Профилактика синдрома профессионального выгорания врачей
Повседневная работа врача требует эмоционально напряженного общения с пациентами. Это мощный фактор, который предрасполагает к формированию у него хронического стресса с последующим профессиональным выгоранием , которое отражает имеющийся профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе нее.
Часто профессиональное выгорание проявляется физической слабостью и снижением работоспособности. Эмоциональное истощение может быть единственным кардинальным симптомом выгорания. Наибольшему риску подвергаются люди «помогающих» профессий, которые находятся под психологическим давлением со стороны факторов своей работы, и те, которые имеют ограниченную поддержку. В этом отношении профессию медицинского работника можно считать одной из самых уязвимых. 2–3
Врач с синдромом профессионального выгорания уже сам может предъявлять жалобы на физическое, эмоциональное или мотивационное истощение. Симптоматика объективна: нарушения продуктивности в работе, быстрая усталость, бессонница, повышенная подверженность соматическим заболеваниям. В ряде случаев, осознавая проблему, врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Иногда они просто бегут от сложившейся ситуации, в частности может иметь место употребление алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и даже суицидального поведения. 4 Как показывают данные зарубежной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в целом. Среди врачей-мужчин – в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается не только на нем самом, но и на пациенте, которого он лечит. 1
Синдром профессионального выгорания представлен в трех типах проявлений: 5
- Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация – циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Фрагментирующие, редукционистские, смещающие и отчуждающие ситуации приводят к оборонительному поведению, особенно к отрицанию, изоляции и сублимации, которые проявляются как избегание и подкрепляются образом героической персоны, пытающейся спасти другого от страданий, не жалея никаких усилий, тем самым жертвуя собственным здоровьем. Это приводит к отказу от жизни вне этой роли. Деперсонализация (обезличивание) посредством самоотречения (отраженная в пренебрежении к самообслуживанию), скрывающая дистресс при столкновении с напряженными ситуациями, трансформируется в героические импульсы, которые приводят работников к самоотречению, нанося значительный ущерб семейной и общественной жизни. 6
Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении. Это уже третья стадия общего синдрома адаптации – стадия истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
К основным симптомам неуправляемого стресса относятся: 2
- Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.
- Соматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница и другие проявления психовегетативного синдрома).
- Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
- Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
- Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
- Негативное отношение к себе.
- Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
В современной литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих профессиональное выгорание. 7–8 Физические и психологические симптомы достигают высшей точки при истощении. При этом имеющиеся нарушения сна, недостаточное количество часов отдыха, а также неправильное питание не дают возможность восстановиться. Усталость может иметь пагубные последствия для различных систем организма, что приводит к многочисленным изменениям функций, которые, в свою очередь, приводят к снижению производительности на работе, ряду психологических, семейных и социальных проблем.
Проблема профессионального выгорания характерна не только для врачей, но и для среднего медперсонала. В исследовании, проведенном среди медсестер, было показано, что у 55,4% была склонность к синдрому выгорания, а также к проблемам со здоровьем, связанным с работой и эмоциональными жалобами. 10
При анализе социально-демографического профиля работников здравоохранения выявляются некоторые факторы, которые могут быть связаны со стрессом, например, большинство женщин замужние и имеют детей (а некоторые разведены), что само по себе представляет двойную нагрузку на человека. Женщины вообще оказываются особенно склонны к проблемам, связанным с профессиональным стрессом. Среди других факторов также выделяют преодоление финансовых, физических или эмоциональных трудностей. 11
Эпидемиологическая ситуация нынешнего года показала, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития профессионального выгорания из-за чрезмерной рабочей нагрузки, опасности физического истощения, формирования страха, эмоциональных расстройств и проблем со сном. Медицинские работники, занимающиеся прямой диагностикой, лечением и уходом за пациентами с COVID-19, имеют более высокий риск: 12–13
- депрессии (ОШ, 1,52; 95% ДИ, 1,11-2,09; Р = 0,01),
- тревоги (ОШ 1,57; 95% ДИ 1,22-2,02; Р 11 Пренебрежение к себе и собственному телу, к самоуходу, по-видимому, обусловлено нехваткой времени для организации правильного питания, физического и эстетического поведения, а также меньшим временем на себя из-за работы. 14
