Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа
статья по теме
Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_studentov_kolomenskogo_politehnicheskogo_kolledzha.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство развития личности студентов колледжа
преподаватель английского языка
ФГОУ СПО Коломенский
Мы привыкаем к цепям и жалеем об
их отсутствии, когда их с нас снимают.
Современное общество требует от студента колледжа не просто усвоения информации, а проявления умений, необходимых для жизни. Происходит переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков на развитие творческих способностей студентов, самостоятельности их мышления, а также чувства личностной ответственности. Таким образом, студент становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный характер. Также требованием времени является подготовка студентов к исследовательской деятельности, и здесь важную роль играет развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности.
Так как традиционная система образования опиралась на логическое (однонаправленное) мышление и практически не уделяла внимание мышлению, отступающему от логики, студенты колледжа имеют слабые задатки к развитию творческих способностей и самостоятельности мышления. Возникает множество стереотипов, обучающиеся становятся более рациональными.
Основная цель проектной деятельности – это развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности студентов [5]. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы колледжа, используя потенциал информационных ресурсов.
В чем же преимущества проектной деятельности? Во-первых, она позволяет решить проблему мотивации. На уровне планирования проекта необходимо сформулировать задачи так, чтобы они не имели заранее известных решений. Постепенно студенты учатся формулировать задачи самостоятельно. Во-вторых, студенты могут выбрать задание, соответствующее их личным способностям и интересам. В-третьих, в процессе проектной деятельности студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. В-четвертых, проектная деятельность тесно связана с применением новейших компьютерных технологий.
Существует ряд базовых требований к использованию метода проектов на занятиях:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования [1, c.5].
Можно сказать, что именно проектная методика создает требования, которые необходимы для развития личности: отсутствие правил, ограничивающих ход мысли студентов; предоставление им полной самостоятельности; создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в ходе поисковой деятельности.
В переводе с латинского проект — это брошенный вперед, а проектирование — это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде [3, c. 96-97]. Поэтому идея метода проекта – это направленность на результат, на изменение окружающей среды, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.
В ходе организации проектной деятельности преподаватель не должен сдерживать инициативы студентов и делать то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно, он должен учить их анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Студенты должны чувствовать, что это их работа, а чтобы эта работа была организованной, необходимо проводить с ними консультации по проектной деятельности, знакомить их с видами проектов и их структурой.
Хочется обратить внимание на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала “вспышка интереса” как побуждающее событие. Студенты должны быть заинтересованы в проекте. Они должны представлять не только задачу, но и пути её решения [4]. Поэтому на первых этапах организации проектной деятельности, темы проектов предлагает преподаватель. А когда студенты в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами.
Проектная деятельность превращает учителя из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих учеников, готового к постоянной консультативной помощи, способного осуществлять индивидуальный подход на любом этапе проектной деятельности.
Любой проект должен быть доведен до логического конца, а студенты — пройти все этапы проектирования. Так как результат проектной деятельности является самым важным для них, они должны почувствовать значимость своей идеи, своего проекта. Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формируется в тему нового проекта [2].
В заключение следует отметить, что использование проектной деятельности готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Конечно, это очень трудоемкая и достаточно сложная работа, но модернизация России ведет к тому, что будут востребованы специалисты, которые умеют реализовывать исследовательские, научные, информационные и другие проекты, так как проектная деятельность позволяет человеку самостоятельно приобрести и усвоить материал в удобной и доступной форме, формирует навыки нестандартного мышления и творческого потенциала [6, 27].
Источник
Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза
Дата публикации: 18.02.2016 2016-02-18
Статья просмотрена: 958 раз
Библиографическое описание:
Сгонник, Л. В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26321/ (дата обращения: 18.11.2021).
Идея применения проектной деятельности в образовательном процессе не нова. Метод проектов возникает в начале XX века в США (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик). С 1905 года опыт применения метода проектов все активнее обсуждается в России. Сторонниками использования метода проектов были педагоги П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий и др. Безусловными преимуществами данного метода педагоги считали необходимость самостоятельного добывания обучающимися информации и интеграцию знаний для решения конкретной социальной проблемы. Цель проекта – это организация деятельности ребенка по приобретению знаний, которые могут пригодиться в жизни. Основная идея данной технологии — уравновесить теоретические знания и возможности их применения для решения конкретной проблемы. С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
2. Экскурсионные проекты
3. Повествовательные проекты
4. Конструктивные проекты
На рубеже 1910–20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Мы под методом проектов понимаем определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности, а именно в виде решения практической или теоретической задачи. [5]
Большие возможности предоставляет проектная деятельность в ходе профессионального становления будущего специалиста через овладение активными способами действий. Проектная деятельность может быть применена как технология на всех уровнях организации системы образования: в дошкольном образовании, в школе, колледже и вузе. Данная технология развивает аналитические и организационно-управленческие функции, повышает конкурентноспособность специалиста. В связи с внедрением ФГОС ВО в систему профессионального образования все активнее применяется деятельностно-компетентностный подход к подготовке кадров, который предполагает использование современных образовательных технологий, максимально приближающих студента к будущей профессиональной деятельности и формирующий у него важные профессиональные компетенции специалиста. [3]
Высшее педагогическое образование не является в этом отношении исключением и активно апробирует технологии, которые способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущего педагога. Подготовка будущего педагога предполагает использование современных образовательных технологий, формирующих компетенции не только в предметно-содержательном плане, но и путем обеспечения интеграции приобретенных знаний в профессиональные умения и опыт. В качестве одной из таких технологий мы рассматриваем участие студентов в проектной деятельности. При более детальном рассмотрении сущности проектной деятельности мы видим в ней много общего с содержанием и методами творческой и исследовательской деятельности, по сути это интеграция свойств каждой из них. Мы рассматриваем проектную деятельность студентов как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций будущего педагога, так как она предполагает самостоятельный поиск информации через проработку проблемы, ориентацию на практический результат, проведение обобщающего анализа знаний из разных предметных областей, поиск путей решения проблемы, представление результатов в ходе публичной защиты доказательств и изучение опыта применения.
