- Профессиональная самореализация это
- Профессиональная самореализация личности это
- Этапы профессиональной самореализации личности
- Факторы личной и профессиональной самореализации
- Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
- Проблема самореализации личности в профессиональной сфере
- Профессиональная самореализация молодежи
- Профессиональная самореализация мужчин и женщин
- Статья «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»
Профессиональная самореализация это
Профессиональная самореализация на сегодняшний день стоит в череде первых видов самореализации как для мужчин, так и для женщин. В современном обществе сформировались определенные тенденции разделения полномочий для слабого и сильного пола. Но ни для кого не секрет, что многие мужские специальности осваиваются женщинами и наоборот. Обязательно ли женщине жертвовать семьей для построения карьеры или можно совмещать приятное с полезным? Поговорим о том, что такое профессиональная самореализация, о факторах ее успешности и барьерах, которые мешают добиться цели.
Профессиональная самореализация личности это
Профессиональная самореализация это уровень раскрытия личностного потенциала в профессии, который определяется по нескольким показателям:
- развитие способностей, реализация которых необходима в данной области;
- востребованность специалиста данной квалификации или категории;
- использование достижений работника другими специалистами;
- применение накопленного опыта для решения аналогичных или смежных задач;
- наличие потребности дальнейшего саморазвития в данной сфере деятельности.
Профессиональная самореализация в психологии рассматривается как степень развития самопознания личности в процессе трудовой деятельности.
Признаки достижения профессиональной самореализации:
- Достижение высокого уровня развития способностей, востребованных в данной специальности, и раскрытия личностного потенциала.
- Достижение требуемых целей в работе.
- Наличие чувства удовлетворенности от достижения результатов в профессии.
- Использование достижений специалиста профессиональным сообществом.
- Постоянная постановка новых профессиональных целей и их достижение.
- Формирование собственного рабочего пространства.
Таким образом, профессиональную самореализацию можно рассматривать и как цель развития личности, и как процесс жизнедеятельности, потребность, и как результат личностного роста.
Этапы профессиональной самореализации личности
Профессиональная самореализация не происходит одномоментно, она проходит в несколько этапов. Ошибочно полагать, что достижение поставленных целей, и развитие требуемых в данной трудовой деятельности навыков и качеств, это и есть путь трудовой самореализации.
Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы:
- Профессиональное самоопределение, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности.
- Первоначальное становление в выбранной сфере.
- Профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
Профессиональное самоопределение
Определение позиции личности в отношении социально значимых ценностей происходит в период обучения в старших классах, в колледже или первых двух курсов ВУЗа. На данном этапе доминирует мотив «хочу» или «надо». В первом случае самоопределение происходит исходя из собственных желаний и потребностей, а во втором, согласно мнению третьих лиц или сложившихся жизненных обстоятельств, социальных тенденций и приоритетов.
Первоначальное становление по специальности
На данном этапе включается мотив «могу», то есть происходит оценка реальных возможностей. И здесь уже могут возникнуть первые затруднения, которые в результате приведут либо к адаптации, либо к смене специальности.
Профессиональный рост
Этап предполагает развитие способностей необходимых в данной профсреде, и адаптацию специальности под себя. Достижение этой стадии самореализации говорит об ее высоком уровне, особенно если происходит признание общественностью профдостижений личности.
Факторы личной и профессиональной самореализации
О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.
Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:
- целеустремленность;
- уверенность в себе;
- инициативность;
- решительность;
- трудолюбие;
- жизненная активность;
- энергичность.
То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.
Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:
- Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
- Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
- Финансовое благополучие.
- Стабильные межличностные отношения.
- Позитивный психоэмоциональный настрой.
- Удовлетворение от полученных результатов работы.
- Толерантность к временно возникающим трудностям.
- Наличие способности к самоорганизации.
- Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.
Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании , которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.
Проблема самореализации личности в профессиональной сфере
Генезис затруднений самореализации личности в профессиональной сфере проявляется на каждом этапе данного процесса.
Этап самоопределения соответствует высокому развитию личности. Следовательно, барьером в данной ситуации может стать неспособность определить свое место в системе социальных отношений.
На начальной стадии профстановления решающую роль играет соответствие или несоответствие ожиданий личности с внешними условиями жизнедеятельности. Если возникают внутриличностные противоречия, недовольство уровнем профессионального роста, саморазвития, это может привести к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности или к смене вида деятельности.
При переходе от одной стадии становления к другой, возникают кризисы, от преодоления которых зависит дальнейшая перспектива самореализации. Данные процессы могут быть вызваны внешними обстоятельствами – увольнение, переквалификация, окончание обучения и др., а так же внутренними психологическими барьерами.
