Профессиональный способ сборки кубика рубика 3х3

Профессиональный способ сборки кубика рубика 3х3

Expert F2L (Expert First Two Layers) – это, если говорить простым языком, тот же F2L, но каждая пара рассматривается с разных сторон и с разными доворотами верхнего слоя. Таким образом, выходит гораздо больше различных ситуаций, чем 41 (как в простом F2L). Преимущество состоит в том, что используя алгоритмы из Expert F2L, вы сокращаете количество перехватов кубика в руках, тем самым сокращая время сборки, хотя касательно многих ситуаций считается, что выгодней сделать перехват и выполнить простой алгоритм, по этому поводу существует множество споров среди спидкуберов.

OPF2L (Orientation-Preserving F2L) – один из способов форсирования OLL Skip’а, представляющий из себя последнюю F2L пару, но со всеми остальными ориентированными ребрами и углами на верхнем слое, что значительно облегчает определение. Алгоритмы, представленные ниже, позволяют решать эту самую последнюю пару, при этом сохраняя необходимую ориентацию элементов топ-слоя, что бы сохранить OLL Skip оставляя PLL. OPF2L (OPLS) включает 29 ситуаций (14 ситуаций F2L справа + 14 зеркальных слева + 1 ситуация не имеющая зеркала).

VHF2L (Vandenbergh-Harris First 2 Layers) состоит из нескольких ситуаций ZBF2L (Zborowski-Bruchem First 2 Layers). Целью данной техники является ориентировать все ребра последнего слоя одновременно с решением последней пары одним алгоритмом. Полный метод ZBF2L (ZBLS) состоит 302 ситуаций, включая зеркальные случаи. VHF2L – это первые 32 ситуации, состоящие из «трехходовки» и готовой «пары», как с правой стороны, так и отзеркаленные налево – в сумме 32 кейса.

WV (Winter Variation) – техника форсирования OLL Skip’а, которая решает последнюю пару одновременно с ориентацией угловых элементов верхнего слоя. При этом все ребра верхнего слоя должны быть правильно ориентированы. WV – это, по сути, часть RLS.

SV (Summer Variation), как можно догадаться из названия, это некое противопоставление Winter Variation, однако суть такая же. У нас есть последняя пара — трехходовка, при этом все ребра ориентированы так, что если мы решим ее стандартным простым образом — R U R’, то получим «крестовой OLL». Но если мы возьмем во внимание ориентацию ребер и применим соответствующий алгоритм из этой базы, то пропуская OLL, сразу выйдем на PLL.

COLL (Corners and Orientation of the Last Layer) – это техника для куба 3х3 которая решает (ориентирует и пермутирует) углы последнего слоя для «крестовых» OLL, оставляя в качестве последнего этапа сборки куба, только пермутацию ребер. По сути, COLL является частью OLLCP (Orientation of Last Layer and Corner Permutation) и включает в себя 7 случаев OLL, где все 4 реберных элемента верхнего слоя ориентированы. COLL имеет 40 ситуаций – по 6 ситуаций на каждый из семи OLL, кроме «двойных глаз», где их 4.

OH COLL (Corners and Orientation of the Last Layer) – алгоритмы COLL для одной руки. Алгоритмы для спидкубинга для продвинутых методик сборки кубика Рубика одной рукой (ОХ).

OLC (Orientation of the Last Corner) – техника решения последней пары параллельно с OLL за один алгоритм в случае, когда мы имеем угловой элемент последней пары, расположенный белым цветом вверх, при этом на верхней шапке все реберные элементы ориентированы.

OLE (Orientation of the Last Edge) – еще одна техника форсирования OLL Skip’a, при условии, что мы имеем последнюю пару с углом (правильно ориентирован на своем месте в своем слоте) и ребром (в верхнем слое), и ориентированные ребра верхнего слоя.

Источник

Какие существуют скоростные методы сборки кубика Рубика

В этой статье мы расскажем вам о наиболее известных и используемых скоростных методах для сборки кубика Рубика 3х3х3, а в качестве бонуса расскажем про специальные скоростные методы для других головоломок.

В настоящее время существует масса различных методов для сборки кубика Рубика. Зная основы, можно даже самому придумать несколько комбинированных методов и свои алгоритмы для них. Это, безусловно, весело, но не даёт нужных результатов в скоростной сборке, поэтому люди пользуются готовыми скоростными методами, которые уже годами используются в профессиональной среде спидкубинга.

