Профессия как способ существования человека
На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может — ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать − значит быть.
Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее «жизненный мир» − как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением — с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д.
Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.).
Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих ее от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде.
Чаще всего признаками деятельности считаются:
• определенная цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным);
• программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении — достаточно редкий случай);
• свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определенными рамками − объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски − веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами);
• творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером — скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление.
Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.
В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие — субъективную и объективную.
К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности — самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д.
Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности — исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др.
Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности — они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, а иногда даже блокирует — деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов).
Виды деятельности
К философской характеристике деятельности следует отнести представление о видах деятельности. Понятие «вид деятельности» может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой.
Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает главным образом:
• производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг);
• социальную деятельность (преобразование общественных структур — например, социальные реформы);
• научную деятельность (различные формы научного эксперимента).
Интеллектуальная деятельность предполагает производство идей − философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и всего человечества и составляют культурный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности − практическая и духовная − существуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе возникает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная «материализация» (скажем, персональный компьютер есть «опредмеченная» идея, рожденная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников).
Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Арендт[44] предложила выделять три основных вида деятельности — соответственно тому, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:
• труд (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;
• создание (изготовление), продуцирующее искусственный мир вещей и во многом снимающее зависимость человеческого существования от предметов и объектов’,
• действие (поступок), которое развертывается «прямо между людьми» (без посредничества материалов и вещей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам.
Разумеется, границы между этими видами деятельности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразумевают друг друга: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей человека и его общения с другими людьми.
И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне анализа деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной деятельности. Она связана, как правило, с довольно локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением вполне конкретных природных или социальных задач: выращивания хлеба, печатания книг, лечения больных, воспитания детей, создания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово «профессия» происходит от лат. profiteer − объявляю своим делом).
Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, который человек − свободно или под влиянием определенных обстоятельств − выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже выйдя на пенсию, остается таковым. Будучи «делом, которому ты служишь» (вспомните одноименный роман Ю. П. Германа), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определенной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значительной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком.
Таким образом, активно работая в той или иной сфере деятельности − материальной или духовной, творческой или репродуктивной и, конечно же, профессиональной − человек живет в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homo faber («человека производящего»), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.
Источник
Зачем нужна профессия и где ее можно освоить?
Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.
Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.
Что такое профессия?
Профессия представляет собой специфическую деятельность человека, знания и навыки по которой он обретает исключительно после обучения в специальном учебном центре. По сути, это раскрываемый на протяжении всей жизни потенциал индивида с учетом его возможностей и способностей. К сожалению, далеко не каждому человеку удается правильно выбрать для себя будущую специальность, поэтому некоторые из нас сталкиваются с необходимостью дополнительно обучаться, осваивать новые профессиональные горизонты неоднократно: по собственному желанию, по требованию руководства и пр.
Что дает получение профессии?
На сегодняшний день более 99% видов трудовой деятельности требуют наличия соответствующего образования: знаний и навыков, качеств и пр. Поэтому абитуриент должен грамотно и ответственно подойти к выбору будущей трудовой деятельности и специализации, которая фактически отнимет у него около 30-50% его жизни и досуга.
Профессия – это деятельность, требующая длительной и особой подготовки. Притом в большинстве случаев освоение специализации происходит на теоретическом уровне, а применение полученных знаний осуществляется уже в процессе работы. В этом и проявляется взаимосвязь профессии и работы (профессиональной деятельности).
Какие бывают профессии?
В настоящее время действует свыше тысячи специализаций и направлений подготовки, трудовой деятельности. Каждая из них по-своему уникальна, требует наличия конкретных представлений и умений. Все профессии можно разделить на сектора (по отраслевой и научной принадлежности): экономические, технические, строительные, педагогические, психологические и пр.
Независимо от сферы деятельности каждая профессия предполагает выполнение конкретных обязанностей, знание выбранной отрасли и специфики работы, наличие определенных представлений и навыков в рамках специальности. Фактически без наличия профессионального образования освоить желаемый профиль, направление не удастся.
Направления в профессионально-трудовой деятельности человека
Чем выше уровень знаний, навыков специалиста, тем выше его шансы на трудоустройство в престижную компанию, продвижение по карьерной лестнице, получение достойного и высокого дохода и пр.
В то же время существует несколько направлений трудовой активности, не требующие наличия специфических способностей, теоретического багажа и практического опыта. К данной категории относят такие вакансии, как курьер (пеший), дворник, уборщик, вахтер, разнорабочий и пр. Здесь «профессиональные навыки» вырабатываются в ходе выполнения обязанностей: курьер учится строить оптимальные маршруты доставки, уборщик – использует специальные чистящие средства, специальные тряпочки, губки в конкретных условиях (поверхностях, температурных режимах) и пр. К сожалению, неквалифицированный труд – самый низкооплачиваемый.
Также существуют профессии, не требующие долгого обучения. Для их освоения достаточно пройти небольшие курсы по подготовке, тренинги, получить соответствующее удостоверение – допуск к работе. К этому разряду относят частных охранников, операторов и диспетчеров и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Любая специальность – прикладное направление, даже если исследователь посвятил свою жизнь науке, гуманитарии и пр. В любом случае ему предстоит выполнять определенные обязанности на работе, проводить какие-либо мероприятия/действия/эксперименты для получения конкретного результата.
