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.

  1. Проведение тематических мероприятий (День Психологии, День Толерантности) с привлечением к организации и участию детей, входящих в группу риска
  1. Организация школьного театра

Такой опыт используется довольно успешно. Выбирается «Совет отцов» из наиболее влиятельных отцов школы. Периодически проводятся заседания Совета, куда вызывают хулиганов и их отчитывают за плохое поведение. Такая система хорошо себя показала в Казахстане.

Цели и задачи Совета отцов.

Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения, обобщение и распространение опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию общеобразовательного учреждения, содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.

Задачами Совета отцов являются:

— координация вопросов, относящихся к воспитанию детей;
— оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях;
— развитие школьного самоуправления;
— расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона;
— развитие материально-технической базы школы.

В своем выступлении один юморист сказал: «Куда пропали все неформалы – готы, скин-хеды, панки? Мне кажется, что все они пересели на самокаты». Также и нам, нужно переключать ребят на положительное.

  1. Организация детей по клубам, кружкам, секциям.

Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка.

В книге «Возрастная и педагогическая психология авторов М.В.Гамезо, Е.А, Петровой, Л.М.Орловой в статье «Некоторые вопросы психологии перевоспитания» говорится о том, что перевоспитание необходимо, когда у ребенка сложились плохие привычки, сформировалась отрицательная мотивация и отрицательная направленность личности.

Привычные формы поведения – динамический стереотип. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые осуществляются одна за другой почти без участия сознания. Поэтому при попадании в привычную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо другая обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если ученик дает слово исправиться, сознает неприглядность своего поведения и хочет его изменить, ему трудно затормозить привычные реакции в привычных условиях. Только длительное неподкрепление этих привычных реакций и создание условий для их непроявления может разрушить старый стереотип. При этом старый стереотип должен быть заменен новым.

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе.

Так как ломка старого и формирование нового стереотипа обязательно предполагает создание новых условий, то очень важно знать условия, которые породили «трудность» (безнадежность, вредные влияния окружающих, обстановка в семье), с тем, чтобы по возможности устранить их или изменить.

Отрицательная направленность личности создает вполне определенные доминанты. Подросток говорит о дурном, думает о дурном, он как бы глух к хорошим предложениям окружающих прочитать серьезную книгу, помочь другому человеку и т.д.

Однако если возникают одновременно две доминанты, то они взаимно угнетают друг друга и побеждает, как правило, более сильная. На этом и должна быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим «дурным» доминантам нужно создавать, вызывать у подростков иные — полезные, «хорошие», укреплять, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся.

В связи с этим совершенно недостаточно, чтобы подросток отрекся от старых взглядов, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили старые и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Т.к. внешнее всегда преломляется через внутреннее, недостаточно проведения бесед со ссылками на примеры хорошего поведения с попытками вызвать укоры совести, желание исправиться. Опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и защите взрослого, одобрении окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, создает необходимую положительную мотивацию подростка, благоприятные внутренние условия для перевоспитания, для замены старых привычек, взглядов, идеалов новыми.

При работе с трудным ребенком нужно понимать и учитывать его внутренние мотивы.

  • желание выделиться из массы других подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. – грубит и срывает уроки;
  • физическое притеснение одноклассников – хочет пользоваться уважением и привлечь внимание

Одним из способов перевоспитания может быть «замена действия». Успех перевоспитания будет заключаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание достойного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемления, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной.

  1. Организация подросткового добровольнического движения (волонтерское движение)

Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий

Проведение просветительских бесед с родителями на родительских собраниях, в индивидуальном порядке.

Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)

У родителей должна быть откровенная, выраженная заинтересованность в успехах детей, личный контакт с ними, умение выслушать.

Родители – необходимо рассказать об особенностях возрастного периода ребенка, конструктивных способах решения конфликтов, Я- и Ты-высказываниях, технике активного слушания.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.
  4. Детализация принятого решения.
  5. Выполнение решения, проверка.

Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:

  • Восприятие поиска решения как творческой задачи.
  • Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.

Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали

Техника «Я-высказывание» — с одной стороны очень простая, а с другой — не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему.

«Я- высказывание» передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что. », «Когда это происходит. »).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую. », «Я огорчаюсь. », «Я не знаю, как реагировать. »).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось. »).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так. », «В следующий раз сделай. »)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Ситуация + Я — чувство + Объяснение

«Ты — высказывание» / «Я — высказывание»

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема , его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
ДОЧЬ: Ну, мам, потом!
МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне .

Во-вторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

В-третьих , очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В-четвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство . Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу…
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

Результаты активного слушания

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше : тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно… (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…
МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое : родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их .

Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо.

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003
  3. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I. – Москва: изд-во «Правда», 1971. – 431 с.
  4. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю.Мизайлина, М.А.Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.
  5. Родители и подростки: навстречу друг другу/ Е.А. Леванова, С.И.Шевченко, М.В.Ковалевская / Под общ.ред. Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010. – 240 с.
  6. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми/ авт.-сост.М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232 с.

Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали http://www.b17.ru/article/17026/ — Дата обращения – 19.11.2016

Трудные подротки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/ авт.-сост. В.И. Екимова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 84 с.(Школьное образование)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подросток в современном мире» технология работы с обучающимися «группы риска» в ГБОУ СОШ № 603

•обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;•создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;•анализ фа.

Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми «группы риска»

Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагир.

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2014-2015 учебный год. Цель: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решен.

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)

Данная презентация является сопровождением для выступления «Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска.

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2019/2020 учебный год.

выступление на педагогическом совете «Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися «группы риска».

Особенности работы с обучающимися «группы риска».

План индивидуальной профилактической работы с обучающимся «группы риска»

В связи с переходом на новые ФГОС, моя основная цель учителя состоит в том, чтобы уроки и работа классного руководителя отвечали образовательным потребностям каждого обучающегося в соответствии с его .

Источник

Читайте также:  Основные способы ионизирующего излучения защиты
Оцените статью
Разные способы