Начнём, пожалуй, с самого известного и популярного метода для сборки классического куба 3х3х3– это, конечно же, метод под названием «CFOP», созданный американским математиком, профессор Бингемтонского университета – Джессикой Фридрих. В народе его также называют методом Фридрих.

Это послойный метод сборки, схож с большинством обычных методов для начинающих, из-за чего и приобрёл такую популярность.

Состоит он из 4-х этапов:

  • Cross (Крест);
  • First 2 Layer (Первые 2 слоя);
  • Orientation Last Layer (Ориентация последнего слоя);
  • Permutation Last Layer (Пермутация последнего слоя).

Первые буквы каждого этапа и составляют название этого метода – «CFOP».

Теперь вкратце разберём каждый из этих этапов сборки.

Первый этап – это создание правильного креста, всё так же, как и в большинстве методов.

Второй этап интересней. Если сравнивать его с методами для новичков, в которых сначала собирается 1-й слой, а затем 2-й в слоты, которые образовал правильный крест, то здесь принцип строится на том, чтобы найти два элемента с одного слота (один угловой элемент и один рёберный) и создать из них так называемую «пару», которая загоняется в нужный слот. Таким образом, 4 таких «пары» соберут полностью первые два слоя.

Читайте также:  Способ избавиться от неприятного запаха

Третий и четвёртый этапы собирают оставшийся последний слой на кубике. В третьем этапе все элементы разворачиваются таким образом, чтобы верхняя грань кубика стала одного цвета (если ваш крест – белый, то наверху соберётся жёлтая шапка). Остаётся только переместить элементы на свои места – и кубик будет собран. Четвёртый этап и переставляет все элементы на свои места, так сказать, пермутирует (лат. permutatio – «изменение», «замена») элементы последнего слоя.

Подавляющее большинство ведущих спидкуберов пользуются именно этим методом, а также используют дополнения к нему, коих достаточно много. Но описывать их мы не станем, так как в рамках статьи рассматриваются именно методы сборки кубика Рубика.

Другие методы, не настолько популярны и их авторы не так известны, поэтому информации по ним, особенно, в русскоязычной среде, крайне мало.

Следующий метод создан французским спидкубером Жилем Ру (Gilles Roux), назван в честь его же – метод Ру (Roux).

Интересен метод тем, что в теории он быстрее, чем метод Фридрих. Для него требуется меньшее количество алгоритмов для заучивания (78 алгоритмов в OLL и PLL против 42 в CMLL), собирается за меньшее количество ходов и практически не требует перехватов кубика.

  • Сборка блока 1х2х3;
  • Сборка противоположного блока 1х2х3;
  • Corners of the Last Layer (Углы последнего слоя);
  • Last Six Edges (Последние 6 рёбер).

Крест в этом методе не собирается, поэтому средние грани свободны для вращения, что и делает метод куда более интуитивным на первых двух этапах, чем в CFOP из-за своей свободны действий.

Собираются два блока с обеих сторон любым удобным образом. Затем разворачиваются и правильно переставляются углы последнего слоя (для разворота можно использовать 7 крестовых алгоритмов из OLL). И на последнем этапе несобранными остаются только рёбра (неправильно стоящие центры нужно переставить с помощью средних граней).

Последний скоростной метод для 3х3х3, который мы затронем в этой статье, это метод ZZ. Создан он Збигнивом Зборовски. Он не такой быстрый, как Фридрих и не так прост в понимании, как Ру, но зато в нём используются только движения 3-х граней, что позволяет делать более лаконичные движения руками, а также в нём меньшее количество ходов (около 40-50 в среднем).

  • EOLine — Edges Orientation & Line (Ориентация рёбер и линия);
  • ZZ F2L — First 2 Layers (Создаются блоки 2х3х1 на каждой стороне с помощью блокбилдинга (blockbuilding), используя только движения U, L, R);
  • LL — Last Layer (Благодаря EOLine, всегда есть готовый OLL-крест).

EOLine самый трудный этап во всей сборке, так как требует умения определять, где должно находиться правильное ребро, на что уйдёт не меньше месяца тренировок. Зато остальная часть сборки очень удобна, по сравнению с предыдущими двумя методами.