Переход к этапу профессионального роста может и не состояться, особенно, если у личности преобладает мотив «хочу», а не «могу» и «надо».
На этапах карьерного становления и роста чаще всего возникают следующие барьеры, вызывающие сложности профсамореализации:
- Неправильное позиционирование – несоответствующая реакция в процессе общения с коллективом и при выполнении поставленных задач (излишняя эмоциональность, обиды на коллег, неприятие конструктивной критики и др.)
- Отсутствие потребности и желания в саморазвитии – для развития профессиональных компетенций необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование.
- Недостаток ресурсов – неудовлетворительное эмоциональное и физическое состояние.
- Сравнение себя с более успешными специалистами – ведет к снижению самооценки и нежеланию к чему-то стремиться.
- Неоправданные ожидания отметки своих достижений – отсутствие похвалы за выполненную работу ведет к стагнации действий.
- Неуверенность в своем профессионализме – даже при высоком уровне развития в своем направлении, можно быть неуверенным в себе.
- Неправильно расставленные приоритеты – личные дела важнее рабочих интересов.
Профессиональная самореализация молодежи
В современном обществе сложилась тенденция, согласно которой обустройство собственной жизни молодежью возможно только при получении высшего образования. Но проблема в том, что многие, ужа на протяжении нескольких лет, стремятся стать экономистами, юристами, управленцами. В результате чего появился дефицит специалистов другого профиля – в промышленности, в сфере услуг, строительстве, транспортной отрасли. Данная тенденция привела к тому, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности и вынуждены искать место работы не по своему профилю.
В итоге большое распространение получила безработица молодежи или трудоустройство на специальности, не требующие высокой квалификации. Ежегодно каждый четвертый из числа всех выпускников вынужден идти на переподготовку для получения второй профессии. А часть из них увольняется в первый год работы, из-за неудовлетворенности характером выполняемого труда.
Период становления профсамореализации протекает очень тяжело для молодежи еще и потому, что карьерный путь начинается с несоответствия многим требованиям, предъявляемым специалисту. И как следствие, выпускники оказываются на низших профессионально-должностных ступенях карьерной лестницы. Чтобы выйти из стагнации, молодежь вынуждена быть более гибкой и мобильной в профессиональном отношении.
Таким образом затруднения этапа становления вызваны следующими причинами:
- отсутствие трудовой репутации;
- недостаток или полное отсутствие опыта работы в профессии;
- недостаточная включенность молодежи в профессиональные сети и как следствие ограниченность доступа к свободным вакансиям;
- неконкурентоспособность молодежи из-за не востребованности полученного образования.
Существование социальных рисков обуславливают неконкурентоспособность молодежи. А неопределенность социально-профессиональной идентичности ведет к наращиванию негативных тенденций профессиональной самореализации.
Профессиональная самореализация мужчин и женщин
Личностные мужские и женские качества отражаются на профессиональной самореализации мужчин и женщин. В чем разница?
Во-первых, половая принадлежность сказывается на выборе профессии:
- мужчины – специальности, связанные с механизмами, инструментами, спортом, наукой (особенно физикой, математикой)
- женщины- виды деятельности, связанные с гуманитарными дисциплинами, эстетикой, общественностью, и др.
Да и в обществе устойчиво сформированы стереотипы, какие профессии «мужские», а какие «женские». Бесспорно, что сейчас и мужчины осваивают женские профессии, и женщины, мужские, но при этом им приходится сталкиваться со своего рода дискриминации по половому признаку. То есть работодатель скорее возьмет на должность парикмахера в женский зал женщину, чем мужчину, или мужчину водителем такси, а не женщину.
Во-вторых, специфика самореализации в профессиональной деятельности выражается в том, что свои перспективы карьерного роста мужчины и женщины тоже видят по-разному.
- женщины – в большинстве случаев работают ради денег, в меньшей степени – из-за потребности находиться в коллективе;
- мужчины – важно содержание выполняемой работы, ее общественная значимость, разнообразие, возможность проявить свои способности, а самое главное результат труда.
В-третьих, время для профессиональной карьеры так же отличается.
Как правило, профессиональная самореализация женщины происходит значительно позже, чем мужчины. Как известно, большинство представителей сильного пола могут похвастаться состоявшейся карьерой уже к 30 годам, в то время как для женщин этот показатель может быть реализован ближе к достижению среднего возраста.
