Проектная деятельность как одно из условий формирования ууд младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Доклад « Проектная деятельность как одно из условий формирования ууд младших школьников»
Подготовила: Донская Т.В.
учитель начальных классов
Познай себя – это интересно,
Сотвори себя – это необходимо,
Утверди себя – это возможно
Прояви себя – это реально!
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Основная цель моей работы: включение в проектную деятельность учащихся, приобретение детьми опыта работы над проектами .
Организовать работу с классом по данной теме.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
Формировать навыки работы в группе.
Формировать навыки самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные качества.
Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность.
Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.
Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к моей деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Начиная работу с первоклассниками, я столкнулась с рядом проблем:
-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
-неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
-невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти проблемы и проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные перед нами в рамках стандартов второго поколения, я решила , что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому, начиная со второго полугодия 1-ого класса, я стала вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности.
На подготовительном этапе я провожу анкетирования родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Привлекая к этой работе родителей, важно делать установку на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Выявляю уровень развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся.
Исследовательский опыт первоклассников я формирую за счет таких приемов как рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение — рассматривание, коллективное моделирование. Применяю игры — занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: развитие умений видеть проблемы, развитие умений выдвигать гипотезы, развитие умений задавать вопросы, то есть развитие регулятивных УУД; подбор литературы по заданной теме, ориентировка в справочной литературе, ориентировка в тексте, то есть развитие познавательных УУД.
На уроках я систематически использую работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то учителя. При работе в паре очень часто дети предлагают друг другу следующие задания: назвать и показать части растений, рассказать признаки какого-либо предмета, задают друг другу вопросы по заданному тексту. Такие виды деятельности помогают учителю научить детей слушать и слышать друг друга.
В первом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности. (Что вы хотите делать? Что вы умеете делать? Что мы еще можем сделать? Что в результате у нас получится?) На начальном этапе организации проектной деятельности этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая.
Таким образом, на первом этапе мы создаем простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и учим презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
Во втором и третьем классах я развиваю умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Подчеркну ещё раз, что основой исследовательской деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ. На уроках я выделила следующие этапы организации наблюдений:
1) Определение, выбор объекта наблюдения. (Задание: найди, рассмотри, собери).
2) Процесс наблюдения за объектом. (Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи).
3) Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения (Задание: сопоставь, сравни, проанализируй).
4) Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся. (Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость).
5) Формулирование выводов и обобщений. (Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, экологического паспорта, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений).
Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, и изучив рекомендации С.Г.Щербаковой, М.К. Господниковой, И.С.Сергеева , я выбрала оптимальную структуру урока, содержащего проектную деятельность:
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). На этом этапе мы распределяем детей на группы. Состав групп продумываем с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети являются «аналитиками» или «испытателями». Действия в группе: обсуждение задания (коллективно), выполнение практических заданий и наблюдение («экспериментаторы»), оформление и наглядное подкрепление каждого раздела («иллюстраторы»), формулирование выводов, систематизирование («аналитики»), практическое применение результатов, апробирование проекта («исследователи»).
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение формулировать проблему. Коммуникативные УУД- это: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД — это: умение определять цель деятельности.
В работе над учебным проектом используются термины «тема», «цель», «задача», «гипотеза», «информация», «продукт», «презентация».
Наряду с изучением и проведением проектов мы продолжаем применять тренировочные задания, необходимые для формирования первоначальных проектных умений и поддержания уровня их сформированности, а также применяем диагностики для мониторинга сформированности определенных учебных действий.
Третий этап является подготовительным. В ходе его составляется план деятельности по разработке проекта. Учитель должен направить работу так, чтобы учащиеся сделали выбор, наиболее близкий к замыслу. Здесь важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей. На этом этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия; умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.
На четвертом этапе собственно осуществляется проектная деятельность. На первых уроках, когда важна руководящая роль учителя, я доверяю разработку каждого раздела каждой группой по очереди. В дальнейшем каждая группа разрабатывает свой раздел, что повышает степень самостоятельности детей. На этом этапе формируем умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств — это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами — это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем — это регулятивные УУД.
Пятый этап — это презентация разработанного проекта.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности, когда дети учатся анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
На седьмом этапе подводятся итоги всей работы в целом. На последних трех этапах формируем коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; регулятивные УУД: умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно связывается с тематическим обучением младших школьников . Примеры тем: «Здоровье», «Птицы», «Лес» и т.д. Тема, реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными дисциплинами или внеклассной деятельностью, так что реализовать ее в рамках одного урока невозможно. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно — внеурочных занятий.
Такого рода тематическая проектная деятельность требует особой организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Составление схемы темы позволяет объединить детей в группы по интересам. Распределение учащихся в группы по интересам позволяет всех заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создании е проекта.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса, учебно-познавательной мотивации)
— регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)
— познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)
— коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы )
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов Обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
Итак, предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит:
-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 15% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 15%; реализацию проекта — 65%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом , анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности и познавательной активности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности.
Подводя итог , отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Источник