Сегодня участие молодежи в проектной деятельности рассматривается не только как государственное направление молодежной политики, но и как вектор реализации стратегических целей развития общества, поскольку вопросы прогнозирования и проектирования напрямую связаны с решением реальных социально-экономических, экологических, политических и других сфер развития общества. Молодежь, находясь в условиях состязательности, творчества и проблемной ситуации в состоянии выработать нестандартный подход к решению злободневной социальной проблемы. И от этого выигрывают все: общество и государство, качество профессиональной подготовки, сам молодой человек, который в процессе участия в проектной деятельности обретает бесценный опыт масштабного мышления, творчества и участия в решении конкретных задач.
Студенчество сегодня — инициатор социальных нововведений. [4] Поэтому привлечение студентов к решению социальных проблем региона способно не только обозначить вопросы диагностики реальных проблем, но и предложить варианты их практического и эффективного решения. Именно поэтому, сегодня проектная деятельность все шире применяется в работе образовательных учреждений, молодежных объединений, общественных организаций, молодежных форумов, научных и профессиональных организаций. На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом. Студенты в ходе работы овладевают технологией социокультурного проектирования.
Что же необходимо для включения студентов педагогического вуза в проектную деятельность?
— наличие значимой проблемы
— практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов
— самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность обучающихся
— структурирование содержательной части проекта
— использование исследовательских методов, предусматривающих обоснование актуальности, гипотезы, методов решения, способов оформления, итогов, презентации и выводов.
Овладение технологией проектной деятельности приводит к изменению мотивации студента: теперь он познает, чтобы решить конкретную социальную проблему. При этом важен и процесс познания и результат, позволяющий решить конкретную проблему и раскрывающий творческий потенциал студента. Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять реальное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, администрацией вуза, реализовывать на практике социальное партнерство, участвует в реализации конкретного социального молодежного проекта, осуществляет презентацию проекта и его реализацию. По мнению самих студентов, участие в проектной деятельности научило их:
—самостоятельно находить необходимую информацию;
—работать в команде, демонстрировать готовность к социальному взаимодействию;
— выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;
—определять, как полученные знания могут быть применены в окружающей действительности. алгоритм планирования, задав следующие вопросы. [1]
Анализ применения проектно-технологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в Филиале СГПИ в г. Железноводске показал. что в образовательном процессе реализуются проекты разного вида. Проекты используются в учебном процессе на занятиях, в научно-исследовательской работе (деятельность СНО), во внеурочной деятельности. [5]
Применяемые проекты различаются по предметному содержанию: монопроекты (фоторепортаж «История Великой Отечественной войны в лицах») и межпредметные проекты (Театрализованный литературный фестиваль «Литература окрыляет ум и сердце»; по характеру контактов: внутренние (газета «Студенческий перекресток») или региональные (Проведение Новогоднего утренника в Детском доме рук. Фабрика Ю. И.); по количеству участников: индивидуальные и групповые; летопись Филиала рук. Краснокутская Л. И., фоторепортаж к 90-летию со дня основания образовательного учреждения рук. Михайлова М. А., День здоровья рук. Ярлыкова О. В., Интервью с интересным человеком рук. Лебединская В. Г., по продолжительности: краткосрочные и долгосрочные;: Клуб «Социально-педагогическая поддержка студенческих семей» рук. Гончарова Н. В., по целям: исследовательские; информационные (сбор информации); творческие (подготовка видеофильма о деятельности педагогического клуба «Данко» рук. Пономаренко В. П., репортажа в газету «Железноводские ведомости»); прикладные (подготовка словаря, документа, учебного пособия «История литературы Ставропольского края» рук. Куденко Н. И.). Это проекты: «Зеленое яблоко» рук. Тарасова Д. А., «Организация досуга детей Базовой общеобразовательной школы студентами 1 курса» рук. Величко И. В. и многие другие.