Вкратце стоит затронуть ещё пару интересных скоростных методов для сборки других кубических головоломок.

Для куба 2х2 существует метод Виктора Ортега, отличительная особенность метода в том, что первым этапом собирается первая стороны (а не слой), то есть, элементы могут быть расположены неправильно. Второй этап собирает верхний слой (можно использовать OLL-алгоритмы), а третий переставляет несобранные элементы обоих слоёв. На нашем канале YouTube Вы можете посмотреть обучающее видео Как собрать кубик Рубика 2х2 Скоростной метод – “Ортега”

Для куба 4х4 существует метод Роберта Яу. В отличии, от обычного метода сборки куба 4х4, собираются не все центры, а всего лишь два противоположных. Затем собираются 3 ребра одного из слоёв, чтобы создать неполный крест. Затем, используя свободное место с несобранного ребра, собираются остальные 4 центра. Ставится несобранное ребро – и правильный крест с центрами готовы. Остаётся только собрать 8 оставшихся рёбер и редукция в 3х3х3 будет завершена. При этом, куб уже будет иметь собранный правильный крест и этот этап в сборке пропускается.

Читайте, учитесь и ускоряйтесь!

Ну а, если наша статья про скоростные методы сборки кубика Рубика показалась полезной и интересной, то пишите в комментариях какие ещё головоломки и методы их сборки Вы бы хотели увидеть.

Источник

Быстрая сборка кубика Рубика

Возможно, многие из читателей задавались вопросом, как людям удаётся собирать кубик Рубика 3×3 за 7 секунд. Если даже предположить, что рекордсмену сильно повезло, то таблица мирового рейтинга по среднему из пяти результатов уже не оставляет сомнений: если больше 80 человек в среднем укладываются в 12 секунд, очевидно они что-то знают. В этом кратком обзоре я постараюсь приоткрыть секреты скоростной сборки. Сразу оговорюсь, что после прочтения этой статьи вы не станете чемпионами: здесь приведены только основные моменты и ссылки на более подробную информацию. Кроме того, даже после изучения метода полностью вам потребуются долгие тренировки для достижения хороших результатов. Зато вы получите неплохое представление о том, как это делается, и при желании будете знать, куда двигаться дальше. Я думаю, при достаточной усидчивости после нескольких месяцев тренировок многие смогут достичь среднего результата в районе 30 секунд.

Читайте также:  Основные способы заряда акб

Я буду ссылаться в основном на SpeedSolving Wiki и на Badmephisto. Итак, поехали.

Метод CFOP

Наиболее популярным методом скоростной сборки кубика является метод CFOP, он же метод Джессики Фридрих, которая его доработала и популяризовала, хотя свой вклад внесли и другие люди. Если всё делать правильно, в среднем кубик удаётся собрать за 56 ходов (увы не за двадцать). Существуют и другие методы, с помощью которых можно получить неплохие результаты: Petrus, ZZ, Roux и т. д. Они менее популярны и ради краткости мы ограничимся рассмотрением метода CFOP.

CFOP — это название четырёх стадий сборки: Cross, F2L, OLL, PLL:

  • Cross — сборка креста, четырёх рёберных кубиков на нижней грани;
  • F2L (First two layers) — сборка двух слоёв — нижнего и среднего;
  • OLL (Orient the last layer) — правильная ориентация кубиков верхнего слоя;
  • PLL (Permute the last layer) — расстановка кубиков верхнего слоя.

Рассмотрим эти стадии более подробно.

Cross — крест

Цель стадии — правильно разместить четыре рёберных кубика на одной из граней. С этим справится любой, кто умеет собирать кубик хоть как-то, однако собрать крест за несколько секунд не так тривиально. По правилам соревнований перед сборкой вам даётся 15 секунд на изучение комбинации (inspecting), за которые как минимум надо найти эти четыре рёберных кубика, а хорошо бы и составить в голове полную последовательность ходов. Доказано, что для сборки креста на заранее выбранной грани всегда требуется не больше восьми поворотов (поворот на 180° считается за один), причём восемь крайне редко, да и семь нечасто (среднее чуть меньше шести). На практике, чтобы быстро научиться находить оптимальную последовательность, требуется немало тренироваться.