Как и где освоить профессию?
На сегодняшний день существует масса способов профессиональной подготовки. Все зависит только от желания, возможностей и стремления абитуриентов.
Профессиональной подготовкой квалифицированных кадров в стране могут заниматься только образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования: СУЗы (училища, колледжи, техникумы) и ВУЗы. Притом учебный центр обязан иметь соответствующую лицензию, своевременно проходить аккредитацию (для выдачи дипломов об образовании государственного образца и предоставления студентам всех причитающихся им по закону льгот).
Как понять, какая профессия Вам подходит?
Выбирая учебный центр, необходимо сначала определиться: какую специальность Вы желаете освоить? Притом важно, чтобы окончательное решение было принято самостоятельно поступающим. При выборе профессии целесообразно опираться на собственные желания, учебные успехи, таланты, предлагаемые учебными центрами направления, их престиж и востребованность. Прислушивайтесь ко мнению родителей и друзей, тщательно взвешивайте все «за и против».
Важно помнить, что в СУЗах студенты осваивают программу бакалавриата, а в ВУЗе возможности и перспективы шире: можно поступать как на бакалавриат, так и в магистратуру, при желании связать свою жизнь с наукой – продолжить обучение в аспирантуре.
Программа бакалавриата предполагает освоение азов профессии, магистратура дает более узкие знания и навыки в рамках выбранной специализации, выпуская более подготовленных к суровым реалиям специалистов.
Освоить профессию можно в разных форматах: очно (посещая все занятия в ВУЗе, при этом совмещать учебу и работу законно невозможно), заочно (посещая учебный центр во время сессии и аттестации), дистанционно (это относительно новая версия профподготовки, когда обучение возможно в любом удобном месте с помощью подключения к сети Интернет).
Получить профессию в современном мире
На сегодняшний день с развитием интернет-технологий появилось много новых направлений трудовой деятельности, которые можно освоить в онлайн-школах, бизнес-центрах, а также на курсах по переподготовке кадров. Они связаны преимущественно с работой за компьютером, в различных программных приложениях и на специальных платформах. К таким видам относят графического дизайнера, онлайн-маркетолога, программистов, различных аналитиков, специалистов по продвижению аккаунтов и пр. к числу наиболее престижных и популярных онлайн-площадок по подготовке специалистов относят SkillBox, который успешно взаимодействует с такими структурами, как Сбербанк, АльфаБанк, Яндекс, Мегафон и пр.
Образование стало доступнее благодаря возможности стать профессионалом на счет государств а или за свой счет (коммерческое отделение). Сегодня можно подобрать любое образовательное заведение с учетом специальности, и «кошелька».
Продолжительность обучения зависит от выбранного учебного центра, ступени образования и формы обучения. Бакалавры осваивают «трудовой профиль» на протяжении 4 лет, магистры – 2 лет, аспиранты – 3 лет, у заочников продолжительность обучения может увеличиться примерно на 1 год. Притом существует определенная градация: получить образование по каждой ступени можно только после освоения предыдущей (по принципу «матрешки»). На курсах по переподготовке специалистов освоить «новый горизонт» можно в течение 1-2 лет, имея за плечами любое профессиональное образование.
Обратите внимание, что независимо от специфики выбранной специальности, каждый студент будет обязан следовать учебному плану, выполнять домашнее задание, писать курсовые, контрольные, лабораторные и иные работы, а для получения заветного диплома – сдавать ГОСы и защищать ВКР. Эта участь неизбежна для всех учащихся СУЗов и ВУЗов без исключений!
Выбирайте ту форму обучения и учебный центр, профессию, которая Вам подходит, пригодна для дальнейшего использования, востребована на рынке труда и позволяет раскрыть ваши возможности, предоставляет хорошие перспективы.
Роль профессии в жизни человека
Выбор правильной и подходящей для индивида специальности фактически предопределяет его успех, уровень и качество жизни. Больше половины жизни человек проводит на работе, стараясь обеспечить себя и свою семью необходимыми благами. При этом важно, чтобы трудовая деятельность приносила не только финансовое (материальное), но и моральное удовлетворение. В этом случае специалист будет полностью отдаваться работе, и получать от этого «двойной бонус».
Как профессия влияет на жизнь человека в целом?
Если человек вынужден работать на тяжелом производстве, не подходящем для его характера, не позволяющем раскрыть его таланты, способности, проявить себя, то «принудительная трудовая деятельность» может негативно сказаться на его здоровье. Как правило, в подобных ситуациях наблюдаются сплошные минусы: доход небольшой, обязанностей много, работа и место работы не нравится, отношения с начальством и коллективом напряженные, постоянный стресс и пр. В данном случае индивид морально истощается и профессионально выгорает.
Чтобы не тратить время зря, нужно тщательно подбирать будущую профессию с учетом собственных желаний, возможностей и амбиций. Если все же, Вы допустили ошибку, получили «не то» образование, не стоит отчаиваться. Вам не придется всю жизнь ходить на нелюбимую работу. Достаточно освоить новую специальность, притом делать это можно без ущерба для себя и близких: совмещая работу и учебу, дистанционно и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник