Повысить мотивацию студентов к обучению: 18 приемов
Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. Поэтому неудивительно, что за время существования блога ЛаЛаЛань неоднократно освещала те или иные способы повысить студенческую мотивацию.
При желании углубиться в тему вы также можете обратиться к следующим нашим материалам:
- «Как мотивировать студентов учиться: 3 рекомендации для преподавателей»;
- «Стоит ли учитывать интересы студентов в образовательном процессе? 4 аспекта подготовки кадров в высшей школе»;
- «30 правил мотивации студентов Гарварда» (в этой же статье найдете небольшое расследование о китайском происхождении «гарвардских правил»).
В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.
Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.
Объяснить таким учащимся в школе, как гуманитариям по жизни пригодятся логарифмы и зачем физикам учить стихи наизусть, а затем уже в университете увлечь учащихся в длительное и непростое путешествие в мир Науки, сформировать необходимые нейронные связи и расширить кругозор — вот те задачи, которые берет на себя педагог, вооружившись знаниями о повышении мотивации к обучению.
Всем ли студентам нужна мотивация?
Разумеется, нет. «Студент замотивированный» как отдельный биологический вид, без сомнения, существует. И таких очень много: инициативные, любознательные, с энтузиазмом и интересом берущиеся за новое задание и новый предмет.
Однако таких студентов часто рассматривают как отдельные случаи, в то время как общую картину характеризуют, разделяя учащихся на бюджетников и платников. Мол, бюджетники замотивированы больше, поскольку от оценок и баллов ЕГЭ зависело их поступление и сейчас зависит стипендия, в то время как платники всегда могут пересдавать экзамены, доплатив за очередную попытку, а лишением стипендии их не испугаешь…
Конечно, это не так, и любой преподаватель, работающий в университете, понимает, что бывают разные направления подготовки и в каких-то учебных заведениях они только платные; сами студенты тоже очень разные, и для кого-то коммерческая основа обучения — совсем не показатель знаний, умений и навыков, а просто неудачное стечение обстоятельств.
В данном случае мы вновь настаиваем на индивидуальном подходе к каждому студенту и на отказе от стереотипов.
Определить глубинный мотив
Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.
Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал. Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные.
Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать. Так и с обучением в университете: все выпустятся со знаниями и навыками, но какие они будут и как будут получены — этот вопрос напрямую связан с мотивацией.
Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?
- Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
- Желание получить престижное образование в статусном вузе, чтобы в дальнейшем использовать корочку диплома как аргумент при поступлении на работу.
- Потребность в общении и желание получить новые знакомства.
- Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей.
- Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
- Возможность оставаться в состоянии жизненной неопределенности во время обучения в вузе, избежать нежелательных решений и этапов (например, армии) и так далее.
Разумеется, это не единственные глубинные мотивы, но одни из многих. Эти ориентиры определяют сам факт поступления в университет. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, студент расставляет приоритетность разных предметов в учебном курсе.
На этот показатель преподаватель уже может повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на уважение к своему предмету и погружение в тонкости своей предметной области?
Приемы повышения мотивации
Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.
Взаимодействие педагога и студентов
- Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Если это возможно, обращайтесь к ним по имени.
- Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.
- Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.
- Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.
- На занятиях обращайтесь к приему апперцепции, то есть связывайте изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личными опытом студентов, их интересами и потребностями.
Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала
- Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.
- Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.
- Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
- Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями.
Техническое, дидактическое обеспечение занятия
- Используйте различные формы представления учебного материала, удивляйте и вызывайте интерес: фото-, видео-, аудиоматериалы, графики, наглядные пособия, тактильные и ролевые игры и пр.
- Позаботьтесь о том, чтобы каждый студент мог работать с вашими материалами.
- Не игнорируйте современные технологии. Например, отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере позволит оперативно задавать вопросы и присылать домашнюю работу.
Непосредственно учебная мотивация
- Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности. Зачем мы изучаем эти минералы? Чем вам в дальнейшем будет полезна фонетическая система якутского языка?
- Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать пару с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.
- Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.
Отношения в студенческом коллективе
- Используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.
- Для разнообразия учебной ситуации меняйте рассадку в аудитории, если помещение и количество учащихся это позволяет. Для коллоквиумов и проблемных обсуждений садитесь по кругу, в мае проводите занятия в парке и пр.
- Включайте в программу задания по взаимоконтролю и взаимопомощи студентов.
Приемы мотивации: реализовать на практике
Вышеперечисленные приемы при всей своей эффективности кому-то могут показаться чрезмерно обтекаемыми и лишенными конкретики.
Не ограничивая ваш творческий потенциал в части применения названных рекомендаций, предложим несколько примеров их практической реализации.