Выбирать грань для сборки креста можно по-разному. Наиболее популярный способ — всегда собирать его на одной и той же грани (часто — на белой). Тогда вы на всех стадиях сборки точно знаете относительное расположение цветов, что облегчает процесс. Некоторые люди собирают первой ту грань, которую легче всего собрать. В среднем это экономит один поворот, однако вам постоянно приходится перестраиваться на другое расположение цветов. Используется также компромиссный вариант — собирать одну из двух противоположных граней (скажем, либо белую, либо жёлтую), тогда набор цветов боковых граней не меняется.

Основная хитрость сборки креста в том, что его надо собирать относительно. К примеру, если вы собираете крест на белой грани и бело-синий рёберный кубик уже на ней стоит белым цветом к белому центру, то вам не так важно, совмещена ли синяя сторона этого кубика с синей гранью. Достаточно поставить бело-зелёный кубик на противоположной стороне, а бело-красный и бело-оранжевый слева и справа. В процессе сборки вы можете крутить белую грань как угодно, а в конце одним движением сразу совместите все боковые центры с кубиками креста. Важно лишь помнить точный порядок цветов на кубике: если смотреть на белую грань, то по часовой стрелке идут синий, красный, зелёный, оранжевый (сзади — жёлтый).

Профессионалы собирают крест на нижней грани. Новичкам это кажется трудно, так как почти не видно, что ты собираешь, однако это даёт большое преимущество при переходе к следующему этапу: вам не надо тратить время на переворачивание кубика, и вы в процессе сборки креста можете заметить расстановку кубиков, нужных для сборки F2L и наметить план дальнейшей сборки.

Некоторые продвинутые хитрости сборки креста описаны в этом видео.

F2L — первые два слоя

Пожалуй, наиболее длинная стадия, цель которой — собрать полностью два слоя: слой с крестом и промежуточный слой. По сути дела вам нужно расставить на места восемь кубиков: четыре угловых нижнего слоя и четыре рёберных боковых в среднем слое. В отличие от методов сборки для начинающих пара (столбик) из углового и рёберного кубика собирается сразу же (то есть надо собрать четыре таких пары). В зависимости от первоначальной расстановки кубиков пары вам нужно применить тот или иной алгоритм (последовательность поворотов). Всего таких алгоритмов больше 40, можно их просто вызубрить, однако почти все они выводятся интуитивно. Есть два простейших случая, когда пара собирается в три движения:

Ещё два случая зеркальны к этим. Все остальные нужно свести к одному из этих четырёх. На это нужно максимум 8 ходов, то есть всего потребуется не больше 11 ходов на столбик. Возможно, вы найдёте не самый оптимальный способ, однако если сперва научитесь интуитивно собирать любую комбинацию хоть как-то, отдельные случаи потом можно посмотреть в шпаргалках.

Основная сложность этапа в том, чтобы быстро находить парные кубики. Они могут находиться в 16 различных местах: 8 мест в последнем слое и 8 в столбиках. Столбики просматривать сложнее, а чем меньше столбиков у вас собрано, тем больше шансов, что в несобранных находятся нужные вам кубики. Если вы при сборке креста не обращали внимания на кубики для F2L, при переходе к этому этапу вы можете потерять много времени просто на поиск. Также не всегда разумно начинать с первой найденной пары: возможно, она собирается длинным алгоритмом, а если начать с другой, то в процессе первая перестроится в более удачную комбинацию.

Читайте также:  Быстроходный каким способом образовано
OLL — ориентация последнего слоя

На этом этапе кубики последнего слоя ориентируются так, чтобы последняя (в нашем случае — жёлтая) грань оказалась собранной. При этом неважно, что кубики по сути не стоят на своих местах: этим мы займёмся на последнем этапе.

Существует 57 различных исходных ситуаций, для каждой из которых есть свой алгоритм сборки, от 6 и где-то до 14 ходов. Необходимо не только выучить все эти алгоритмы, но и быстро идентифицировать, какой из них необходимо применить на данный момент. Вот пример одного из OLL:

Слева на картинке изображена исходная ситуация с точностью до поворота (предполагается, что мы собираем жёлтую грань). Чтобы применить эту OLL, должны совпасть расположения жёлтых квадратиков не только на верхней грани, но и на боковых (квадратики остальных цветов игнорируем). Не всегда требуется сличать кубик со схемой полностью, надо лишь сличить достаточно квадратиков, чтобы отличить от остальных комбинаций. Справа приведено два алгоритма (кому-то удобнее делать один, кому-то другой) в стандартной нотации, внизу номер OLL и вероятность его выпадения. Почти все выпадают с вероятностью 1/54, некоторые с 1/108 и две с вероятностью 1/216 (включая счастливую комбинацию, когда OLL собралась сама).