В 2015 году студенты Филиала СГПИ в г. Железноводске приняли активное участие в целом ряде конкурсов, направленных на реализацию Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года по ряду направлений молодежной политики. Так, для участия в Молодежном форуме «Машук-2015» был подготовлен и представлен проект, являющийся продолжением проекта, ставшего победителем в номинации «Информационные технологии» Северо-Кавказского молодежного форума «Машук — 2013». Проект был направлен на организацию работы молодежной рубрики «Твоя Тема» в программе «Новости Железноводск ТВ» на базе теле-радиостудии города-курорта Железноводска Ставропольского края. На протяжении 2014–2015 гг. молодежная рубрика «Твоя Тема» продолжала работу в программе «Новости Железноводск ТВ». Проект был направлен на содействие теле-радиостудии города-курорта Железноводска Ставропольского края в информационном освещении жизни молодежи в г. Железноводске. Программа проводила анализ социальных, конфессиональных, профессиональных, жилищных и других проблем молодежи, вела пропаганду социальных программ, направленных на поддержку, популяризацию выдающихся достижений молодежи, консолидацию усилий молодых специалистов в разработке актуальных проблем и решении приоритетных задач города, содействие укреплению и развитию связей между молодежью различных учебных заведений и организаций. Продолжение работы в рамках проекта и молодежной рубрики «Твоя тема» в программе «Новости Железноводск ТВ» было обусловлено необходимостью обсуждения молодым поколением насущнейших проблем. Куратором проекта выступила Фабрика Ю. И., преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин Филиала, руководителем проекта Гуляева А. С., студентка 3 курса гуманитарного факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, координаторами проекта стали Пономаренко В. П., техник-программист Филиала и Мищенко А. Ф., студентка 3 курса гуманитарного факультета, Филиала СГПИ в г. Железноводске.
На Северо-Кавказский молодежный форум «Машук — 2015» был заявлен проект Путеводитель «Шотландская колония Каррас в истории и литературе». Данный проект позволил расширить дополнительные привлекательные исторические и социокультурные туристские ресурсы в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации –Кавказские Минеральные Воды. Реализация проекта позволила бы ввести п.Иноземцево в туристско-рекреационный кластер КМВ, расширила бы туристские услуги и повысила бы туристическую привлекательность региона для туристов ближнего и дальнего зарубежья. Проект представляет интерес для турфирм, туроператоров, экскурсоводов, специалистов станций юных туристов, студентов и учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой. Авторами проекта стали участники-лауреаты VII ежегодного Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» с электронным путеводителем «Тайные истории пос. Иноземцево» (2013 т.): куратор проекта Краснокутская Л. И., кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-филологических дисциплин Филиала, Ордян Е. А., учитель истории и обществознания базовой общеобразовательной школы, Чекмарева Т. В., студентка 3 курса психолого-педагогического факультета, Неезжалова Е. С., студентка 3курса психолого-педагогического факультета.
Одним из победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов «Таврида» в Крыму в 2015 году стал проект, подготовленный Иваненко Н. Н., студенткой 4 курса психолого-педагогического факультета Б-4н группы, направленный на решение одной из проблем современной России — проблемы эстетического развития воспитанников детских домов, детей «группы риска» и детей-инвалидов через театрализованные представления и непосредственное вовлечение их в театральную деятельность При этом дети становятся полноценными участниками действия, происходящего на сцене. Деятельность Театральной студии «Эмоция» в рамках реализации данного проекта направлена на подготовку и проведение концертных номеров и праздничных постановок для детей — воспитанников детских домов и коррекционных учреждений школ-интернатов города-курорта Железноводска.
Реализация метода проекта позволяет решить и другие не менее важные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, а именно:
сформировать у будущих педагогов компетенций, которые позволят им в дальнейшем организовывать театральные студии в образовательных учреждениях; развить коммуникативных навыков студентов — будущих педагогов; развить артистические способности и сценическое мастерство студентов.
Наш опыт показал, что проектная деятельность способствует формированию профессиональных и личностных качеств при соблюдении следующих условий:
—проект имеет общественную значимость;
—проект представляет профессионально ориентированное задание;
—уровень сложности проектов возрастает;
—проект ориентирован на учет индивидуальных интересов и способностей студентов.
На наш взгляд, формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе: WEB-сайт, анализ данных социологического опроса, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, макет, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в …, праздник, публикация путеводителя, серия иллюстраций, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.
Проектная деятельность позволяет уменьшить поток информации, который обрушивается на студента, изменив ситуацию в сторону соединения теории с практикой, творчества с научным исследованием. В ходе выполнения проекта студентом от постановки целей до реализации проекта и анализа результатов он переживает радостные моменты творческой самореализации, выполняемое задание обретает личностный смысл. [7]
Таким образом, проектная деятельность в педагогическом вузе является современной образовательной технологией, позволяющей эффективно формировать профессиональные компетенции будущего педагога в учебной, воспитательной и научной деятельности и имеющей большие перспективы.
Источник