«Проектные задачи как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Выступление на ГМО
«Проектные задачи как способ формирования
универсальных учебных действий младших школьников»
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное, постепенно становится всё менее заметным.
Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова:
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.
Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.
Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений является метод проектов .
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Проектная задача подается не в обычной формулировке, которую привыкли слушать, читать учащиеся.
Проектная задача — всегда новая задача. Для нее нет алгоритма решения, даже последовательность действий иногда планируют сами школьники.
Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, ученики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат, что не соответствует возрастным возможностям младших школьников. А для решения проектной задачи учитель предлагает школьникам все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Поэтому, проектную задачу можно назвать кейсом, т.е. портфель, где уже лежит часть материала. В проектной задаче есть условия, которые необходимо учащимся вычленить из подготовленного учителем ресурса.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи развивают критическое и творческое мышление, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно мыслить и действовать, приучают детей целенаправленно работать.
Стоит отметить, что решение ПЗ дает важный воспитательный процесс
Замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся работать продуктивно сами.
С чего же начать педагогу для создания проектной задачи?
Этапы создания проектной задачи
1.Сформулировать цель проектной задачи.
2. Придумать продукт, который конструируют ученики.
3.Сформулировать проблему. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Лучше всего ставить жизненную задачу.
На каникулах должны приехать школьники из Франции. Необходимо приготовить для них сыр.
Намечается поездка в Санкт-Петербург. Необходимо определиться с выбором экскурсий, ценой билетов, гостиниц.
4. Составить путь решения через выполнение заданий (инструкцию)
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом и т.д.). СЛАЙД 7
6. Продумать форму представления готового продукта (решения проектной задачи).СЛАЙД 8,9
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как, по какой форме оценивает).
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). Задача состоит из нескольких блоков: проблемный блок (ученикам предъявляется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения), информационный блок (блок ресурсов для поиска решения — набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов и т.п.), критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы).Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.
Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
В чем же заключается роль учителя на уроках решения проектных задач?
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач может являться:
наблюдение за ходом работы учащихся;
оказание помощи отдельным учащимся;
поддержание рабочей обстановки в классе;
оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Проектные задачи различаются по содержанию, по составу участников, по месту в учебном процессе.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными , одновозрастными и межвозрастными (могут принимать участие ребята из 5,6 классов в роли наставника, участника), стартовые, текущие, итоговые в зависимости от проведения в учебном году. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
ВЫВОД: проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников.
СЛАЙД 14 помощь в составлении проектных задач окажут следующие книги издательства Просвещение.
(раздадка)На курсах нам показали пример решения проектных задач на уроках русского языка в 3 и 4 классе по теме «Фразеологизмы»
Со своими учениками мы решали проектные задачи на внеурочном курсе «МИР КНИГИ»
Источник
Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД
Выбранный для просмотра документ Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД.docx
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Решение проектных задач, как одна из форм формирования РУУД». (слайд №1)
В нашей школе уже на протяжение 6 лет, проводится диагностика УУД по Бунеевой Е.В. 1 раз в полугодие мы проводим данную диагностику, на основании которой планируем свою дальнейшую деятельность. Однако, когда в прошлом году мы провели в своих классах в параллели проектную задачу, и я посмотрев на результаты Листов оценивания своих детей, поняла, что я до сих пор получала неполную картину диагностики ребенка. И что как раз проектные задачи и являются эффективным средством создания нестандартных ситуаций, где наши дети и могут проявить свои УУД и показать их сформированность.
Моя задача сегодня рассказать вам конкретно о регулятивных УУД.. Почему я взяла регулятивные УУД? Потому что именно здесь у меня произошли наибольшие несовпадения. Результаты Познавательные, коммуникативные и личностные УУД были примерно одинаковы, разница в процентном соотношении была небольшой.
Итак, по итогам проведения диагностики в 3 классе (в классе 28 человек), где включались задания на проверку следующих групп регулятивных результатов: (слайд №2)
Диагностика Бунеевой Е.В.
Проектные задачи. (1 полугодие)
Самостоятельно формулировать цель деятельности: 66%,
Самостоятельно формулировать цель деятельности: 56%
Составлять план действий: 58%,
Составлять план действий: 52%
Действовать по плану: 60%
Действовать по плану:47%
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:55%
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:52%
Проверять и оценивать результаты работы:62%
Проверять и оценивать результаты работы:45%%
Сравнив результаты, я скорректировала свою деятельность.
Начала я свою работу с организации групповой работы в классе, в парах мои дети работают на уроках ежедневно, изучила технологию «Проектная задача». Так как именно при работе в группах у учащихся проявляются умения или неумения планировать ход решения задачи . (слайд №3)
Под проектной задачей понимается задача, в ко торой через систему или набор заданий целенаправлен но стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения ,которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стра тегии» ее решения.
Через опыт решения серии подобных задач на протя жении первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают осно вы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в задачу, фактически задает «стратегию решения» этой задачи.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набо ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне ния данных.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
Задает реальную возможность организации взаимо действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель ностью учащихся в группе.
Учит (без явного указания на это) способу проекти рования через специально разработанные задания.
Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют пе реконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных за дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, в течение учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьника.
Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению УУД учащихся.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи как правило занимают несколько уроков
Итак, проектные задачи в начальной школе и есть путь к развитию УУД обучающихся, а так же шаг к проектной деятельности., которая в соответствие с ФГОС, обязательно должна присутствовать в основной школе.
Итак, изучив технологию «Проектная задача», я начала применять эту технологию с работы в группах. ( слайд №4)
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно достигаться:
— полное внимание к однокласснику;
— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
— никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами и выработали)
И если в начале работы над Проектными задачами группы формировала я сама, то уже сейчас группы формирую по критериям: Например:
В вашей группе 6 чел.
В группе должны быть и девочки и мальчики.
Средний балл вашей группы не больше 220.
Рассмотрим основные этапы работы над проектной задачей и соотнесем их с формируемыми РУУД. (слайд №5)
Основные этапы работы над проектной задачей
1.Погружение в задачу. Формулировка проблемы. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задачи. Определение возможных форм презентации продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
4. Презентация готового «продукта».
Регулятивные действия — Способность критично и содержательно оценивать свой результат.
1. Погружение в задачу. Формулировка проблемы. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задачи. Определение возможных форм презентации продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование .
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция .
4. Презентация результатов.
Регулятивные действия — Способность критично и содержательно оценивать свой результат.
В течение года были проведены ежедневные работы в группах на разных уроках, и реализация проектных задач, заметно, что результаты стали заметно ближе друг к другу, что говорит об их объективности: ( слайд №6)
Диагностика Бунеевой Е.В.
Проектные задачи. (2 полугодие)
Самостоятельно формулировать цель деятельности: 93%,
Самостоятельно формулировать цель деятельности: 89%
Составлять план действий: 76%,
Составлять план действий: 74%
Действовать по плану: 71%
Действовать по плану:70%
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:61%
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:62%
Проверять и оценивать результаты работы:72%
Проверять и оценивать результаты работы:69%
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
После каждой проектной задачи провожу письменный опрос:
-Что дала эта проектная задача лично мне?
А также устно провожу опрос-дискуссию: -Что полезного, интересного из опыта решения проектной задачи можно использовать в текущей работе нашего класса?
Источник