На это влияет то, что у женщин в приоритете остается личная жизнь, да и некоторые работодатели скептически настроены к представительницам прекрасного пола из-за детей, декретного отпуска, семейных забот, которые поглощают все мысли и т д.
В-четвертых, руководителей-женщин, на разных уровнях управления, значительно меньше, чем мужчин. С чем это связано, и в чем разница между мужчинами и женщинами-управленцами:
- Женщин — управленцев считают менее компетентными.
- При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине.
- Для достижения высокого профессионального уровня женщинам мешают наличие семьи и детей.
- Женщины склонны использовать демократический стиль руководства, а мужчины – авторитарный.
- При принятии решений мужчины больше склонны анализировать и планировать исход дела, а женщины более мобильны в изменяющихся обстоятельствах.
- Женщины способны предложить большее число вариантов решения проблемы, чем мужчины.
Различия в профессиональной самореализации личности мужчин и женщин выгодно использовать для назначения на более подходящие должности:
- мужчин-руководителей – для решения задач, управления мужским коллективом;
- женщин-руководителей – для установления межличностных отношений, в сфере образования, госслужбе, социальной сфере.
В целом можно сказать, что и мужчины, и женщины способны добиться высоких профессиональных результатов в своей деятельности, но разными способами.
Мы рассмотрели вопрос, о том, что такое профессиональная самореализация, ее этапы и факторы успешной профреализации. Выяснили, что существует разница в самореализации по половому признаку. А так же коснулись проблем, которые характерны для данного направления и в частности трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве.
Источник
Статья «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
студентки 4 курса,
специальность «Дошкольное образование»
ГБПОУ ВО «БТПИТ» г. Борисоглебск
Научный руководитель: Дудина И.А.
Жизнь — это непрерывное движение к поставленной перед собой цели, постоянный выбор.
Успешность саморазвития человека зависит от осознания личностью собственных возможностей. Сочетание социального и инструментального аспектов самореализации в профессиональной деятельности станет благоприятным пространством сознательной самореализации человека.
Люди уникальны, каждый человек индивидуален, яркая и неповторимая личность. У каждого человека свои ценности и стремления. Поэтому полноценность жизни, ее насыщенность зависят только от человека. Человек ежедневно, ежечасно сам творит свое социальное, материальное, духовное счастье. Успеха в жизни надо постоянно добиваться, к нему необходимо постоянно стремиться. Жизненная позиция должна быть ориентирована на самореализацию, что позволит человеку раскрыть свои профессиональные и творческие возможности. Так, самореализация — важнейшая потребность личности.
Профессиональная самореализация личности – это высокой квалификации и компетентности, постоянное самосовершенствование.
Самореализация может выражаться в формах:
Д остижения в творчестве, профессии, спорте, искусстве, учебе и т.д. – внешняя форма.
Самосовершенствование в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном, духовном и профессиональном планах – внутренняя форма.
Признаки профессиональной самореализации:
Потребность в постоянном профессиональном росте.
Разработанная программа профессионального развития.
Активное использование собственного потенциала и способностей в профессиональной деятельности.
Использование творческого подхода в профессиональной деятельности.
Непрерывная постановка, стремление и достижение новых целей.
Самореализация рассматривается и как цель, и как перспектива, и как процесс, и как потребность, и как результат.
Профессиональное самосовершенствование тесно связано с образовательным процессом и включает обучение и самообразование, дающее возможность профессионалу быть независимым, самостоятельным, конкурентоспособным. Профессиональное самообразование направлено на овладение новыми знаниями, повышение профессионализма, освоение новых технологий.
Первым этапом профессиональной самореализации выступает профессиональное самоопределение личности, включающее выбор профессии, получение профессионального образования, построение идеальной модели будущей профессиональной деятельности, плана перспективного роста. Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий проводит профессиональные пробы для школьников, тем самым помогая им в самоопределении, в профессиональной ориентации, в поиске своего пути, в выявлении своих сильных и слабых сторон, помогая осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Далее следуют этапы профессионального становления в выбранной сфере деятельности, профессиональный рост и развитие.
Профессиональная деятельность обеспечивает личности возможности для реализации творческого потенциала, уровня ценностей, планов.
Профессиональная самореализация — путь совершенствования, развития личности, получения профессионально-практического и духовного опыта.
Самореализация личности и профессиональная самореализация неразрывно связаны. Успешной станет та профессиональная деятельность, в процессе которой личность творит и развивается. Для профессиональной самореализации характерны: творчество, свобода действий и выбора, самостоятельность.
« Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации » ( А. Маслоу )
Источник