Считается общепринятым и нормальным, что медработники не позволяют себе выделять время и создавать условия, при которых возможно было бы за собой ухаживать. Это создает ситуацию отчуждения, которая воспринимается как абсолютно «естественная» и является якобы частью их профессионального выбора, она восходит к историческим описаниям самоотречения. Все более требовательный и выборочный рынок труда, не имеющий тенденций к улучшению условий работы или повышению заработной платы, также побуждает профессионала повысить свою самоотверженность и целеустремленность, что сокращает время для личной жизни и ухода за собой. Поэтому такие работники, как правило, находятся в некомфортном состоянии в результате неспособности выполнить возложенную на них работу: из-за ее чрезмерного объема и ограниченного временного отрезка. Когда человек начинает это осознавать, то у него возникает чувство раздражения и разочарования, что вынуждает его чувствовать себя стесненным внешними факторами и отдаляет от личных и профессиональных идеалов. 15
Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения). Контроль уровня стресса и напряжения у врачей необходимы не только для сохранения их собственного здоровья и благополучия, но и для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности для пациента. 2, 12–13
В последние годы в разных странах мира остро стоит вопрос необходимости разработки системы поощрения медиков к принятию ими более здорового образа жизни. Это позволит защитить от стресса, вызванного требованиями работы в медицинских структурах. 16
Мы в свою очередь сформулировали несколько простых базовых правил, позволяющих снизить уровень стресса у врача, связанного с работой, и увеличить его стрессоустойчивость. Для профилактики и уменьшения риска профессионального выгорания врачу (медработнику) можно предложить
«Десять шагов, чтобы оставаться здоровым»:
- Постарайтесь «дистанцировать» себя от занимаемой должности.
- Не драматизируйте события и не возводите свои деловые задачи в ранг мирового значения.
- Устраивайте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, какими бы уставшими вы не были. Это дает возможность получения новой приятной информации, отвлечения от рабочей ситуации.
- Вечером старайтесь не решать рабочих проблем. Вечер – ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
- Не пренебрегайте выходными днями в угоду работе.
- Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами узами деловых отношений.
- Занимайтесь физкультурой, это поможет снять негативное напряжение.
- Пейте много воды и ешьте регулярно здоровую пищу, что обеспечит организм необходимыми нутриентами для восстановления.
- Дышите правильно, используйте регулярно методики аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики – способы, которые повысят вашу стрессоустойчивость.
- Всегда выделяйте время на полноценный сон.
Источник
Эмоциональное выгорание среди медицинских работников
«Хороший врач должен быть философом»
Гален
Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:
- Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
- Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
- Неприязнь к своей работе и к себе.
В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:
- огромная физическая и психологическая нагрузка;
- неизлечимые болезни и смерть пациентов;
- давление пациентов и их родственников;
- личное отношение к смерти;
- невысокая заработная плата;
- неудовлетворительные условия труда;
- неоднозначные требования к работе;
- риск выговоров и штрафов;
- физические перегрузки (отсутствие отпуска и полноценных выходных).
Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:
- недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу;
- жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки;
- монотонность работы;
- большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения;
- работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению — как следствие, идет неэффективность приложенных усилий медика;
- напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами;
- отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста;
- осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.
Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:
- Медицинский работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. В этом моменте кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
- Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
- Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Медицинский работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.
Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».
Профилактика
Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.
Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.
Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.
Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:
- правильное питание и здоровый образ жизни;
- наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
- наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
- способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
- разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
- адекватное принятие неудач; осознание, что врач – нужная профессия; стремление к достижению целей;
- принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
- отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
- повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
- наличие хобби; совместная работа с коллегами.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
- разнообразные физические упражнения;
- элементы спорта и спортивной подготовки;
- ходьба, бег, а также другие циклические упражнения и виды спорта;
- работа на тренажерах;
- хоротерапия;
- трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
- Телесные: массаж, мануальная терапия (лечебный метод массажа мышц, суставов и т.д.), физиотерапия;
- Психорегулирующие (психологические): аутотренировка (метод расслабления путём концентрации внимания на телесных ощущениях), мышечная релаксация.
Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
Источники:
Статью подготовила: медицинский психолог З.А. Егорова
Источник