Начинающим заучивать 57 комбинаций может показаться пыткой, поэтому придуман упрощённый, но более медленный вариант — 2-look OLL. В этом случае OLL разбивается на два этапа, сперва собирается крест, а затем углы. Тут надо заучить лишь 10 алгоритмов (3 для креста, 7 для углов). Набравшись опыта в 2-look OLL, можно неспеша взяться за изучение полного набора. При этом 2-look в любом случае пригодятся: во-первых, они все есть в полном наборе (скажем, если крест собрался сам, то полные OLL совпадают с 2-look OLL для углов), а во-вторых, если вам попался ещё незнакомый OLL, вы можете вернуться к 2-look.

Шпаргалки по OLL (включая 2-look) есть тут или тут, обучающее видео для 2-look OLL вот.

PLL — перестановка последнего слоя

Заключительный этап сборки состоит в том, чтобы расставить кубики последнего слоя на нужные места. Подход примерно аналогичный предыдущему этапу, но комбинаций и алгоритмов здесь меньше, всего 21 (13, если считать зеркальные и обратные за одну). С другой стороны их несколько сложнее опознавать, так как здесь надо учитывать разные цвета, причём цвета на схеме могут не совпадать с вашими цветами (с точностью до циклической перестановки):

Стрелками обозначены кубики, которые переставляет данный PLL. Вероятности большинства комбинаций — 1/18, изредка 1/36 и 1/72 (включая счастливый случай, когда ничего делать не надо).

Опять же предлагается упрощённый вариант — 2-look PLL, когда сперва расставляются углы (две комбинации), а потом центры (четыре комбинации), их довольно легко выучить.

Шпаргалки по PLL (включая 2-look) есть тут или тут, обучающее видео для 2-look PLL тут.

Кубик и смазка

Даже изучив в совершенстве приведённый метод, вы не достигнете хороших результатов с плохим кубиком. Грани кубика должны легко вращаться толчком одного пальца, при этом он не должен быть слишком разболтан. Слои должны висеть на пружинках так, чтобы не до конца повёрнутый один слой не мешал продолжать вращение в другом направлении (в разумных пределах, конечно). У правильного кубика центральные квадратики можно вытащить и подкрутить болты, что находятся под ними. В обычных магазинах сложно найти хороший кубик, рекомендуют заказывать по интернету, например, тут.

Для достижения наилучших результатов кубик необходимо смазывать. Иногда смазка идёт в комплекте с кубиком, либо покупается отдельно. Подходит силиконовая смазка, которую можно купить в автомагазинах.

Вращения кубика

Вращение всего кубика в руках (а не отдельных граней) отнимает существенное время, поэтому при сборке его стараются как можно сильнее избегать. Скажем, на этапе F2L порой проще собирать столбик в дальнем от себя углу, не видя его, чем поворачивать кубик этим столбиком к себе. На этапе OLL, чтобы повернуть кубик так, как в схеме алгоритма, достаточно покрутить верхний слой, а не крутить весь кубик целиком — это быстрее (положение верхнего слоя относительно нижних на этом этапе не важно).

Look ahead — заглядывание вперёд

После завершения очередного этапа вы должны без паузы переходить к следующему. Пока вы на автомате выполняете очередной алгоритм, у вас голова свободна. Используйте это время, чтобы найти кубики, важные для следующего этапа, и понять, какой из алгоритмов вам придётся использовать дальше.

Fingertricks

Также ключ к значительному ускорению сборки — это fingertricks, умелое использование всех пальцев для вращения. Некоторые частоиспользуемые комбинации выполняются молниеносно, 5 поворотов в секунду и выше, если правильно использовать пальцы. Обратите внимание: не всегда более короткий алгоритм делать быстрее; может оказаться. что придётся делать неудобные повороты. У BadMephisto несколько видеозаписей посвящено fingertricks, например, тут рассказывается про F2L.

Источник

Оцените статью
Разные способы