Проектная деятельность школьника способы организации

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы — это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Источник

« Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

Организация проектной деятельности в школе (презентация)

Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:

– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

– подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей неспособностью це­ленаправленно и оперативно решать острые социальные вопро­сы. Разрушение прежней системы образования, централизован­ной, ориентированной на выполнение исключительно государ­ственного социального заказа, привело в условиях разгосударст­вления общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необос­нованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проекти­рованию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только обра­зования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.

Читайте также:  Грузди соленые холодным способом покрылись плесенью

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования раз­ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само­стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но­вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо­вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма­териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном простран­стве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теорети­ческого знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы гово­рим о методе проектов, то имеем в виду именно способ дости­жения дидактической цели через детальную разработку пробле­мы (технологию), которая должна завершиться вполне реаль­ным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот ре­зультат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак­тической деятельности. Чтобы добиться такого результата, не­обходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и воз­можные последствия разных вариантов решения, умения уста­навливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми мето­дами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то про­блемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегриро­вания знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязае­мыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической тех­нологии, то эта технология предполагает совокупность исследо­вательских, поисковых, проблемных методов, творческих по са­мой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным спо­собом создать условия деятельности, максимально приближен­ные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возмож­ность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов дея­тельности, составляющих коммуникативную и информацион­ную компетентности.

По своей сути проектирование — самостоятельный вид дея­тельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

— разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

— реализация проектного замысла (выполнение запланиро­ванных действий);

— оценка результатов проекта (нового/измененного состоя­ния реальности).

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проек­ты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе да­ет возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени обра­зования (10-11 классы) является их исследовательский, при­кладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение меж­предметным проектам, проектам с социальной направленно­стью.

Проектная деятельность — инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

«Проект» — в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»

Цель проектной деятельности — понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов

· Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

· Принимать самостоятельные аргументированные решения.

· Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Сущность метода проектов

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

· поисковые (мозговые атаки)

· научный метод (ролевые игры)

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

умения предметной области знания (умения предметной области знания),

· интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),

· коммуникативные умения (умения совместной деятельности

· Общим основанием для уровневого рассмотрения проблем­ности является степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся:

· 1- й уровень соотносится с проблемным изложением учебно­го материала учителем;

· 2- й уровень означает, что преподаватель создает проблем­ную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;

· 3- й уровень предполагает, что преподаватель создает про­блемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;

· 4- й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Принципы организации проектной деятельности.

· Проект должен быть посильным для выполнения

· Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

· Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

· Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

· Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

· Обязательная презентация результатов работы по проекту

Доминирующая в проекте деятельность :

· исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

· ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Читайте также:  Сколько варить грибы для засолки холодным способом

· моно проект (в рамках одной области знания);

Характер координации проекта :

· проект с открытой координацией — непосредственный (жесткий, гибкий),

· проект со скрытой (неявной) координацией — скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Количество участников проекта

· парные (между парами участников);

· групповые (между группами участников).

· краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;

· средней продолжительности (от недели до месяца);

· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предпо­лагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следова­ния логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о ме­тоде проектов в образовательном процессе, хотелось бы отме­тить, что последовательность этапов работы над проектом соот­ветствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознан­ная человеком — поиск способов разрешения проблемы — реше­ние.

Этапы работы над проектом

Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

— с помощью видеоряда;

— с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источни­ков информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастер­ских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, выте­кающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1 . Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

2. Корректность используемых методов исследования и ме­тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I . Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зави­симости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

— консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

— мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

— фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

— наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

— не участвовать ни в одном из текущих проектов;

— участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

— в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

— выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уменику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

— выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимо­действие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отно­шении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­фантильности (он — ответственный опекун, я — безответствен­ный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессио­нал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я — чело­век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

— оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельно­сти. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагае­мые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий дея­тельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для даль­нейшей работы, например, формируют личный интерес к ново­му знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интер­претированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (само­оценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной дея­тельности является обучение школьников умению проектиро­вать.

Этой цели может служить курс практических занятий по формированию умений и навыков проектирования. (В посо­бии приводится тематическое планирование курса «Учимся проектировать».) Вести занятия по данному курсу могут пред­метники, классные руководители, руководители МО, психологи. Самое главное — это должны быть педагоги, владеющие прие­мами групповой работы, имеющие представления об индивиду­альных особенностях школьников, умеющие устанавливать до­верительные партнерские отношения с детьми.

При разработке специального курса учитывалось соответст­вие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Читайте также:  Дистанционные способы взаимодействия с организацией

Организуя занятия по курсу «Учимся проектировать», целе­сообразно использовать эвристические методы, которые развивают творческое воображение, помогают находить нетривиаль­ные пути решения творческих задач проектирования.

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассо­циация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника.

Аналогия — метод решения поставленной задачи, при ко­тором используются уже существующие решения в других об­ластях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи — суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по анало­гии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыва­тель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация — метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действи­тельности. Развитие образно-ассоциативного мышления учаще­гося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность — одни из важнейших задач в обучении твор­ческой личности, способной мобильно реагировать на окру­жающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология — метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствова­ния необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование — метод переста­новки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компо­новочных решений. Этот метод может дать достаточно неожи­данные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рацио­нальное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника — метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его фи­зическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, — нажатием одной кнопки на брелке. Все это — антро­потехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: ин­версия, мозговая атака, мозговая осада.

Инверсия — (от латинского inversion — «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурд­ная перестановка — «переворот». Такой подход к проектирова­нию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он по­зволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).

Мозговая атака (мозговой штурм) — коллектив­ное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром тем­пе; всякая критика запрещена; процесс записывается. Затем идеи анализируются.

Мозговая осада — это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название «осада».

Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач

· Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

· Регулирование отношений в детском коллективе.

· Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.

· Повышение самооценки ребенка.

· Развитие учебной мотивации

· Углубление интереса к развитию личности и многие др.

Преимущества метода проектов

Метод проектов — это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ста­вит и решает собственные проблемы, и технология сопровожде­ния самостоятельной деятельности учащегося. Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выпол­няемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием про­дукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

— он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

— успешно интегрируется в образовательный процесс;

— легко вписывается в учебный процесс. Эта технология по­зволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

— этот метод гуманистический, обеспечивает не только ус­пешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжела­тельность по отношению к учителю и друг к другу;

— проекты сплачивают детей, развивают коммуникабель­ность, желание помочь другим, умение работать в команде и от­ветственность за совместную работу;

— позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопле­ния учеником суммы знаний на овладение им различными спо­собами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

— использует множество дидактических подходов;

— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и во­влеченности в работу по мере ее выполнения;

— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

— приносит удовлетворение учащимся, использующим про­дукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

— интеграцию учебного содержания;

— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

— формирование информационных, коммуникативных и со­циальных компетенций;

— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проекти­рования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умст­венных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

— умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

— умение понимать поставленную задачу, суть учебного за­дания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавате­лем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

— умение планировать конечный результат работы и пред­ставлять его в вербальной форме;

— умение планировать действия, то есть распоряжаться бюдже­том времени, сил, средств. Составлять последовательность дейст­вий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; — умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

— умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

— умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная инфор­мация, оснащение и т. п.);

— умение выражать замыслы, конструктивные решения с по­мощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

— умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

— умение составлять схемы необходимых расчетов (конст­руктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

— умение оценивать результаты по достижению планируемо­го, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

— умение оценивать проекты, выполненные другими;

— умение понимать критерии оценивания проектов;

— умение защищать свой проект во время процедуры пуб­личной защиты проектов;

— умение конструировать представления о профессиональ­ной проектной деятельности, об индивидуальности проекти­ровщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Источник

Оцените статью
Разные способы