Так, при знакомстве с новым курсом или новой группой, можно попросить студентов анонимно или с указанием личных данных рассказать о своих истинных мотивах и о том, чего они ждут от курса. Такую информацию, разумеется, стоит воспринимать критически (кроме того, на самом деле не все студенты до конца ясно осознают причины тех или иных своих поступков), но какое-то первоначальное мнение вы сможете получить.
Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне университета и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях. Например, на историческом спецкурсе по разным видам огнестрельного оружия можно в качестве домашнего задания просить пройти игру Counter-Strike c тем или иным автоматом или пистолетом.
И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.
Источник
Статья «Профессионально-ориентированная мотивация студентов как способ активизации обучения»
Э.Р.Ястребова, преподаватель ФКПОУ «НТТИ» МИНТРУДА РОССИИ г.Новочеркасск, Ростовской области
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
«Профессиональная мотивация не формируется, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст»
Современная система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой познавательной активностью, умеющего пользоваться и наращивать имеющийся образовательный потенциал, готового к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. В настоящее время от молодого специалиста требуется не только умение использовать имеющиеся знания, владение необходимыми профессиональными действиями, способность адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства и требованиям образовательного процесса, стремление и направленность на самообразование, способность ориентироваться в новой, порой противоречивой, информации. Решение таких актуальных задач невозможно без достаточно устойчивой мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов.
Профессионально-ориентированная мотивация обучающихся включает в себя совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Положительная мотивация студентов к обучению, способствующая обеспечению успешного овладения умениями и навыками, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у обучающегося или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе.
Профессионально-ориентированная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, и определяется рядом специфических факторов:
образовательной системой, образовательным учреждением;
организацией образовательного процесса;
особенностями преподавателя и его отношением к учащемуся, к делу;
спецификой дисциплины, профессионального модуля.
Учебная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы максимально раскрыть и развить способности обу ча ю щихся, предоставить возможность творческого эксперимента, нестандартного решения ситуации. Какими способами можно добиться этой цели? Современный преподаватель должен быть знаком с новейшими образовательными технологиями и предлагать студенту большой выбор активных методов обучения направленных на активизацию познавательной и творческой деятельности при решении поставленных задач. Это проблемное обучение, деловая игра, метод кейс-технологий, портфолио, мозговой штурм, метод проектов и другие. Все эти методы не только активно задействуют творческий и интеллектуальный потенциал студентов, но дают возможность решения практических задач, актуальных проблем, а это, в свою очередь, формирует профессиональные компетенции. Например, п роектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Деловые игры, предполагающие разбор казусов из практики деятельности предприятий, анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих экономических и нормативно — правовых положений. Анализ таких действий, позволяет участникам учебной группы не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.
Одна из составляющих мотивации студентов – это возможность создания условий возникновения интереса к обучению (эмоциональному переживанию от удовлетворения познавательной потребности). Важнейшей предпосылкой для этого является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимо создать у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности, возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Каким образом? Использование в ходе учебного процесса таких вопросов и заданий, решение которых, требует от обучающихся активной поисковой деятельности. Или создание проблемной ситуации, вызывающей противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него навыков и способов деятельности. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости поиска новых источников информации и применения их в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть разнообразны. Актуальность нового материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Но познание нового должно опираться на имеющиеся у обучающегося знания. Использование ранее усвоенных компетенций – одно из основных условий появления интереса.
Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, интересная подача, живое общение с преподавателем. Постановка вопросов перед обучающимися и совместных с ними рассуждений подводит студентов к определенным выводам, составляющим суть изучаемого учебного материала.
Очень важной составляющей мотивации студентов является качественный, контроль знаний. Этому способствует рейтинговая система оценивания знаний. Если обучающиеся понимают, каким образом будет оценена их работа, они более активно выполняют задания, прикладывают к этому больше усилий, в том числе и интеллектуальных. Уровень достижений, восприятие важности задания и его ценности также повышается. Опыт использования рейтинговой системы в ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России показал ее целесообразность и эффективность. Введение рейтинговых оценок стимулирует систематическую работу обучающихся в течение семестра, повышает их заинтересованность в результате обучения.
Основными признаками сформированности профессиональных компетенций является становление в сознании обучающегося профессиональной доминанты, образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональную направленность составляет «совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование» [1].
Основная задача в настоящее время — обеспечить студентов такой профессиональной подготовкой, чтобы выпускники техникума – интерната были конкурентоспособными на рынке труда, формируя профессиональную, социально-коммуникативную и личностную компетентность. Готовить таких выпускников – основная наша задача.
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.:Логос, 2006.-184с.
2. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке
и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 125 с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской.- М.: КРОНУС, 2010.-432с.
Источник